Умные счетчики сократят потери воды и тепла до 50%

Счетчики метят в платежку

Правительство может переложить стоимость приборов на население

Как выяснил “Ъ”, установка умных приборов учета может привести к сверхнормативному росту коммунальных платежей граждан. Правительство поручило профильным министерствам проработать вопрос, обосновать точный объем роста платежей и принять меры для сглаживания эффекта. Последние годы коммунальные платежи повышались в среднем на 4%, из-за покупки новых счетчиков этот уровень может быть превышен, опасаются эксперты. Дополнительная нагрузка на потребителей оценивается в 60 млрд руб. в год, или в 1% роста конечной цены на электроэнергию.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Правительство поручило ФАС, Минэнерго, Минэкономики и другим профильным ведомствам проработать вопрос включения стоимости приборов учета электроэнергии в коммунальные платежи граждан, следует из поручений вице-премьера Юрия Борисова от 18 сентября (с ними ознакомился “Ъ”). Как отмечается в документе, «факторы, связанные с организацией учета электроэнергии» могут быть выведены из-под ограничений роста общего платежа, который ограничен предельными индексами (устанавливаются для каждого региона). Срок исполнения поручения — 19 ноября.

В аппарате Юрия Борисова подтвердили “Ъ”, что увеличение платы за коммунальные услуги возможно. Но чтобы включение затрат на организацию учета не привело к сверхнормативному росту платежей, профильные министерства, в частности ФАС, Минэнерго и Минэкономики, должны представить проект постановления с детальным финансово-экономическим обоснованием финальной суммы, на которую может повыситься общий платеж граждан. Затем правительство будет дополнительно рассматривать и дорабатывать проект, а после этого примет окончательное решение по этому вопросу, подчеркивают в аппарате вице-премьера.

Федеральный закон об интеллектуальном учете электроэнергии вступил в силу 1 июля 2020 года. Теперь гарантирующие поставщики (ГП) электроэнергии обязаны за свой счет устанавливать приборы в многоквартирных домах, а сетевые компании — в коммерческом секторе и в частных домах. За невыполнение требований предусмотрены штрафы.

По закону об интеллектуальном учете электроэнергии расходы сетевой компании на покупку, установку и замену приборов могут включаться в тариф и в плату за техприсоединение, но окупаемость также может быть обеспечена за счет повышения эффективности процессов.

Расходы ГП на умные счетчики включаются в состав сбытовой надбавки. Но у ГП отсутствует прямой эффект от внедрения систем учета, который мог бы принести средства для возврата вложенных инвестиций в полном объеме, отмечают в аппарате Юрия Борисова. «При этом доля сетевых компаний в конечной цене на электроэнергию в среднем по стране превышает 40%, а доля сбытовых компаний, к которым относятся и ГП — порядка 6%»,— отмечают там.

Согласно перечню поручений, ведомства также должны до 6 октября представить согласованные предложения по «дополнительному росту тарифов на электроэнергию», учитывающему затраты на установку приборов, в течение не менее трех лет.

Для новых потребителей платеж за техприсоединение, включающий цену прибора, будет различным в зависимости от потребляемой мощности (ниже или выше 670 кВт).

Участники рынка смогут устанавливать только российские счетчики, Минпромторг должен разработать меры господдержки производителей. Вместе с тем участники рынка и регуляторы будут работать над снижением требований к приборам, чтобы уменьшить их цену. Период установки предлагается увеличить: ГП и сетевые компании смогут осуществлять поверку старых счетчиков вместо их замены у малого и среднего бизнеса до 1 июля 2022 года, а у населения — до 1 января 2025 года.

В ФАС заявили “Ъ”, что поручения получены, ведется работа. В Минэнерго сообщили, что поручено «проанализировать объем финансирования по установке приборов учета, который подлежит включению в тарифы», расчет будет вестись с учетом предложений министерства по минимизации финансирования, в том числе за счет проведения поверок старых счетчиков вместо их замены, продления срока по установке счетчиков для потребителей, которые до 1 июля не сделали этого сами. В Минпромторге рассказали, что для российских производителей предусмотрены субсидии, льготные займы, в отдельных случаях может быть применен механизм компенсации потерь выпадающих доходов. В Минэкономики не ответили на запрос “Ъ”.

Правительство запретило штрафовать за просрочку коммунальных платежей

Источники финансирования мероприятий по развитию интеллектуального учета были определены к 1 июля, они не предусматривают внесения изменений в упомянутые нормативные документы, отмечают в «Россетях». Холдинг планирует, что расходы будут компенсироваться экономией от снижения потерь и издержек, а также за счет роста операционной эффективности благодаря автоматизации. В Ассоциации ГП и ЭСК не ответили на запрос “Ъ”.

В последние годы предельный индекс роста коммунальных платежей составлял в среднем 4% по стране, отмечает член общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин. Если ограничение платы коммунальных услуг действительно снять, прирост энерготарифов в составе коммунального платежа населения за счет новых счетчиков может составить 5–10% сверх планов индексации (5% в год), отмечает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. За счет этого общий коммунальный платеж может дополнительно вырасти примерно на 1,5–2%. По оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», дополнительная тарифная нагрузка на потребителей составит около 60 млрд руб. в год, или 1–1,2% роста конечной цены на электроэнергию.

Цифра может быть ниже при трех условиях, уточняет эксперт: более дешевые счетчики по сравнению с расчетным ценником в 15–20 тыс. руб. за штуку, продление периода установки более чем на семь лет или снижение нормы возврата на инвестиции в приборы со стороны сбытовых и сетевых компаний, например, за счет субсидирования ставки по кредитам.

Как «умные счетчики» позволят сэкономить на энергоресурсах

30 октября 2018 18:18

В 2019 году власти грозятся обязать граждан устанавливать в домах «умные» счетчики, которые дистанционно будут передавать данные с приборов учета воды, газа, тепла и электроэнергии поставщикам ресурсов. Удастся ли с помощью новых инициатив сэкономить на энергоресурсах?

Об этом «КП» рассказал кандидат технических наук, доцент Института перспективных материалов и технологий Национального исследовательского университета «МИЭТ» Максим Штерн.

– Что даст гражданам использование элементов «умного дома» в быту?

– Сейчас люди уверены, что «умный дом» – это тот дом, который может сделать что-то в их отсутствие. Но это не совсем так. «Умный дом» – это комплекс систем, облегчающих эксплуатацию жилища. Например, что мы делаем, когда заходим домой? Включаем свет. «Умный дом» сам включит свет, предложит выставить температуру, закрыть окна или, наоборот, открыть, и расскажет о том, звонил ли кто или, может быть, приходил, в ваше отсутствие.

Читайте также:
Камин в древности, средневековье, новое время и России

«Умный дом» также позволит определить, сколько энергоресурсов вы потребили в своем жилище за определенное время. У многих уже есть счетчики электроэнергии и воды, данные с которых отправляются в управляющие организации. Но ведь есть такие ресурсы, которые мы вообще не учитываем. Что вы скажете о тепловой энергии (батареи зимой)? А о том, что за горячую воду мы можем не платить, если она ниже определенной температуры? Об этом не знает, мне кажется, 99 процентов населения. А что, если это все будет автоматически контролироваться и учитываться? Именно полный контроль и учет потребления всех энергоресурсов наряду с управлением «умным домом» и дает преимущество.

– По статистике, «умными» приборами учета пользуются лишь 11% граждан. С чем связан консерватизм россиян в применении новых технологий?

– Консерватизм? Я бы не сказал. Все дело в том, что многие люди не понимают, как этим можно воспользоваться. Рассуждают: мол, зачем мне это надо, другие же как-то без этого живут. А что касается статистики, то она не обманывает: 11% граждан пользуются теми элементами «умного дома» умного дома, которые управляют разными системами, кроме энергоресурсов.

– Какие проблемы надеется решить правительство через законодательное принуждение к установке «умные» счетчиков?

– Если глобально, то этим путем можно будет решить вопрос о потреблении полезных ископаемых (их же с каждым годом становится все меньше и вскоре нам будет необходимо искать альтернативные источники энергии). На бытовом уровне, правительство хочет, чтобы каждый человек сам контролировал потребление энергоресурсов. Для правительства – это газ, уголь и другие ископаемые. А для простых граждан – это тепло, вода и электричество. С использованием элементов «умного дома» это возможно

– Кто будет оплачивать установку дорогостоящих устройств?

– Не таких уж дорогостоящих. Изначально устройства (датчики температуры, счетчики импульсов, локальные ретрансляторы) оплачивают жители по цене в 1500–2000 рублей за устройство. После этого они каждый месяц оплачивают только техническое обслуживание устройств, подразумевающее их полную работоспособность. Ведь как дело обстоит сейчас: приходит сотрудник и смотрит, все ли в порядке, а при возникновении трудностей выставляет вам счет на замену деталей. В случае с новыми приборами все будет по-другому. Если устройства вышли из строя по причине, не установленной обслуживающей компанией, она производит замену абсолютно бесплатно. Выгодно? Мне кажется, да.

– Как сейчас обстоят дела с рынком «умных» устройств в России?

– Рынок устройств для «умного дома» в нашей стране весьма велик, но «умных» счетчиков именно для контроля и учета энергоресурсов пока очень мало. Сейчас НИУ «МИЭТ» вместе с несколькими российскими компаниями успешно разрабатывает датчики и системы индивидуального контроля и учета энергоресурсов, не имеющих аналогов в мире.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

«Умные» счетчики воды: новация или проблема?

В 2018 году в России стартовал проект «Умный город», а в начале 2019-го он стал частью нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». Центрами компетенций «Умного города» стали «Ростелеком», «Ростех» и «Росатом».

Казалось бы, цифровое светлое будущее уже засверкало впереди своей яркой иллюминацией. Но не расслабляйтесь – вас ждут увлекательные встречи, после которых может возникнуть вопрос: а оно нам надо?

Но давайте по порядку.

Планы построения «Умного города» коснутся всех жителей страны, обещает «Цифровая экономика»

Одно из главных направлений будет связано с модернизацией жилищного хозяйства: в каждом доме по желанию самих жителей установят «умные» счетчики потребления воды и электричества. Так, только в Уральском федеральном округе к концу 2024 года ими планируется оснастить до 80% многоквартирных домов – разработчики обещают, что экономия будет ежегодно достигать 13%.

Очевидно, что территорией пилотного проекта был выбран лучший город страны – Москва: 1 июня прошлого года там началась установка первых «умных» счетчиков. Как сообщалось в конце ноября на официальном портале мэра столицы, за полгода к пилоту присоединилось 600 квартир.

Ежемесячно жители передают 5,8 млн показаний счетчиков горячей и холодной воды. Источник: ДИТ Москвы

Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы планировал еще до конца прошлого года подключить через смарт-оборудование водоучета до 300 тыс. московских квартир, откуда данные передавались бы в автоматическом режиме по сети Wi-Fi в Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ), а начиная с 2019 года запустить проект в промышленную эксплуатацию.

Будущее за децентрализацией

Все эти планы имели строгое экономическое обоснование. Так, по оценкам министра энергетики РФ Александра Новака, внедрение интеллектуальных приборов учета электроэнергии позволит государству не только снизить потери, но и экономить 70-80 млрд рублей в год! Однако в конце декабря 2018-го президент РФ Владимир Путин подписал постановление о принятии поправок в федеральный закон, разработанный Минэнерго… Если быть более точным, то прежние планы централизованного развития системы «умных» счетчиков в стране были децентрализованы. Минэнерго распорядилось перенести обязанности по будущей установке, эксплуатации, поверке и замене приборов учета электроэнергии и водопотребления с потребителей на поставщиков. Согласно обновленному закону решение, ставить или не ставить «умные» системы учета, находится в ведении эксплуатирующей организации.

Читайте также:
Энергия будущего в настоящем: особенности солнечных батарей

Более того, с 1 июля 2020 года потребитель освобождается от обязанности даже следить за работой приборов учета и информировать кого-либо о выходе их из строя, а также права устанавливать новый прибор. Единственной обязанностью жителя остается обеспечение целостности прибора учета в том случае, если тот находится на его личной территории, недоступной для прямого доступа эксплуатирующей организации, например внутри квартиры или садового участка.

В Минэнерго посчитали, что такое решение более эффективно сократит издержки из-за потерь электроэнергии, а также будет способствовать повышению платежной дисциплины, поскольку эксплуатирующая организация сможет оказывать прямое давление на должников.

«Умные» счетчики: что за зверь?

В настоящее время на официальном сайте мэра Москвы сообщается, что поставщиками «умных» счетчиков, соответствующих требованиям регламента, могут выступать три компании – SAURES, КУЗЯ.РФ и ОПЛАЧУ, а установка зависит от технологических возможностей прежнего оборудования, то есть может быть выполнена как в качестве замены старого счетчика, так и путем добавления специального модуля, который обеспечит автоматический сбор показаний. Решение принимают сами жители и установка осуществляется на их собственные средства. При этом почему-то нигде не указано, что новые счетчики будут работать, только если эксплуатационная компания предоставляет такую услугу…

Автоматизированный сервис передачи показаний счетчиков воды. Источник: ДИТ Москвы

Такая неопределенность априори создает идеальные условия для злоупотреблений. Но столкнуться с ними вы сможете только «по собственному желанию». Никто заранее вас не будет предупреждать.

Первый и главный вопрос: а чем, собственно, обычный счетчик отличается от «умного» (с импульсным выходом), который уже применяется в московских новостройках, возводимых по программе реноваций. Пожалуй, только наличием провода, к которому будет подключаться передающее устройство. Без него это просто «усики», не дающие никакой умности.

«Умный» счетчик ITELMA для холодной воды

Второй признак – цена: обычный счетчик стоит в рознице от 600 до 1000 рублей, а «умный» – от 800 рублей. Понятно же, за ум надо платить.

Наконец, третий признак – наличие дополнительного передающего контроллера: без него «умный» счетчик будет работать как обыкновенный, даже если вы заплатите за него 2000 рублей.

Но, поскольку граждане еще не привыкли, что для нового поколения счетчиков нужны дополнительные устройства, то большинство даже не заметит, что «умный» счетчик почему-то перестал быть умным после ухода мастера.

Передающий блок является общим для всех установленных «умных» счетчиков – ценник здесь начинается от 3000 рублей и во многом зависит от способа передачи данных (GPRS, LPWAN или Wi-Fi). Показания автоматически отправляются в управляющую компанию, ТСЖ или ЕИРЦ именно благодаря контроллеру. Об этом надо помнить.

Контроллер SAURES собирает показания от 8 «умных» счетчиков.

Что-то пошло не так…

Пришествие «умных» технологий в Москву обернулось всплеском мошенничества. Уже летом прошлого года горожан атаковала волна телефонных звонков самозваных представителей ЖКХ и ЕИРЦ. Пользуясь неопределенностью в законодательстве (не был четко указан порядок установки устройств нового типа), аферисты обещали всевозможные бонусы льготным категориям граждан, в частности возможность вернуть вложенные деньги через ЕИРЦ или МФЦ, предоставив необходимые документы (городские службы отмечали, что каждый день к ним обращались десятки граждан). Никаких денег пострадавшие, естественно, так и не получили.

Нельзя сказать, что городские власти не реагируют на подобные факты – в любом отделении «Жилищника» или ЕИРЦ до сих пор вывешены соответствующие объявления. Однако правоохранительные органы подчеркивают, что мошенники грамотно оформляют все юридические документы, а желание установить «умные» счетчики изъявляют сами граждане, из своего же кармана оплачивая такие услуги.

Предупреждение о мошенничестве на стенде у МФЦ в Отрадном (Москва)

Всё не так легко, как кажется.

В рассказанной нами истории внедрения инноваций в Москве не хватает конкретного примера. Чтобы его получить, мы решили подыграть мошенникам.

Все пошло по накатанному сценарию. Сначала нам позвонили по городскому телефону: представившись диспетчерской ЕИРЦ и назвав наш точный адрес, упомянули о полагающихся льготах в связи с плановой заменой старых счетчиков на «умные» и в итоге назвали сумму компенсации, которая точно соответствует данным официальных поставщиков. Причем заранее оговаривалась стоимость работ и называлась фамилия исполнителя, что якобы гарантирует защиту от визита мошенников.

Все документы по установке фальшивых «умных» счетчиков оформляются в полном соответствии с законодательством

В итоге пришел мастер, качественно и быстро выполнил замену приборов, оформил и выдал на руки комплект документов – и даже принял деньги с помощью платежного терминала, гарантируя тем самым юридическую проверку самой компании через службу безопасности банка. Только вот на деле оказалось, что вместо «умных» счетчиков нам установили самые обыкновенные – кто из вас знает, чем они отличаются.

«Умные» счетчики оказались самыми обыкновенными, хотя и устанавливались якобы по программе «Умный город».

Далее жилец отправился в ЕИРЦ за обещанной компенсацией. Но, несмотря на широко разрекламированную в прошлом году программу ДИТ Москвы, здесь о ней никто, в том числе руководство, никогда не слышал, так же как и о существовании «умных» счетчиков. А информация о дистанционном снятии данных вызвала у них откровенный смех.

Ничего не дал и визит в Сбербанк – для инициации разбирательств ему требуется возбуждение уголовного дела органами МВД.

Визит же в ГУВД закончился советом написать заявление и предоставить доказательства, что была осуществлена мошенническая установка, а не по желанию клиента.

В свою очередь, визит в эксплуатационную контору позволил узнать, что компания, установившая новые счетчики, давно им известна, более того, недавно она поменяла название. Потери потерпевших от ее услуг достигли 40 тыс. рублей за каждую установку….

Напомним, с 1 июля 2020 года обеспечение централизованной системы контроля за установкой и эксплуатацией водосчетчиков возлагается на эксплуатационные организации. Понятно, что каждая из них будет устанавливать в этом деле свои требования, а значит, уровень хаоса вряд ли снизится…

Читайте также:
Метод Ханги: готовим прямо в яме на камнях

«Умные» счетчики нового поколения

Между тем смарт-технологии продолжают развиваться. На смену механическим счетчикам, измеряющим расход воды за счет вращения крыльчатки, на рынок приходят устройства, основанные на ультразвуковом принципе: два пьезодатчика устанавливаются поверх трубы, а измерение расхода воды осуществляется за счет акустического эффекта. Ультразвуковому сигналу, направленному против движения водяного потока, требуется больше времени для прохождения расстояния от излучателя до приемника, чем сигналу, направленному по ходу движения потока. Данная технология уже настолько отработана, что теперь, как мы видим, используется и в сфере ЖКХ.

Ультразвуковые смарт-счетчики MULTICAL 21 внешне не отличаются от обычных

Быстрыми темпами внедряется в России и телеком-технология NB-IoT, благодаря которой информация с водяных и иных счетчиков будут передаваться в ЖКХ, обеспечивая пониженное потребление трафика. И развитие новых направлений IoT продолжается.

VR в промышленности

Интерес к технологии виртуальной реальности во время пандемии коронавируса вырос. Причем не только со стороны крупных промышленных корпораций, где простой в работе стоит больших денег, но и со стороны ритейлеров, дизайн-бюро и даже госучреждений. В первую очередь это обусловлено потребностью поддерживать бизнес-коммуникации дистанционно. К конференциям в Zoom и Skype добавились совещания в виртуальных кабинетах и лекториях. Технология активно развивается: если еще 20 лет назад она была доступна только мировым корпорациям типа Boeing и Lockheed Martin, то сейчас шлемы виртуальной реальности можно найти в обычном магазине электроники.

Сегодня мы поговорим о том, как технологию используют в промышленности. В нашей недавней статье про шлемы мы получили запрос на раскрытие темы с примерами. Всех интересующихся просим под кат.

Начнем с краткого экскурса в историю

Как мы упомянули выше, раньше технология была доступна далеко не всем. Связано это было прежде всего со сложностью и дороговизной оборудования: вместо шлемов VR повсеместно использовались комнаты виртуальной реальности (CAVE), представляющие собой комплекс проекционных систем. Как правило, это требовало отдельного помещения, соблюдения определенных технических требований и много-много зеленых бумажек с изображением американских президентов.

Зачем?

В первую очередь, для того, чтобы снизить ошибки в проектировании и ускорить согласование сложного технического проекта. Обсуждать проект в масштабе 1:1 со всеми участниками процесса нагляднее, чем использовать чертежи, уменьшенные копии (макеты) или смотреть 3D-модель на «плоском» экране.

Во вторую очередь, для тестирования эргономики и обучения персонала. Создавая новый продукт, компания должна быть уверена, что его будет удобно эксплуатировать и обслуживать. Использование системы виртуальной реальности вкупе с системами обратной тактильной связи позволяет сократить затраты и время на создание натурных прототипов.

В 1999 г. концерн Ford отчитался о том, что применение систем виртуального проектирования обеспечило $40 млн экономии на инженерных затратах и более $1 млрд — благодаря связанным изменениям в производственном цикле

С появлением шлемов Oculus Rift и HTC VIVE спектр решаемых задач существенно расширился. Так же, как и количество компаний, которые могли позволить себе данную технологию.

Работая с промышленными компаниями по внедрению VR в бизнес-процессы более 15 лет, мы накопили большое количество примеров того, как виртуальная реальность помогает промышленным компаниям решать их бизнес-задачи. Делимся ими с вами. Описывать будем в формате «проблема—решение проблемы с помощью VR».

Проблема: ошибки при проектировании (новых зданий, заводов, складских помещений) и большие затраты на разработку проекта

Что дает VR: загружая 3D-модель проектируемого здания/помещения в VR, проектировщик может увидеть проект в масштабе 1:1 и лучше оценить качество проектирования, а также эргономические характеристики объекта, что невозможно сделать, рассматривая 3D-модель на экране монитора. Вместе со специалистами из отделов логистики и безопасности они могут согласовать расположение оборудования в помещении, организацию производственных мощностей и протестировать сценарии работы и соответствие требованиям безопасности до введения здания в эксплуатацию.

Кроме того, такое виртуальное здание можно показать внутренним и внешним заказчикам проекта, партнерам и инвесторам

Пример: Safran Nacelles, меньше, чем за год сэкономила 300 000€ за счет инвестиции в систему VR. Французская компания стала разрабатывать новые гондолы всего за 42 месяца, а ранее этот процесс длился 60 месяцев. Safran Nacelles также смогла закончить проект на 8 месяцев раньше, а длительность проекта предполагалась около 18 месяцев. Тем самым, экономия составила 40% от бюджета.

Проблема: большие затраты на согласование проектов на базе натурных прототипов

Что дает VR: обсуждение проекта не с чертежами и изображением на мониторе, а с прототипом в масштабе 1:1 снижает затраты и время на подготовку к макетной комиссии. Такая визуализация выступает своего рода общим «языком», на котором могут говорить все участники процесса: как инженеры-конструкторы, так и генеральные директора с заказчиками. Кроме того, наглядная проверка проекта и возможность его пощупать помогает выявить ошибки на ранних стадиях проектирования.

Пример: Автомобильная компания SEAT за счет использования виртуальной реальности уменьшила продолжительность производства и сократила количество макетов. За время разработки нового автомобиля анализируется до трех миллионов деталей. Благодаря технологиям просмотра в VR, где модель представлена в реальном масштабе, сократилось время анализа конструкции и количество физических прототипов. По итогу благодаря данному подходу сократилось время производства.

Проблема: из-за недостатка практического опыта специалисты получают травмы и портят дорогостоящее оборудование

Как помогает VR: обсуждение плана эвакуации, обучение и тестирование персонала не с чертежами и изображениями, а с прототипом здания в масштабе 1:1 позволяет повысить скорость и качество обучения, и уменьшить затраты на подготовку специалистов к работе со сложным оборудованием, снизить риск аварии на производстве или поломки дорогостоящего оборудования. Ошибка не приведет к аварии или поломке, а сотрудник получит реальный опыт. Одновременно с проектированием тех же цехов, возможно параллельное обучение операторов, которые в дальнейшем будут там работать. Тем самым, при открытии обновленного участка сотрудники смогут сразу взяться за работу и не тратить время на обучение. Также в VR можно провести тестирование настроек заводских линий. Скорость производства, качество выпускаемой продукции играет важную роль в успехе предприятия, поэтому так важно экономить время на процессах, которые могут протекать параллельно друг другу при помощи VR можно имитировать внештатные ситуации. Зачастую воспроизвести такие случаи в реальной жизни либо опасно, либо слишком дорого, поэтому персонал знал только в теории, как выйти из сложной или аварийной ситуации. С применением технологий виртуальной реальности персонал может быть готов к любой проблеме.

Читайте также:
Полосатые трубы: причины и особенности окраса

Пример: тот же самый Ford сократил количество травм на производстве на 70% и снизил эргономические проблемы на 90%. При помощи VR лаборатории здесь стремятся улучшить и сделать безопасной монтажную линию и рабочее пространство оператора. Для анализа используются более 52 датчиков, которые располагаются на теле человека. Они считывают движения и передают координаты в базу данных. Эргономист, получив значения, может отыграть определенные сценарии и обезопасить жизнь рабочему:

Проблема: долгое время согласования проекта из-за большого количества участников из разных подразделений и разных городов, что сопровождается большими затратами на командировки

Чем помогает VR: для обсуждения проекта не нужно находиться в одном помещении, но важно находиться в одном виртуальном пространстве, что обеспечивают шлемы виртуальной реальности и соответствующее ПО. Коллективное обсуждение и демонстрация проекта в VR сокращает затраты на командировки и время на согласование проекта.

Пример: CNES, французский национальный космический центр, за счет использования средств виртуальной реальности сэкономил около 12 месяцев при разработке проекта Callisto сроком в 4 года. Ракетный ускоритель проектировался в САПР, а в VR проводился подробный разбор летательного аппарата и вспомогательных элементов для запуска. Это позволило обсуждать проект удаленно, проанализировать какие инструменты необходимы для сборки, размер здания, процесс транспортировки на место старта, и протестировать всю систему в целом. Этот проект показал возможность одновременного решения различных задач.

Резюмируя, можем сказать, что в зарубежной практике VR уже давно является незаменимым помощником для решения промышленных задач. Ведь именно благодаря применению VR-технологий для решения своих “болей” ведущим мировым корпорациями удалось в каких-то случаях сэкономить от 8 до 12 месяцев от общего времени на разработку проекта, снизить на 70% количество травм на новом производстве и на 90% избавиться от эргономических проблем.

Среди российских компаний, использующих виртуальную реальность для решения бизнес-задач можем выделить «Синара — Транспортные Машины», «АгроТехХолдинг», «Северсталь», «Алроса». Отдельно хотим отметить «Газпром нефть», чья стратегия цифровизации включает в себя многие инновационные технологии, а VR отведена роль инструмента для обучения сотрудников по охране труда и промышленной безопасности, что позволит снизить риски на 30% к 2025 году. Кроме того, согласно дорожной карте с помощью VR будут приниматься до 90% инженерных моделей, что даст сокращение сроков проектирования на 10% и сроков строительства на 7%. За последние 2 года сформировали свои AR/VR-лаборатории такие крупные компании Сбербанк, Ланит, Сибур и другие.

Был интересен материал? Будем рады обратной связи в комментариях!

Какой шлем виртуальной реальности выбрать

Для PlayStation, компьютера или работающий сам по себе

Виртуальная реальность — отличная новая игровая платформа.

Выбор игр пока не такой богатый, как в случае с консолями или мобилками, но это компенсируется самой сутью VR: вы погружаетесь в виртуальный мир целиком, оказываетесь внутри него, а не смотрите через экран телевизора или телефона.

Шлемов виртуальной реальности на рынке не очень много, но запутаться среди них уже можно. В этом материале я расскажу про самые популярные варианты — и чем они выделяются на фоне остальных.

Важное примечание: в самые популярные VR-игры вроде Beat Saber, Superhot VR и Moss можно сыграть на всех шлемах из этой подборки. Но у каждой платформы есть свои эксклюзивы — про них я буду рассказывать в разделе «Во что можно поиграть».

Как победить выгорание

PlayStation VR

Для кого: для тех, у кого есть PlayStation 4 или 5
Сколько стоит: от 26 000 Р
Во что можно поиграть: Astro Bot Resque Mission; Resident Evil 7: Biohazard; Blood & Truth; Dreams; TES V: Skyrim VR (последнее не эксклюзив, но не упомянуть нельзя)
Минусы: много возни с проводами, устаревающее железо, кроме шлема желательно докупить контроллеры PS Move
Альтернатива: дождаться новую модель PlayStation VR — ее анонсировали в феврале, хотя дату выхода еще не объявили

PSVR — самый очевидный выбор, если у вас уже есть PlayStation или вы планируете купить все вместе. Но при этом нужно учитывать несколько важных деталей:

  1. PSVR вышел в октябре 2016 года, так что технологически он уже не дотягивает до своих более современных конкурентов.
  2. Чтобы все заработало, нужно правильно подключить кучу проводов.
  3. Положение шлема — и вас в нем — в пространстве определяется с помощью внешней камеры, подключаемой к PlayStation. Это значит, что ее нужно будет где-то установить, а вам — не выходить из ее поля зрения.
  4. В базовый комплект PSVR не входят специальные контроллеры PS Move — а это еще около 17 000 Р . По идее, вы можете играть и стандартным контроллером от PlayStation, но только с PS Move можно полноценно погрузиться в виртуальную реальность, управляя каждой рукой по отдельности.

HTC Vive Cosmos

Для кого: для тех, у кого есть игровой компьютер и много денег
Сколько стоит: от 76 990 Р в официальном магазине
Во что можно поиграть: Half-Life: Alyx; Boneworks; TES V: Skyrim VR; Microsoft Flight Simulator 2020; Star Wars: Squadrons
Минусы: без компьютера бесполезен
Альтернативы: Valve Index, но он будет стоить в два раза дороже; HP Reverb G2 — в нем лучше картинка, но нужен более мощный компьютер

Если у вас есть игровой компьютер или вы планируете его купить, то выбор VR-шлемов шире, чем в ситуации с PlayStation. Сами устройства работают по схожему принципу: вы запускаете игру на компьютере, длинным проводом подключаете к нему шлем, берете в руки контроллеры и начинаете играть.

Читайте также:
Портативная печь для офиса: особенности изобретения

Некоторые VR-шлемы требуют установки внешних сенсоров, или базовых станций, которые отслеживают ваше положение в пространстве, чтобы в игре можно было поворачиваться, наклоняться или даже делать пару шагов туда-сюда. Но есть и версии с камерами, встроенными в сам шлем, — тогда устройство само «видит» комнату и понимает, куда вы двигаетесь.

HTC Vive Cosmos как раз из второй категории, но при желании можно взять и версию с внешними базовыми станциями для более точного позиционирования — такой комплект уже будет стоить под 100 тысяч рублей. HTC также продает аксессуары, которые улучшают погружение, хоть и необязательны для начинающего: беспроводной передатчик, который избавит от подключения по проводу, и трекеры, которые можно нацепить, например, себе на ноги, чтобы видеть их в виртуальном мире.

Альтернативные варианты — Valve Index и сравнительно новый HP Reverb G2 — близки к Vive Cosmos по характеристикам, но со своими особенностями. У Index контроллеры точнее считывают движения пальцев, а у HP Rever G2 более высокое разрешение, что делает картинку приятнее, но немного повышает требования к мощности компьютера.

Oculus Rift S

Для кого: для тех, кто хочет бюджетный шлем к игровому компьютеру
Сколько стоит: в США — от 300 $, в России — в районе 30 000 Р на «Авито» и от 33 500 Р в магазинах на «Яндекс-маркете»
Во что можно поиграть: Half-Life: Alyx; Boneworks; TES V: Skyrim VR; Microsoft Flight Simulator 2020; Star Wars: Squadrons
Минусы: шлем больше не производят, так что магазины продают остатки. Ну и снова — бесполезен без компьютера
Альтернативы: подождать скидки на более дорогие шлемы или взять вариант из следующего пункта

Oculus Rift S — еще один шлем, который подключается к компьютеру по проводу и использует встроенные камеры для отслеживания положения головы и рук. Он не выделяется фантастическими характеристиками на фоне других вариантов, зато стоит дешевле.

«Фейсбук», владеющий компанией «Окулус», решил прекратить производство Rift S в пользу Oculus Quest 2, так что скоро достать этот шлем будет почти невозможно.

Oculus Quest 2

Для кого: для максимально широкого круга пользователей, без компьютеров и консолей
Сколько стоит: от 299 $ в США. В России официально не найти, неофициально — от 30 000 Р на «Авито» и от 33 000 Р в магазинах на «Яндекс-маркете»
Во что можно поиграть: Hand Physics Lab. Эксклюзивов немного, но большинство популярных VR-игр будут доступны
Минусы: требует аккаунта в «Фейсбуке», игры нужно покупать в валюте
Альтернативы: Oculus Quest первого поколения

Oculus Quest 2 — один из самых популярных шлемов прямо сейчас. На игровой платформе «Стим» он занимает первое место по числу пользователей, а судя по косвенным данным, темпы его продаж втрое выше темпов продаж PlayStation VR. К тому же это представитель пока редкого класса «шлем, которому не нужны никакие провода». В Quest 2 встроен маленький компьютер и батарейка, которой хватает на пару часов игры.

С одной стороны, это дает гигантскую свободу действий: можно ходить туда-сюда по комнате — шлем поможет не врезаться в стену, можно вертеть головой, приседать, даже ложиться на пол. С другой — встроенный компьютер не потянет Skyrim, Half-Life : Alyx и другие очень требовательные игры. Однако коллекция и без того богатая, хотя собственных эксклюзивов мало. Можно выделить Hand Physics Lab, которая использует функцию распознавания рук Quest: виртуальными предметами вы управляете собственными пальцами, а не контроллерами.

Самая дешевая версия Quest 2 оснащена 64 Гб встроенной памяти, и этого более чем достаточно. В среднем одна игра занимает 1—2 Гб памяти, и в первый год использования вы едва ли накупите столько игр, что они перестанут помещаться в память шлема. Но даже если это произойдет, надоевшие игры и приложения можно будет спокойно удалить с устройства. Они останутся в истории покупок, и при случае вы сможете скачать их заново.

Еще одно преимущество Quest 2 в том, что при желании его все-таки можно подключить к компьютеру, и тогда он будет работать так же , как шлемы из предыдущих двух пунктов. Минусы, впрочем, тоже есть: чтобы начать пользоваться Quest 2, нужно привязать шлем к своему аккаунту в «Фейсбуке». Региональных цен, как в «Стиме», здесь нет — придется платить по 10—20 долларов или евро за игру.

Какой шлем выбрать

Название модели Цена Что нужно для работы Особенности
PlayStation VR от 26 000 Р PlayStation 4 или PlayStation 5 Много проводов, но это единственный способ сыграть в VR на PlayStation
HTC Vive Cosmos от 76 990 Р Мощный игровой компьютер Без компьютера бесполезен, с компьютером великолепен
Valve Index от 137 000 Р Мощный игровой компьютер Даст максимальное погружение в Half-Life: Alyx
Oculus Rift S от 33 500 Р Мощный игровой компьютер Бюджетный вариант для VR-игр на компьютере
Oculus Quest 2 от 33 000 Р Ничего Шлем работает сам по себе, но при желании можно подключить к компьютеру

Мухоморы и пластмассовое ведро на голову.

Oculus Quest 2 на текущий момент это ответ на вопрос – «Какой первый VR шлем купить, если я в этом ничего не понимаю»
Это объективно лучший шлем по соотношению цена-качество.

– Относительно низкая цена
– Возможность принести с собой куда угодно и играть без компьютера
– Игра на компьютере! По беспроводу! В steam игры с региональным ценами!

В общем, берите квест, не пожалеете )

Pavel, а что насчет качества при кодировании видео через link. Смотрел сравнение с тем же rift s и у Quest 2 мыльцо, как ни крути.

Дмитрий, я играл через провод и через VD. Ощутимой разницы не заметил, но на VD лагало, если дома качали что-нибудь через роутер

Мыло может быть на wi-fi 5, там скорости не хватает на нормальную картинку

Pavel, я говорю о кодировании через link и передачи видеосигнала напрямую через hdmi.

У VR очень большое будущее. Надеюсь, к моей пенсии уже нормально можно будет виртуально кайфовать в разных частях планеты, бороздить космос и т.д.

Квест 2 по воздуху можно к ПК подключить и получить региональные цены стима (не знаю как AirLink работает, Virtual Desktop ($20) поддерживает SteamVR).

Если заказывать через посредника с Amazon то выйдет в районе $360 – почти как PSVR в статье.

FB переодически присылает купоны на скидку 30% и устраивает распродажи.
Можно следить за распродажами тут: https://www.reddit.com/r/OculusQuestStore/
И тут есть удобная база: https://vrdb.app/quest/index_us.html

До квеста PSVR пылился пару лет пока не попробовал Beat Saber, квест брал в первую очередь для кастомных песен к Beat Saber.
Опять же не знаю как там сейчас дела с моддингом – нужен BMBF который пока не обновляется под новую версию сабера и насчет отката на старые версия я не узнавал.

Из того что пробовал еще понравились:
– SUPERHOT VR
– PistolWhip
– Cubism

Vitaly, поддержу.
AirLink пока работает так себе. Попробовал – картинка хуже, чем у VirtualDesktop, в Beat Saber уже на hard начинаются проблемы с движением контроллеров. Дальше не пробовал.
Для, собственно, Quest 2 я, кроме VirtualDesktop, ничего так и не купил – цены вообще не региональные, у меня от них приступы амфибиогенной асфиксии.

Для себя отметил из плюсов Quest 2:
1. Можно вместо телевизора использовать. Собственно, я так и делаю, ложусь просто в кровать и смотрю кинопоиск через Firefox Reality. Получается даже удобнее, чем телевизор, ибо подбирать положение головы на подушке так, чтобы было видно экран не надо – просто размещаешь, как тебе удобно. Ну и экран можно нарисовать себе больше, чем физически может в комнату влезть. К качеству картинки привык быстро, перестал замечать сетку.
2. Играть без проводов – это вообще законно? Видел у других пользователей сложные какие-то системы подвесов, чтобы провода шли по потолку и не мешали. Да и с этими системами, фактически, ты привязан к одному месту рядом с ПК. С Quest 2 и WiFi я могу в любой точке квартиры в тот же Boneworks играть, лишь бы ничего не мешало руками размахивать.

Ismail, что за сетка? У меня второй окулус и я там сеток ен видел. А беспроводная игра с ним это только бета-версия т.е. на свой страх и риск.

Ismail, я на OQ2 с Expert начинал после опыта PSVR – особых проблем не замечал.

У меня PS VR. Скажу честно, получать удовольствие от игры мешает дикое мыло. В Скайрим весело играть с мувами, когда в одной руке меч, а в другой щит. На некоторое время это отвлекает от дикого мыла вокруг, но когда начинаешь обращать внимание — ловишь дикий кринж.

Примерно то же самое с No Mans Sky. Потенциал огромный, но мыло оооочень щипет глазки.

Большинство игр — убогие квесты-бродилки. Были большие надежды на Doctor Who в виаре, но там 0 челленджа.

Более-менее получил удовольствие от эксклюзива Кровь и Истина. Вот там механика стрельбы сделана просто отлично. Но опять же, мыло. Есть еще веселый тир-шутан по Until Down, там стрелять весело, а мыло не так заметно. Игра страшная, в виаре сердчеко порой билось сильно, но в основном от скримеров.

Единственная игра, в которую играю с удовольствием, это Beat Saber. Но от встроенных песен уже тошнит, а моды на плойке не поддерживаются…

В общем, думаю на выходных сыграю в последний раз и выставлю шлем на Авито. Буду ждать PS VR 2 (ну и PS 5 Pro, думаю, выйдет к тому времени).

Алексей, а что такое мыло?

Сергей, или вот, слева мыло, справа более-менее норм

Сергей, это когда текстуры в играх низкого качества

Алексей, это я каждую пятницу

У меня года три назад были VR-очки от Samsung, которые они делали совместно с Oculus. Внутрь очков вставлялся смартфон (в моем случае Note 8), джойстик в руку и можно было играть, смотреть кино и всякие научно-популярные программы (типа виртуальной экскурсии по музеям мира). Все было круто, кроме конских цен на игры и софт от Oculus. В среднем одна приличная игра стоила в районе 700 рублей. Да, были ломаные игры, но они или не запускались вообще, или были с дикими багами.
Но игры были просто шикарными. От ужастиков натурально мороз по коже, а моя любимая космическая стрелялка (название запамятовала) была просто великолепна – такая графика, такой эффект погружения! Очень нравились фильмы в 3D. Особенно хороши были “Аватар” и “Валериан и город тысячи планет”.

Альтернатив по функционалу и цене Oculus Quest 2 сейчас нет.

AirLink у меня работает хорошо. VD не покупал, сравнить не могу. Роутер с Wi-Fi 5 (ac, 866 Мб/сек). Каких-то задержек или жутких замыливаний не вижу. 5-ти метровый кабель теперь пылиться.
Также могу порекомендовать поставить spacedesk для простой работы с компьютером чтобы не нагружать компьютер Link’ом.

При выпуске в шлеме был только решим 72 Гц, потом добавили 90 Гц, а в начале мая 120 Гц (в тестовом режиме, функцию включили не всем). Также в будущем возможно появится магазин с привычными приложениями для Android. Но в принципе их можно поставить через APK и они вполне будут работать (разрешение виртуального экрана 1280 на 720).

Купил силиконовую накладку для маски. Пот не впитывает, но зато меньше раздражает кожу и легче мыть.
Также по аксессуарам можно купить другое крепление на голову, Holo Strap как у PS VR (стандартные резинки не сильно удобные, но на первое время или для игры до 1 часа сойдут). Чехол для переноски. Силиконовую защиту от ударов для шлема и контроллеров. Специальные адаптеры чтобы превратить контроллеры в ракетку для настольного тенниса, меч, пистолет, автомат. Специальную накладку закрывающую уши, чтобы улучшить звук от встроенных динамиков путем его концентрации (будут лучше бассы). Инфракрасные лампочки для игры в полной темноте.

Можно играть на улице (НО, обязательно нужно исключить попадание прямых солнечных лучей на линзы).
Если отойти в тень, то контроллеры нормально отслеживаются. Можно использовать огромное пространство.

Программа для установки модов и кастомных песен (BMBF) работает только со старой версией Best Saber (1.13.2), но есть варианты понизить версию (сохранив прогресс через бекап данных).
Скачал более 500 песен. Правда нужно быть аккуратным и не торопиться, нажимая на все подряд, т.к. плейлисты и их обложки можно потерять при неудачной синхронизации (тогда все песни после пересканирования попадут вперемешку в один плейлист Custom Songs). Поэтому рекомендую делать бекап через Playlist Editor Pro.

Видео можно смотреть через браузер, поддерживает включение 180 и 360 через любые плееры на сайтах при полноэкранном режиме. Есть поддержка технологии WebXR. Можно открыть 3 широких окна на все 360° (по 120° на каждую).
Также можно стримить видеофайлы с компьютера через Skybox VR Player. Особенно актуально на 64 Гб версии.

Возможности VR, ставшие реальными уже сейчас

О виртуальной реальности часто говорят в новостях, однако многие воспринимают эту технологию исключительно как игровую и ассоциируют со стойками в торговом центре, где желающим предлагается надеть очки и посмотреть реалистичное видео, пока сотрудник аттракциона будет тебя трясти. Между тем возможности виртуальной реальности гораздо шире, и технологию используют в различных сферах.

Развлечения

Наиболее очевидное применение виртуальной реальности — это игры, и они становятся всё более интересными. Например, в этом году известный боксёр Майк Тайсон принял участие в тестировании компьютерной игры с использованием VR. Он сразился в симуляторе с Магомедом Курбановым и отправил его в нокаут в первом раунде.

Виртуальное телевидение

Технология 3D стала обыденностью, но просмотр фильмов с использованием VR может стать захватывающим приключением. Ещё одно увлекательное зрелище — спортивные состязания. На зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане соревнования впервые были доступны для просмотра с использованием 360 VR. Не нужно зависеть от операторов, чтобы смотреть на любимого игрока. Плюс зритель мог буквально стоять посередине игрового поля.

Аттракционы

VR может быть использована при создании аттракционов для тематических парков. Например, сейчас разрабатывается идея локации в стиле ирландского потустороннего мира. Аттракцион наполнят драконами, феями и другими существами из легенд.

Экскурсии

Сейчас многие «путешествуют» с помощью панорамных карт от Google и «Яндекс», но VR выводит такие экскурсии на новый уровень. Исторические и культурные объекты, о посещении которых можно было только мечтать, становятся ближе. Особенно эта возможность может быть полезна для инвалидов.

Бизнес

Сделки с недвижимостью

С помощью VR риелторы получают возможность показать потенциальным клиентам дом, квартиру или офис, не выходя из кабинета. В свою очередь покупатели или арендаторы, благодаря современным технологиям, получают доступ к большему количеству вариантов, так как на просмотр тратится гораздо меньше времени. Дополнительный бонус в этом случае получают иногородние.

Скорее всего, VR в ближайшее время возьмут на вооружение и застройщики. Продажа недвижимости на стадии котлована сложна тем, что трудно объяснить клиенту, как будет выглядеть квартира. При этом не каждый покупатель обладает достаточной фантазией, чтобы представить будущее жильё, отталкиваясь только от плана. В виртуальной реальности клиенты смогут примерно увидеть, с чем столкнутся в будущем.

Дизайн

Визуализация дизайн-проектов демонстрирует, как будут смотреться декор, мебель, аксессуары, но не даёт представления, насколько это пространство будет комфортным. VR помогает немного «пожить» в интерьере и осознать, что об эту красивую полочку, скорее всего, будешь регулярно биться коленкой, а цвет обоев угнетает.

Экономия на командировочных

VR позволит присутствовать на встречах и переговорах удалённо. В фильме «Кингсман» секретные агенты собирались за одним столом с помощью специальных очков, и сейчас такая ситуация не выглядит фантастикой. Соответственно, технология позволяет не только отправляться в командировку, не вставая со стула, но и проводить интервью, встречи.

Виртуальное прототипирование

При классическом подходе к производству, будь то создание автомобилей или светильников, модель должна быть выполнена в натуральную величину, например, из глины, чтобы можно было понять, как она будет выглядеть, и внести корректировки. VR значительно сокращает процесс, так как любой объект можно мгновенно просмотреть с учётом вносимых в режиме реального времени изменений.

С помощью технологии оценивается не только внешний вид, но и удобство объекта. Например, если речь идёт об архитектурном решении здания, можно понять, логично ли расположены аварийные выходы.

Медицина

Подготовка врачей

Сейчас хирурги практикуются на трупах или натуралистичных моделях тела. И всё же манипуляции на живом человеке отличаются от тренировочных. Технология VR позволяет создавать полностью интерактивных «пациентов», которые нуждаются в операции. Это поможет обучать хирургов, которые сразу после завершения обучения будут готовы к встрече с реальными больными.

Реабилитация

VR может помочь пациентам преодолеть проблемы с балансом и подвижностью после инсульта или травмы головы. Врач контролирует обстановку, в которой находится больной, может изменять её по необходимости, наблюдать, как человек реагирует на неё и что нуждается в коррекции. Тренировки на баланс позволят пациенту сохранять равновесие в схожих ситуациях в будущем.

Для людей, которые нуждаются в восстановлении подвижности частей тела, VR позволяет геймифицировать тренировки. Согласно исследованиям, реабилитация в использованием технологии приводила к улучшениям быстрее, чем традиционные варианты.

Обезболивание и отвлечение

Виртуальная реальность помогает отвлечь пациентов от дискомфорта, связанного с медицинскими манипуляциями, и даже обладает болеутоляющим эффектом. С помощью VR-очков и наушников для них создают иллюзию обстановки, не связанной с клиникой и неприятными ощущениями.

Виртуальная реальность уменьшает беспокойство у пациентов с онкологией, проходящих химиотерапию. Технологию также используют для пациентов с ожогами при болезненных манипуляциях. В Университете Вашингтона для этого создана специальная игра SnowWorld. Пациенты, которые во время медицинских манипуляций играют в неё, испытывают на 50% меньше боли. Эти данные подтверждены с помощью приборов, фиксирующих изменения в мозгу. Стоит отметить, что виртуальную реальность применяют не вместо лекарств, а вместе с ними: боли при перевязке ожогов такие сильные, что одни таблетки не справляются.

Тестировали VR и в кабинетах зубных врачей. Треть пациентов с помощью очков виртуальной реальности перенесли на берег моря, треть — в городскую среду, остальные не пользовались устройством. В итоге те, кому демонстрировали полосу прибоя, сообщили, что практически не почувствовали боли.

Планирование сложных операций

Рутинные хирургические операции похожи одна на другую, но иногда встречаются сложные случаи, при которых врачам нужно сначала подумать, как действовать, чтобы избежать осложнений. Так, VR использовалась в США при разделении сиамских близнецов. Операция была потенциально опасной для младенцев. Однако медики с помощью КТ, УЗИ и МРТ сделали детальную визуализацию тел пациентов, а затем определили порядок действий и возможные осложнения. Благодаря такой подготовке операция прошла успешно.

Благотворительность

Виртуальная реальность помогает пробудить эмпатию, поэтому её активно используют некоммерческие организации для привлечения доноров и добровольцев. С помощью VR легко поместить человека в ситуацию, в которой он надеется никогда не оказаться, и дать ему прочувствовать всю тяжесть события.

Так, в Великобритании разработано приложение, которое погружает в жизнь человека, страдающего болезнью Альцгеймера. Оно создано, чтобы дать понять: пациент сталкивается не только с потерей памяти.

Образование и тренировки

Новый подход к урокам

Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и именно VR может полностью погрузить в изучаемую среду. Батальные сцены на уроках истории, дальние страны на географии — всё это делает обучение менее академичным, но более увлекательным. А в двух языковых школах в ОАЭ студенты не просто отрабатывают упражнения, а вступают в диалоги на изучаемом языке в виртуальной реальности.

Обучение пилотов

Современные авиасимуляторы создают атмосферу, достаточно близкую к реальности, однако VR может вывести подготовку лётчиков на новый уровень. С помощью технологии легко моделировать штатные и нештатные ситуации, требующие немедленного реагирования.

Тренировки военных

В нескольких странах VR уже используется для отработки военными действий на незнакомой местности. В Великобритании вооружённые силы с помощью виртуальной реальности учат солдат прыгать с парашютом, а морская академия создаёт учебное приложение, которое будет помещать экипажи судна в потенциально опасные ситуации.

Обучение персонала

Сеть гипермаркетов Walmart использует виртуальную реальность для обучения сотрудников. Они могут отрабатывать ситуации суматохи перед праздниками или беспорядка между рядами, чтобы уметь эффективно решать проблемы.

Прокачка социальных навыков

Профессора Техасского университета в Далласе создали программу, которая использует виртуальную реальность, чтобы помочь людям с аутизмом развивать социальные навыки. Помещая пациентов в ситуации вроде собеседования на работу или свидания вслепую, они учат их подбирать социальные сигналы и реагировать соответствующим образом.

Многие из этих возможностей VR выглядят фантастически. Однако мы увидим их в деле в ближайшее время. Единственное, что препятствует победоносному шествию виртуальной реальности — дороговизна совместимого оборудования. По данным Nvidia, в 2016 году менее 1% всех компьютеров мира были способны поддерживать устройства, работающие с виртуальной реальностью. Но аналитики настроены оптимистично: по прогнозам, к 2020 году рынок технологий VR вырастет до 37,7 млрд долларов. Поэтому стоит ожидать от разработчиков новых, ещё более фантастических проектов.

О виртуальной реальности часто говорят в новостях, однако многие воспринимают эту технологию исключительно как игровую и ассоциируют со стойками в торговом центре, где желающим предлагается надеть очки и посмотреть реалистичное видео, пока сотрудник аттракциона будет тебя трясти. Между тем возможности виртуальной реальности гораздо шире, и технологию используют в различных сферах.

Развлечения

Наиболее очевидное применение виртуальной реальности — это игры, и они становятся всё более интересными. Например, в этом году известный боксёр Майк Тайсон принял участие в тестировании компьютерной игры с использованием VR. Он сразился в симуляторе с Магомедом Курбановым и отправил его в нокаут в первом раунде.

Виртуальное телевидение

Технология 3D стала обыденностью, но просмотр фильмов с использованием VR может стать захватывающим приключением. Ещё одно увлекательное зрелище — спортивные состязания. На зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане соревнования впервые были доступны для просмотра с использованием 360 VR. Не нужно зависеть от операторов, чтобы смотреть на любимого игрока. Плюс зритель мог буквально стоять посередине игрового поля.

Аттракционы

VR может быть использована при создании аттракционов для тематических парков. Например, сейчас разрабатывается идея локации в стиле ирландского потустороннего мира. Аттракцион наполнят драконами, феями и другими существами из легенд.

Экскурсии

Сейчас многие «путешествуют» с помощью панорамных карт от Google и «Яндекс», но VR выводит такие экскурсии на новый уровень. Исторические и культурные объекты, о посещении которых можно было только мечтать, становятся ближе. Особенно эта возможность может быть полезна для инвалидов.

Бизнес

Сделки с недвижимостью

С помощью VR риелторы получают возможность показать потенциальным клиентам дом, квартиру или офис, не выходя из кабинета. В свою очередь покупатели или арендаторы, благодаря современным технологиям, получают доступ к большему количеству вариантов, так как на просмотр тратится гораздо меньше времени. Дополнительный бонус в этом случае получают иногородние.

Скорее всего, VR в ближайшее время возьмут на вооружение и застройщики. Продажа недвижимости на стадии котлована сложна тем, что трудно объяснить клиенту, как будет выглядеть квартира. При этом не каждый покупатель обладает достаточной фантазией, чтобы представить будущее жильё, отталкиваясь только от плана. В виртуальной реальности клиенты смогут примерно увидеть, с чем столкнутся в будущем.

Дизайн

Визуализация дизайн-проектов демонстрирует, как будут смотреться декор, мебель, аксессуары, но не даёт представления, насколько это пространство будет комфортным. VR помогает немного «пожить» в интерьере и осознать, что об эту красивую полочку, скорее всего, будешь регулярно биться коленкой, а цвет обоев угнетает.

Экономия на командировочных

VR позволит присутствовать на встречах и переговорах удалённо. В фильме «Кингсман» секретные агенты собирались за одним столом с помощью специальных очков, и сейчас такая ситуация не выглядит фантастикой. Соответственно, технология позволяет не только отправляться в командировку, не вставая со стула, но и проводить интервью, встречи.

Виртуальное прототипирование

При классическом подходе к производству, будь то создание автомобилей или светильников, модель должна быть выполнена в натуральную величину, например, из глины, чтобы можно было понять, как она будет выглядеть, и внести корректировки. VR значительно сокращает процесс, так как любой объект можно мгновенно просмотреть с учётом вносимых в режиме реального времени изменений.

С помощью технологии оценивается не только внешний вид, но и удобство объекта. Например, если речь идёт об архитектурном решении здания, можно понять, логично ли расположены аварийные выходы.

Медицина

Подготовка врачей

Сейчас хирурги практикуются на трупах или натуралистичных моделях тела. И всё же манипуляции на живом человеке отличаются от тренировочных. Технология VR позволяет создавать полностью интерактивных «пациентов», которые нуждаются в операции. Это поможет обучать хирургов, которые сразу после завершения обучения будут готовы к встрече с реальными больными.

Реабилитация

VR может помочь пациентам преодолеть проблемы с балансом и подвижностью после инсульта или травмы головы. Врач контролирует обстановку, в которой находится больной, может изменять её по необходимости, наблюдать, как человек реагирует на неё и что нуждается в коррекции. Тренировки на баланс позволят пациенту сохранять равновесие в схожих ситуациях в будущем.

Для людей, которые нуждаются в восстановлении подвижности частей тела, VR позволяет геймифицировать тренировки. Согласно исследованиям, реабилитация в использованием технологии приводила к улучшениям быстрее, чем традиционные варианты.

Обезболивание и отвлечение

Виртуальная реальность помогает отвлечь пациентов от дискомфорта, связанного с медицинскими манипуляциями, и даже обладает болеутоляющим эффектом. С помощью VR-очков и наушников для них создают иллюзию обстановки, не связанной с клиникой и неприятными ощущениями.

Виртуальная реальность уменьшает беспокойство у пациентов с онкологией, проходящих химиотерапию. Технологию также используют для пациентов с ожогами при болезненных манипуляциях. В Университете Вашингтона для этого создана специальная игра SnowWorld. Пациенты, которые во время медицинских манипуляций играют в неё, испытывают на 50% меньше боли. Эти данные подтверждены с помощью приборов, фиксирующих изменения в мозгу. Стоит отметить, что виртуальную реальность применяют не вместо лекарств, а вместе с ними: боли при перевязке ожогов такие сильные, что одни таблетки не справляются.

Тестировали VR и в кабинетах зубных врачей. Треть пациентов с помощью очков виртуальной реальности перенесли на берег моря, треть — в городскую среду, остальные не пользовались устройством. В итоге те, кому демонстрировали полосу прибоя, сообщили, что практически не почувствовали боли.

Планирование сложных операций

Рутинные хирургические операции похожи одна на другую, но иногда встречаются сложные случаи, при которых врачам нужно сначала подумать, как действовать, чтобы избежать осложнений. Так, VR использовалась в США при разделении сиамских близнецов. Операция была потенциально опасной для младенцев. Однако медики с помощью КТ, УЗИ и МРТ сделали детальную визуализацию тел пациентов, а затем определили порядок действий и возможные осложнения. Благодаря такой подготовке операция прошла успешно.

Благотворительность

Виртуальная реальность помогает пробудить эмпатию, поэтому её активно используют некоммерческие организации для привлечения доноров и добровольцев. С помощью VR легко поместить человека в ситуацию, в которой он надеется никогда не оказаться, и дать ему прочувствовать всю тяжесть события.

Так, в Великобритании разработано приложение, которое погружает в жизнь человека, страдающего болезнью Альцгеймера. Оно создано, чтобы дать понять: пациент сталкивается не только с потерей памяти.

Образование и тренировки

Новый подход к урокам

Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и именно VR может полностью погрузить в изучаемую среду. Батальные сцены на уроках истории, дальние страны на географии — всё это делает обучение менее академичным, но более увлекательным. А в двух языковых школах в ОАЭ студенты не просто отрабатывают упражнения, а вступают в диалоги на изучаемом языке в виртуальной реальности.

Обучение пилотов

Современные авиасимуляторы создают атмосферу, достаточно близкую к реальности, однако VR может вывести подготовку лётчиков на новый уровень. С помощью технологии легко моделировать штатные и нештатные ситуации, требующие немедленного реагирования.

Тренировки военных

В нескольких странах VR уже используется для отработки военными действий на незнакомой местности. В Великобритании вооружённые силы с помощью виртуальной реальности учат солдат прыгать с парашютом, а морская академия создаёт учебное приложение, которое будет помещать экипажи судна в потенциально опасные ситуации.

Обучение персонала

Сеть гипермаркетов Walmart использует виртуальную реальность для обучения сотрудников. Они могут отрабатывать ситуации суматохи перед праздниками или беспорядка между рядами, чтобы уметь эффективно решать проблемы.

Прокачка социальных навыков

Профессора Техасского университета в Далласе создали программу, которая использует виртуальную реальность, чтобы помочь людям с аутизмом развивать социальные навыки. Помещая пациентов в ситуации вроде собеседования на работу или свидания вслепую, они учат их подбирать социальные сигналы и реагировать соответствующим образом.

Многие из этих возможностей VR выглядят фантастически. Однако мы увидим их в деле в ближайшее время. Единственное, что препятствует победоносному шествию виртуальной реальности — дороговизна совместимого оборудования. По данным Nvidia, в 2016 году менее 1% всех компьютеров мира были способны поддерживать устройства, работающие с виртуальной реальностью. Но аналитики настроены оптимистично: по прогнозам, к 2020 году рынок технологий VR вырастет до 37,7 млрд долларов. Поэтому стоит ожидать от разработчиков новых, ещё более фантастических проектов.

Выбираем устройства для VR: все, что нужно знать

Представляем насыщенный гайд по устройствам для VR. Что нужно знать для того, чтобы выбрать себе систему виртуальной реальности? Читайте ликбез по характеристикам VR-очков в нашей статье.

Виртуальная реальность — одна из самых передовых технологий современности, и на рынке сейчас представлены VR-гаджеты всех форм и размеров: от картонных очков до огромных шлемов. Расскажем, что нужно знать, если вы планируете выбирать устройства для VR.

Вне зависимости от форм-фактора, все VR-устройства разделяются на три вида: проводные, беспроводные и мобильные. Все типы обладают общими характеристиками, которые нужно учитывать при выборе устройства: глубиной погружения, удобством ношения и типом подачи контента.

Глубина погружения

Под глубиной погружения понимается ощущение присутствия в виртуальном мире. Она характеризует то, насколько качественно VR-гаджет будет способен обманывать ваш мозг. Глубина погружения складывается из следующих технических аспектов:

    Позиционный трекинг: точное определение вашего положения в пространстве, чтобы подгонять под него виртуальные декорации. Потребительские VR-системы используют два типа трекинга: «снаружи внутрь» и «изнутри наружу». В первом случае вокруг пользователя размещаются несколько датчиков, которые следят за его положением. Во втором случае используется одна камера напротив пользователя, которая следит за точками на его теле. Первый способ более точен, второй — более дешев.

Позицонный трекинг «снаружи внутрь». Иллюстрация: HTC

Степень свободы: возможности перемещения пользователя в пространстве. Устройства для VR со степенью свободы 3DoF дают обзор на 360 градусов. Гаджеты 6DoF, вдобавок к этому, позволяют смотреть вверх и вниз, перемещаться влево и вправо, вперед и назад.

Различие между 3DoF и 6DoF наглядно. Иллюстрация: Unity

  • Угол обзора: чем он шире, тем лучше. Естественный угол обзора человеческих глаз составляет максимум 220 градусов. Большинство популярных устройств для VR дают угол обзора в 100 градусов, но продвинутые модели уже стремятся к 200.
  • Контроллеры: те самые штуки, которые вы держите в руках, чтобы взаимодействовать с виртуальной реальностью. В случае простейших моделей вы направляете контроллер на виртуальный объект и нажимаете на кнопку, чтобы воздействовать на него. Более продвинутые модели контроллеров имеют много кнопок или трекпад, что расширяет возможности взаимодействия с виртуальной средой.

    Разные типы VR-контроллеров. Фото: VR Source

  • Звук: как и в кинотеатре, в виртуальной реальности очень важно качество звука. Самые дешевые и простые устройства для VR имеют встроенные динамики, более продвинутые — встроенные наушники. Также часто встраивается микрофон, что позволяет общаться с другими пользователями в виртуальном мире.
  • Удобство ношения

    Эта комплексная характеристика определяет, насколько комфортным и незаметным для пользователя будет ношение VR-устройства в течение длительного времени (не меньше двух часов). Оно складывается из следующих аспектов, которые нужно учитывать при выборе устройства для VR:

    • Размеры и вес: чем легче устройство, тем меньше оно будет давить на щеки и переносицу, а регулируемые ремни и дужки позволят удобно закрепить устройство на голове. Если вы носите очки, следует также учесть, будет ли для них место внутри вашего VR-шлема.
    • Подкладка: практически все устройства имеют обивку изнутри, чтобы уменьшить трение и давление на голову. Если у вас чувствительная кожа, выбирайте VR-устройства с мягкой дышащей обивкой. Также неплохо, чтобы подкладка была съемной, и ее можно было бы временами вынимать и стирать.
    • Охлаждение: как любое электронное устройство, VR-шлем нагревается при работе, а потому имеет систему вентиляции. Более продвинутые модели имеют встроенные кулеры.
    • Сенсорное соответствие: при использовании устройств для VR у пользователя может развиваться головокружение и тошнота, как при морской болезни. Чем точнее VR-устройство подгоняет виртуальные декорации под движения пользователя, тем меньше риск VR-синдрома.

    Огромный VR-шлем на выставке в 2015 году. Фото: Oculus

    Тип подачи контента

    Собственно, виртуальные платформы, с которыми совместимы устройства для VR, и виртуальные миры, которые они предлагают. Windows Mixed Reality, SteamVR и OSVR — вот крупнейшие платформы виртуальной реальности. Большинство устройств, представленных на рынке, обязательно совместимы с одной или несколькими из них. Приложения для мобильных VR-гаджетов существуют под Android и iOS.

    Современные массовые устройства для VR поддерживают следующие типы подачи контента:

    • Интерактивный кинематограф: виртуальная среда, с которой пользователь может взаимодействовать от первого лица;
    • Виртуальный кинотеатр: виртуальная среда, в которой пользователь смотрит за действиями персонажей от третьего лица, при этом находясь среди них;
    • Виртуальный аквариум: виртуальная среда, в которой пользователь может перемещаться и рассматривать виртуальные объекты, но не взаимодействует с ними;
    • Виртуальная поездка: виртуальная среда, в которой пользователь как бы едет среди виртуальных объектов и при этом может осматривать виртуальное пространство на 360 градусов;
    • Виртуальная социальная площадка: среда, в которой пользователь имеет возможность общаться с другими пользователями.

    Антиутопическая картинка: пользователи социальной VR-площадки общаются друг с другом. Фото: VR Times

    О чем еще нужно знать?

    Все вышеперечисленное — это общие характеристики, которые не зависят от вида устройства. При выборе отдельных видов устройств для VR также имеют значение следующие характеристики:

    • При покупке проводного гаджета нужно учитывать длину кабеля, количество сенсоров, которые будут размещены в комнате, разрешение дисплея (максимальное — 4K), а также убедиться, что у вас мощный и производительный компьютер с хорошим графическим процессором;
    • При покупке беспроводного гаджета нужно учитывать продолжительность времени работы от батареи, опять же, разрешение (для беспроводных устройств доступный максимум — 2560 x 1440), а также объем внутренней памяти для хранения контента (в среднем, он варьируется от 16 до 32 Гб).
    • Для мобильного гаджета снова имеет значение продолжительность времени работы, а также диагональ дисплея (варьируется от 4,5 до 6 дюймов), качество охлаждения (эти устройства нагреваются вдвое сильнее) и поддерживаемая операционная система (Android, iOS или обе).

    Google Daydream — мобильные очки виртуальной реальности. Фото: Google

    В совокупности знание всех этих характеристик поможет вам определиться, какой VR-гаджет из представленных на рынке лучше всего подойдет именно вам. Удачных покупок!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: