Газовая колонка на сжиженном газе: особенности

Содержание

Как выбрать газовый водонагреватель

Еще лет 20 назад газовые колонки казались пережитком прошлого – в новых квартирах горячая вода текла из крана без всяких дополнительных ухищрений. Но с развитием частного домостроения газовые водонагреватели вновь появились на прилавках специализированных магазинов.

Да и в квартирах они не такая уж редкость. И неспроста – установка газового водонагревателя не только раз и навсегда решает проблему сезонных отключений, но и обеспечивает жилье горячей водой по минимальным расценкам. Получаемая с помощью колонки горячая вода обходится дешевле, чем нагреваемая электричеством или попадающая в дом из системы централизованного водоснабжения. В зависимости от местных тарифов, вода, нагретая газом, будет в 3-10 раз дешевле нагретой электричеством.

Стоят колонки недорого, и повсеместному их распространению препятствуют только сложность и дороговизна установки (включающей внесение изменений в газовый проект, их согласование, монтаж газопроводных труб, приемку «Газсервисом» и т.д.).

Электрические водонагреватели таких проблем при установке не создают, но вода в них получается довольно дорогой. Да и мощность электрических водонагревателей сильно ограничена возможностями электропроводки.

Если вы собрались покупать газовый водонагреватель, то отнеситесь к подбору его характеристик со всем вниманием – во-первых, это застрахует вас от разочарования недостаточным удобством эксплуатации, напором или температурой воды. А во-вторых, характеристики водонагревателя учитываются при разработке и согласовании проекта. После утверждения проекта (и тем более, после установки колонки) просто сменить одну модель на другую не получится – потребуются дополнительные согласования, временные и денежные затраты.

Характеристики газовых водонагревателей

По виду газовые водонагреватели делятся на проточные и накопительные.

Проточные нагреватели (они же – колонки) нагревают протекающую воду за то время, пока она находится в теплообменнике колонки. Перед теплообменником расположен датчик потока. При начале потребления воды (открыт кран горячей воды) датчик потока дает сигнал управляющей схеме, которая открывает подачу газа и поджигает горелку. Управляющая схема также контролирует температуру воды на выходе. При наличии электронного управления пламенем горелки, электроника увеличивает или уменьшает подачу газа в основную горелку для поддержания заданной температуры. При прекращении потока воды или превышении температуры горелка выключается.

Проточные колонки компактны и недороги. Недостатками же являются нестабильная температура (на недорогих моделях) и невысокая производительность большинства бытовых моделей – до 15 л/мин. Для загородного дома или большой квартиры этого может оказаться недостаточно.

Накопительные водонагреватели (газовые бойлеры) нагревают до заданной температуры некоторый объем воды, находящийся в бойлере. Автоматика в таких нагревателях устроена проще – при падении температуры горелка включается, при достижении заданной – выключается. Модуляция пламени и контроль потока не требуются.

Преимущества накопительных водонагревателей:

– они позволяют очень быстро получить большой объем горячей воды;

– они могут работать при слабых напорах газа и воды, недостаточных для работы колонки (например, при автономном газоснабжении);

Недостатки у накопительных водонагревателей тоже есть:

– после того, как нагретая вода вбойлере закончится, вода в кране станет холодной; для прогрева бойлера потребуется некоторое время;

Недостатки газовых бойлеров довольно весомы, а преимущества востребованы не всегда, поэтому в продаже их немного – большинство покупателей делает выбор в пользу газовой колонки , электрического бойлера или бойлера косвенного нагрева.

Производительность – основная характеристика проточного водонагревателя. Именно от производительности зависит, будет ли всем хватать горячей воды, если одновременно открыто несколько кранов. С одной стороны, чем выше производительность, тем меньше вероятность, что кому-то не хватит горячей воды. С другой стороны, это большая мощность и высокая цена. Поэтому лучше подобрать производительность исходя из реальной потребности:

Таким образом, если вам надо, чтобы можно было одновременно использовать мойку и принимать душ, то производительность должна быть 12-18 л/мин.

Но это еще не все – производительность показывает, какое количество воды колонка нагреет за одну минуту на 25°С. Такое значение (25 градусов) выбрано потому, что температура холодной воды обычно составляет 15°С. При нагреве холодной воды на 25°С на выходе колонки будет 40°С, что вполне достаточно как для душа, так и для мойки. Только следует убедиться, что производительность колонки приведена именно для перепада температур в 25 градусов – это значение (Δt) должно быть указано в паспорте и – обычно – на шильдике на корпусе колонки.

Но что, если температура холодной воды ниже 15 градусов? Такое вполне может быть в зимний период или в загородном доме с водоснабжением из скважины. В этом случае производительность снизится, поэтому следует подбирать её с некоторым (15-30%) запасом. Впрочем, можно и точно подсчитать производительность для любого перепада температур по формуле:

где p – производительность колонки (л/мин), М – её мощность (кВт), Δt – перепад температур, 13,5 – масштабный коэффициент, учитывающий теплоемкость воды, КПД колонки и т.п. Так, для колонки мощностью 20 кВт при Δt = 25С, производительность составит примерно 10 л/мин.

Для накопительных водонагревателей основной характеристикой является объем бойлера – чем он больше, тем больше членов вашей семьи смогут умыться, принять душ или ванну без долгого ожидания прогрева бойлера после предыдущего использования.

Но имейте в виду, что чем больше объем бака, тем больше времени потребуется на его нагрев. Сколько конкретно времени потребуется – зависит от мощности бойлера, его объема и разницы температур:

где t – время прогрева в часах, V-объем бойлера, Δt – перепад температур, W- мощность бойлера в кВт, 0,00117 – масштабный коэффициент.

Тип камеры сгорания.

Камера сгорания может быть открытой либо закрытой. У водонагревателей с открытой камерой сгорания воздух для горения поступает из помещения, в котором водонагреватель установлен. Модели с открытой камерой сгорания стоят дешевле, но требуют наличия приточной вентиляции, иначе содержание кислорода в помещении может сильно снизиться. Кроме того, обычно такие модели рассчитаны на естественный отвод продуктов сгорания и требуют наличия дымохода, что не всегда возможно реализовать.

В закрытую камеру сгорания воздух поступает снаружи помещения. Водонагреватели с закрытой камерой сгорания оснащаются коаксиальной трубой – по внутренней трубе выводятся продукты сгорания, а по внешней – забирается воздух в камеру. Движение воздуха и газов по трубе осуществляется с помощью вентилятора. Такие модели стоят дороже, потребляют больше электричества, зато проще в установке – коаксиальную трубу обычно выводят наружу здания прямо на месте установки водонагревателя.

Материал теплообменника

В газовых водонагревателях используется три вида теплообменников:

– Медные теплообменники имеют высокую устойчивость к коррозии и обеспечивают быстрый прогрев воды за счет высокого коэффициента теплопередачи. Но чистая медь – металл дорогой, поэтому модель с качественным медным теплообменником будет стоит намного дороже. Некоторые производители для снижения цены используют медь низкого качества или дешевые медные сплавы – такой теплообменик прослужит меньше.

– Теплообменики из нержавеющей стали недороги, устойчивы к коррозии и термическим деформациям. Единственным их недостатком является чуть меньшая скорость прогрева воды. Слабым местом теплообменников из нержавеющей стали являются швы – если они выполнены с несоблюдением технологии, то очень быстро становятся очагами ржавчины. Поэтому следует с подозрением отнестиь к теплообменникам малоизвестных производителей.

– Теплообменники из оцинкованного железа дешевле остальных, но это единственное их преимущество – низкая коррозионная устойчивость такого теплообменника быстро приведет к его прогару.

Управление водонагревателя может быть ручным и электронным.

При ручном управлении подача газа и воды регулируются вручную – вентилями. Модели с таким управлением заметно дешевле, но в эксплуатации могут быть довольно неудобны. При ручном управлении любое изменение потребления (открыли еще один кран, закрыли открытый) ведет к изменению температуры горячей воды. “Не открывай кран на кухне, я в душ пошел” – как раз про этот случай.

При электронном управлении пользователь выставляет требуемую температуру воды, а автоматика колонки уже сама следит за тем, чтобы вода на выходе была заданной температуры, независимо от потока.

Розжиг горелки водонагревателя осуществляется с помощью искры (как на современных газовых плитах). Колонки, разжигаемые от спички, давно ушли в прошлое.

Самый простой способ розжига на современных водонагревателях – с помощью пьезоэлемента. Для розжига факела при этом нужно нажать соответствующую кнопку. Это вовсе не значит, что кнопку нужно будет нажимать каждый раз, как потребуется горячая вода – пьезоэлемент поджигает не основную горелку, а запальную, которая горит все время работы прибора и поджигает при необходимости основную горелку.

Более совершенные модели имеют электронный розжиг, работающий от сетевого электричества, батареек или гидрогенератора (генератора, вырабатывающего электроэнергию при протекании воды по трубе).

Наиболее удобен розжиг от сети 220 В – он не требует замены батареек, и цену прибора, как, например, гидрогенератор, не повышает.

Часто можно услышать возражения, что зависимость от сети делает невозможным пуск водонагревателя при отсутствии электричества – так оно и есть. Но, во-первых, это не так уж и важно – мало где настолько часто и надолго отключают электричество, чтобы это доставило реальное неудобство. А во-вторых, большинство современных водонагревателей с электронным управлением и закрытой камерой сгорания и так энергозависимо – 220 В нужны для работы вентилятора и электронной схемы.

Если же отключения бывают часто, а без горячей воды оставаться не хочется ни на минуту, то можно подключить водонагреватель через источник бесперебойного питания.

При покупке колонки в городскую квартиру обратите внимание на максимальное давление воды у выбранной модели. Несмотря на норматив давления в 4 бара, в городских сетях водоснабжения давление может доходить до 6 бар, а при гидроударах – и до 8. Следует либо подбирать колонку с максимальным давлением 8-10 бар, либо предусмотреть редуктор давления на входе холодной воды.

Максимальная температура нагрева воды. Для колонок этот параметр не очень важен. Минимального значения в 50-60 градусов обычно вполне достаточно – в быту большие температуры не требуются, и смысла в очень горячей воде из-под крана нет.

А вот накопительный водонагреватель лучше брать с максимальной температурой повыше – 75-80°С. Это позволит увеличить объем доступной теплой воды при неизменном объеме бойлера. Если 100 литров воды из бойлера с температурой 60°С при смешении с холодной водой (15°С) дадут 180 литров с температурой 40°С, то те же 100 литров, но с начальной температурой 80°С дадут уже 260 литров теплой воды.

Минусом такого решения становится высокая температура воды в «горячем» кране, которая может привести к ожогам при неосторожном обращении.

Безопасность газовых водонагревателей

Эксплуатация газового водонагревателя (как и любого другого газового оборудования), связана с опасностью утечки газа или отравления продуктами сгорания. К счастью, большинство водонагревателей оснащено элементами, значительно повышающими безопасность их эксплуатации:

Газ-контроль представляет собой автоматическое устройство на основе термического или ионизационного датчика горения. При пропадании пламени автоматика прекращает подачу газа, предотвращая его возможную утечку. Особенно важно наличие этой опции на водонагревателе, если он устанавливается в помещении с источниками ткрытого огня – например, на кухне.

Ограничение температуры нагрева есть на всех водонагревателях, но если по какой-то причине ограничитель не сработает, вода в теплообменнике закипит, что приведет к его разрыву и поломке водонагревателя. Наличие дополнительной защиты от перегрева предотвратить подобное развитие событий.

Самодиагностика реализована на некоторых моделях с электронным управлением. При поломке какого-либо элемента водонагревателя, либо при выходе каких-либо параметров за эксплуатационные пределы (отсутствие тяги в дымоходе, пониженное давление воды или газа, пониженное содержание кислорода в камере сгорания и т.д.) электроника отключит водонагреватель и выведет на дисплей сообщение об ошибке.

Вне зависимости от количества опций безопасности на выбранной модели, следует помнить, что никакая автоматика не отменяет правил техники безопасности. Правильная установка водонагревателя, его эксплуатация в строгом соответствии с прилагающейся документацией, знание и соблюдение правил работы с газовым оборудованием – вот залог долгой и безопасной работы водонагревателя.

Варианты выбора газовых водонагревателей

Проточный газовый водонагреватель обеспечит вас горячей водой по минимальной цене – стоит он недорого, а литр горячей воды будет дешевле любого другого варианта.

Накопительный газовый водонагреватель незаменим, когда нужен кратковременный расход воды более 20 л/мин или при слабом напоре газа.

Чтобы быть уверенным в безопасности водонагревателя, выбирайте среди моделей с максимумом опций безопасности.

Для семьи в 2-3 человека будет достаточно проточного водонагревателя производительностью 10-12 л/мин – этого хватит на одновременную работу душа и мойки.

Рейтинг газовых нагревателей проточных, работающих от баллона

Если к вашему загородному дому еще не подведен газопровод, вы можете формировать бытовой комфорт в жилище с помощью газовой колонки от баллонного газа. В сравнении с электрическими водонагревателями, это более экономичный вариант. Приблизительные расчеты показывают, что одного баллона в 50 литров хватит для обеспечения 2-3 человек в течение одного месяца. Но далеко не каждая колонка может работать на сжиженном газе, поэтому при покупке в первую очередь следует интересоваться именно этим параметром. Еще следует узнать, какой газ поставляет в емкостях ваша местная компания, и делать выбор, согласно этому продукту.

Важно! Если вы приобрели нагреватель воды, не рассчитанный на работу баллонным газом, его можно переделать, но проводить работы должен квалифицированный мастер с допусками. На оборудовании указывают дату проведения перенастройки, и никакие инспекционные службы не смогут предъявить вам претензий. Следует понимать, что стабильная работа техники гарантирована только на половину ее качеством, остальные 50% зависят от грамотного профессионального монтажа.

Фото: Рейтинг газовых нагревателей

Сегодня многие производители предлагают универсальные нагреватели воды, работающие, как от природного, так и от сжиженного газа. Повышенным спросом пользуется продукция европейских брендов Ariston, Bosch и российского производителя Neva. Газовый водонагреватель проточный от баллона может быть обустроен любым типом камеры сгорания: и открытым, и закрытым. Рассмотрим наиболее популярные модели.

Важно! Баллон с газом нельзя располагать или хранить рядом с нагревательными приборами или под прямыми солнечными лучами. Это правило распространяется и на шланг, по которому топливо поступает к колонке. Также следует купировать доступ к оборудованию посторонних лиц и детей. И ни в коем случае не используйте баллон, если он поврежден.

Если дизайн газовой колонки под баллонный газ покупатель выбирает, в зависимости от интерьера, то технические характеристики должны соответствовать потребностям в горячей воде в доме, напору водопровода и давлению газа.

  • Neva
  • Neva-4510М
  • Neva-4513 М
  • Neva-5514
  • Bosch
  • Therm 2000 O
  • Therm 4000 O WR 10 2P/B
  • Therm 8000 S
  • Ariston
  • SFT 11 NG EXP
  • Fast EVO B 11
  • Marco Polo M2
  • Резюмируем
  • Продукция российского производителя модельной линейки Neva пользуется высоким спросом, благодаря достойному качеству, максимальной адаптации к условиям эксплуатации и доступной цене. Наиболее популярны три модели.

    Neva-4510М

    [gallery2 link=»file» size=»full» ids=»14319,14320,14321″]

    Полезная мощность17,9 кВт
    Тепловая произв-сть15,5 kW
    Произв-сть10 литров в минуту, при нагреве до +25 С
    Температурные значения ГВСОт 25 до 65 градусов С
    Параметры p жидкости1 бар
    Максимальное давление газа2,9 мбар

    Невысокий КПД – до 85% и ограниченные возможности обуславливают оценку пользователей в 3 балла.

    Neva-4513 М

    [gallery2 link=»file» size=»full» ids=»14324,14325,14326″]

    Полезная мощность26 кВт
    Тепловая произв-сть22 kW
    Произв-сть13 литров в минуту, при нагреве до +25 С
    Температурные значения ГВСОт 25 до 65 градусов С
    Параметры p жидкости1 тысяча кПа
    Максимальное давление газа2,9 мбар

    Этот прибор более производителен и может более эффективно подготавливать горячую воду, оценка пользователей – 4 балла.

    Neva-5514

    [gallery2 link=»file» size=»full» ids=»14329,14330,14331″]

    Полезная мощность28 кВт
    Тепловая произв-сть24 kW
    Произв-сть13 литров в минуту, при нагреве до +25 С
    Температурные значения ГВСОт 25 до 65 градусов С
    Параметры p жидкости1 мПа
    Максимальное давление газа2,9 мбар
    Еще по теме:  Теплоизоляция Пеноплэкс Комфорт для балкона и лоджии: зачем, как и какими материалами

    В модели реализованы более современные принципы, которые делают устройство более надежным и производительным с КПД в 87%, поэтому оценка пользователей – уверенная 4.

    Эти модели торговой марки «Нева» характеризует аналогичная конструкция. Продукция изготавливается из качественных материалов, так для теплообменника использована медь. Предусмотрена 5-ступенчатая система безопасности: при нагреве до +90C, при сбоях в системах подачи ресурсов и другие. Их отличия только в размерах и эксплуатационных параметрах. Все изделия можно легко перестроить на природный газ, если в ваш населенный пункт будет подведена централизованная магистраль. Преимущества газовых колонок «Нева» для потребителя следующие:

    • доступная стоимость для широкой аудитории пользователей;
    • высокая ремонтопригодность, доступность запчастей и их низкая цена;
    • стабильная работа в российских условиях, даже при изменениях давления в водопроводе;
    • компактные габариты и приятный внешний вид;
    • техника надежна, и характеризуются исключительно тихой работой;
    • в производстве используются качественные материалы, которые гарантируют долговечность;
    • широкая сервисная сеть.

    Реальный ресурс, заявленный производителем, составляет 12 лет.

    Bosch

    Немецкая корпорация Bosch уверено лидирует в отрасли производства любых видов водонагревателей, в том числе колонок проточного типа, работающих от баллонного газа. Этот факт объясняется стабильно высоким качеством продукции, широкой сервисной сети, долговечности, надежности и многофункциональности приборов. Широкий ассортимент позволяет подобрать оптимальный вариант для удовлетворения потребностей в любых объемах горячей воды, в том числе на крупных объектах.

    Therm 2000 O

    [gallery2 size=»full» link=»file» ids=»14336,14337,14338″]

    Полезная мощность17,4 кВт
    Тепловая произв-сть20 kW
    Производительность10 литров в минуту, при нагреве до +25 С
    Температура ГВСОт 25 до 60 градусов С
    Параметры p водыДо 12 бар
    Максимальное давление газа

    Поскольку современный человек предпочитает в бытовых устройствах расширенный функционал и широкие возможности, пользователи выбирают более «продвинутые» модели и ставят этому нагревателю 3 балла.

    Therm 4000 O WR 10 2P/B

    Полезная мощность17,4 кВт
    Тепловая произв-сть20 kW
    Производительность10 литров в минуту, при нагреве до +25 С
    Температура ГВСОт 25 до 60 градусов С
    Параметры p водыДо 12 бар
    Максимальное давление газа30 мбар

    Этот прибор пользуется высоким спросом, благодаря надежности, долговечности и простоте эксплуатации. Устройство имеет 2-уровневую систему защиты, и оценку от пользователей в 4 балла.

    Therm 8000 S

    Эта мощная установка пользуется высоким спросом у владельцев больших загородных коттеджей и на небольших производствах. Все пользователи оставляют о ней исключительно положительные отзывы и ставят наивысшую оценку в 5 баллов.

    Все проточные нагреватели воды этого бренда характеризует улучшенная система управления и контроля, в которой предусмотрены возможные риски в процессе эксплуатации, установив режим, вы можете рассчитывать, что БУ уменьшит интенсивность нагрева при превышении порогового значения. Приборы экономично потребляют ресурс, работают бесшумно и при обнаружении угрозы, прекратят работу. Устройства отличаются производительностью, так Therm 8000 S имеет КПД в 100%. А водонагреватели Therm 2000 и 4000 O обустроены камерой горения открытого типа, для них необходима эффективная вентиляция помещения.

    Во всех нагревателях воды реализована единая система безопасности:

    • ионизационное устройство контролирует пламеня;
    • высокочувствительный точный датчик контролирует температурный режим в дымоходе, а, при возникновении нарушений, подает сигнал на перекрывающий клапан;
    • датчик нагрева теплообменника отправляет сигнал в блок управления при превышении температуры, БУ производит блокировку;
    • датчики температуры устанавливаются на входном и выходном патрубке.

    Нагревательные приборы «Бош» имеют максимальный ресурс, заявленный производителем, — 15 лет.

    Ariston

    Итальянский производитель предлагает, как газовый нагреватель воды от баллонного газа с открытой камерой сгорания, так и с открытым модулем. Специальные модели не предусмотрены, имеющиеся в продаже могут быть укомплектованы, как для работы с природным ресурсом, так и с сжиженным топливом. Бытовые приборы имеют современный дизайн, расширенный функционал и могут эффективно подготавливать горячую воду даже при изменении давления в системе.

    SFT 11 NG EXP

    Полезная мощностьОт 8,5 до 19 кВт
    Тепловая произв-сть21,5 kW
    Производительность11 литров в минуту, при нагреве до +25 С
    Температурные значения ГВСОт 25 до 65 градусов С
    Параметры p жидкостиОт 0,1 до 10 бар
    Максимальное давление газа20 мбар

    Модель имеет оригинальный эффектный дизайн, который станет украшением любого помещения. Прибор экономно потребляет ресурсы, работает бесшумно и имеет надежную систему безопасности. Есть более мощная модификация – SFT 14 NG EXP, которая обеспечит потребителя 14 литрами воды в минуту. Текущая информация отображается на LCD-дисплее. Устройства имеют эффективную систему самодиагностики. Потребители высоко оценили эту модель, их оценка – 5 баллов.

    Важно! Если вы хотите приобрести эту модель, обязательно уточняйте у продавца ее специфику, поскольку в базовую комплектацию входит теплообменник, предназначенный для работы с природным газом. При необходимости работать на сниженном топливе, вам будет предложен специальный прибор.

    Fast EVO B 11

    Полезная мощность19 кВт
    Тепловая произв-сть21,5 kW
    Производительность11 литров в минуту, при нагреве до +25 С
    Температурные значения ГВСОт 25 до 65 градусов С
    Параметры p жидкостиОт 0,1 до 10 бар
    Максимальное давление газа20 мбар

    Эта модель представлена также в двух модификациях, производительностью в 11 и в 14 литров в минуту. Устройства были представлены на рынке в начале XXI века и сегодня несколько морально устарели, так из-за сдержанного функционала их оценка в 4 балла.

    Marco Polo M2

    Максимальное давление газа

    Простота конструкция и качественные материалы обуславливают надежность и долговечность использования. Интеллектуальное управление не требует участия владельца в работе, кроме установки настроек. Оценка владельцев – 5 баллов.

    Любой водонагреватель газовый проточный от баллона торговой марки Ariston обладают эффективной системой безопасности, в работе не издают шума, имеют электронный модуль управления и могут устанавливаться в самых различных условиях. Они отличаются только производительностью, размерами и набором опций. Также, модели Fast EVO B 11 и Marco Polo M 2 обустроены открытой камерой сгорания, для них необходима хорошая вентиляционная система в помещении, а для устройства SFT 11 NG EXP с закрытым модулем потребуется установка коаксиального дымохода. Производитель гарантирует сохранение работоспособности своей продукции на протяжении не менее 10 лет, но реальный ресурс – больше.

    Резюмируем

    Для очевидности выбора при покупке оборудования для подготовки ГВС от газового баллона технические характеристики вышеописанных моделей разместим в единой таблице.

    Бренд и модельМощность в кВтПроизводительность
    В кВт
    Проток
    литров в минуту
    Max давление воды в барMax p газа в мбарОценка
    Neva 4510М17,915,51012,93
    Bosch Therm 2000 O17,4201012303
    Neva 45 13 М26221312,94
    Neva 551428241312,94
    Bosch Therm 4000 O WR 10 2P/B17,4201012304
    Ariston Fast EVO B 111921,51110204
    Ariston SFT 11 NG EXPОт 8,5 до 1921,51110205
    Ariston Marco Polo M 218201010205
    Bosch Therm 8000 SОт 6 до 47512710305

    На все вышеперечисленные нагреватели воды производители устанавливают гарантийный срок в 2 года, в течение этого времени ремонт и техническое обслуживание осуществляется сотрудниками брендовых сервисных центров бесплатно.

    Работа газовой колонки на пропане

    Если возле дачного дома нет централизованных газовых магистралей, то горячее водоснабжение поможет обеспечить газовая колонка на пропане. Этот вариант хорош тем, что источник топлива всегда находится под контролем потребителя. Работа колонки не зависит от перепадов давления в центральном газопроводе.

    • 1 Особенности эксплуатации колонки на сжиженном топливе
    • 2 Какой газ используется в качестве топлива?
    • 3 Подключение колонки к баллонному газу
      • 3.1 Расход сжиженного топлива

    Особенности эксплуатации колонки на сжиженном топливе

    Применение газовых колонок под пропан имеет некоторые особенности, связанные с установкой и хранением баллонного газа. Существуют обязательные правила безопасной эксплуатации сжиженного топлива:

  • Нельзя хранить баллоны под прямыми солнечными лучами.
  • Газ должен храниться в недоступном для детей и посторонних месте.
  • Баллоны нельзя держать в жилом помещении, желательно хранить их в специальных ящиках на улице.
  • Ни в коем случае нельзя хранить пропан в местах, где есть подвалы и участки с выемками в полу. Газ тяжелее воздуха и имеет свойство скапливаться в самых низких местах, приобретая опасную концентрацию. При возникновении искры скопившееся топливо может взорваться.
  • Чтобы газовая колонка работала на сжиженном газе, необходимо перенастроить горелку с помощью комплекта жиклеров.

    Обратите внимание! Запрещается использовать поврежденный газовый баллон.

    Металлические ящики, в которых хранятся баллоны, должны иметь отверстия в нижней части для обеспечения свободной циркуляции свежего воздуха.

    Все клапаны не подключенных баллонов должны быть закрыты, на выпускных штуцерах до упора накручены колпачки.

    Газовые баллоны, находящиеся на улице, нельзя располагать ближе:

    • 6 м ко входу в здание;
    • 1 м к окнам и продухам;
    • 3 м до легковоспламеняющихся материалов;
    • 1,5 м к вентиляционным системам.

    Некоторые дачники в целях экономии пытаются переделать свою колонку в источник отопления. Стоит отметить, что такие устройства расходуют в 1,5-2 раза больше топлива, чем обычный газовый котел той же мощности. При постоянном использовании колонки в качестве отопления придется слишком часто заправлять газовые баллоны.

    Какой газ используется в качестве топлива?

    Газовые баллоны заполняют бутаном, пропаном либо их смесью. Газ переводят в жидкое концентрированное состояние, чтобы он занимал меньше места в емкости. Так как при нагреве топливо имеет свойство увеличиваться, в целях безопасности баллон заполняют лишь на 85% объема.

    В основном топливо закачивают в 50-литровые емкости. Сжиженный газ подается в трубопровод под давлением, которое в несколько раз превышает магистральный.

    Подключение колонки к баллонному газу

    Баллон подключается к газовой колонке через гибкий шланг диаметром 1,2 см. Лучше всего выбрать трубку, сделанную из нержавеющей стали. Подключаемый баллон должен быть оснащен редуктором с манометром. При подключении шланг не должен скручиваться и сгибаться. Если изгиб все же необходим, то его радиус не должен быть менее 9 см, начинаться он должен как минимум за 5 см до наконечника. Чтобы изломы не появлялись, необходимо пользоваться переходниками и угловыми соединениями.

    Баллоны обычно размещают на улице в металлическом шкафу, колонку устанавливают в доме. Гибкий трубопровод протягивают через отверстие в стене.

    Подключив шланг, перед колонкой ставят запорный кран, к которому должен обеспечиваться легкий доступ. После окончания монтажа систему обязательно нужно проверить на наличие утечек газа.

    Если в летний период хозяева постоянно проживают на даче, и топливо в одном баллоне быстро заканчивается, то рекомендуется установить несколько емкостей и подключить их к гребенке (коллектору). Это позволит автоматически переключить забор газа с емкости, в которой закончился газ, на следующий полный баллон.

    Газовый котел для отопления от газового баллона – правила подключения и эксплуатации

    Газовое отопление гаража – способы реализации

    Некоторые владельцы устанавливают на участках газгольдеры – специальные емкости для хранения сжиженного газа, которые могут иметь различные размеры.

    Газовая колонка будет стабильно работать от сжиженного топлива при наличии давления на подаче до 0,2-0,3 мБар. Рекомендуется осуществить подключение по следующей схеме: баллоны объединяют с помощью рампы по 2,4,8 шт, устанавливается регулируемый редуктор.

    Расход сжиженного топлива

    Расход газа газовой колонки на пропане зависит от ее характеристик, а особенно от мощности. Например, в инструкции к устройствам Bosch мощностью 25 кВт сказано, что 50-литровой емкости должно хватить на 10 часов стабильной работы. Колонка Baxi SIG-2 14i расходует топлива до 2,14 кг/час при возможном производстве ГВС 12,6 л/мин. Ariston NEXT EVO SFT 11 NG EXP имеет производительность 11 л/мин, расходуя всего 0,8 кг/ч.

    Таким образом, потребитель может подобрать себе устройство оптимальной мощности и небольшим расходом топлива.

    4 основных правила эксплуатации аккумулятора зимой

    Средний срок службы автомобильного аккумулятора около 5 лет, если правильно за ним ухаживать. Если же использовать АКБ по принципу «поставил и забыл», он может дать знать о себе уже на вторую зиму после начала эксплуатации. Именно зимой батарее «достается» больше всего — это, можно сказать, время наибольшего риска

    Давайте разберемся, как правильно эксплуатировать автомобильный аккумулятор зимой. Усвоив приведенные ниже 4 правила использования АКБ, вы значительно снизите риск не завести утром автомобиль в мороз и пересесть на такси или автобус.

    Правило № 1. Следите за уровнем заряда и плотностью электролита
    От плотности электролита зависит температурный порог, при достижении которого он начнет замерзать. Это приводит к выходу АКБ из строя.

    Оценить плотность электролита аккумулятора, произведенного по «традиционным» технологиям, можно, просто измерив его напряжение разомкнутой цепи (НРЦ).

    Примерные соотношения НРЦ, плотности и температуры замерзания следующие:
    1. НРЦ 12,7 В и более — плотность электролита находится в районе 1,285 г/см3, а батарея заряжена на 100 % (или около того). Электролит в такой АКБ не должен замерзать при t до −65 °C.
    2. НРЦ 12,5–12,6 В говорит о заряженности батареи на уровне 75 %, плотность электролита в таком случае составляет около 1,25 г/см3. АКБ не должен замерзать при температуре до −50 °C.
    3. НРЦ 12,3–12,45 — можно говорить о заряженности батареи на 50 %, плотность электролита в ней при этом составит около 1,21. АКБ замерзнет уже при приближении к −30 °C.

    Думать о подзарядке АКБ стоит уже при 75 % заряженности. В противном случае вероятность не завестись значительно возрастает. В общем, можно считать, что если НРЦ батареи вашего авто 12,5 В и выше, ситуация нормальная.

    Не помешает и периодическая проверка батареи под нагрузкой. Сделать этом можно при помощи специальной нагрузочной вилки (есть в любом автосервисе или магазине АКБ)

    Также возможна проверка под нагрузкой при помощи подручных средств. Многие автомобилисты используют для этого лампу на 40 Вт. Если при ее подключении получается напряжение, которое ниже НРЦ на 0,6 В и более, значит АКБ слегка «подустала» и требует к себе внимания.

    Как измерить напряжение разомкнутой цепи автомобильного аккумулятора
    Это несложно. Вам понадобится обычный мультиметр. Отключаете от АКБ одну из клемм. Ставите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом 20 В. Щупами измеряете напряжение на выводах батареи. ВАЖНО: измерение лучше производить после простоя АКБ без нагрузки в течение 4 и более часов.

    Правило № 2 (особенно актуально при регулярных небольших пробегах). Регулярно «прогоняйте» АКБ под нагрузкой в длительной поездке
    Если вы ежедневно ездите только на работу и с работы по несколько километров в одну сторону, а большую часть дня машина стоит, АКБ попадает в «зону риска».

    Здесь чистая химия. Еще со школы нам известно, что снижение температуры окружающего воздуха влечет за собой замедление химических реакций. А зарядка аккумулятора от генератора авто при его движении — это процесс, сопровождающийся химической реакцией.

    В морозы холодный аккумулятор медленнее принимает заряд. И если вы ездите в основном на небольшие расстояния, он просто хронически недозаряжается. А значит, вероятность того, что в один прекрасный момент АКБ просто откажется крутить стартер, возрастает.

    Практика показывает, что на большинстве современных автомобилей при морозе около −20 °C электролит в аккумуляторе разогревается до оптимальной температуры примерно за час езды в городском цикле. Поэтому, если вы совершаете поездки в основном в течение меньшего времени, хотя бы 1–2 раза в неделю нужно дать аккумулятору хорошенько разогреться и получить больше заряда — совершайте регулярные длительнее поездки продолжительностью хотя бы 1 час.

    Правило № 3. Контролируйте исправность элементов бортовой сети автомобиля
    Ток утечки в бортовой сети автомобиля с исправными компонентами не превышает 70 мА (с учетом сигнализации и других дополнительных систем). Если вы обнаружили, что этот параметр выше, нужно искать причину. Иначе вероятность не завестись в мороз значительно возрастает.

    Измерить ток утечки несложно (нужен только мультиметр). Для этого:
    1. Выключите зажигание авто, достаньте ключ, закройте все двери, откройте капот. При этом все лишние потребители энергии должны быть отключены (т. е. проверка производится на авто в таком же состоянии, в каком вы оставляете его на парковке).
    2. Отключите от АКБ клемму «–».
    3. Теперь подключите мультиметр между минусовым выводом батареи и отключенной клеммой. Он должен работать в режиме измерения постоянного тока. Оцените величину тока утечки. Если она не превышает 70 мА, все нормально. Если выше, следует искать причину.

    Правило № 4. Содержите корпус АКБ и клеммы в чистоте
    Загрязнения на корпусе и клеммах могут стать причинами возникновения паразитных токов. Они также могут внести свой вклад в ускорение разрядки АКБ. Конечно, за ночь грязная АКБ не разрядится в ноль. А вот за несколько дней стоянки в мороз — вполне (прибавим к этому ток утечки, поездки на небольшие расстояния и другие факторы). Если нужно удалить загрязнения с корпуса батареи, используйте слегка влажную тряпку. Использование сухой тряпки может вызвать разряд статического электричества, а это небезопасно.

    Еще по теме:  Вреден или нет пенополиуретан – правдивые отзывы об утеплителе

    Нужно ли снимать аккумулятор, если машина долго не эксплуатируется?

    Снятие АКБ на зиму: ошибка или необходимость?

    Если вы используете машину зимой относительно редко, то есть она простаивает неделями, снятие аккумулятора абсолютно оправдано. Даже летом АКБ, которая не эксплуатируется, со временем теряет заряд из-за микроутечек тока, присутствующих даже на новом авто. При отрицательных температурах такие явления многократно усиливаются. Недаром эксперты советуют в холодное время года хотя бы раз в две недели выполнять зарядку батареи внешним ЗУ, даже если авто интенсивно эксплуатируется.

    Так что ответ на вопрос, можно ли снимать аккумулятор с машины на зиму, если она будет много простаивать, утвердительный. Более того, многие водители, если ожидается сильный мороз, снимают АКБ даже на ночь, и такое поведение абсолютно оправдано. Другое дело, что такая возможность есть не у всех, а чаще просто одолевает матушка-лень.

    Набор необходимых инструментов

    Для того чтобы правильно отключить аккумулятор на автомобиле, мастеру потребуется специальный инструмент и некоторые подручные средства. В список самого необходимого входит:

    • набор насадок и удлинитель для ключа;
    • перчатки для работы с хорошей изоляцией;
    • ненужная сухая зубная щетка;
    • защитные очки;
    • деревянный поддон небольших размеров;
    • очищенная вода;
    • пищевая сода;
    • хомуты.

    Рекомендуем: Как определить уровень электролита в аккумуляторе автомобиля
    Все это следует приготовить заранее, чтобы потом не искать нужный инструмент во время отключения аккумуляторной батареи.

    Допустимо ли снимать аккумулятор на длительный срок

    Мы уже выяснили, что в зимнее время это не только допустимо, но и необходимо. В противном случае вы рискуете остаться без АКБ: оставаясь бесхозной, она постепенно начинает терять заряд. Будучи разряженной на 25–50%, в сильный мороз батарея может просто замёрзнуть (сказывается снижение плотности электролита), что грозит разрывом корпуса батареи.

    Так что надолго снимать аккумулятор авто, будь то иномарка или продукция отечественного автопрома, нужно. Место для хранения найдётся всегда – на балконе/лоджии, в кладовке, чулане, хоть на антресолях, лишь бы температура была плюсовая. При этом следует периодически, хотя бы раз в месяц (желательно и чаще), проверять напряжение на клеммах, и если оно упадёт значительно ниже нормы, подзарядить батарею.

    Неделя простоя машины – уже спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что такой перерыв не требует демонтажа аккумулятора, даже если на улице мороз – достаточно сбросить одну из клемм (по правилам – минусовую). Так это или нет, решать вам. Вполне очевидно, что семь дней простоя для тёплого времени года срок действительно небольшой, но зимой, особенно в северных регионах, желательно всё же держать АКБ в тепле.

    Но тут возникает второй вопрос – можно ли снимать аккумулятор с автомобиля часто. Дело в том, что при выполнении такой операции в первую очередь страдает контактная группа – клеммные выводы и сами клеммы. В мороз металл становится менее прочным, а с учётом того, что контакты изготавливают из мягких металлов, они могут деформироваться и даже треснуть. Так что без необходимости лишний раз снимать АКБ всё же не стоит. Отметим, что клеммы можно заменить, а вот со штырями батареи сложнее – если они расшатаются, дадут трещину, выполнить ремонт будет проблематично.

    Есть ещё один спорный момент, который нужно обсудить. Существует мнение, и оно подкреплено многочисленными публикациями в сети, что если отключить батарею, все настройки автомобиля пропадут, и что придётся даже выполнять перепрошивку бортового компьютера.

    Это – неправда. Важные настройки и основная информация записывается в энергонезависимую память ЭБУ и при пропадании питания не обнуляются! Даже такие данные, как пробег, при отключении клемм батареи не обнулятся. Слишком это было бы просто. Чтобы, например, сбросить пробег, придётся сильно постараться, манипулируя кнопками приборной панели. Тем более не стоит бояться, если у вас автомобиль старого образца, на котором электроника почти отсутствует – такие встречаются и среди иномарок.

    Вполне вероятно, что настройки магнитолы всё-таки сбросятся (в основном это время и дата), но это не критически важные данные, да и восстановить их не так сложно. А современные модели, всякие мультимедийные центры, также оснащаются собственной энергонезависимой памятью.

    Вполне вероятно, что могут обнулиться адаптационные настройки АКПП, если таковые имеются, но ведь вы их не настраивали – они восстановятся после наезда буквально 50–100 километров, чего будет достаточно для запоминания вашего стиля езды. Отметим, что таким функционалом обладают не все автоматические коробки, а только так называемые адаптивные трансмиссии.

    Всё вышесказанное не касается некоторых моделей авто представительского класса, дорогих и буквально напичканных электроникой (типичные представители – бренды «Лексус» и «Инфинити»). Здесь сама процедура демонтажа батареи весьма «заковыристая», и производители не рекомендуют оставлять бортовую сеть без аккумулятора надолго. Связано это с тем, что кроме ЭБУ, на таких экземплярах могут присутствовать и другие блоки управления. Хотя они тоже энергонезависимые, как и основной бортовой компьютер, их аккумуляторы намного слабее, которые при длительном отсутствии АКБ могут сесть, что повлечёт сброс настроек. Отметим, что речь идёт о сроках порядка 2–6 месяцев. Если автомобиль возрастной, то этот период будет немного меньше (это как собственная батарейка на компьютере, которая может служить до 10 лет).

    Но и в этом случае о критических неисправностях речь не идёт. Ну, произойдёт сброс настроек регулировки сидений, это неприятно, но не смертельно. И с вероятностью 98–99% можно утверждать, что вы не являетесь владельцем такого крутого автомобиля, так что бояться снимать АКБ надолго однозначно не стоит. В любом случае в пользовательской инструкции всегда описываются подобные ограничения.

    Меры предосторожности

    Отключение автомобильной батареи требует от мастера соблюдения различных мер предосторожности. Опытные специалисты советуют придерживаться следующих правил:

  • Ни в коем случае нельзя бить по зажимам тяжелыми предметами (плоскогубцами, молотками и так далее). Конечно, такая необходимость возникает при долгом использовании АКБ из-за окисления клемм, которые тяжело вытащить. Но лучше приложить больше усилий без помощи подручных средств. Это поможет извлечь зажимы, не повредив клеммы и пластины, которые находятся внутри агрегата.
  • После демонтажа аккумулятора его нельзя бросать. Любое повреждение повлечет за собой утечку рабочей жидкости. Из-за ударов АКБ может прийти в полную непригодность из-за неисправности активной составляющей.
  • Во время извлечения аккумуляторной батареи запрещается бить по другим автомобильным узлам.
  • При снятии АКБ не рекомендуется класть ее на торец или переворачивать. Это чревато утечкой электролита и замыканием внутренних пластин. Помимо этого, вытекшая рабочая жидкость может попасть в вентиляцию и закупорить отверстия.
  • Из демонтируемой батареи нельзя сливать раствор электролита, в состав которого входит серная кислота. Если эта жидкость попадет на кожу, то останется серьезный ожог, и перчатки не спасут от подобных повреждений. Слив электролита проводится только в защищенных местах.
  • Не рекомендуется самостоятельно добавлять кислоту в раствор электролита, если нет необходимости повышения параметра плотности. Это может привести к окислению пластин. Доливать можно только дистиллированную воду, что необходимо при низкой плотности электролита.
  • Демонтированный аккумулятор нельзя хранить на улице или в других местах, где преобладают минусовые температуры. Если АКБ полностью разряжена, то может замерзнуть, а внутренние пластины — осыпаться.
  • Если после демонтажа автомобильной батареи были замечены какие-либо физические повреждения, то ее нельзя в дальнейшем эксплуатировать.

    Можно ли снимать аккумулятор с работающим двигателем

    А это уже ситуация действительно спорная, разделяющая армию автовладельцев на два лагеря. Одни считают, что в этом нет ничего опасного, другие – что этот поступок обязательно приведёт к серьёзным последствиям типа перегоревшего оборудования.

    Как часто бывает в таких случаях, истина находится где-то посередине.

    То есть отсоединять аккумулятор на заведённой машине можно, но осторожно, и только в случаях, когда без этого не обойтись. Пример такого случая – разряженная «в ноль» АКБ, когда провода для прикуривания отсутствуют, и единственная возможность завести мотор заключается в использовании соседского аккумулятора, который нужно вернуть, не глуша мотор.

    Итак, рассмотрим неприятные моменты, которые могут случиться.

    Короткое замыкание

    При работающем моторе аккумулятор подпитывается от генератора, то есть на его плюсовую клемму поступает ток. Поэтому, если возникла необходимость снятия батареи, не допускайте касания плюсового провода с кузовом или любой другой металлической деталью моторного отсека! В противном случае возникает КЗ, и буквально за доли секунды может сгореть работающая электроника, а если замешкаться – то и проводка с риском возгорания и возникновения пожара. Помните, что генератор выдаёт токи большого номинала, которые как раз и предаются по проводу с плюсовой клеммой. Если она коснётся кузова, который соединён по массе с отрицательной клеммой АКБ, цепь замкнётся сама на себя. Это явление и называют коротким замыканием.

    Перепады напряжения

    Многие, даже бывалые автомобилисты убеждены, что если снять батарею на работающей машине, существует вероятность перегорания оборудования от скачка напряжения. Это, мягко говоря, заблуждение. Дело в том, что генератор изначально вырабатывает электроэнергию, величина которой зависит от скорости вращения его вала, то есть от оборотов двигателя. А они непостоянны, поэтому генераторы оснащаются регулятором напряжения с целью стабилизации этого параметра на выходе. То есть независимо от того, с какой скоростью вращается коленвал, выходное напряжение генератора не будет превышать 14.4–14.5 В. Снимая аккумулятор, мы вполне может вызвать флюктуации напряжения, но неопасные по амплитуде. Если хотите перестраховаться, просто включите по максимуму дополнительное оборудование – кондиционер, фары, подогрев стёкол – в этом случае напряжение в сети упадёт ещё больше, вплоть до 13.7–13.8 В, что для электроники совершенно неопасно.

    Стоит учесть и ещё один момент. Батарея заряжается от генератора не постоянно. Если она уже заряжена, то ток от генератора на неё не поступает. Какого скачка напряжения в этом случае можно ожидать?

    Проводка

    Ещё один миф – это утверждение о том, что если снять АКБ с работающей машины, может погореть проводка. Аргументация здесь аналогичная предыдущему случаю: реле-регулятор позаботится, чтобы напряжение на батарею поступало невысокое, и даже если состояние клемм неважное (они загрязнились, окислились), это не приведёт к разогреву контактной группы или проводки. Так что ни одна из деталей подсистемы аккумулятор–генератор не должна пострадать при снятии батареи на работающем двигателе. Главное – следить за плюсовым проводом и не допустить его касания с кузовом.

    Токи саморазряда

    Также стоит отметить — что у аккумулятора существуют, так называемые токи саморазряда. Даже если клемма скинута и общая цепь разомкнута, то химические процессы внутри плавно разряжают аккумулятор. Уже через 6 – 7 месяцев разряд может быть около 30% от полностью заряженной батареи. Усугублять дело могут так называемый «грязный верхний слой», как правило — батарея находится на улице (под капотом), на ее поверхности между клеммами, прямо на крышки банок, скапливаются различные вещества, это может быть как — грязь, влага, масла, остатки охлаждающей жидкости — незамерзайки и т.д., они образуют микропленку, которая замыкает между собой электроды, тем самым увеличивая токи саморазряда. Вот почему так важно следить за чистотой верхней части.

    Если говорить о плюсовых и минусовых пластинах, которые , то большим саморазрядом обладают именно минусовые. От времени они начинают растворяться в , выделяя при этом водород.

    Как я уже писал сверху, разряд не наступит мгновенно, но уже через 10 месяцев АКБ потеряет половину своего заряда.

    Случай №8. Замена предохранителей

    Рекомендацию снимать клемму с аккумулятора при замене предохранителей многие критикуют. А напрасно. Вот как это происходит. Перегорает какой-либо из предохранителей. Если попытаться его заменить, не выяснив причину, по которой произошло его перегорание, то исходов может быть два, а не один, как говорят те самые многие критики.

    А говорят они, что в такой ситуации не случится ничего страшного – все будет либо работать, либо просто опять перегорит предохранитель, который стоит копейки. Однако это не всегда так. Если перегорел предохранитель, что где-то в его цепи была перегрузка или короткое замыкание. Последнее покажется сразу – предохранитель моментально сгорит. А вот если была кратковременная перегрузка, после замены предохранителя все заработает, но ненадолго.

    Что же касается клеммы аккумулятора. Если предохранитель перегорел из-за короткого замыкания, то при его замене с подключенным аккумулятором нет никакой гарантии, что перегорит именно он. Закон Ома может повлиять на ситуацию так, что предохранитель кратковременно выдержит повторны скачок тока, и за эти миллисекунды успеет выгореть еще что-то в электрооборудовании автомобиля.

    Поэтому алгоритм замены перегоревшего предохранителя должен быть следующим. Отключаем АКБ, извлекаем перегоревший предохранитель, ищем причину, по которой произошло перегорание, устраняем, вставляем новый предохранитель, и только после этого подаем питание от аккумулятора.

    Случай №3. Мойка моторного отсека

    Здесь все более или менее однозначно, и особых споров по этой теме не наблюдается. Любой автолюбитель на интуитивном уровне понимает, что вода и электричество – вещи опасно несовместимые. Поэтому клеммы с АКБ во время мойки подкапотного пространства снимают почти все. Особенно это надо делать, когда двигатель моется при помощи аппарата высокого давления, что крайне не рекомендуется. Струя воды под высоким давлением может «протиснуться» даже в самые заизолированные места, и устроить там если не короткое замыкание, то неприятную утечку тока точно.

    Исключением являются те случаи, когда мотор моется по всем современным правилам – без применения аппарата высокого давления и содержащей токопроводящих солей воды. Например, парогенератором, заправленным дистиллированной водой. При такой очистке моторного отсека клеммы с аккумулятора снимать вовсе необязательно. Изоляцию повредить невозможно, оторвать что-либо тоже. Да и дистиллированная вода ток не пропускает совсем.

    Саморазряд, мороз и опасность прикуривания: 10 глупых вопросов об аккумуляторах

    Так уж повелось, что главные проблемы зимой автолюбителям доставляет аккумулятор. И традиционно, из года в год, звучат одни и те же насущные вопросы… Мы решили свести все самые популярные аккумуляторные проблемы в один «блиц-марафон»!

    О дноразовые пальчиковые батарейки способны невозбранно храниться годами, пока их не начнут использовать. Но с автомобильным аккумулятором такой фокус не проходит! И сакраментальное «снятие минусовой клеммы» не поможет! Оставляя машину на парковке и уезжая на месяц в отпуск, вернувшись, можно не суметь запустить мотор… Многие из тех, кто привык, что выключенный ноутбук или смартфон может без ущерба для батареи лежать по полгода, неприятно удивляются…

    Снимая клемму с АКБ, мы «отсекаем» внешние потребители тока, но не останавливаем естественный процесс внутреннего саморазряда, свойственный свинцовым батареям и почти не свойственный литиевым. Представьте, что внутри батареи параллельно ее клеммам постоянно подключен крошечный паразитный потребитель тока. Саморазряд все производители считают нормой, если в сутки новая батарея теряет не более 0,5-0,8% емкости. Это касается плюсовых температур — зима же в данном случае являет редкий пример союзника, а не врага: при температурах ниже нуля саморазряд замедляется! Но летом даже отключенная от автомобильной бортсети батарея за месяц способна лишиться половины емкости, а уже поработавшая (хотя и вполне исправная!) может иссякнуть почти полностью – для нее 1,5-2% потерь в сутки бывает нормой. Поэтому при длительном простое машины необходимо перед снятием клеммы полностью зарядить аккумулятор сетевым зарядником. А еще лучше – оставить АКБ на постоянной подпитке зарядным устройством, имеющим специальный режим компенсации саморазряда. Этот режим работы в инструкции к заряднику часто называют «буферным» или «компенсационным» — при нем батарея постоянно подпитывается безопасным сверхмалым током в несколько десятков миллиампер без риска испарения воды из электролита или перегрева.

    Можно ли спокойно улететь, к примеру, в отпуск, оставив автомобиль на парковке без принятия каких-либо «консервационных» мер? Просто припарковаться и уйти, а через две недели вернуться, завести мотор и поехать? В принципе, можно произвести несложный арифметический расчет.

    Если предположить, что электрика машины исправна и не потребляет ток при простое, то остается два основных «паразита», которые имеются у большинства – сигнализация и аудиосистема, «магнитола» в просторечии. Типичное потребление этой парочки – около 30 мА на сигнализацию и около 20 мА – на «магнитолу».

    Необходимо замерить потребляемый автомобилем в режиме простоя от аккумулятора ток – рассказывает заведующий аккумуляторной лабораторией ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» Александр Казунин.

    Еще по теме:  Хранение овощей в капроновых чулках

    Предположим, у вас получилось 50 миллиампер. Считаем: 50 мА тока = 0,05 А·ч расхода. Умножаем на 24 часа в сутках и на, скажем, 14 дней – получается почти 17 ампер-часов аккумулятор теряет за две недели, и это, заметьте, без учета саморазряда. Для батареи емкостью 55 А·ч это составляет треть от емкости. Но главный вопрос – как интерпретировать эти цифры? Если на улице лето, автомобиль технически исправен, а батарея была заряжена на 100% — то потеря трети емкости не помешает завести мотор и поехать. Если же на улице зима, а машина эксплуатируется в городском режиме с вечным отрицательным энергобалансом, когда аккумулятор перманентно заряжен не более чем на три четверти (в лучшем случае!), картина получается неутешительная. После двухнедельного простоя сигнализация, «музыка» и саморазряд не позволят завести двигатель.

    Вы поставили автомобиль в гараж и решили подзарядить батарею. Нужно ли перед этим отключать АКБ от бортсети машины, снимая с него одну из клемм?

    Фактически любое зарядное устройство дает точно такое же напряжение (или незначительно выше), как и штатный генератор автомобиля, и никакого вреда это напряжение электронике автомобиля не нанесет. Тем более, что в массе своей она (включая главное – блоки управления двигателем и трансмиссией) полностью отрублена от бортсети извлеченным ключом зажигания и отключенным главным реле. Иными словами, после выключения зажигания исправное зарядное устройство можно подключать к батарее, стоящей под капотом, не снимая проводов с последней.

    Впрочем, ключевое слово – «исправное»… Дело в том, что все современные зарядные устройства построены на бестрансформаторных источниках тока — так называемых инверторах. Их особенность состоит в том, что при практически любой неисправности внутри зарядника на его клеммах просто исчезает напряжение. Да, батарея, конечно, в этом случае не зарядится, но и электроника автомобиля не пострадает. А вот многие зарядные устройства старых лет выпуска, парк которых у автовладельцев по-прежнему очень велик, построены по трансформаторной схеме. Они массивнее, тяжелее, мощнее, но внутри часто представляют собой источники тока с напряжением 18-25 вольт, которое транзисторными или тиристорными регуляторами понижается до нужных при зарядке 14-16 вольт. И если регулирующий транзистор пробивается, что с ним случается нередко, на выходе зарядника появляется высокое напряжение 18-25 вольт, способное повредить и аккумулятор, и те электронные модули, которые не обесточиваются выниманием ключа — штатная или нештатная охранные системы, к примеру, или ряд блоков, относящихся к комфорту и сервису. В зарядном устройстве часто нет защит от подобного ЧП, поэтому при применении олдскульных зарядок клемму с батареи все же полезно снимать.

    Бытует мнение, что заряжать аккумуляторную батарею дома – небезопасно. Действительно, риск взрыва несет выделяющийся при зарядке водород – в соединении с кислородом воздуха он образует так называемый гремучий газ. Но для взрывоопасной концентрации количество водорода должно составить не менее 4% от объема воздуха в помещении. Даже в небольшой комнате аккумулятору нужно стоять на зарядке несколько дней, чтобы возникла такая концентрация, а комната должна быть герметичной, что в условиях квартиры, к счастью, недостижимо…Есть и еще один важный нюанс: на деле во время зарядки составляющая водорода от общего количества газов, выделяемых батареей, мала — менее 10%. В основном аккумулятор порождает водород в первые часы после зарядки, а не во время нее. Убедиться в этом можно, к примеру, с помощью советского издания «Вентиляция и отопление аккумуляторных помещений», где вопрос газовыделения свинцово-кислотных батарей рассмотрен досконально.

    Иными словами, известные строгие и непростые требования по соблюдению взрыво- и пожаробезопасности относятся к аккумуляторным участкам на предприятиях, где круглые сутки идет одновременная зарядка множества АКБ. Распространять эти требования на единоразовую сезонную подзарядку в квартире батареи личного легкового авто при открытой форточке или тем более на балконе не стоит.

    Помимо водорода из аккумулятора при зарядке выделяются и другие газы, весьма токсичные — например, сернистый. Однако, опять же, если речь идет не о регулярной и массовой зарядке, а разе-другом за зимний сезон, количество этих газов может вызвать лишь головную боль – да и то если совпадут слишком много факторов. На деле же ощутить хоть какое-то недомогание от этого процесса крайне сложно.

    Да, намеренно заряжать аккумулятор возле изголовья кроватки грудного ребенка точно не стоит в любом случае! Но если по каким-то причинам вам не удается пристроить АКБ на зарядку где-то помимо коридора или прихожей обычной городской квартиры, ничего серьезно опасного и необратимого со здоровьем не произойдет. Достаточно, если в квартире будут открыты межкомнатные двери и приоткрыто хотя бы одно окошко или форточка – например, на кухне.

    Стоит отметить, что больше вреда (правда, не здоровью, а имуществу) могут принести мельчайшие пары серной кислоты, которые способны в незначительном количестве выноситься наружу из банок батареи с выходящими при «кипении» газами. В небольшом радиусе вокруг батареи они способны испортить ткань, пол или ковер из натурального материала. Опасность не сказать чтоб так уж существенна, но, чтобы подстраховаться наверняка, стоит поместить заряжаемую батарею в полиэтиленовый мусорный мешок — не завязывая, разумеется, его горловину.

    Не секрет, что при систематических коротких поездках типа «дом-работа-магазин» генератор не успевает восполнять потери энергии аккумулятора, которую тратит стартер, и батарея постепенно теряет емкость даже при абсолютно исправном электрооборудовании. Однако летом у аккумулятора есть хотя бы возможность добраться за долгую поездку до стопроцентного заряда. А зимой такой возможности нет в принципе — даже если вы будете ежедневно кататься из Москвы в Питер и обратно, аккумулятор не сможет зарядиться выше 70-80% от номинальной емкости из-за замедления скорости протекания электрохимических процессов при минусовых температурах. В сильный мороз аккумулятор, стоящий на автомобиле, никогда не зарядится на 100%. Не зарядится он и в неотапливаемом гараже от стационарного зарядного устройства, если на улице сильный мороз.

    Для гарантированного наполнения энергией батарею необходимо перенести в теплое помещение и дозарядить до 100% сетевым зарядным устройством. Проведение этой процедуры хотя бы 1-2 раза за зиму гарантированно предупредит проблемы с холодным пуском двигателя – если аккумулятор и электрооборудование исправны, разумеется!

    Почти всегда проблемы с зимним запуском – вина владельца автомобиля. Не подзарядил батарею до нормы перед холодным сезоном, игнорировал неисправность электрооборудования и утечки тока, допустил полный разряд аккумулятора «в ноль» ранее и так далее. Однако иногда все исправно, аккумулятор свежий, а стартер крутит вяло! Почему?

    Дело в том, что емкость аккумулятора – параметр непостоянный. Она очень сильно зависит от температуры окружающей среды. В холод емкость аккумулятора естественным образом снижается вследствие замедления скорости протекания электрохимических процессов. Приблизительно зависимость емкости от температуры можно визуализировать так:

    Температура электролита батареи, °СЕмкость, % от номинала
    -1080
    -2065
    -3050

    Говоря проще, если производитель автомобиля сэкономил на батарее, не поставив «вариант для России» с увеличенными как раз на этот случай пусковым током и емкостью, то «полбатареи», в которые превращается аккумулятор при минус 25-30, запросто может не хватить для стабильного пуска. Особенно если АКБ систематически недозаряжается в городском режиме эксплуатации автомобиля с частыми стартами и короткими по продолжительности поездками.

    Если аккумулятор разрядился в ноль – например, от забытых включенными габаритов, аудиосистемы или лампы освещения салона — плотность электролита катастрофически падает, и электролит замерзает, как обычная вода. Замерзая, он расширяется, деформируя пластины и раздувая бока корпуса. Что же происходит после «прикуривания» такой батареи проводами или портативным литий-ионным «пускачом»?

    Летом «прикуривание» опасности не несет, – рассказывает Александр Казунин.

    Но зимой – совсем другая история… Если разряженную и замороженную батарею принести домой, отогреть в течении полусуток при комнатной температуре и после этого поставить на зарядку сетевым зарядным устройством – она еще поработает. Но так мало кто поступает… В основном машину «прикуривают» и тут же уезжают, поскольку спешат на работу или по делам. Что происходит в этом случае? Батарея начинает заряжаться от генератора достаточно большим током. Но внутри нее на две трети объема электролита – лед. Фактически работает только треть батареи. От больших зарядных и пусковых токов спекаются сепараторы, и в них начинают прорастать шунты – токопроводящие перемычки из дендритов, которые замыкают пластины между собой. Чаще всего страдают первая и шестая банки, поскольку они находятся по краям, и промерзание начинается именно с них. После такого издевательства батарея почти никогда не держит заряд и требует замены. Прикуривая с утра машину, которая не светит лампами на приборной панели после поворота ключа, и стартер которой не издает ни звука, нужно помнить, что аккумулятор уже не жилец, и вечером крайне желательно заехать в магазин за новым!

    Многие видели, как аккумулятор под капотом укутан в мягкий текстильный чехол-коробочку, называемую теплозащитой, термозащитой, «термокейсом» и так далее. На одних машинах такой аксессуар штатно идет с завода, на других его нет и в помине, а сторонние производители выпускают подобные вещи как элементы «тюнинга».

    Распространено мнение, что такие термочехлы помогают батарее лучше заряжаться от генератора зимой и эффективнее отдавать ток стартеру. Но, увы, это заблуждение… Для зимы подобные «шубы» совершенно бесполезны – за ночь или день простоя на парковке любая батарея промерзнет до температуры окружающей среды – хоть норковую шубку на нее натяни! Главная задача такой термозащиты – частично прикрыть аккумулятор от перегрева в адском подкапотном пекле летом, чтобы уменьшить испарение воды из электролита, от которого страдают любые батареи, будь они хоть трижды «необслуживаемыми».

    Впрочем, в любом случае называть такой аксессуар необходимым нельзя, и приобретать его самостоятельно, если производитель обошелся без него, совершенно необязательно.

    Плюсовая клемма батареи склонна усиленно окисляться, часто покрываясь жутковатой на вид сине-зеленой коркой. Окислы начинают проникать и в плоскость контакта, быстро его ухудшая. Сегодня для предотвращения этого зла продаются специальные защитные смазки, но стоят они в силу специфичности весьма недешево, а востребованы редко и в ничтожном количестве. Да и есть нюанс – чистой и недеформированной клемме с исправным затяжным болтом дополнительный «химический допинг» в плоскости контакта с наконечником аккумулятора, по большому счету, и не требуется. А когда клемма уже «убита» окислением и царапинами, даже дорогое спецсредство не поможет ей восстановить качественный контакт без вольтопотерь – по-хорошему, клемму нужно менять или как минимум тщательно восстанавливать с использованием круглого напильника и наждачной бумаги.

    Однако в «дедовские времена» существовал простой способ защиты клемм от окисления, ныне почти забытый. Он неплох для предотвращения будущего износа клеммы, пока она еще новенькая — тем более что стоимость затеи стремится к нулю, а простота — чрезвычайная. Для предотвращения окисления клемм на «плюсовой» контакт батареи в прежние годы опытные водители надевали плоское колечко из толстой ткани или войлока, на которое наносили 2-3 капли моторного масла — а поверх кольца уже надевали и зажимали клемму провода. Масло, дающее легкое испарение от жара подкапотного пространства, «укутывает» контакт батареи и клемму провода своеобразным антикором, не давая ей окисляться.

    Нужно ли зимой снимать с машины аккумулятор

    Большинство автолюбителей принимают комплекс мер для того, чтобы сохранить автомобиль в целости и сохранности в зиму. В России это достаточно экстремальный период, когда количество сломавшихся машин увеличивается не только на дорогах, но и в гаражах, и даже теплых боксах. Проблемной деталью в это время является аккумулятор – та часть автомобиля, которую лучше всего держать в тепле, сохранности и безопасности круглый год.

    Следует ли снимать аккумулятор зимой с автомобиля

    Необходимостью сохранить аккумулятор в рабочем состоянии зимой озадачены многие автовладельцы в России. Не снимешь эту важную деталь — утром уже будет не завести машину. Его нужно где-то хранить. Теплый бокс могут позволить себе не все, поэтому и приходится россиянам придумывать способы продлить жизнь батареям своих автомобилей.

    Аргументы “ за “

    Если вы решите снимать аккумулятор, надо запомнить, как правильно его хранить. Нельзя ставить его на бок или вертикально. Неважно, залита ли батарея электролитом или же сухая, стоять она должна всегда горизонтально. Выливать электролит также не стоит, однако при его пониженном уровне можно просто долить дистиллированной воды и зарядить источник питания полностью. Вода должна быть не из-под крана, так как любая примесь в ней может испортить агрегат.

    Дистилированную воду можно купить в любом автомобильном магазине.

    Нужно найти темное место для хранения. Потоковые солнечные лучи способны деформировать пластик на корпусе аккумулятора. Температура в помещении не должна быть выше 5 градусов по Цельсию: высокая и критически низкая провоцируют быстрый саморазряд. Место хранения батареи должно быть сухим, влажность повредит.

    Эти советы актуальны, если вы решили зимой снимать батарею и хранить ее дома. Несколько плюсов в пользу такого решения:

    • это самая простая, но эффективная противоугонная система;

    • при условии хранения аккумулятора дома электролит в нем не потеряет плотность, пластины останутся целыми, не осыплются, а процесс разряда будет протекать гораздо медленнее, чем на морозе;
    • если аккумулятору больше трех лет, его вообще нежелательно оставлять при температуре ниже нуля, к такой батарее надо относиться бережно.

    Аргументы “против”

    Те, кто против снятия аккумулятора зимой, говорят, что единственный плюс этой процедуры — сохранение заряда. Рассмотрим минусы такого решения:

    • каждый день снимать аккумулятор, а утром ставить его обратно – весьма долгий и трудоемкий процесс, на который может потребоваться немало сил и времени;
    • если автомобиль насыщен электроникой, после снятия аккумулятора могут возникнуть проблемы с эксплуатацией машины: выйти из строя сигнализация, центральный замок, доводчики. Бортовой компьютер будет неисправен. Решать такие неисправности придется перепрограммированием, что потребует внушительных денежных вливаний;

    • при условии приемлемого уровня бензина и масла в двигателе согласно рекомендациям производителя снятие аккумулятора может быть вредной затеей. Процесс саморазрядки может ускориться, а батарея придет в негодность гораздо раньше, чем ей положено. Срок службы агрегата сократится.

    Продолжительное хранение аккумулятора с использованием борной кислоты без дозаправки

    Если нет возможности зарядить аккумулятор автомобиля в период зимы до максимальных значений, стоит прибегнуть к старому способу с применением борной кислоты. Таким образом батарею можно практически «законсервировать» на долгое время с последующей возможностью эксплуатации.

    Сохранить на длительное время можно любой аккумулятор, даже заводской. Это противоречит рекомендация производителей, но успешных примеров “консервирования” стоковых батарей, например, Toyota, немало.

    Инструкция, как добавить в аккумулятор 5-процентный раствор борной кислоты:

    • целиком зарядите аккумулятор с его собственным электролитом;
    • после полной зарядки слейте весь электролит. Не делайте это слишком быстро, время слития не должно быть меньше 15 минут;
    • сразу после этого промойте аккумулятор со всех сторон исключительно дистиллированной водой и не менее двух раз.

    Финальным шагом будет залитие в него 5-процентного раствора борной кислоты. После этого можно надолго убрать батарею в темное и сухое место, так как борная кислота весьма чувствительна к перепадам температуры. Законсервированный таким образом аккумулятор может храниться более 10 лет при условиях его содержания в комфортных условиях.

    Если хотите вернуть в работу законсервированный аккумулятор, сделать это просто согласно приведенной ниже инструкции:

    • Слейте борную кислоту с аккумулятора. Делайте это аккуратно и медленно, как и в случае с электролитом, не менее 15 минут;
    • затем создайте условия для заливки электролита. Температура для заливки должна быть не менее 15 градусов по Цельсию. Заливайте электролит медленно;
    • убедитесь в том, что плотность электролита в батарее не падает. Оставьте аккумулятор на непродолжительное время, после этого замерьте плотность.

    Большинство владельцев машин с наступлением холодов задумываются о том, стоит ли снимать аккумулятор зимой в сильные морозы. Если вы ездите на автомобиле каждый день, не нужно снимать батарею, если только вы не живете в регионах с экстремально низкими температурами. Батарея все равно не успеет разрядиться за одну ночь. Но есть исключения — старые источники питания. Как раз у такой батареи вероятность разрядиться за пару ночей высока. В случае же планируемой стоянки “железного друга” на длительный срок, например, на неделю, снятие аккумулятора обретает смысл.

    Оцените статью
    Мастер тепла
    Добавить комментарий