Учебное пособие по сварке труб отопления

Учебное пособие по сварке труб отопления

Сегодня для построения систем отопления используются разные методы – пайка полипропиленовых труб, фитиновое соединение металлопластиковых труб, резьбовое соединение труб из металла. Но, несмотря на использование новых технологий, металл по-прежнему остается востребованным, поэтому и применяется сварка труб отопления электросваркой. Для профессиональных сварщиков нет особой разницы, с каким материалом работать, а вот для тех, кто только решается попробовать себя в роли сварщика стоит внимательно изучить все тонкости работы в этой профессии.

  1. Сварка труб отопления: технология соединения металлических труб
  2. Сварка металлических труб отопления при помощи электросварки
  3. Разновидности сварных швов и соединений труб
  4. Какими электродами лучше варить трубы отопления: металлы, оборудование, инструкции
  5. Подготовка труб к электросварке
  6. Описание процедуры сварки труб

Сварка труб отопления: технология соединения металлических труб

Нормальная работа системы отопления дома возможна при полной герметичности всех соединений. Достигнуть необходимого результата при постройке системы с использованием стальных труб способна сварка труб отопления. Используемые технологии сваривания металлов основаны на расплавлении небольшого участка труб и наложения поверх этого участка дополнительного слоя металла – сварного шва.

На сегодняшний момент широко используется две технологии сварки – сварка труб отопления электросваркой и соединение при помощи газосварки. Первая использует для работы электрический ток, во втором случае делается нагрев и расплавление металла при помощи пламени газовой горелки.

Сварка металлических труб отопления при помощи электросварки

Сварка металлических труб отопления при помощи электросварки осуществляется с помощью сварочного аппарата, подключаемого к электрической сети. В основе большинства таких устройств лежит принцип плавления металлического стержня электрода в среде защитных газов под действием электрического тока большой силы. Этот метод менее опасный, чем газосварка поскольку в работе не используется летучий огнеопасный газ и открытое пламя. С другой стороны, сварка отопления электросварочным методом требует наличия определенного опыта работы и знания основ сварочного дела.

Принцип соединения металлов электросваркой заключается в создании в месте стыка деталей электрической дуги, от которой происходит плавление металлического стержня электрода. Перед началом работ к соединяемым деталям подключается отрицательный вывод сварочного аппарата. В положительный вывод берется электрод. После включения питания в аппарате происходит преобразование электрического тока высокого напряжения в ток низкого напряжения, но при этом возрастает сила тока. Когда электрод касается поверхности металла труб, возникает электрическая дуга. Под ее действием происходит розжиг металлического стержня электрода – его сердцевина начинает плавиться, а обмазка под действием высокой температуры гореть. Это пламя выжигает кислород в непосредственной близости электрической дуги, что позволяет создать сварочную ванну из расплавленного металла. Металл электрода, расплавляясь, плавит и края металла, создавая прочный металлический шов. Проводя электродом по месту соединения отрезков труб, постепенно формируется сварной шов. Спустя буквально 2-3 минуты после наложения шва металл в месте сварки остывает до 300-400 градусов, а через 15-20 минут до шва уже можно дотронуться рукой.

При кажущейся простоте технологии сварка труб отопления дело очень кропотливое, без достаточного опыта сделать нормальный шов очень трудно. Дело в том, что электрод касается металла только при розжиге дуги, в дальнейшем он отрывается от металла и держится на определенном расстоянии, так, чтобы металл электрода плавился в сварочной ванне – области жидкого металла. Кроме того, сварщик не проводит по месту соединения строго прямой шов, движение кончика электрода напоминает что-то похожее на урок каллиграфии, когда ученики в специальных тетрадях прописях пишут специальные упражнения – завитки, зигзаги, сложные и простые линии, напоминающие волны.

Использование такой техники и заключается секрет, как правильно варить трубы отопления ручной электросваркой.

Разновидности сварных швов и соединений труб

В теории сварки и резки металла при помощи электродуговой сварки используется несколько видов сварных соединений, различающихся между собой в зависимости от положения электрода.

Для начинающего сварщика достаточно знать три основных типов соединений деталей:

  • Прямое
  • Угловое;
  • Внахлест.

Прямое соединение подразумевает расположение деталей друг против друга с минимальным зазором между ними. Кстати, как отмечают профессионалы, мастерство заключается не в том, чтобы соединить трубы с большим зазором, а как раз, чтобы соединить поверхности таким образом, чтобы между ними был минимальный зазор.

Угловая сварка подразумевает соединение деталей находящихся под углом друг к другу. Такое соединение встречается в месте врезки трубы меньшего диаметра в трубу большего. Здесь соединяемые поверхности находятся под углом друг к другу.

Сварка внахлест делается, когда детали накладываются друг на друга. Сварка металлических труб отопления делается с применением различных пространственных положений шва – горизонтального, вертикального, потолочного или нижнего.

Горизонтальное расположение имеет свиду нахождение свариваемого объекта в горизонтальной плоскости, при этом электрод двигается подобно острию карандаша на листе бумаги, который лежит на столе. Здесь все предельно просто.

С вертикальным швом намного сложнее – здесь электрод ведется не только вверх или вниз, но еще и вправо, и влево.

Самым сложным считается потолочный шов – здесь работа осуществляется с нижнего положения, сварщик находится под соединяемыми деталями. Правда, для таких типов работ существует и специальный инструмент – электрод, у которого при работе кончик напоминает кратер вулкана. Обмазка при сгорании образует чашу, в которой находится расплавленный металл, более того, он не выплескивается и не выпадает во время работы. Что касается приемов работы то стоит помнить, что в процессе соединения всех элементов сварка труб отопления проводится без их жесткой фиксации относительно основных конструкций дома, только в самом конце большие отрезки соединяются в единое целое, вот тогда и приходится варить в самых неудобных положениях. Поэтому предварительно трубы рекомендуется сваривать большими отрезками, чтобы сократить количество потолочных швов до минимума. Кроме того, можно аккуратно согнуть электрод, чтобы получить возможность дотянуться до самой дальней и неудобной точки.

Какими электродами лучше варить трубы отопления: металлы, оборудование, инструкции

Для начинающего электросварщика имеющего небольшой опыт работы важно на начальном этапе сделать два основных шага – правильно выбрать сварочный аппарат и также правильно подобрать к нему электроды. Почему важны именно эти моменты? Дело в том, что сварочные электрические аппараты имеют свои особенности. Для новичков лучше использовать инверторный сварочник постоянного тока. Это небольшой компактный прибор, устройство которого основано на полевых транзисторах, он выдает постоянный ток, который легко можно регулировать. Даже самый простой инвертор позволит новичку научиться держать дугу и правильно регулировать ток. Для более опытных мастеров можно попробовать поработать на аппарате переменного тока. Он мощнее, у него больше запас по мощности, а для сварки труб отопления это большой плюс. Но у него есть и минус – с ним сложно работать, для новичка трудно поймать дугу, нужен опыт, чтобы правильно выставить сопротивление резистора, да и по размерам это устройство намного больше бытового инвертора.

Читайте также:
Система отопления: Преимущества и недостатки системы отопления с естественной циркуляцией

Что касается выбора электродов, то здесь стоит учитывать качества каждой марки, поскольку и диаметр стержня и марка оболочки сильно влияют на качество шва. Для работы используются:

  • Марка С – электроды с целлюлозным покрытием. Основное назначение соединение ответственных швов на материале с большой толщиной металла;
  • Марка RA – электроды рутилово-кислотные основной вид электродов для работы с металлическими трубами. Особенность этой марки заключается в быстром покрытии шва слоем шлака, который придется удалять.
  • Марка RR – электроды для тонких и аккуратных работ. Марка позволяет получить почти ювелирный шов с небольшим слоем шлака, который легко снимается щеткой.
  • Марка RC – рутилово-целлюлозные электроды универсального назначения. Они предназначены для сварки в любых положениях.
  • Марка В – основные электроды универсального назначения для горизонтальных и вертикальных швов.

Кроме знания марки оболочки важно учитывать и толщину металла сердечника, и толщину металла свариваемых деталей.

Подготовка труб к электросварке

Также как и от оборудования и расходных материалов многое зависит от правильной подготовки самих труб для сварки. Для получения надежного и красивого шва необходимо выполнить ряд операций, облегчающих проведение дальнейших работ:

  • Зачистка поверхности края трубы. 15-20 мм от среза трубы поверхность должна быть зачищена от ржавчины, лакокрасочного покрытия, масляных пятен;
  • Необходимо доработать срез – он должен быть максимально ровным, так легче будет сочленить части трубы.
  • При использовании толстостенных труб на соединяемых концах рекомендуется сделать фаску не меньше чем на половину толщины металла.

Сварка труб отопления проводится в несколько слоев, это зависит от толщины металла. Профессионалы рекомендуют:

  • При толщине стенки до 6 мм наложить 2 слоя;
  • При толщине больше 6 и до 12 мм рекомендуется снять фаску и сделать 3 слоя;
  • При толщине стенки трубы больше 12 мм делается 4 сварных шва.

Профессионалы советуют при многослойном наложении швов первый шов накладывать методом ступенчатой наплавки – пройдя вперед 8-10 мм сделать обратный ход на 5-6 мм, после чего сделать снова участок длиной 8-10 мм.

При работе с большим диаметром труб делается сначала прихватка – в нескольких местах делается небольшой шов длиной 2-3 см, после чего делается сплошное сваривание стыка.

Важно помнить, что если будет сделана ошибка и обнаружится брак, то часть работы придется переделать. После прохождения полной длины окружности сварным швом делается отступ на 3-4 см и начинается наплавка второго слоя. Отступ необходим для того, чтобы исключить брак шва, в точке начала наплавки сразу нескольких слоев.

Описание процедуры сварки труб

Наглядно пояснить, как варить трубы отопления электросваркой рекомендуется на примере монтажа отрезка системы отопления состоящей из двух прямых и двух угловых элементов. Для ясности ситуации рекомендуется представить, что оба элемента в двух смежных комнатах, между которыми имеется отверстие для прокладки трубы.

Перед началом работ осуществляется подгонка всех элементов. При помощи болгарки выравниваются края отрезков. При помощи наждачного круга делается снятие фаски на ½ толщины металла трубы.

Для удобства работы сначала делается соединение угловых элементов с прямыми отрезками:

  • Торцы элементов очищаются от ржавчины, пыли, масляных пятен.
  • На ровной поверхности выкладывается отрезок и к нему стыкуется угловой элемент.
  • В одной точке делается прихватка электродом на 4-5 мм. И мелом отмечается на наружной поверхности начало формирования шва.
  • После того как прихватка остынет при помощи молотка несколькими ударами угловой элемент ставится на место. Дело в том, что наживляя детали, металл может повести, и элементы просто сдвинутся относительно друг друга. После остывания шва можно подкорректировать положение, максимально прижав элементы, друг к другу.
  • После коррекции с противоположной стороны снова делается точечный шов. И снова проверяется положение деталей.
  • После того как все элементы будут правильно расположены относительно друг друга, делается первый основной шов.
  • После прохождения всей окружности дается время остыть шву, буквально через 2-3 минуты после окончания сваривания при помощи молотка делается отделение шлака и окалины от металла. Особенно тщательно осматриваются углубления и небольшие кратеры, именно в этих местах шлак может образовать отверстие в сварном шве.
  • Если подозрительных мест не обнаружено от риски поставленной мелом отступается 2-4 см и начинается наплавка второго слоя. Движения в этом случае нужно делать зигзагообразные, чтобы наплавка закрывала справа и слева первый, основной шов.
  • После того как будет сделано соединение обеих отрезков труб и угловых элементов делается установка их на место и соединение в одну конструкцию.
  • При помощи подставок делается выравнивание отрезков. Подобно тому как наживлялись отрезки с уголками, делается наживка в 2- точках и этого шва.
  • После того как будет проверена правильность установки делается наложение первого слоя напайки. При работе можно немного расширить отверстие в стене, чтобы уголковые элементы не мешали, а вся конструкция могла сделать полный оборот вокруг оси.
  • Работа осуществляется небольшими отрезками с короткими перерывами для поворота конструкции.
  • После наложения первого слоя делается очистка и проверка качества поверхности. Аналогично предыдущим соединениям делается напайка второго слоя сварного шва.

Несмотря на простоту операций в реальности многое зависит от опыта подобных работ. Профессионалы советуют в таких случаях не браться сразу за работу самому, а попросить опытного сварщика показать несколько приемов работы и внимательно понаблюдать за действиями наставника, такой урок может многому научить.

Как сварить трубы отопления электросваркой

Основным способом монтажа автономных и централизованных систем является сварка отопления. В отличие от резьбовых соединений она не нуждается в регулярном обслуживании. При сварке труб отопления нужно учитывать, что соединение подвергается не только механическим, но и термическим воздействиям. Поэтому необходимо правильно выбирать электроды, иначе при нагреве он может треснуть.

Читайте также:
Обзор производителей теплых плинтусов Mr Tektum, Rehau и Herz - Жми

Виды сварных швов и соединений

В зависимости от взаимного положения трубы соединяются:

  • встык, когда торцы примыкают друг к другу;
  • в тавр, если трубы расположены в виде буквы Т;
  • под углом, когда необходимо изменить направление на 45 или 90˚;
  • внахлест путем развальцовки торца одной трубы и одеванием его на другую.

В зависимости от возможности доступа к стыку соединение выполняется:

  1. Горизонтальным швом, если монтируется вертикальный участок трубопровода.
  2. Вертикальным при горизонтальном положении трубопровода.
  3. Потолочным когда стык сваривается снизу. Такой шов приходится накладывать во время ремонта системы отопления при замене аварийного участка.
  4. Нижним свариваются трубы при монтаже новых систем, когда есть возможность их поворачивания, чтобы электрод находился сверху стыка.

Подготовительные работы

Чтобы соединения получились без дефектов, перед сваркой труб отопления электросваркой проводится подготовка. Проверяется перпендикулярность среза торцов относительно оси, при необходимости корректируется. С кромок снимаются фаски, оставляя притупление 2 мм, чтобы угол между ними был 65 — 70˚. Поверхность труб на расстоянии не менее 1 см от стыка зачищается до блеска наждачной бумагой и обезжиривается растворителем.

Выбор электродов

В большинстве случаев сварку металлических труб отопления ведут плавящимися электродами. При толщине стенок до 5 мм достаточно диаметра 3 мм, до 10 мм — 4 мм. Величина сварочного тока при соединении встык устанавливается 90 — 110 А, внахлест — не менее 120 А. Неплавящиеся электроды из вольфрама или графита с использованием присадочной проволоки и инертного газа используются редко. Область применения стальных электродов зависит от состава покрытия:

  • целлюлозное (с маркировкой C) предназначено для сварки магистральных трубопроводов большого диаметра;
  • с рутилово-кислым (RA) часто применяются при монтаже коммунальных систем водо и теплоснабжения;
  • рутиловое (RR) позволяет создавать швы лучшего качества, чем предыдущий вариант;
  • рутилово-целлюлозное (RC) повышает прочность сварочного соединения при вертикальном монтаже;
  • универсальное (B), оно же основное, используется при сварке труб разного диаметра и толщиной стенок, работающих в широком диапазоне температур.

Процесс сварки трубы отопления

Прежде чем сваривать трубы отопления электросваркой их нужно прихватить между собой в нескольких местах, чтобы зафиксировать в нужном положении. Если диаметр не превышает 30 см достаточно четырех точек длиной по 5 см, расположенных крестообразно. Трубы большего размера прихватываются с интервалом 25 — 30 см по окружности. Прихватка выполняется теми же электродами, которыми будет свариваться стык.

На стык накладывается непрерывный шов, продвигая электрод вдоль стыка до полного соединения заготовок. Для глубокого прогрева металла его наклоняют под углом 30 — 60˚ назад, заставляя сварочную ванну двигаться за ним. Для поверхностного прогрева положение меняется на противоположное.

Если толщина стенок не превышает 6 мм, накладываются два шва, один поверх другого. Металл до 12 мм сваривается тремя слоями. При стыковке толстостенных труб отопления накладываются четыре и более шва. Перед наложением следующего слоя нужно дождаться остывания предыдущего и удалить с него шлак.

При сварке поворотного стыка, когда меняется направление трубопровода полезно пользоваться специальным вращателем. С его помощью заготовки закрепляются в нужном положении, обеспечивая свободный доступ к стыку со всех сторон. Если такого приспособления нет, на доступную часть окружности накладывают два шва. Затем трубу поворачивают вручную и поэтапно сваривают остальные участки. Сварку неповоротного стыка начинают снизу, продвигая электрод вверх.

Полезные советы и возможные ошибки

Чтобы правильно варить трубы отопления не следует пренебрегать рекомендациями специалистов:

  • сварку труднодоступных мест удобней проводить согнутым электродом, используя зеркальце для контроля;
  • при смене электродов шов продолжается с накрытием в 1,5 см уже наложенного;
  • качество сварного соединения улучшится, если верхний шов выполнять в обратную сторону от нижнего, заканчивая его в другом месте;
  • прямая полярность при сварке постоянным током обеспечивает лучший прогрев металла, чем обратная.

Причиной появления дефектов часто становится невнимательность новичков и самоуверенность опытных сварщиков. Например, даже незначительное отклонение шва в сторону приводит к нарушению герметичности соединения. Изменение длины дуги во время сварки заканчивается образованием пустот и непроваров. Новички не замечают этих нюансов, а опытные считают, что на такие мелочи не стоит обращать внимание. По независящим от сварщика причинам дефекты образуются из-за некачественного оборудования и материала труб.

Контроль качества сварного соединения

Завершив электросварку, наружным осмотром определяется наличие прожогов, пор, свищей и других видимых дефектов. Для выявления микротрещин, незаметных невооруженным глазом, обычно смонтированный участок подключают к отопительной системе. Если на швах не появятся капельки воды, работа проведена качественно. Такой способ проверки приемлем в частном доме, где систему можно заполнить в любое время.

В квартирах с центральным отоплением проверку качества сварных соединений в летний период проводят с помощью компрессора. На концы труб ставятся заглушки, стыки обмазываются мыльной пеной, закачивается воздух под давлением. Места, где есть изъяны, определяются по пузырькам на их поверхности.

Замену или монтаж новых труб отопления лучше делать летом, чтобы большую часть сварочных операций выполнять на улице. Вблизи от места работы в помещении не должно быть легковоспламеняющихся материалов. Если опыта сварки труб пока маловато сначала можно сварить несколько ненужных обрезков, чтобы потом не портить новые заготовки.

Как варить трубы электросваркой правильно – пошаговое руководство

В процессе ведения домашнего хозяйства нередки случаи, когда требуется соорудить какую-либо конструкцию из обычных труб или профиля. Зачастую для этих целей применяются легкие и удобные в монтаже пластиковые трубы, а также стальные изделия с резьбовыми креплениями. Однако в данной статье мы рассмотрим, как правильно сварить трубу для отопления или других необходимых систем в вашем доме, ведь упомянутые выше варианты не всегда приемлемы и целесообразны.

Подбор электродов

Первое, что вам понадобится для выполнения сварочных работ с трубами отопления или другими сооружениями, это электроды. От качества этого расходного материала будет зависеть не только надежность полученных сварных швов и герметичность системы, но и процесс выполнения работ.

Под электродом понимают тонкий стальной стержень со специальным покрытием, которое позволяет обеспечить устойчивую дугу в процессе электросварки труб, и задействовано в формировании сварного шва, а также предотвращает окисление металла.

Классификация электродов предполагает разделение по типу сердцевины и разновидности внешнего покрытия.

По типу сердцевины бывают такие электроды:

  1. С неплавящейся серединкой. Материалом для такой продукции служит графит, электротехнический уголь или вольфрам.
  2. С плавящейся серединкой. В данном случае в качестве сердечника служит проволока, толщина которой зависит от типа сварочных работ.
Читайте также:
Индивидуальная система отопления: монтаж, переход

Что касается внешней оболочки, то множество электродов, которые встречаются на рынке, стоит разделить на несколько групп.

Итак, покрытие может быть:

  • Целлюлозное (марка С). Эти изделия применяются главным образом для выполнения сварочных работ с трубами крупных сечений. Например, для монтажа магистралей для транспортировки газа или воды.
  • Рутилово-кислотное (RA). Такие электроды оптимальны для сварки металлических труб отопления или водопровода. В данном случае сварочный шов покрывается небольшим слоем шлака, который легко удаляется постукиванием.
  • Рутиловое (RR). Данный тип электродов дает возможность получить очень аккуратные сварочные швы, а образующийся в процессе работы шлак очень просто удаляется. Преимущественно такие электроды используются в местах угловых соединений или при наваривании второго или третьего слоя.
  • Рутилово-целлюлозное (RC). Подобными электродами можно выполнять сварочные работы абсолютно в любой плоскости. В частности, они очень активно применяются для создания длинного вертикального шва.
  • Основное (B). Такие изделия можно назвать универсальными, ведь они подходят для сваривания толстостенных труб, деталей, эксплуатация которых будет производиться при отрицательных температурах. При этом образуется пластичный качественный шов, который не трескается и не деформируется со временем. Читайте также: “Разновидности электродов для сварки труб – выбираем подходящие”.

Прежде чем приступать к работе, рекомендуем вам проконсультироваться со своими знакомыми сварщиками на предмет разновидности электродов, которыми они предпочитают пользоваться. В каждом конкретном случае это будут разные марки, ведь в продаже может быть доступно большое множество марок, причем отличное от города к городу.

Что нужно отметить отдельно, так это наличие прямой связи между ценой и качеством электродов. Не раз был проверен на практике тот факт, что дешевые расходные материалы не позволяют выполнить правильную сварку труб с необходимым уровнем качества. Поэтому не стоит экономить на этой статье расходов, ведь в результате они могут возрасти намного больше.

Разновидности сварных швов и соединений труб

Способов, как варить трубы электросваркой, может быть несколько:

  • размещая детали встык – в данном случае отрезки трубы находятся точно напротив друг друга;
  • соединение в тавр – эта технология сварки труб подразумевает, что два куска трубы размещены перпендикулярно, в форме буквы «Т»;
  • скрепление внахлест – в таком варианте один из кусков трубы развальцовывается, чтобы его можно было надеть на другой;
  • угловое соединение – то есть, две детали размещены под углом 45° или 90°.

При выполнении сварки труб электросваркой могут выполняться такие швы:

  • горизонтальные – в таком случае свариваемые трубы расположены вертикально;
  • вертикальные – это швы на вертикальном участке трубы;
  • потолочные – в данном случае электрод помещают в нижней части детали, над головой работника;
  • нижние – соответственно, швы, для выполнения которых нужно наклоняться вниз.

Обращаем ваше внимание, что при работе со стальными трубами соединение должно быть встык, с обязательным провариванием места стыковки по толщине стенки изделия. Оптимальным в данном случае будет использование нижнего поворотного шва.

Есть еще несколько рекомендаций, как сваривать трубы электросваркой:

  1. При проведении сварочных работ следует держать электрод под углом в 45° или чуть меньше, тогда расплавленный металл будет попадать внутрь свариваемой трубы в гораздо меньшем количестве.
  2. Если вы выполняете соединение в тавр или встык, то вам понадобятся 2-3 мм электроды. При этом сила тока, оптимальная для надежной герметизации системы, составляет в пределах 80-110 ампер.
  3. Для надежного проваривания соединения внахлест сила тока должна быть увеличена до 120 ампер, а электроды можно использовать аналогичные.
  1. Оптимальная высота сварного шва должна составлять 3 мм над поверхностью трубы. Только после ее достижения можно считать работу завершенной.

Отдельно стоит остановиться на профилированных изделиях. Сваривание таких труб надо проводить точечно. Это значит, что сначала прихватывают две точки с противоположных сторон профиля, потом переходят на две другие точки, и так до тех пор, пока вся труба не прогреется. После этого приступают к выполнению сплошного сварного шва по периметру трубы.

Предварительные работы с деталями

Перед тем как сварить круглую трубу, ее нужно подготовить к работе, то есть провести предварительную обработку стыков и уточнить все тонкости. Для этого сначала проводится диагностика труб на соответствие ряду технических характеристик, предъявляемых к монтируемой системе, в частности, водопроводу (прочитайте: “Какая сварка водопроводных труб лучше – виды и особенности сварки”).

Согласно инструкции должны быть соблюдены такие условия:

  • Геометрические размеры.
  • Наличие сертификата качества, в частности, если это трубопровод для питьевой воды.
  • Идеально круглая форма труб – никакие дефекты торцов в виде приплюснутого или овального сечения не допускаются.
  • Одинаковая толщина стенок труб по всей их протяженности.
  • Химический состав изделий должен соответствовать ГОСТам РФ для тех или иных систем. Данная информация выясняется из технической документации или лабораторными исследованиями.

Далее можно приступать, собственно, к подготовке труб к стыковке и сварке.

Процесс подготовки включает такие стадии:

  • проверяют ровность среза на торце трубы – он должен быть равен 90º;
  • торец и участок в 10 мм от него нужно тщательно зачистить до появления металлического блеска;
  • все следы масел, ржавчины, красок следует удалить и обезжирить поверхность на торце трубы.

Последнее, о чем нужно позаботиться – правильная конфигурация торца. Угол раскрытия кромки должен составлять 65º, а показатель притупления – 2 мм. Дополнительная обработка позволит добиться требуемых параметров.

Такую работу можно выполнить фаскоснимателем, торцевателем или шлифовальной машиной. Профессионалы, работающие с трубами больших диаметров, пользуются фрезерными станками или газовыми и плазменными резаками.

Процесс сварки

Когда вся предварительная подготовка позади, можно браться за сварку. Если у вас нет необходимых навыков, и вы никогда раньше не выполняли подобных работ, сначала рекомендуем попрактиковаться на лишних кусках труб, чтобы не испортить всю систему.

Тонкости электросварки

Если производится сваривание труб круглой формы, то шов на них должен быть непрерывным. Это значит, что как только работа начата, ее нельзя прерывать, пока не образуется сплошной сварной шов. В случае работы с поворотными и неповоротными стыками сварка труб отопления электросваркой должна выполняться в несколько слоев. Их количество будет зависеть от толщины стенок трубы.

Читайте также:
Герметик для системы отопления дома: правила выбора и применения

Зависимость количества слоев от параметров стенки выражается в таких величинах:

  • 2 слоя сварочного шва выполняют на трубах с толщиной стенки до 6 мм;
  • если стенки колеблются в пределах 6-12 мм толщины, потребуется 3 слоя;
  • все прочие изделия, толщина стенок которых еще больше, нуждаются в наложении 4 слоев шва.

Стоит отметить, что каждый последующий слой сварки можно наносить только после полного остывания предыдущего. Перед нанесением весь образовавшийся шлак необходимо удалить. Читайте также: “Как правильно варить электросваркой трубы – теория и практика от мастера”.

Кроме того, стоит учесть ряд важных особенностей:

  1. Какую полярность и ток нужно применять (постоянный или переменный), будет зависеть от толщины стенки труб, их материала и оболочки электродов. Вся информация должна быть указана в инструкции к электродам.
  2. Толщина электродных стержней влияет на силу тока, необходимую для сварки. Прикинуть этот показатель можно, умножив толщину стержня на 30 или 40. Так вы сможете вычислить силу тока в амперах и выставить ее на сварочном оборудовании.
  3. Скорость выполнения работ не имеет регламентированной величины. Просто нужно следить, чтобы дуга не оставалась в одной точке слишком долго, иначе, кромка прогорит, и все придется начинать сначала.

Чтобы облегчить себе работу, перед началом сварки газовых труб электросваркой можно выполнить сборку стыков.

Собираем соединения

Этот процесс следует выполнять в такой последовательности:

  1. Трубы следует зафиксировать в тисках или ином приспособлении, соединив их встык. Далее место соединения с помощью электрода нужно прихватить в 2-3 местах. Если это будут только 2 точки, то сделайте их с противоположных сторон окружности.
  2. В случае, когда точка соединения сделана только одна, окончательное проваривание стыка нужно начинать с противоположной стороны.
  3. Обратите внимание, что толщина электрода для труб с толщиной стенок в пределах 3 мм должна составлять не более 2,5 мм.

И еще немного полезной информации относительно техники выполнения сварного шва.

Если вы работаете с трубами, толщина стенок которых превышает 4 мм, то их соединение выполняется двумя швами – корневым, проходящим по всей толщине стали, и валковым, представляющим собой валик 3 мм высотой.

Выполняя вертикальные швы на трубах сечением 30-80 мм, сваривание производится в два шага – сначала делают шов на ¾ длины, а далее – все остальное.

Когда вы делаете горизонтальный шов в несколько слоев, в каждый последующий подход электрод должен перемещаться в противоположном направлении.

Конечные (замковые) точки шва, выполняемого в несколько слоев, нужно размещать в разных местах.

Работа с поворотными и неповоротными стыками

Техника, как сварить трубы разного диаметра с поворотными и неповоротными стыками требует отдельного упоминания (прочитайте также: “Как выполняется сварка неповоротных стыков труб – пошаговое руководство”).

Среди правил выполнения таких работ можно привести следующие:

  1. Поворотные стыки будет удобно выполнять во вращателе. Желательно, чтобы скорость выполнения работы и вращения механизма была одинаковой.
  2. Место контакта металла с дугой (сварочная ванна) должна располагаться на 30º ниже верхней точки трубы, установленной во вращатель, с противоположной направлению вращения стороны.
  3. Такую работу можно выполнять и вручную. Для этого трубу каждый раз проворачивают на 60-110º, чтобы с ней было удобно работать.

Однако наиболее сложной будет работа при развороте трубы на 180º.

В таком случае сварку лучше разделить на 3 стадии:

  • В первую очередь приваривают в 1-2 слоя 2/4 сечения трубы по внешнему радиусу сгиба.
  • Далее трубу разворачивают и доваривают оставшуюся часть шва, выполнив сразу все слои.
  • В конце труба еще раз проворачивается, и на внешней части сгиба добавляют оставшиеся слои шва.

Сваривание неповоротных стыков выполняется в две стадии.

Методика работы такова:

  1. Трубу нужно визуально разделить на два отрезка. Шов в данном случае получится одновременно и горизонтальным, и вертикальным, и потолочным.
  2. Сваривание начинают с нижней точки окружности, плавно перемещая электрод к верхней точке. Таким же образом проводят работу с противоположной стороны.
  3. При этом дуга делается короткой, по длине равной ½ толщины сердечника электрода.
  4. Высота валкового шва может достигать 2-4 мм, все зависит от толщины стенки трубы.

Заключительным этапом сварочных работ является контроль качества соединений.

Проверка надежности соединений

Зачастую контроль над качеством сварного шва и герметичностью системы вам придется выполнять самостоятельно путем визуального осмотра.

Для этого сначала шов нужно очистить от шлака и простучать его легким молотком. Далее визуально осматривают сам шов на наличие в нем сколов, порезов или трещин, плохо проваренных кусков или прожогов насквозь, а также прочих дефектов.

Последним этапом будет замер толщины шва. Для этого можно использовать стандартные приборы, а также щупы, шаблоны и прочие приспособления.

Обратите внимание, что газотранспортную или водопроводную систему нужно еще проверить на герметичность. Для этого выполняют пробный пуск жидкости под давлением.

Правила техники безопасности при работе со сварочным аппаратом

Немаловажным моментом при проведении любых электротехнических работ, в том числе сваривания металлических труб, является соблюдение правил техники безопасности. Если ими пренебречь, можно получить разнообразные травмы, такие как термические ожоги кожи, ожоги сетчатки глаз вспышкой дуги, удары электрическим током и другие.

Поэтому перед началом работ следует выполнить следующие действия:

  • жилы, проводящие ток, и компоненты сварочного аппарата должны быть изолированы;
  • корпус сварочного оборудования и дополнительные приборы нужно заземлить;
  • спецодежда и рукавицы должны быть абсолютно сухими;
  • надеть галоши или постелить резиновый коврик в небольшом по размеру помещении для дополнительной изоляции;
  • чтобы уберечь глаза и лицо, при работе следует надеть защитный щиток.

Итоги

Таким образом, мы частично рассказали, как следует выполнять сварочные работы на электрическом оборудовании. Безусловно, чтобы работа была успешной, у вас должны быть некоторые практические навыки. Тем не менее, благодаря информации, изложенной в материале, вы будете знать, с чего начинать практиковаться. При соблюдении наших рекомендаций, у вас обязательно получится сваривание металлических труб на достойном уровне.

Незамерзайка в системе отопления: все, что вам нужно знать об антифризе

От автора: здравствуйте, уважаемые друзья! Наверняка, те из вас, кто живет в частном доме, знают, как важно следить за корректной работой системы отопления. Нередко вода, которая играет роль теплоносителя, замерзает, и это может привести к серьезным проблемам.

Читайте также:
Дистиллированная вода для отопления

Предвидя такой вариант развития событий, домовладельцы заполняют систему отопления не водой, а специальным составом — антифризом. Можно ли заливать незамерзайку в батареи, а если да, то как правильно использовать этот состав? Мы рассмотрим разновидности антифриза, остановимся на плюсах и минусах и решим, может ли заливаться незамерзайка в систему отопления.

Разновидности антифризов и их свойства

Антифриз, или незамерзающая жидкость — это смесь нескольких веществ. В состав входит дистиллированная вода, пропиленгликоль либо моноэтиленгликоль и ингибиторные присадки.

Обычно для систем отопления в доме и промышленных вентиляционных установок используется два вида незамерзающих жидкостей:

  • с этиленгликолем. В этом антифризе следующее процентное отношение составляющих: 63%,31%,6% (этиленгликоль, вода, присадки),
  • с пропиленгликолем. Этот антифриз имеет меньшую концентрацию основного действующего вещества: 46%,50%,4% (пропиленгликоль, вода, присадки).

Если вы раньше никогда не имели дела с незамерзайкой, то обратите внимание, что эта жидкость отличается от обычной воды сразу по нескольким показателям:

  • по вязкости,
  • по текучести,
  • по теплопроводности.

А это значит, что антифриз требует особых условий эксплуатации. Как это работает? Антифриз придает сетям трубопроводов и протокам в батареях более высокое сопротивление (с точки зрения гидравлики). Это значит, что качать незамерзайку по трубам придется с большей интенсивностью — то есть система с антифризом требует большего давления насоса для корректной работы. Зато теплоотдача антифриза в 2 раза выше, чем у воды — соответственно, для нагревания незамерзайки потребуется в 2 раза меньше тепловой энергии.

Важно: обратите внимание, что этиленгликоль токсичен и выделяет вредные пары. Однако, как видно из состава незамерзайки, она практически наполовину состоит из очищенной воды. К тому же, перед тем как залить антифриз в систему, его еще следует развести водой. Это говорит о том, что вредные свойства этиленгликоля нивелируются.

Особенности использования антифриза

Как видим, незамерзайка значительно отличается от воды, а это значит, что важно учитывать некоторые нюансы эксплуатации системы отопления в доме после того, как вы выясните, как закачать в нее антифриз, и сделаете это в первый раз.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • необходимо приобрести и подключить циркуляционный насос, который мог бы производить достаточный напор в трубах,
  • котел должен иметь не менее 20% запаса мощности.

Не спешите приобретать незамерзайку, пока вы не убедитесь в том, что ее можно заливать в вашу систему теплоснабжения для частного дома. Приводим список важных пунктов, на которые стоит обратить внимание, прежде чем заказывать антифриз для батарей:

  • если вы используете электродный электрический котел, то он требует специальной «незамерзайки». Обратите внимание на рекомендации от производителя,
  • если у вас работает двухконтурный котел, то от незамерзающей жидкости придется отказаться. Есть опасность попадания жидкости в контур ГВС,
  • не следует использовать низкотемпературный раствор в системе с оцинкованными трубами. Химическая реакция спровоцирует потерю антифризом своих основных свойств,
  • заполнение антифризом системы с атмосферным расширительным баком — это плохая идея. Во-первых, вы и ваши близкие будете постоянно вдыхать вредные пары незамерзайки, во-вторых, объем антифриза будет постоянно уменьшаться из-за испарений.

Совет: можно ли заливать незамерзайку в систему после воды? Специалисты отвечают, что можно, но важно обратить внимание на один аспект функционирования насоса. Может получиться так, что агрегат, который до этого работал на низких или средних оборотах, нужно будет просто переключить на его максимальную мощность, и этого будет вполне достаточно для корректной работы. Если мощности насоса не хватает, или вы видите, что что-то пошло не так (батареи греют слабо), то агрегат все же придется заменить.

Расчет необходимого объема антифриза

Предположим, что вы созрели для приобретения антифриза. И тут возникает вопрос: как залить незамерзайку, если вы не знаете, какой объем этой жидкости вам нужен? Даже если вы не дружите с математикой, то вам придется провести несложные исчисления. Эта процедура потребует от вас внимательности и затрат времени.

Для начала нужно измерить длину всех подводок к батареям и магистралей. Затем распределить их по диаметрам. Для каждого диаметра следует замерить площадь проходного сечения, для этого вам придется вспомнить формулу площади круга (πr2). Помним, что радиус — это половина диаметра. Следующий шаг: умножить результат на длину трубы.

Это еще не все: теперь возьмите технические паспорта радиаторов и котла и посмотрите объем воды, который в них указан. Первую цифру, полученную путем ваших вычислений, нужно прибавить к цифрам из технических паспортов.

Когда будете заказывать антифриз, учтите, что его нужно будет разбавлять водой (обычно это 1:1) Точную информацию производитель указывает в инструкции к незамерзайке.

Правила использования антифриза

Заполнением системы новой смесью можно заняться только после того, как она очищена от предыдущего «наполнителя» и проверена на предмет протечек и трещин. Помните, что вам необходимо добиться полной герметичности, чтобы избежать проблем в эксплуатации.

Если нужно — проведите профилактику и замените изношенные детали.

Когда вы поймете, что батареи и патрубки в порядке, можно приступать к самой трудоемкой процедуре — заливке антифриза. Важно делать это сразу же после приготовления смеси (антифриз, как вы уже знаете, нужно будет развести водой), чтобы она оставалась однородной.

Помните, что незамерзайка — это довольно капризный химический «коктейль», который требует особого подхода.

Работая с ней, рекомендуем следовать таким несложным правилам:

  • пробный запуск системы нужно производить с минимальной мощностью. Далее обороты нужно будет повысить вплоть до нормы,
  • заливать незамерзайку можно только в одноконтурные котлы,
  • газовые котлы буквально созданы для того, чтобы заливать в них антифриз. Если вы заходите оптимизировать работу электрической установки, добавляя в нее незамерзающую жидкость, это может привести к серьезному перегреву,
  • четко следуйте инструкции на таре с антифризом и рекомендациям от производителя вашего отопительного оборудования. В противном случае у вас могут возникнуть неприятности из-за засорения фильтров. Это приводит к снижению теплоотдачи из-за поломки насосных систем.

Заполнение системы отопления жидкостью

Специалисты утверждают, что существует два способа, как заполнить закрытую систему жидкостью:

  • при помощи насоса. Жидкость следует качать из бочки или бака. При этом нужно обязательно использовать манометр. Закачку следует остановить, как давление дойдет до показателя 1,5 Бар (речь идет о частном доме не выше 2 этажей). Насос подсоединяют к патрубку подпитки либо слива через обратный клапан. Все воздушные краны при этом следует открыть,
  • вручную. Готовый теплоноситель вам придется заливать через воздухоотводчик на стояке (это самая верхняя точка системы). Отзывы утверждают, что такой способ более трудоемкий. Как и в первом случае, необходимо подсоединить манометр и открыть все воздушные клапаны. Ручную закачку и спуск воздуха нужно производить, пока не увидите на манометре нужный показатель давления.
Читайте также:
Паровое отопление: Как работают системы парового отопления в чем их преимущества

Из этого видео вы узнаете, как правильно заправлять антифризом систему отопления в частном доме:

Плюсы и минусы незамерзайки в системе отопления

Давайте разберем, в каких случаях целесообразно заливать антифриз в систему отопления частного дома. Судя по отзывам, переход на антифриз может обеспечить бесперебойную работу отопления, однако следует учитывать некоторые нюансы. Так, антифриз действительно нужен в регионах с суровыми климатическими условиями, где зимы бывают долгими и морозными. Незамерзайка, в отличие от воды, не даст трубам промерзнуть, деформироваться и лопнуть.

Антифриз — незаменимый помощник для загородных коттеджей и дач, оборудованных системой отопления. Если вы там не планируете жить круглый год, то не сможете зимой проследить за состоянием труб, а незамерзайка не даст им перемерзнуть и испортиться.

  • можно не сливать антифриз из неработающей системы на протяжении долгого времени,
  • из-за того, что трубы и радиаторы заполнены теплоносителем, в них не попадает воздух,
  • благодаря присутствию в составе антифриза присадок снижается риск образования пены, коррозии и накипи,
  • незамерзайка все же замерзает, но при температуре от -30 °C до -65 °C, в зависимости от концентрации антифриза,
  • можно уменьшить вязкость незамерзайки, разбавив ее водой. Так вы сможете сэкономить объем теплоносителя и поберечь циркуляционные насосы.
  • высокая стоимость,
  • нагревается медленно, остывает быстрее воды,
  • важно проследить, чтобы все стыки системы отопления были герметичными,
  • некоторые химические вещества, входящие в состав незамерзайки — токсичны,
  • можно использовать не во всех типах системы отопления.

Подводя итоги, отметим, что прежде чем залить незамерзайку в систему отопления частного дома, нужно учесть все «за» и «против». Понятно, что если вы живете на крайнем севере, то воду в отоплении нельзя считать альтернативой антифризу. Важно не спешить с покупкой, выбирать качественную и недешевую жидкость, соблюдать технику безопасности и следовать инструкции по эксплуатации системы отопления. При таком подходе мы гарантируем, что антифриз прослужит вам не менее 10 лет. Всего доброго! До новых встреч на страницах нашего сайта

Антифриз для системы отопления дома: свойства, виды, как закачать

В домах за городом, где обогревательный контур включается не всегда, а только в определённые периоды, обычную воду заливать не рекомендуется. Она легко замерзает из-за чего может произойти разрыв труб и батарей, может впоследствии выйти из строя котёл. Поэтому в таких случаях в батареи заливают составы, не поддающиеся замерзанию.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

  • Вода или антифриз в системе отопления?
  • Виды незамерзающей жидкости
  • Как залить незамерзайку в открытую и закрытую системы отопления

Антифриз (незамерзайка) часто используется в автомобилях. Пользуется популярностью благодаря своим антизамерзающим свойствам. Замёрзнуть антифриз может только при очень низкой температуре. Определённые качественные марки производителей этой жидкости выдерживают температуру до минус 55 °С, а кристаллы в нём появляются только при минус 68 °С. Такие свойства делают незамерзайку для системы отопления загородного дома, дачи наиболее подходящей.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Антифриз для системы отопления

Вода или антифриз в системе отопления?

Часто задаваемый вопрос, что лучше: вода или антифриз в системе отопления. Две жидкости имеют свои характеристики, достоинства и недостатки. Стоит сказать, что антифриз применяется реже, чем вода. И это обусловлено тем, что жидкости различны по физико-химическим характеристикам. Как следствие, отопительная система с незамерзайкой должна быть смонтирована не так, как с водой.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

Попробуем провести сравнительный анализ этих двух теплоносителей .

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Безусловное, достоинство воды в доступности, невысокой цене и высокой удельной тепловой ёмкости. Недостаток заключается в замерзании её и увеличении при 0 °С и меньше. Вода расширяется, давит тем самым на элементы системы отопления и разрывает их. В то же время антифризы поддаются замерзанию при температуре намного ниже, но у них есть свои минусы:

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

  1. Удельная тепловая ёмкость антифриза ниже в среднем на 13 %. То есть он нагревается медленно, поэтому требует установки котла большей мощности.
  2. Антифриз более плотный, чем вода, в среднем на 15 %, и более вязкий, примерно на 40 %. Как следствие, приобретать придётся более мощный насос для циркуляции теплоносителя , трубы диаметра побольше.
  3. С нагреванием антифриз становится больше на 35 %. Поэтому приобретать нужно будет расширительный бак в пару раз больше по объёму.
  4. Незамерзающая жидкость не имеет поверхностного натяжения. Она более текуча. В даже небольших неточностях в герметичности стыков незамерзайка может начать протекать. Особенно в тех случаях, когда система уже остывает и диаметры трубопроводных элементов становятся меньше. Поэтому в отопительной системе необходимо минимальное количество стыков. Кроме того, они всегда должны быть на виду.

Теперь вам должно быть понятно, почему система отопления, выполненная под воду, не может подойти под антифриз. Если в планах применять незамерзайку для системы отопления, необходимые корректировки нужно проводить заранее.

p, blockquote 6,0,1,0,0 –>

Виды незамерзающей жидкости

Антифриз в системе отопления частного загородного дома может быть изготовлен на основе одной из двух видов жидкостей:

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Антифриз на основе этиленгликоля можно описать как токсичный, но в то же время дешёвый, в то время как антифриз пропиленгликоль не несёт вреда для здоровья человека, но отличается дороговизной.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Антифриз для системы отопления

Продавцы делают упор на продажу второго вида теплоносителя, основываясь на его нетоксичности. Ходят даже такие слухи, будто небольшое количество вредной жидкости может попасть в питьевую воду через систему горячего водоснабжения и отравить проживающих, если в произойдёт протечка.

Читайте также:
Насос для опрессовки - как выбрать и провести испытания

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Не стоит беспокоиться, ведь правильно проведённый монтаж отопительной системы ни за что не пропустит антифриз в воду. В то время как протечки бывают настолько малы, что не могут быть столь опасны. К тому же антифриз на этиленгликоле производители окрашивают в красный цвет, а на основе пропиленгликоля – в зелёный, поэтому если вдруг и случится протечка, то её с лёгкостью можно будет заметить.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Если вы полностью уверены в качественной сборке отопительной системы и не имеете больших средств, чтобы тратиться на дорогую жидкость, то не бойтесь и заливайте этиленгликолевую незамерзайку, внимательно следя за процессом и не отходя от инструкции. Если же вы хотите лишний раз подстраховаться и не волноваться, то просто заплатите необходимую сумму и купите антифриз на основе пропиленгликоля.

Часто антифриз можно приобрести как концентрат. Его требуется разбавлять строго, как гласит инструкция. Не стоит делать «антизамерзайку» очень концентрированной, так как из-за этого в теплообменнике могут возникнуть отложения. Менять антифриз лучше каждые пять лет.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Как залить незамерзайку в открытую и закрытую системы отопления

Есть некоторые различия заливки незамерзайки в закрытую либо открытую систему отопления.

p, blockquote 13,1,0,0,0 –>

Для начала разберёмся, как заливать антифриз в систему отопления открытого типа. Это будет именно тот случай, когда стоит приобрести безвредный пропиленгликоль. Расширительный бак в такой системе открытый, и так как обычно он располагается на чердаке дома, то в жилое помещение может, пусть и не в значительных количествах, но попадать испарение. Да и вообще пользоваться незамерзайкой в системе открытого типа немного нелогично. Хорошо будет переделать систему в закрытую, откуда не будут выходить пары.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Заполняем систему отопления антифризом

Концентрат нужно разбавить и понемногу при помощи насоса заливать в расширительный бак либо подпиточный вентиль. Все воздушные краны Маевского на батареях должны быть открыты, а по мере заполнения закрываться. Степень заполнения должна быть до 1/3 расширительного бака.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Помните, что перед закачкой антифриза нужно проверить систему отопления на открытие всех запорно-регулирующих элементов.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Уже после включения котла и его прогрева, стоит ещё раз развоздушить батареи. В случае падения уровня нагретого теплоносителя в расширительном бачке, антифриз нужно долить где-то до его половины.

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

Теперь перейдём к вопросу, как заполнить систему отопления закрытого типа антифризом. Скорее всего, что удобнее, вам потребуется использовать насос для закачки антифриза в систему отопления. Его нужно присоединить к штуцеру .

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Если же насос для подпитки системы отопления незамерзайкой отсутствует, то вас ждёт нелёгкая работа по заливу жидкости через самую высокую точку, открыв автоматический воздуховой отводчик. Лучше, чтобы у вас был напарник, в задачи которого будет входить выпускание воздуха из батарей во время вашей закачки антифриза в котёл.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Перед тем, как начать работу, стоит убедиться в следующем:

p, blockquote 20,0,0,1,0 –>

  • что все запорные элементы находятся в открытом положении;
  • что краны, перекрывающие котёл, закрыты;
  • что вы разбавили концентрат незамерзайки в правильном соотношении согласно инструкции;
  • что краны Маевского перекрыты;
  • что вентили , которые перекрывают мембранный расширительный бак, в открытом положении.

Работа начинается с закачивания незамерзающей жидкости до уровня, пока манометр не укажет значение давления 1,4-1,5 Бар. После сигнала нужно сказать напарнику, чтобы он плавно стал выпускать воздух из батарей, сначала с самых нижних. Вам же требуется следить за тем, чтобы показатель давления на приборе не падал и, если что, подкачивать теплоноситель.

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Хорошо, если в системах закрытого типа на подпиточной врезке стоит обратный пружинистый клапан. В случае его отсутствия закачать туда «незамерзайку» или воду было бы очень сложно.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Воздух весь спущен. Теперь пора снова закачать антифриз до давления 1,5 Бар. Затем по очереди нужно открывать краны, которые отсекают котёл, – изначально на обратной, а потом на подающей сети. Второй кран стоит открывать не спеша. Так, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздуховой отводчик, что стоит на группе безопасности котла. Давление опять начнёт падать и придётся быстро подкачивать незамерзающую жидкость.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

В момент запуска котла и прогрева теплоносителя необходимо внимательно следить за цифрами манометра , которые не должны быть больше 1,8 Бар в работе. Последним этапом будет сброс воздуха из приборов отопления и настройка давления.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Будьте предельно внимательны при работе с кранами Маевского, не обожгитесь и не пролейте антифриз.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>

p, blockquote 26,0,0,0,0 –> p, blockquote 27,0,0,0,1 –>

Теперь вы знаете, зачем нужен антифриз в системе отопления, плюсы и минусы этой жидкости по сравнению с водой. Знаете, как провести заливку незамерзающей жидкости и что это будет намного легче сделать, если иметь помощника. Наполнить отопительную систему можно при помощи любого насоса, который есть в хозяйстве.

Как правильно залить незамерзайку в систему отопления дома

Для того чтобы обеспечить свое жилище постоянным теплом, как оказывается на практике нужно не только знать, как включить систему отопления, но и знать как она работает. Именно знание того, как устроено, на каких принципах работает, и что может случиться в непредвиденных ситуациях. Именно знания, чаще всего спасает владельцев частных домов и квартир от аварий и дорогостоящего ремонта. Наиболее часто встречающейся ситуацией форс-мажорных ремонтов является замерзание воды в системе, и как следствие разрыв труб, лопнувшие батареи и замена котла. Но, с другой стороны, если вовремя сменить водяной теплоноситель на антифриз, то даже в случае длительного отключения газа в зимнюю стужу с трубами и батареями ничего не произойдет.

Виды теплоносителей

Для заполнения систем отопления с жидким теплоносителем используются три основные виды веществ – вода в чистом виде, раствор незамерзающей жидкости и антифриз в чистом виде.

Вода на сегодняшний день выступает основным видом теплоносителя в промышленных и автономных системах отопления. Она по сравнению с другими типами доступна и в случае аварий или необходимости слить систему обходится не столь дорого. Процесс подготовки воды к использованию даже в промышленных масштабах позволяет очистить ее от примесей и солей металлов до нужного качества, при этом срок службы такой подготовленной воды практически неограничен. Недостаток воды заключается в ее физических свойствах, при замерзании она кристаллизуется и образуется лед. Лед в замкнутом пространстве начинает расширяться, из-за чего и происходит большинство аварий в сетях теплоснабжения. Промерзшие участки с разорванными оболочками труб необходимо заменять на новые, поскольку ставить латки длиной в несколько метров просто нереально.

Читайте также:
Воздухосборники систем отопления: разновидности, установка

Система отопления дома с залитым в контур раствором антифриза более приспособлена к условиям временного отключения. Водный раствор незамерзающей жидкости способен выдерживать низкие температуры, опускающиеся далеко за -20 0 С. Раствор обладает всеми качествами жидкого теплоносителя, сравнимого с водой, примерно та же теплоемкость, та же вязкость и динамика изменения плотности, но температура замерзания ниже. С точки зрения затратной составляющей использование раствора дороже, чем очищенной воды. Особенно если это касается теплоснабжения городских микрорайонов, а вот для частного дома или отдельной квартиры, это один из оптимальных вариантов. Именно поэтому владельцы загородных домов и дач поступают рационально, и отдают предпочтение такому варианту как залить незамерзайку в контур отопления.

Антифриз чаще всего используется как жидкость охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Но, химическая промышленность сегодня предлагает незамерзайку и для жилой, и для промышленной недвижимости. Ценность антифриза заключается в его стойкости по отношению к низким температурам. Некоторые типы антифриза имеют порог кристаллизации – 30, -40 и даже -65 градусов Цельсия.

Вода – самый доступный, безопасный и дешевый вид теплоносителя. Плотность ее при 0 градусов составляет 1000 кг/м3, при +20 0 С – 998 кг/м3, при +80 0 С – 971 кг/м3. Она обладает небольшим коэффициентом расширения, при нагревании до +80 0 С он составляет 0,643. В открытых системах постоянно требует долива из-за испарения в процессе работы котла. При нагреве вода выделяет водород, который обычно скапливается в радиаторах, образуя воздушные пробки, поэтому и приходится из них спускать воздух.

Негативно влияет на состояние трубопроводов и стальных радиаторов наличие в воде ряда химических элементов и соединений железа, кальция, магния, марганца, сульфидов, нитратов и нитритов, определяющих степень ее жесткости. Оптимальный показатель жесткости ее не более 7-9 мг эквл/л. Кислотный баланс определяется в пределах 8,0-9,5 PH. Оптимальный показатель растворенного кислорода составляет 0,05 мг/м 3 .

В процессе работы вода проходит многократные циклы нагрева-охлаждения из-за чего соли и нерастворимые вещества оседают на внутренних стенках, и образуют накипь внутри теплообменника котла. Но если вода постоянно находится в трубах и не сливается на лето, процесс коррозии металла со временем замедляется. Самым большим недостатком ее выступает опасность замерзания при отрицательных температурах. При понижении температуры в помещении ниже 0 градусов Цельсия вода замерзает, образуя лед, который постепенно начинает расширяться, из-за чего металл труб и радиаторов не выдерживает и лопается.

Этиленгликоль

Автолюбителям понятие незамерзающей жидкости более понятно и знакомо, без антифриза сегодня невозможно представить себе эксплуатацию автомобиля в зимних условиях. Поэтому такие качества этиленгликоля как сохранение жидкого состояния при низких температурах пригодились и для автономного отопления дома.

Сегодня на рынке представлены растворы этиленгликоля двух типов – первый, замерзает при -35 градусов Цельсия, второй может выдерживать температуру ниже -65 0 С. Чаще всего применяется водный раствор этиленгликоля с массовой долей вещества 52%, температура замерзания которого -40 0 С. Плотность раствора при -40 0 С составляет 1108 кг/м 3 , при 0 0 С градусов – 1092кг/м 3 , при +80 градусах – 1045 кг/м 3 . Кинематическая вязкость при -40 равна 100 ед., при 0 – 9,5 ед., при +80 равна 1,0.

Этиленгликоль в чистом виде не имеет цвета и запаха. Закипает этиленгликоль при нормальных условиях, когда нагревается до +197 0 С.

Недостатком его выступает его токсичность – этиленгликоль опасен для человека, при попадании внутрь действует на почки и центральную нервную систему. Смертельная доза для человека наступает при концентрации 1,4 г/кг. Именно поэтому, он окрашивается в сигнальный малиновый цвет и применяется только в закрытых системах отопления.

Пропиленгликоль

Пропиленгликоль – представляет собой жидкость без цвета с характерным запахом. Считается веществом универсального назначения как для оборудования закрытого, так и открытого типов. Он безопасен для человека, нетоксичен, поэтому и окрашивается в зеленый цвет. Температура кристаллизации средства – 60 градусов Цельсия. В неразбавленном состоянии он закипает при температуре + 187 0 С.

В основном используется водный раствор с порогом замерзания -40 0 и температурой кипения +108 0 С. Плотность при температуре +20 0 С 1044 кг/м3, при нагревании до 80 0 С – 999 кг/м3. Кинематическая вязкость в охлажденном до – 30 0 состоянии составляет 150 ед, при 0 градусов 18 ед., при температуре +80 0 – 1,1 Срок службы водного раствора 5-7 лет.

Плюсом этого пропиленгликоля выступает его низкая агрессивность к черному металлу, он практически не поддерживает коррозию даже в трубах из стали низкого качества.

Глицерин

В сравнении с другими видами незамерзайки антифриз на основе глицерина проигрывает в показателе порога замерзания, у него он равен – 30 градусов, максимальный порог нагрева +105 0 С. С другой стороны, такой антифриз заметно выигрывает, имея другие положительные качества:

  • Он химически нейтральный, и защищает внутренние металлические поверхности от коррозии;
  • Срок эксплуатации его дольше – до 8 лет, при том, что обычный антифриз требует замены через 5 лет;
  • Глицерин можно добавлять и в этиленгликоль и в пропиленгликоль в случае необходимости долить недостающий объем – он абсолютно безопасный и совместимый с этими веществами.
  • Перед тем как залить незамерзайку на основе глицерина в контур после другого антифриза нет необходимости делать промывку труб, что значительно удешевляет процесс замены.

Технология заливки антифриза

Перед тем как залить незамерзайку необходимо проверить целостность системы, или по –другому провести опрессовку воздухом. Суть этого приема заключается в испытании всей конструкции рабочим давлением воздуха. Обязательно сделать это перед тем, как залить антифриз необходимо еще и потому, что и этиленгликоль, и пропиленгликоль и даже глицерин имеют отличающиеся от воды физические и химические свойства. Сама процедура не требует больших затрат и специального оборудования, все действия при опрессовке максимально просты и доступны даже для самостоятельного выполнения.

Читайте также:
Буферная емкость для отопления: схема подключения

Опрессовка системы отопления

Для проведения опрессовки к сливному крану дополнительно устанавливается переходник с резьбой. К нему крепится конструкция, состоящая из переходника «американки», крана, тройника с подсоединенным к одному из выходов манометру, еще одного крана и переходника для подсоединения шланга. Для однокомнатной квартиры или небольшого дома, достаточно в качестве нагнетателя воздуха иметь обычный автомобильный насос, для больших объемов, лучше иметь компрессор.

Перед накачкой контура перекрываются все краны на котле отопления – дело в том, что современные котлы в своей конструкции имеют клапан, стравливающий воздух, поэтому его нужно изолировать от остальных элементов. После того как вентили котла будут перекрыты делается накачка воздуха в трубы. Для проверки герметичности соединений труб достаточно создания давления в 2-2,5 атмосферы. Для испытания трубопроводы под давлением остаются на 1 сутки, за это время давление может уменьшиться на 0,3-0,5 атмосферы. Для дома с 3 комнатами и подсобными помещениями, в которых установлены 6-8 батарей это нормально. Чтобы окончательно убедиться, что все стыки герметичны и нет утечки, стоит оставить закачку еще на сутки. Если манометр не изменил показаний, значит, контур герметичный и готов к заправке незамерзайкой.

Расчет необходимого количества теплоносителя

Перед тем как залить антифриз, необходимо посчитать какой объем жидкости необходимо будет иметь для полного заполнения всех элементов отопительной системы.

Для работы будет необходим калькулятор и справочные данные, которые указываются на упаковке радиаторов, труб и в инструкции по эксплуатации котла. Так же можно использовать и справочные данные с сайтов заводов-производителей оборудования.

Методика предельно проста – суммируются объемы всех элементов, и таким образом вычисляется, какой объем теплоносителя вмещает система отопления дома. Так при расчете берутся следующие справочные данные:

  • Радиатор стальной 11 типа – 0,25 литра на каждые 10 см длины (высота составляет 500 мм);
  • Радиатор стальной тип 22 – 0,5 литра на каждые 10 см длины (высота 500 мм);
  • Алюминиевая секция – 0,45 литра;
  • Секция биметаллическая – 0,3-0,35 литра на одну секцию;
  • Чугунные элементы новых моделей – 1,0-1,25 литра на одну секцию;
  • Секции чугунного литья старого образца – 1,8-2,0 литра на одну секцию;
  • Секции чугунные увеличенные выпусков 30-50 годов – 5,6-6,2 литра в одной секции;
  • Труба пластиковая 20 мм – 0,17 литра в 1 погонном метре;
  • Труба пластиковая 25 мм – 0,3 литра на 1 метр погонный;
  • Трубы стальные:

½ дюйма (15 мм) – 0,17 литра/метр;

¾ дюйма (20 мм) – 0,3 литра/метр;

1 дюйм (25 мм) – 0,49 литра/метр;

1 1/4 дюйм (32 мм) – 0,8 литра/метр;

1 ½ дюйма (40 мм) – 1,25 литра/метр;

2 дюйма (50 мм) – 1,96 литра/метр.

На практике, при заполнении труб и радиаторов часто случаются непредвиденные ситуации, например, разгерметизация соединений, антифриз более текучая жидкость чем вода, и исключать вероятность того что какое-то соединения придется переделать нельзя. Поэтому при расчете учитывается еще и ее запас, примерно 10 % от необходимого объема, этого достаточно для исправления форс-мажорной ситуации.

Инструменты и материалы для работы

Принципиально заполнение систем отопления закрытого и открытого типа различаются тем, что для открытого типа можно сделать заливку через расширительный бак, не используя при этом никаких дополнительных устройств. Для закрытого типа придется использовать как минимум ручной насос, герметичную емкость и кучу переходников и шлангов. Оптимальным вариантом сделать это быстро и качественно можно при помощи электрического насоса с помпой для перекачки жидкости. Впрочем, такое устройство можно использовать и для заливки открытой системы – просто закачать незамерзающий раствор в расширительный бак.

Таким образом, список необходимого инвентаря и расходных материалов для заполнения теплоносителя будет выглядеть так:

  • Отвертку или ключ регулировки крана Маевского;
  • Емкости, которые можно подвесить на радиаторы для сбора, вытекшей через краны жидкости;
  • Гаечные ключи;
  • Переходники и шланги для подключения насоса;
  • Обратный клапан для установки в точке закачивания теплоносителя;
  • Водяной электрический насос;
  • Емкость для забора раствора, (если позволяет насосное оборудование, то перекачку можно сделать непосредственно из канистры с раствором);
  • Хомуты, вязальная проволока, расходные материалы.

Кстати, в качестве нагнетающего насоса можно использовать как обычный вибрационный насос «Малыш» так и центробежный насос, применяемый в станциях автономного водоснабжения. В первом случае необходимо будет погружать корпус насоса в раствор вещества, а при применении второго, достаточно будет опустить шланг в канистру.

Порядок заливки незамерзайки

В случае если в системе находится жидкость ее необходимо аккуратно слить. Если контур еще не заполнялся антифризом, перед началом работ делается опрессовка воздухом.

При использовании водяной помпы пред тем как залить незамерзайку, делается сборка узла перекачки. К крану слива устанавливается тройник с манометром, за ним устанавливается обратный клапан. Обратный клапан нужен для того, чтобы при заливке незамерзайки во время отключения оборудования она самотеком не слилась обратно в канистру. Дальше устанавливается штуцер и через шланг подсоединяется к выходной горловине помпы. Шланг рекомендуется закрепить зажимным хомутом, а в качестве шланга использовать резиновый армированный шланг высокого давления. Во входную горловину также ввинчивается штуцер под шланг. Перед началом заполнения для создания необходимого разрежения в полость помпы заливается небольшое количество жидкости. Делается это через заливную горловину – отвинчивается крышка и заливается раствор.

Далее все работы проводятся в таком порядке:

  • Проверяется герметичность накачкой воздуха;
  • Проверяется работоспособность кранов Маевского на всех точках установки;
  • Нагнетающий насос подключается к патрубку слива теплоносителя;
  • Открываются краны Маевского;
  • Шланг подключается к насосу и опускается в емкость, так чтобы жидкость полностью покрыла корпус;
  • Электродвигатель включается в сеть и постепенно проводится заполнение труб;
  • При появлении протечек через открытые воздушные клапаны двигатель выключается, а задвижка на патрубке перекрывается;
  • Перекрываются вентили на радиаторах, а клапан на полотенцесушителе остается открытым;
  • Снова включается насос и осуществляется накачка в оставшийся объем – до полного заполнения всех полостей. После появления антифриза в кране на полотенцесушителе кран перекрывается, и подача жидкости прекращается.

После заполнения всего объема, рекомендуется включить котел и сделать в течение 2-4 часов прокачку холодного теплоносителя. В идеале рекомендуется сделать прокачку в режиме отопления при температуре 45-60 градусов. После этого делается стравливание воздуха и окончательная закачка недостающего теплоносителя. Во время тестового прогона, насос подкачки рекомендуется не отсоединять.

Читайте также:
Паровое отопление: Как работают системы парового отопления в чем их преимущества

Как залить антифриз в систему отопления дома

Загородный дом или дача, куда хозяева приезжают отдохнуть на время выходных, в зимний период топится периодически. Поэтому вопрос, антифриз или воду заливать в отопительную систему такого жилища, не подлежит обсуждению. Дабы не случилось размораживания оборудования и труб, они должны быть заполнены только незамерзающей жидкостью. Поскольку тема интересует многих домовладельцев, в данном материале мы расскажем, как выбрать антифриз для отопления и правильно залить его в систему.

Выбор незамерзающей жидкости

Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог. По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека. При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.

В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности. Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой. Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.

Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.

В большинстве случаев антифриз для систем отопления продается в виде концентрата, который надо разбавить перед тем, как залить в отопительную сеть. Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения. Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.

Как залить антифриз в систему открытого типа

Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.

Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.

Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.

После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.

Заполнение закрытой системы отопления

Здесь удобнее всего проводить процесс заполнения с помощью насоса, присоединенного к штуцеру подпитки системы. Если насоса нет, то вас ждет изнурительная работа по заливке антифриза через самую высокую точку, открутив автоматический воздухоотводчик. Также желательно, чтобы в операции участвовал помощник. Его задача – выпускать воздух из батарей в то время, когда вы закачиваете антифриз в котельной. Перед началом работ убедитесь в том, что:

  • вся запорная арматура открыта;
  • краны, отсекающие котел, закрыты;
  • концентрат разбавлен согласно инструкции;
  • сбросные клапаны Маевского закрыты;
  • вентиль, отсекающий мембранный расширительный бак, открыт.

Процесс начинается с закачки антифриза до тех пор, пока манометр не покажет давление 1.4—1.5 Бар. После этого надо дать сигнал помощнику, чтобы постепенно выпускал воздух из радиаторов, начиная с самых нижних. В это время вам надо следить за падением давления манометра и потихоньку подкачивать теплоноситель, чтобы оно не падало ниже 1 Бар.

Примечание. В закрытых отопительных системах на подпиточной врезке должен обязательно стоять обратный клапан пружинного типа, иначе закачать туда антифриз или воду будет затруднительно.

Когда весь воздух успешно выпущен, антифриз снова закачивается до давления 1.5 Бар. Потом надо поочередно открыть краны, отсекающие котел, — сначала на обратной, а потом на подающей магистрали. Второй кран открывайте медленно, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздухоотводчик, что стоит на группе безопасности котла. При этом давление снова станет падать, придется сразу же подкачивать антифриз.

Во время запуска теплогенератора и прогрева теплоносителя нужно следить за показаниями манометра. По итогу они не должны превышать 1.8 Бар при рабочей температуре. Последний этап – повторный сброс воздуха из отопительных приборов и корректировка давления. Работать с кранами Маевского надо аккуратно и осторожно, чтобы не обжечься и не пролить антифриз, особенно когда вы залили в систему этиленгликоль.

Совет. По окончании процесса внимательно обследуйте все соединения и оборудование на предмет протечек антифриза. При обнаружении таковых не обязательно снова опорожнять все трубопроводы, можно отсечь отдельную ветвь или радиатор арматурой, а после устранения снова поднять давление и стравить воздух.

Заключение

Процесс заливки антифриза нельзя назвать сложным, но он довольно трудоемкий, а без помощника займет вдвое больше времени. Необходимое количество раствора лучше готовить в одной большой емкости, из которой и производить закачивание. Если его не хватит, то добавлять можно такой же антифриз этого же производителя. Продукты от разных фирм могут иметь различные пакеты присадок, отчего при смешивании в системе появится осадок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: