Кран Маевского: принцип работы и правила эксплуатации

Кран Маевского: от А до Я

Для систем отопления основной проблемой являются воздушные пробки. Они появляются из-за ремонтных работ, износа трубопроводов или использования в качестве теплоносителя свежей воды. В любом случае, чтобы воздушные пробки не мешали работоспособности системы предусматривают воздухоотводы. Наиболее современный вариант устройства: кран Маевского.

Устройство и принцип работы

Несколько десятилетий назад, в качестве воздухоотводов использовали воздухосборники: баки в верхних точках системы, куда водой выдавливались воздушные пузырьки. Эта система имела достаточно много минусов, в числе которых растянутость процесса во времени. Никто из жильцов многоквартирного дома не захочет ждать несколько недель в холодное время года, пока воздух с первого этажа выдавится до 10. Это непродуктивно. Кран Маевского, как правило, устанавливается на каждом радиаторе. Достаточно жильцу пожаловаться на проблему и сантехник в течение часа развоздушит систему.

У клапана достаточно простое устройство. Это игольчатый запорный клапан, который представляет собой стальную площадку с 2 мм отверстием в середине, которое закрывается болтом с таким же узким наконечником – иглой. В случае необходимости, четырехгранным винтом открывается клапан, и воздух выдавливается из радиатора водой.

Сфера использования

Сфера использования кранов Маевского это, прежде всего, многоквартирные дома с горизонтальной разводкой. Такие системы особенно подвержены завоздушниванию, а кран Маевского это отличное решение проблемы.

Однако, в современности устройство получило достаточно широкое распространение, поэтому ни одна современная система не обходится без таких клапанов. Это позволяет избежать достаточно широкого ряда проблем. Для того, чтобы выдавить пробку через кран Маевского нет необходимости спускать систему или терпеть большие потоки воды при попытке спустить воду из радиатора через обычный кран.

Частные дома так же оснащают кранами Маевского. В особенности это актуально, в системах с насосом, где трубы были смонтированы неправильно. Как можно неправильно смонтировать трубы? Не позаботиться об уклоне. В итоге воздух не сможет найти выход в расширительный бак, а это чревато гидравлическим ударом системы. В общем и целом можно сказать, что ради спокойствия монтажников, сантехников и владельцев квартир, кран Маевского стараются предусмотреть на каждом радиаторе. Даже при реставрации советских систем отопления, на чугунные радиаторы, куда вроде бы как установка воздухосборника не предполагалась, вкручивают такие устройства.

Кран Маевского под отвертку

Разновидности и механизм действия

При такой сфере использования, было бы удивительно существование одной модели крана на все случаи. Принцип действия остается одним и тем же, но некоторые нюансы меняются. В зависимости от различных факторов, имеет смысл установка той или иной модели крана

Ручной кран

Ручной кран управляется четырехгранным винтом. Проверяющий открывает на 1-1,5 оборота кран и воздух выдавливается потоком воды. Пока из крана не начнет бежать вода, устройство держится открытым. Ручной кран самый простой и дешевый вариант крана Маевского. Его имеет смысл ставить на бытовых радиаторах, расположенных в легкодоступных местах.

Ключ для крана Маевского

Автоматический

Автоматический кран снабжен пластиковым поплавком. Когда кран заполнен водой, поплавок закрывает выходное отверстие крана. Как только в верхней части клапана собирается воздух, поплавок вместе с уровнем воды опускается, воздух стравливается в атмосферу. Такие устройства дороже ручных кранов, но вполне доступны.

Так почему же не установить такие клапаны везде, пренебрегая ручными аналогами? Дело в том, что основная сера использования кранов Маевского: многоквартирные дома. А львиная доля многоквартирных домов отапливается с помощью централизованных систем отопления. Трубы теплоцентралей достаточно быстро приходят в негодность, зарастая ржавчиной и заполняясь мусором. В результате блуждающих токов регулярно возникают протечки, при устранении протечек нарушается герметичность системы, все это добавляет в системы достаточно много различного рода мусора.

Большая часть загрязняющих частиц отсеивается на вводе в здание, где предусмотрен сетчатый фильтр, но мельчайшие частицы, включая ржавчину, все равно попадают во внутреннюю систему отопления. В итоге отверстие крана Маевского регулярно засоряется. Неизвестно, что проще при постоянном завоздушнивании систем отопления: стравливать воздух в ручную или регулярно прочищать клапан.

К тому же автоматический клапан подвержен поломке из-за скачков давления в системе. А для централизованных систем небольшие гидравлические удары уже давно стали привычной реальностью

В общем и целом, устанавливать автоматические краны выгодно и удобно прежде всего в дома с независимой системой подключения. При таком варианте, система отопления и теплоцентраль соединяются с помощью теплообменника и гидравлически не связаны. То есть существует возможность подавать в батареи подготовленную воду с действительно минимальным количеством загрязняющих частиц. К тому же, гидравлическое давление в такой системе постоянна, так как не зависит от множества соседних домов.

Автоматический кран можно установить и в частном доме, но здесь вновь возникает проблема подготовки воды. Отчищать воду на достаточном уровне слишком дорого. Даже в рамках многоквартирных домов установка независимых систем подключения существенно удорожает конечную стоимость строительства, а значит и каждой отдельной квартиры. Что касается частного домовладения, то установка подобных систем только ради автоматизации спуска воздуха кажется и вовсе неоправданной.

Кран Маевского автоматический

С предохранительным устройством

Клапаны с предохранительным устройством предусмотрены как раз для многоквартирных домов с централизованным отоплением. Это все те же ручные краны Маевского, которые, однако, обладают защитной системой от повышения давления в сети. Как уже было сказано, для централизованного теплоснабжения скачки давления в сети считаются нормой. Но превышения давления может потянуть за собой поломку радиатора. Простой алюминиевый радиатор в результате гидравлического удара может просто порваться. Поэтому при монтаже предусматривают кран Маевского с предохранительным устройством.

Если давление в системе превышает 15 атмосфер, кран автоматически открывается, стравливая воду. Конечно, это может быть связано с некоторым неудобством: мало кому понравится увидеть небольшую лужу под радиатором. Но воды будет немного, а польза от устройства достаточно значима.

Читайте также:
Воздухосборники систем отопления: разновидности, установка

Критерии выбора

Выбор крана Маевского довольно прост. Критериев не так много и все они достаточно просты в понимании. Пройдемся по каждому из значимых параметров в отдельности:

  • Централизованная или децентрализованная система отопления. Для децентрализованной системы можно смело ставить обычнее механические краны Маевского. Для централизованных систем лучше озаботиться краном с предохранительным устройством.
  • Зависимая или не зависимая схема подключения отопления. Для независимого подключения системы к теплоцентрали рациональным будет использование автоматических клапанов. Для зависимой: лучше воспользоваться обычным.
  • В зависимости от вида разводки. Для горизонтальной разводки лучше предусмотреть клапаны у каждого радиатора, для вертикальной нужно поставить воздухоотводчики только на верхнем этаже. Но этим вопросом занимаются скорее проектировщики или монтажники, нежели владельцы квартир. Если есть проблемы с воздушными пробками: просто установите клапан.
  • Еще один важный момент, это регулирующий клапан. Он может быть заточен под четырехгранный ключ, а может под обычную отвёртку. Для частного домовладения, лучше болт с головкой под отвертку. Такой проще будет регулировать, а отвертка есть практически в каждом доме. В квартирах краны Маевского часто устанавливают на этапе проектирования, предусматривая краны для четырехгранных ключей. Это одна из предосторожностей, дабы рядовой пользователь не пытался самостоятельно отрегулировать систему отопления.

Схема установки крана Маевского

Нюансы установки

Установить кран достаточно просто. В верхней части радиатора стоит заглушка, куда без особых проблем вкручивается кран. Обратить внимание нужно только на размер трубы. Всего вариантов крана Маевского 4: ¼ , ½ , ¾ дюйма и 1 дюйм. Сложность может возникнуть при установке крана на чугунные радиаторы старого образца. Для установки верхнюю заглушку придется рассверлить и нанести резьбу. После этого установка крана аналогична.

Перед краном желательно установить отсечной клапан. Это устройство даст возможность в случае поломки крана Маевского сменить его, не спуская воду из системы. Особенно это актуально для автоматических клапанов. В этом устройстве предусмотрена заглушка, которая автоматически открывается при вкручивании крана. Соответственно, при выкручивании крана, заглушка становится на место и вода не может выйти из радиатора.

Если система отопления позволяет выбрать с какой стороны можно установить кран Маевского, то лучше это сделать подальше от стены, чтобы при спуске воздуха, вода не попала на стены.

Принцип работы крана Маевского

Особенности эксплуатации

Для того, чтобы стравить воздух, нужно против часовой стрелки повернуть кран примерно на 1 оборот, дождаться, пока воздух с шипением выйдет. Когда весь воздух выйдет, из крана начнет течь вода. Клапан плавно закрывается. Вот и вся эксплуатация. Перед процедурой желательно поставить под краном емкость для спуска воды.

В многоквартирных домах перед развоздушниванием системы, сантехник отключает насос. Без этого действия, кран можно вывести из строя, поэтому в многоквартирных домах самостоятельно стравливать воздух не рекомендуется. То же касается и систем отоплений в частных домах с насосом. Насос перед началом процедуры придется выключить.

Если спуск воздуха через кран Маевского не помог, дело в радиаторе. При плохом качестве воды, радиатор может зарасти ржавчиной. Это наиболее частая причина, но есть и другие факторы. В любом случае, проблемы с радиатором в большинстве случаев, решаются его заменой.

Кран Маевского: принцип работы и особенности монтажа на батареи

Неполное прогревание батарей – весьма распространенная проблема. Самые распространенные варианты ее решения – вызов специалистов или самостоятельный слив воды. Но есть альтернативный способ удалить воздушные пробки и восстановить эффективность прогрева батарей. Достаточно установить на них краны Маевского для стравливания воздуха.

Устройство и принцип работы механизма

Автор эффективного и быстро набравшего популярность устройства – белорусский сантехник Роев. В 1931 году он сконструировал кран, позволяющий спускать воздух из радиаторов без лишних усилий.

Но конструкция, использующаяся в настоящее время – это усовершенствованная модель спускающего воздух клапана. Инженер Ч.Б. Маевский усовершенствовал изобретение рабочего Роева.

В приборе была улучшена герметизация за счет конструкции игольчатого клапана «конус в конусе». По ГОСТу название механизма – игольчатый радиаторный воздушный клапан.

Управляется устройство запорным винтом, который регулируется снаружи, или отверткой. В закрытом положении клапан удерживает теплоноситель внутри батареи.

Основные части крана:

  • корпус с входным калибровочным и выходным сливным отверстиями,
  • конусный игольчатый клапан,
  • уплотняющее кольцо,
  • вентиль или запирающий винт с головкой под ключ или отвертку.

Разновидности устройств

Конструкция крана различна в отдельных модификациях, но принцип функционирования идентичен. В основе классификации лежит место расположения и принцип управления механизмом: автоматический или ручной.

Существуют следующие виды клапанов:

  1. Классический с резьбой. Устанавливается на любом участке системы, если схема извилистая. Для монтажа высверливают отверстие и нарезают внутреннюю резьбу. Управление спуском проводится в данной модели вручную.
  2. Радиаторный. Металлический кран с колпачком из пластика. Для стравливания воздуха достаточно повернуть ручку, а затем вернуть в исходное положение. Современные радиаторы часто продаются уже оснащенные клапанами.
  3. Шаровый. Механизм для гибридных отопительных систем с ручным управлением. Вместо винта в них расположен поворотный шар с внутренним отверстием.
  4. Автоматический. Оснащен цилиндром со встроенным поплавком. Когда полость заполняется воздухом, происходит его автоматический сброс. Потеря давления вызывает движение поплавка вверх, вследствие чего запирается выходное отверстие, и слив теплоносителя не происходит. Но такая конструкция годится для чистой воды. Централизованные сети содержат грязь, поэтому установка автоматических клапанов в них проблематична. Такие механизмы устанавливают в домашней теплосети, где вода фильтруется.
  5. С предохранительным клапаном. Срабатывает автоматически во время превышения в системе допущенного давления, что грозит разрывом труб. Обычно это показатели выше 16 бар. Установка такого устройства особенно актуальна для домашней системы из пластиковых труб.
Читайте также:
Что такое опрессовка системы отопления и какие у нее методы

Критерии выбора

Чтобы решить, необходима ли установка крана Маевского, подумайте, сможет ли воздух самостоятельно выходить из труб и радиаторов отопления. Учитывайте законы физики: воздух сможет уходить из труб и радиаторов только вверх. Ориентируясь на этот параметр можно выбрать, какой прибор лучше.

Для подбора подходящей модели стоит также учесть материал труб, наличие свободного доступа к месту установки и нюансы обслуживания механизма.

Основные советы специалистов по критериям выбора:

  • В домах с централизованным отоплением целесообразно устанавливать ручные модели или краны с предохранителями, что поможет защитить систему от гидроудара. Автоматические краны для предотвращения их засорения можно ставить в домашних системах, где циркулирует очищенный теплоноситель.
  • На чугунные батареи даже в домашней системе можно устанавливать только ручные краны.
  • Для пластиковых труб выбирают модели с предохранителем. Это защитить механизм от поломки вследствие гидроудара.
  • В труднодоступных местах стоит установить автоматическую модель или ручной кран с вентилем.
  • При покупке клапана важно обратить внимание на материал, из которого он изготовлен. Дольше всего прослужит конструкция с латунным корпусом: этот материал устойчив к коррозии.
  • Тип изделия, предельная нагрузка и соответствие типу коммуникаций отражены в документации к модели, поэтому при покупке важно изучить инструкцию.

Правила установки

Самостоятельная установка крана Маевского несложный процесс. Нужно подобрать механизм соответствующего радиаторной пробке диаметра.

В настоящее время краны Маевского выпускают с резьбой 1⁄2 дюйма, 3⁄4 дюйма и 1 дюйм. Для установки удаляю пробку и вкручивают на ее место кран.

При вкручивании крана устанавливают его так, чтобы отверстие для спуска воздуха было направлено вниз, примерно под углом в 45 градусов.

Это целесообразно, чтобы удобнее было собирать воду после стравливания воздуха. Для защиты от подтекания дополнительно используют подмотку изо льна или FUM ленту.

При установке нужно учесть следующее:

  1. В вертикальном тепловом контуре механизм монтируется в батареи на последнем этаже и на приборы, подведенные к стояку ниже оси отопления.
  2. В горизонтальной системе краны нужно вмонтировать во все приборы. Сложные переплетения сети потребуют нескольких автоматических и механических устройств.
  3. В напольном радиаторе выбирается самая высокая точка, кран ставят винтом вверх.
  4. Автоматику устанавливают в труднодоступных местах.
  5. Автоматические краны чувствительны для слишком высоких температур. Если теплоноситель греется выше 150 градусов, то предпочтительнее выбирать механический кран.
  6. В полотенцесушителях с нижним подключением место для установки крана предусмотрено конструкцией. В модели с боковым подключением сначала врезают тройник, в него монтируют воздухоотводчик. Полотенцесушитель сложной формы целесообразно оснастить несколькими клапанами.
  7. При установке клапана учтите, что пробки имеют левую резьбу. Заглушку во время демонтажа лучше придерживать газовым или разводным ключом, чтобы она не начала выкручиваться вместе с краном. Для упрощения работы лучше полностью ее отсоединить чугунную батарею от системы и выбрать клапан с минимальным диаметром внешней резьбы.

Нюансы установки в чугунную батарею

Установка крана в радиатор старого образца имеет некоторые сложности. Многие мастера устраивают самодельный кран. Просверливают футорку, нарезают резьбу и вкручивают простой болт. Вариант примитивен и неудобен, поскольку при ослаблении болта и стравливании воздуха образуется неконтролируемая течь.

Поэтому целесообразнее установить кран Маевского, не выкручивая прикипевшую футорку:

  1. Купите кран с посадочной резьбой М 10 х 1 и подготовьте метчики No 1 и 2. Машинный не подойдет, поскольку чугун тверд, и инструмент сломается.
  2. Слейте из радиатора воду и просверлите верхнюю заглушку тонким сверлом( 5 мм), затем разбейте сверлом диаметром 9 мм.
  3. Снимите фаску. Нарежьте резьбу метчиками No 1 и 2 поочередно.
  4. Уплотнив резьбу льном, закрутите и притяните кран.

Как спускать воздух

  • Под кран ставят емкость для сбора вытекающей воды.
  • Запорный винт поворачивают против часовой стрелки на 90-180 градусов.
  • С характерным шипящим звуком из батареи начнет выходить воздух.
  • Как только из отверстия потечет вода и стабилизируется напор, винт поворачивают в обратную сторону. Равномерность вытекания означает, что в трубах не осталось воздуха.

Правила обслуживания

Бесперебойная работа спускного клапана возможна только при соблюдении правил его эксплуатации:

  1. Для спуска воздуха открывают кран. Если выход воздуха через несколько минут не прекращается, значит, в системе есть дополнительный подсос. Для проверки герметичности возьмите тонкий лист бумаги и поводите около всех стыков. В местах подсоса лист притянется к стыку.
  2. В случае загрязнения выпускного канала его прочистку проводят тонкой иглой или проволокой.
  3. При редком использовании кран подвергается коррозии и перестает работать. Чтобы исправить ситуацию, обработайте кран составом WD-40. В профилактических целях после завершения сезона резьбу стоит обрабатывать силиконовой смазкой.
  4. Кран не подлежит ремонту, и при поломке подлежит замене. Демонтаж необходимо производить с применением вспомогательного разводного ключа для фиксации пробки радиатора. В противном случае можно повредить сам радиатор.

Вопросы и ответы

Если кран находился не на стояке (либо это первое запорное устройство после стояка) и был установлен без согласования, то ответственность за него несет собственник, согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Установка крана помогает только удалить воздух. Если батарея подключена неправильно (так бывает при верхнем подключении) или засорена, эта процедура скорее всего не поможет.

За герметичность клапана отвечает специальный уплотнитель, и причиной течи может быть его износ. В этом случае понадобится замена уплотнителя или всего клапана. Если капли возникли в районе резьбы, кран нужно подкрутить гаечным ключом для более плотного прилегания. Протечка может быть связана с засорением.

Если отопительная система исправна и теплоносителя внутри достаточно, причина в засорении отверстия крана. Его нужно прочистить или заменить кран.

Установка крана Маевского на отопительную систему существенно упрощает ее эксплуатацию и повышает эффективность работы.

Процесс установки не сложен и вполне может быть произведен своими руками. Но подбор подходящей модели клапана требует применения некоторых знаний, поэтому лучше проконсультироваться со специалистами. В процессе эксплуатации важно соблюдать правила и периодически проводить профилактическое обслуживание для сохранения работоспособности механизма.

Видео-инструкции по крану Маевского

Кран маевского: принцип работы, инструкция по установке

Вместе с теплоносителем в систему отопления попадает растворенный воздух. Накапливаясь в значительных количествах, кислород создает пробки, препятствующие нормальному обращению жидкости. Это снижает качество прогревания здания. Для ликвидации завоздушивания системы сконструирован кран Маевского. Принцип работы простой и понятный, поэтому устанавливается такое устройство повсеместно — будь то многоэтажное здание или скромный коттедж.

Кран Маевского помогает избавиться от возникновения воздушных пробок в теплосети

Назначение крана Маевского

Воздух легче воды, поэтому скапливается в пиковых точках системы обогрева помещений и радиаторах. Это происходит по нескольким причинам:

  • трубы недостаточно быстро заполняются водой;
  • подпитываемая система была частично пустой;
  • в воде много растворенного кислорода.

Иногда скопление воздуха провоцирует особое устройство отопительной системы, когда на отдельных участках образуются петли из труб, развернутые вверх.

В 1931 году Госплан постановил, чтобы при низовой разводке на системы с целью удаления воздуха устанавливали обычные краны. Но через них жители домов не только устраняли воздушные пробки, но нередко сливали горячую воду, выполняющую в данном случае роль теплоносителя, и потом использовали ее для хозяйственных нужд — например, чтобы помыть полы. Это было недопустимо с позиции санитарии и технологии центрального отопления зданий. Поэтому на радиаторы начали устанавливать краны Маевского, которые значительно усложняли задачу по нецелевому применению теплоносителя.

Как устроен кран Маевского

Устройство в 1933 году разработал инженер из Ленинграда Чеслав Брониславович Маевский. Официально его называют радиаторным игольчатым воздушным клапаном.

По некоторым историческим данным, сначала появился кран минчанина С. А. Роева. Он состоял из двух частей, разделенных прокладкой. Устройства прошли испытания в 1932 году. Уже через год Маевский совершенствовал эту конструкцию, усовершенствовав герметизацию деталей. В более современной интерпретации инженер соединил детали способом «конус в конус».

Кран состоит из таких компонентов:

  • корпус;
  • конусный винт с головкой под ключ;
  • поворотная часть;
  • входной и выходной каналы для воздуха.

Конструкция устройства

Воздухоотводное устройство приводит в движение запорный винт. Последний управляется отверткой или вручную, что зависит от конкретной модели. В современном исполнении на кран уже устанавливается специальный ключ, поэтому пользоваться устройством стало проще.

Преимущества установки крана Маевского:

  • повышение коэффициента полезного действия отопительной сети;
  • упрощение обслуживания радиаторов;
  • доступная стоимость самого узла.

Но у такого крана, несмотря на перечисленные преимущества, есть и недостаток. Поскольку качество теплоносителя зачастую оставляет желать лучшего, то часто при процессе эксплуатации в кране возникают засоры.

В зависимости от исполнения, различают три вида крана:

  • радиаторный — предназначен для отопительных приборов;
  • традиционный — устанавливается повсеместно, оснащен наружной резьбой;
  • комплектный — представляет собой шаровой кран с КМ.

Чертеж крана в разрезе

По способу откручивания бывают такие устройства:

  • под отвертку;
  • под ключ четырех- или шестигранный;
  • с ручкой, для которых не нужен инструмент.

Для изготовления используют также различные материалы и их сочетание. Бывают КМ:

  • стальные;
  • латунные;
  • чугунные;
  • из нержавеющей стали;
  • пластиковые.

Чаще всего узел производят из латуни, устойчивой к коррозии, которая угрожает материалам из-за неблагоприятных условий эксплуатации. Часто недобросовестные продавцы выдают за латунь дешевый силумиан. Но этот материал ненадежный, изделия из него быстро выходят из строя.

Внимание! Дети любят играть с различными предметами. Поэтому в их комнате лучше установить кран, открывающийся с помощью отвертки. Если малыш самостоятельно откроет кран, то получит ожоги.

Автоматический КМ

Автоматические КМ удобны в частных домах с индивидуальным отоплением, поскольку устраняют воздушные пробки и регулируют давление самостоятельно. Внутри этого узла имеется камера, внутри оснащенная поплавком. Тот, в свою очередь, подсоединяется к игольчатому клапану, находящемуся в верхней части узла.

Когда воздушная прослойка превышает установленный лимит, клапан на некоторое время открывается, давая воздуху покинуть систему. Затем, за счет действия поплавка, он снова возвращается в начальную позицию, не допуская вытекания воды.

Автоматическая модель крана

Главный плюс АКМ в том, что для отвода попавшего внутрь труб воздуха не надо подставлять емкость, поскольку вода не вытекает. Кран автоматически блокируется, как только уровень теплоносителя повышается. Однако стоят автоматические модели дороже механических.

  • прямыми;
  • угловыми;
  • радиаторными.

Видео — Кран Маевского: что это такое и как работает

Где устанавливать устройство?

Приспособление устанавливают на наиболее высоких точках сети помещения. Однако помимо того учитывают схему монтажа теплосети.

Вертикальный способ подачи теплоносителя требует, чтобы КМ был оснащен каждый радиатор, расположенный на последнем этаже, где есть нижняя подающая при наличии обратной магистрали.

Воздушные клапаны также нужны всюду на приборах, у которых подводка полностью или частично находится ниже уровня верхней оси подключения. Тогда естественное устранение кислородной пробки затрудняется. При горизонтальном варианте схемы КМ положен на каждый отопительный радиатор.

Размещение воздухоотводящих кранов Маевского при обеих вариантах схемы

Воздушные клапаны устанавливают и на участках, где есть изгибы трубопровода. Так, например, при резком изгибе трубы вверх с последующим спуском на коротком отрезке вниз образуется карман. На этом участке постоянно будет возникать завоздушивание. Кран здесь устанавливают на верхней точке участка.

Система «теплый пол» в большинстве случаев тоже требует установки этого оборудования. Спуск воздуха наиболее эффективен на коллекторной группе, которая возвышается над уровнем пола.

Системы « теплых полов» стремительно набирают популярность у владельцев частного загородного жилья и городских квартир. В специальной статье расскажем, можно ли подключить «теплый пол» от отопления.

Кранами Маевского оборудуют и сушилку для полотенец в ванной. Это необходимо, когда в системе регулярно возникает завоздушивание. Под клапан в полотенцесушителях, подключающихся снизу, производителем предусмотрено отверстие. При боковом подключении этот участок трубы незначительно дорабатывают. Тогда в подающую зону вживляют тройник с нужными параметрами резьбы. Устанавливают устройство, направляя выходное отверстие от стены.

Это важно! Если в трубах постоянно скапливается воздух, то при очередном ремонте стоит приобрести модели полотенчиков, которые уже оборудованы краном Маевского.

На что обратить внимание при покупке воздухоотводящего крана?

Отопительные системы подвержены гидроударам. Это происходит редко, но такая вероятность существует. Поэтому лучше выбирать модели с предохранительным клапаном, который чувствителен к перепадам давления. Когда показатель достигает критических отметок, клапан открывается, и вода уходит из отопительного контура.

Справка. Гидравлический удар — это перепады давления, которые вызываются резким изменением скорости движения теплоносителя. Такое явление приводит к образованию трещин, разрывов труб, радиаторов, вследствие чего теплоноситель вытекает из системы и затапливает помещения. Чаще всего повреждаются трубы из ПВХ.

Лучше выбирать изделия с прокладками из резины или силикона. Бывают еще и паронитовые прокладки, но они показали себя хуже. Дополнительно резьбу можно укрепить льняной паклей или фум-лентой.

Гидроудар в системе отопления

При выборе крана учитывают место его размещения, конструкцию самой отопительной системы.

Универсальными являются ручные модели кранов. При их покупке необходимо учитывать расстояние от трубы, на которую устанавливается клапан, до стены. Дистанцию оставляют такой, чтобы можно было использовать инструмент, особенно если для этого потребуется отвертка, пассатижи.

Автоматы не очень подходят для централизованных систем отопления. Там чистота теплоносителя вызывает вопросы, поэтому узел часто забивается. Не очень годятся такие модели и для радиаторов из чугуна. В последнем случае лучше себя зарекомендовали ручные модели в латунном корпусе. Их можно использовать и в системах парового отопления.

Зато АКМ удобны в тесных помещениях и местах с затрудненным доступом. Их также применяют в системах «теплый пол», поскольку выявить формирование воздушной пробки сложно.

Водной системе «теплый пол» не помешает кран Маевского

При покупке обращают внимание на параметры резьбы. Следует также выяснить тип посадочного гнезда на радиаторе. В продаже производители предлагают модели КМ, снабженные ручкой с боковым выпускным отверстием, которые бывают более удобны, чем расположенные традиционным способом.

Также при выборе узла учитывают такие характеристики:

  • допустимое давление;
  • рабочая температура.

Пошаговая инструкция по установке КМ в систему

На первом этапе проводят подготовительные работы. Установку желательно проводить в теплое время года, когда реально удалить из отопительной системы теплоноситель. Часто в старых радиаторах нет специального отверстия для КМ, поэтому его надо просверлить.

  1. На первом этапе отводят трубы.
  2. Снимают с крючков радиатор и полностью сливают воду.
  3. С противоположной от входа труб стороны, в верхней заглушке сверлят отверстие, диаметр которого соответствует приобретенному КМ.
  4. Внутри нарезают резьбу соответственно той, которая использована на КМ. При этом следует учитывать, что у крана резьба правая, следовательно, у пробки — левая. Другой вариант — заменяют сразу всю пробку.
  5. Затем устанавливают кран, как указывается в инструкции к устройству.
  6. Батарею возвращают на место.
  7. На последнем этапе подключают трубопровод.

Для чугунных батарей заводы выпускают готовые заглушки под воздухоотводящие краны

Выпускное отверстие крана направляют слегка вниз. Это облегчает сбор воды, которая должна потечь из крана.

При установке устройства на отопительные трубы из пластика потребуется фитинг.

Внимание! Клапаны с ручным способом управления устанавливают обычно горизонтально, автоматический — вертикально. Правильность установки необходимо уточнить в инструкции.

Видео — Оснащение полотенцесушителя воздухоотводящим краном

Как выпускать воздух из отопительной системы?

Если теплоноситель приводится в движение циркуляционным насосом, его отключают. Между остановкой оборудования и началом стравливания воздуха должно пройти не меньше 15 минут. За это время кислород поднимется вверх.

Готовят емкость, которая понадобится для сбора воды. Отверткой, ключом или поворотом рукоятки откручивают кран, пока не раздастся характерное шипение — признак того, что воздух покидает систему. Однако просто дождаться прекращения шипения недостаточно. Надо, чтобы полилась вода. Это означает, что от пробки избавились. Струя должна быть ровной, течь без перерывов. Только после этого клапан закрывают.

Внимание! Иногда даже после многократного стравливания, все равно образуются воздушные пробки. Тогда причиной может стать пробой или недостаточная скрутка.

Особенности эксплуатации кранов

При правильном использовании приспособления вся отопительная система будет работать правильно, нежелательные последствия сведутся к минимуму.

Служат краны долгое время. Проблемной стороной эксплуатации является то, что они часто забиваются. Тогда проводится прочистка оборудования. Используют для этого иглу.

Проблемное место можно обнаружить самостоятельно в домашних условиях без привлечения специалиста. Метод достаточно простой, и потребуется лишь листок бумаги. Клапан оставляют открытым на выход воздуха. В руки берут лист бумаги, и на расстоянии 1 см проводят по всем местам, где есть соединения и вдоль труб, радиаторов. В зоне, где отсутствует герметизация, бумага прилипнет.

WD-40 поможет открыть кран, который долго не эксплуатировался

Этот участок внимательно осматривают и устанавливают причину подсоса воздуха. Затем проводят обслуживание системы, меняют вышедший из строя элемент.

Бывает, что воздухоотводы долгое время не задействовались. Тогда резьба крана может окислиться, в результате чего удалить воздух из труб отопления невозможно. Чтобы избавиться от ржавчины, используют смазку WD-40 или аналогичные продукты. Затем слегка простукивают поверхность и пробуют открыть клапан.

Можно ли обойтись без воздухоотводящих приспособлений?

Удается избавиться от пузырьков воздуха при подведении воды к верхней пробке батареи сверху. Однако при этом скорость движения теплоносителя не должна превышать 25 см/с. При более быстром обращении кран Маевского потребуется.

При подаче воды снизу иногда стояки продолжают за крайней батареей последнего этажа трубами, подсоединенными к общим воздухосборникам. Реализация данной модели требует больших материальных затрат из-за увеличения метража труб.

Расширительный бак

Разработаны устройства, которые могут заменить кран Маевского.

Таблица 1. Аналоги крана

Название устройства Особенности
Водоразборные краны Устройство по конструкции и применению значительно отличается от крана Маевского. Через водоразборные краны систему заполняют водой и опустошают. Начальный кран служит для подачи воды, конечный — для ее удаления из сети.
Вертикальный отвод с пустым расширительным баком Такое устройство устанавливают, когда не используется насос. Расширительные баки представляют собой емкость, которая предназначена для перетекания туда избытка воды, образующегося при расширении теплоносителя вследствие нагревания. Расширительные баки бывают открытыми и закрытыми.

Справка. Краны Маевского стараются не устанавливать на ионные системы с замкнутой циркуляцией. Чтобы ускорить кругооборот теплоносителя, в него добавляют соляной раствор. При спуске воздуха на деталях узла будут оседать соли, поэтому срок службы сокращается.

Некоторые мастера с опытом в обслуживании систем отопления, и вовсе обходятся без воздухоотводов. Они устраняют образовавшиеся газовые пробки через резьбу верхнего присоединения. Однако проведение таких работ занимает некоторое время и требует освоения профессиональных навыков.

Нужен ли воздухоотводчик в системе отопления либо без него можно обойтись? Понять это можно, исследовав сеть. Если очевидно, что кислород собирается и не может выйти наружу, кран придется устанавливать.

Горелка на отработанном масле для твердотопливного котла: конструкция и принцип работы

В современном мире автономные системы отопления можно назвать лидирующим оборудованием для частного сектора, офисов, магазинов, кафе, ресторанов и так далее. Но, каким бы ни был метод нагрева теплоносителя, главным условием успешного использования является бесперебойность работы того или иного агрегата.

Виды энергоносителей

Под промышленное и бытовое оборудование, предназначенное для отопления, используют четыре основных вида энергоносителей:

  • твердое топливо – дрова, уголь, пеллеты;
  • газ – метан (CH₄) или пропан (C3H8);
  • электричество – 220 V или 380 V;
  • жидкое топливо – соляр или масляная отработка.

Какой из перечисленных видов топлива выбрать, в большей степени зависит от места проживания, так как в разных регионах может оказаться недостача одних и переизбыток других энергоресурсов. Так как нас интересует масляная горелка, то вполне естественно, что речь пойдет о котлах, работающих на жидком топливе. Отработанного масла может быть в избытке в тех местах, где находятся предприятия, цеха которых укомплектованы множеством механизмов и эту жидкость нельзя использовать повторно. Поэтому, вполне рационально, когда эту самую отработку, которую можно сжечь, не утилизируют, а продают населению, которое использует ее для автономного отопления в жидкотопливных котлах.

Видео описание

Обзор Котлы на отработанном масле на 30кВт и 8 кВт.

  • Обзор Котлы на отработанном масле на 30кВт и 8 кВт

    Виды отработки

    Так как есть различные марки масел, то и отработка от них тоже будет отличаться, оставляя за собой собственные характеристики в виде вязкости, а также наличию воды, присадок и мусора.

    • авиационное (aviation oil);
    • моторное (motor oil);
    • автотракторное (automotive oil);
    • дизельное индустриальное (diesel industrial oil).

    Не смазочные материалы:

    • технологическое (process oil);
    • электроизоляционное (electrical insulating oil);
    • конденсаторное (condenser oil);
    • трансформаторное (transformer oil);
    • жидкостное (liquid oil);
    • кабельное (cable oil).

    Конструкция горелок для отработанного масла

    Горелка, которая функционирует на отработанном масле, представляет собой небольшой прибор для смешивания отработки с воздухом, после чего смесь сжигается для разогрева теплоносителя на отопление своего жилья. Помимо сжигания, такая горелка также регулирует подготовку топлива.

    Элементы горелки на отработанном масле:

    • емкость для отработанного масла;
    • топливный насос;
    • фильтр для отработанного масла;
    • форсунка;
    • компрессор;
    • трубопроводы для топлива.

    Горелки на жидком топливе работают по принципу инжекции, поэтому их чаще называют форсунками – это обычнее название для таких типов устройств. Работа данного узла осуществляется следующим способом: при помощи компрессора создается сильный воздушный поток, который активирует подачу отработанного масла за счет его разрежения (понижение давления) и жидкость попадает в камеру сгорания, где перемешивается с воздухом. Если у вас уже есть котел, работающий на дизельном топливе, то дизельную форсунку необходимо заменить горелкой сифонного типа, позволяющее одновременно проходить отработке и воздуху. Такая насадка специального предназначена для тяжелого топлива, к которым как раз и относится отработка масла. Принцип работы форсунки на отработке хорошо показан на схематическом изображении, расположенном сверху.

    Примечание: если в качестве энергоносителя используется отработанное масло, а форсунка предназначена для дизельного топлива, то она продержится не более 3-4 дней, после чего забьется и выйдет из строя.

    Посмотрите на фотографию вверху – вы видите сифонную форсунку в разобранном виде, где цифрами обозначены следующие детали:

    • Корпус в виде шестигранной головки, делается из латуни, изредка из нержавеющей стали.
    • Хвостовик с резьбой и резиновым уплотнительным кольцом.
    • Диск-завихритель в форме конуса с тангенциальными проходами, предназначенный для закручивания (завихрения) топлива, обеспечивающего мелкодисперсное распыление (облако тумана).

    Важная информация! При сжигании тяжелого топлива диск-завихритель изнашивается и приходит в негодность. Дело в истирании выгнутых (тангенциальных) каналов в диске и топливо уже не распыляется, а выбрасывается сплошным потоком. Никакая промывка данной детали различными растворителями не приведет к успеху, так как этим невозможно исправить геометрию проходов. Как правило, завод-изготовитель форсунки рекомендует ее замену через один-два отопительных сезона.

    Подготовка и подача отработанного масла

    Прежде чем попасть на форсунку, отработка проходит через топливный фильтр для очистки жидкости от всевозможного мусора, попавшего туда в процессе работы механизма, а также подогревается в специальной камере, чтобы снизить вязкость субстанции. Для сжигания такого масла нужен подогрев до температуры 80-90°C, а контрольные функции над этим процессом осуществляется автоматически. Справедливости ради следует отметить, что для дизельного топлива предварительный разогрев не требуется, так как оно не вязкое, и имеет желаемую текучесть. Топливный насос откачивает отработку из емкости, но при этом ее забор производится только с верхнего пласта, чтобы избежать попадания в канал механических примесей в виде мелкой стружки, окалины и т.п.

    Чтобы отработка сгорала, для нее, как и для любого другого топлива в камере сгорания необходим кислород (O), но воздуха, который подается вместе с жидкостью через форсунку, не хватает. Для этого в системе устанавливается вентилятор, который нагнетает дополнительный воздух, и этот поток регулируется при помощи специальной автоматической заслонки, то есть, газ подается в нужном объеме по принципу Quantum Satis (столько, сколько достаточно).

    Чтобы не поджигать отработанное масло спичкой или фитилем, в котлах, где в качестве энергоносителя используется жидкое топливо, есть трансформатор розжига и электроды, подключенные к нему. В камере сгорания эти электроды нагревают воздух до такой степени, что отработка (дисперсное облако) воспламеняется и тут же под давлением выбрасывается через форсунку. Если точнее, то происходит возгорание туманного облака в камере, а это и есть отработка, смешенная с воздухом.

    Видео описание

    Котел автоматический на 170 кв. м. Котел на отработанном масле автоматический на СТО.

  • Котел автоматический на 170 кв. м. Котел на отработанном масле автоматический на СТО Ставрополь

    Заключение

    Для выбора форсунок на отработанном масле нужно обращать внимание на тепловую мощность покупаемой модели – это зависит от ее способности сжигать то или иное количество топлива. Также нужно брать с собой в магазин паспорт от котла, чтобы сверить его технические характеристики с приобретаемой горелкой. Кроме того, уточняйте комплектацию форсунки, так как в некоторых случаях определенные детали могут продаваться отдельно.

    Горелка на отработке для твердотопливного котла на естественной тяге

    Отработанное масло является продуктом переработки основных технологических процессов на промпроизводстве, в транспортной отрасли, и электротехники, в виде утилизированного трансформаторного масла. Необходимость его использования вызвана требованием по защите окружающей среды, а также тем, что при сжигании данного продукта переработки, выделяет практически равное количество тепла, как и при сгорании солярки. При этом себестоимость выработанной единицы тепловой энергии обходится, как минимум, в 3 раза меньше. Для того чтобы сжигать такое горючее, потребуется особенное устройство — горелка на отработке в твердотопливном котле.

    Принцип работы горелки на отработке и ее преимущества

    Устройство и принцип работы такого устройства, определяется качественной характеристикой продуктами отработки, особенно вязкостью и уровнем принудительного подогрева.

    Горелка выполняется из нескольких базовых элементов:

    1. Насос для перекачки отработки в испарительный блок либо камеру, осуществляющую предварительную подготовку жидкого энергоносителя.
    2. Фильтры грубой очистки топлива — удаляют из него все инородные вкрапления, загустевший мазут и иные взвешенные вещества: металл, дерево и камни.
    3. Испарительная камера, отвечает за подогрев топлива, для повышения качества распыла топлива и его интенсивного испарения. Для регулировки процесса нагрева в камере находится управляющее устройство, способное устанавливать температурный режим, в зависимости от разновидности топлива.
    4. Форсунка, где отработка смешивается с воздухом. После горелки топливовоздушная смесь в топку и где сжигается.

    Достоинства горелочного устройства для топливной жидкой отработки:

    1. Простота тепловой конструкции, полное отсутствие движущихся элементов.
    2. Возможность изготовления своими силами в бытовых условиях.
    3. Доступность в интернет-сети необходимой технической информации по разным конструкциям, с точными чертежами и расчетами.
    4. Предельно низкая себестоимость выработки энергии из-за низких цен на отработку.
    5. Высочайшая энергоэффективность.
    6. Небольшие размеры горелки обеспечивают возможность встраивать модель в уже имеющиеся источники теплоснабжения без необходимости значимых реконструкций.
    7. Довольно высокий уровень противопожарной безопасности.

    Подготовка отработки для сжигания в котле

    Отработанное жидкое топливо не только загрязненное, но и довольно клейкое. Это вызвано тем, что в первоначальный состав вносятся специальные присадки, обеспечивающие плотное прилипание тонкого слоя на трущихся плоскостях. Поэтому данные горелочные устройства должны функционировать с обязательным подогревом отработки, для увеличения текучести. Поскольку тягучее топливо не способно качественно перемешиваться с воздухом и не сможет пройти через форсуночное сопло.

    Следующий элемент, который должен быть в конструкции горелочного устройства — надежная система зажигания газовоздушной среды. На практике, поджечь такой энергоноситель способна только электрическая искра или газовый факел.

    И последнее важное конструктивное решение — наличие систем предварительной грубой и тонкой очистки отработанного масла. До того, как поступить в горелочное устройство, отработка должна пройти фильтрацию, сначала грубой очистки, где из нее удаляется крупный мусор, а затем тонкой, после которой устраняются мелкодисперсные взвешенные вещества, например, песок и глина.

    Марки горелок под отработку

    Горелка на отработке в твердотопливном котле западного производства, считается наиболее экономичной. По своим технологическим качествам, она должна соответствовать требованиям сертификации РФ.

    Наибольшей популярностью обладают горелочные конструкции для сжигания отработанных нефтепродуктов, таких брендов:

    1. Американская и канадская горелка: Energy-Logic, CAEQ.
    2. Немецкие и австрийские модули: Euronord Eco-Logic, Giersch.
    3. Итальянская форсунка: Eco-flam, Master MB.
    4. Корейская многофункциональная горелка: Olympia AL.
    5. Китайские и польские горелки, примерно, одного технологического диапазона: Smart-Burner, NORTEC-WB, Hiton.

    Лучшие модели российских производителей горелок для отработанного топлива:

    1. Универсальные горелки Гном-Эконом, 10-35 квт, 45000 руб.
    2. ОЛИМПИЯ AL-4V-2 (25-45 кВт), изготовленные на базе горелки OLB из Южной Кореи, 132000 руб.
    3. Универсальная горелка Тепламос Эко 50, 93000 руб.
    4. Горелка на отработанном масле Жар 800-2000 кВт, 230000руб.
    5. На отработанном масле горелка Брест 500 кВт, 125000руб.

    Самодельная горелка на отработке для КЧМ

    Горелка на отработке для твердотопливного котла на естественной тяге имеет простую конструкцию, доступные составляющие, поэтому ее можно изготовить домашнему автору самостоятельно. Прежде чем выполнить такое горелочное устройство, необходимо подготовить определенные инструменты и материалы. Насосное устройство возможно приобрести от самых разных марок автомобиля либо мотороллера.

    Основные узлы горелочного устройства:

    • Блок регулирования и питания;
    • топливный насос;
    • емкость для хранения топлива;
    • компрессорное устройство;
    • крестовина;
    • приводной вал для подсоединения его к электрическому двигателю.

    Продолжительное функционирование модуля гарантирует холодильный компрессор от старого агрегата. Трубку вворачивают в отверстие крестовины, во втором проеме крепят заглушку, предварительно подсоединив к ней полусферу, таким образом, чтобы она располагалась по центру. После этого подключают воздушную трубку. В верхний проем необходимо ввернуть топливопровод, для подачи отработки на сферу. Под нижний выход устанавливается поддон, куда попадает масло, не успевшее сгореть.

    Все конструктивные элементы фиксируют в стальной раме. Самая ответственная операция — это изготовление форсунки. Для нее, рекомендуется, применять жиклер от карбюратора либо газплиты, поскольку они обладают приемлемым размером отверстия.

    Горелка на отработке в твердотопливном котле, обладает уникальной конструкцией, способной обеспечить полное сжигание жидкого энергоносителя с минимальным объемом несгораемого остатка. Тем самым она обеспечивает эффективность работы котельного оборудования.

    Горелка на отработке — нужная приспособа?

    Представляю вашему вниманию статью о такой полезной вещи как горелка на отработке. Вы узнаете о видах, конструкции, принципе её действия и многое другое. Для тех, кто имеет свою мастерскую, гараж или рабочее помещение она станет незаменимой вещью, к тому она работает на отработанном топливе. Также горелка может устанавливаться в котлы, печи и водонагреватели.

    Если решили сделать горелку своими руками, в этой статье найдется полезная информация и для вас.

    Горелка на отработанном масле

    Горелки на отработанном масле устанавливают в котлы и печи, водонагреватели, теплогенераторы.

    Утилизация отработанного моторного масла (отработки) достаточно серьезная проблема во всем мире.

    Вместе с тем энергетический потенциал отработки высок; сжигая ее, можно получить много тепла, несравненно более дешевого, чем от любого другого энергоносителя.

    Вопросом, как делается горелка на отработке своими руками, интересуются не только профессионально связанные с автохозяйством – запас отработки поможет сэкономить значительную сумму и на отоплении подсобных помещений в частном домовладении.

    Для отопления жилых помещений отработка совершенно непригодна из-за содержащихся в ней изначальных присадок в моторное масло и попавших в него в процессе эксплуатации примесей.

    Однако отработка – весьма специфичное горючее, и любая иная горелка для жидкого топлива на нем не заработает.

    Она является комбинированной и успешно применяет в качестве топлива отработанные масла, дизельное топливо и масла растительного происхождения, что очень удобно с точки зрения эксплуатации и позволяет сократить затраты на содержание нескольких типов горелок.

    Благодаря широкому ряду мощностей (от 24 кВт до 595 кВт) полностью удовлетворяют любые запросы потребителей.

    По производительности, горелки, функционируют на отработанном масле, регулируются в различных пределах.

    Топливо для горелок может быть дизельным, также возможно применение растительных масел и различных видов переработанных масел, вязкостью до 90 единиц.

    Помимо прочего, горелки очень удобны в использовании, так как не требуют настройки при переходе с одного вида топлива на другой.

    Разновидности горелок и сфера их применения

    Горелки — это уникальная, полностью укомплектованная система, подходящая для паровых и водогрейный котлов, парогенераторов большинства производителей.

    Горелки можно подразделить на несколько видов:

    • Осветительные.
    • Сварочные.
    • Нагревательные.

    По используемому топливу они могут быть:

    • Газовые.
    • Жидкотопливные.
    • Комбинированные.

    Горелки классифицируются по регулированию в работе с котлом:

    • Модулируемые горелки.
    • Одноступенчатые горелки.
    • Двухступенчатые горелки.

    • для нагрева воды в бойлерах;
    • для водяного отопления СТО;
    • для водяного отопления складов;
    • для водяного отопления дома;
    • для водяного отопления дачи;
    • для обогрева теплиц;
    • для нагрева воздуха в бане;
    • для нагрева воздуха в сушке;
    • для получения пара;
    • для сушки песка;
    • для сушки глинозема;
    • для обжига керамических изделий;
    • для обжига кирпича;
    • для плавления алюминия;
    • для сушки титановой губки;
    • и еще во многих узлах.

    Конструкция горелок на отработанном масле

    Ее конструкция состоит из нескольких элементов:

    • топливный бак;
    • топливный насос;
    • топливный фильтр;
    • горелка (форсунка);
    • компрессор;
    • соединительные трубопроводы.

    Горелки могут работать со следующими видами топлива:

    • Дизельное топливо.
    • Керосин.
    • Отработанные машинные и технические масла.
    • Легкое печное топливо.
    • Пережаренные растительные масла.
    • Жидкие животные жиры.
    • Сырая нефть.
    • Синтетическое (пиролизное) топливо.

    Принцип действия горелок на отработанном масле

    Жидкотопливные горелки еще называют форсунками. Их работа основана на принципе инжекции. То есть, создается сильный поток воздуха через форсунку и в трубопроводе подачи топлива образуется разрежение, за счет которого осуществляется поступление масла в камеру сгорания и смешивание его с воздухом.

    Перед тем, как попасть в горелку, топливо проходит фильтрацию в топливном фильтре и предварительный подогрев в специальной камере. Это необходимо для уменьшения вязкости масла.

    Для сжигания отработки предварительный нагрев составляет 80-900С. Контроль температуры предварительного нагрева топлива осуществляется в автоматическом режиме.

    Топливо из бака откачивается топливным насосом. Его забор осуществляется с поверхности зеркала горючей жидкости. Это связано с тем, что отработка может иметь механические примеси или воду, которые оседают на дне бака.

    Для поддержания процесса горения необходимо наличие определенного количества кислорода в камере сгорания. Тот воздух, который применяется для разрежения и подачи топлива, называется первичным, и он поддерживает процесс горения, но этого недостаточно.

    Дополнительным вентилятором осуществляется подача вторичного воздуха. Интенсивность работы вентилятора регулируется с помощью заслонки и участвует в работе системы автоматики.

    Для осуществления автоматического розжига жидкотопливного котла применяется трансформатор розжига и электроды. Топливо смешивается со струей воздуха и распыляется на мелкие капельки. После чего подается в камеру сгорания и под действием высокой температуры воспламеняется.

    Достоинства и недостатки горелки на жидком топливе

    Это оборудование имеет массу достоинств, основными из которых являются:

    • Простота изготовления своими руками и эксплуатации.
    • Широкое распространение чертежей для изготовления приспособления.
    • Дешевизна отработанного масла, применяемого в качестве топлива.
    • Данные приборы отлично подходят транспортным организациям и компаниям, где отработки очень много. Таким образом можно утилизировать отработку и произвести отопление помещений.
    • Эффективность и функциональность устройств.
    • Мобильность приспособления.

    Горелка своими руками

    Для тех, кто держит свою автомастерскую или просто имеет большие запасы отработанного масла, незаменимой вещью станет создание горелки.

    Описанная ниже горелка может работать на отработанном масле, причем масло может быть смешанным с водой или даже с опилками. Это позволит без проблем отапливать гараж или другое помещение отработанным маслом.

    Принцип работы устройства очень прост.

    Масло протекает по сферической поверхности, образуя на ней тонкую пленку. В этой поверхности имеется отверстие, через которое под давлением подается горючий газ или обычный воздух. При этом поток воздуха будет распылять масло, и оно будет воспламеняться в печи.

    Чтобы эффективнее распылить масло в холодное время года, предусмотрена простая система подогрева.

    Самодельная горелка на отработанном масле может быть выполнена по одной из следующих систем:

    Эжекционной с наддувом.

    Эжекционная горелка обеспечивает полное сгорание топлива и минимально возможное количество побочных продуктов в отходящих газах. Пламя горячее, свыше 1200 градусов, расход топлива минимален для данного класса устройств (см. также в конце). Мощность домодельных – 1,5-100 кВт.

    Регулировка мощности (модуляция) горелки возможна во всем указанном диапазоне. Без ограничений применима в технологических целях, а в исключительных случаях применима для временного отопления жилых помещений, если топочная дверца штатной отопительной печи или котла выходит в нежилое помещение – в прихожую, чулан, топочную и т.п.

    Распылительной инжекторной (горелка Бабингтона).

    Горелка Бабингтона уникальное изобретение, предназначенное для сжигания отработанного масла без его предварительной очистки.

    Основной частью обычной горелки для сжигания жидкого топлива является форсунка, через отверстие которой масло распыляется, смешиваясь при этом с воздухом для горения. При наличии загрязнений в жидком топливе форсунка может засориться. Поэтому к качеству дизельного топлива предъявляются высокие требования.

    Что уж тут говорить об отработке, в которой количество грязи просто зашкаливает? Сжечь ее с помощью форсунки для жидкого топлива без предварительной очистки невозможно.

    Именно по этой причине идея горелки Бабингтона, с помощью которой можно сжечь любую отработку, не беспокоясь о ее качестве, вызвала огромный интерес практически на всей территории нашей страны.

    Учитывая тот факт, что отработанное масло ничего не стоит, а за его утилизацию, напротив, нужно платить, можно предположить, что в ближайшее время горелки Бабингтона появятся в каждом гараже нашей необъятной страны.

    Топливо-воздушной свободного объемного горения (чашечная испарительная горелка).

    Отработку можно сжечь вовсе без наддува и подогрева, пуская по каплям в раскаленную чашу. Но такие устройства, более-менее прилично работают только в составе котла или печи на отработке, так что горелками в собственном смысле не являются.

    Самый простой способ сделать горелку с использованием маленького газового баллона или паяльной лампы.

    Для работы нужно приготовить:

    • ёмкость;
    • сварочный аппарат;
    • болгарку;
    • отрезок 1,5-дюймовой трубы;
    • круглую пластину равную внутреннему диаметру трубы;
    • кусок проволоки 6 – 8 мм;
    • болт со сквозным внутренним отверстием для форсунки подачи масла;
    • толстую круглую болванку для крышки.

    Конструкция такой горелки довольно проста. В корпус самодельной горелки на отработанном масле необходимо подвести воздухоподающую трубку с наконечником в виде полусферы, а также трубку подачи отработанного масла и магистраль отвода несгоревшего топлива.

    Порядок монтажных работ:

    1. Для удобства работы вначале лучше составить примерный чертеж горелки на отработанном масле. Это существенно облегчит процесс подбора и изготовления деталей, а также сборки всей конструкции.
    2. Первым делом необходимо в центре заглушки проделать отверстие диаметром равному диаметру трубы.
    3. Далее на конец трубы подачи воздуха наваривается полусфера. Перед этим в ней строго по центру проделывается отверстие. С этим могут возникнуть проблемы, так как вряд ли в домашних инструментах найдется подходящий инструмент. Решением проблемы может стать установка жиклера советующего внутреннего диаметра.
    4. После того как полусфера приварена к трубке, последняя приваривается к заглушке. Сделать это нужно максимально аккуратно, чтобы трубка подачи воздуха стояла строго по центру корпуса горелки. В противном случае поток воздуха будет попадать не по центру сопла, а на его стенки, что сделает работу горелки неэффективной.
    5. Затем заглушка вкручивается в тройник. И при помощи штангенциркуля замеряется положение полусферы. Именно в том месте, где она будет находиться, в корпусе сверлится отверстие для подачи топлива. Оно должно точно попадать на верхнюю дугу, чтобы стекать по всей полусфере.
    6. В отверстии при помощи метчика нарезается резьба для закрепления штуцера. Затем в выход тройника вкручивается сгон, тем самым устанавливается сопло. Трубка подачи масла в горелку обкручивается на 2-3 витка вокруг сопла и подключается к системе подачи отработки.
    7. Трубка подачи воздуха присоединяется к нагнетающему компрессору. В корпусе горелки необходимо сделать отверстие для поджига смеси. Снизу в тройник вкручивается патрубок отвода несгоревшего масла.
    8. Теперь горелку на отработанном масле можно испытать. Для начала ее закрепляют на специальном кронштейне.
    9. Чтобы испытания не стали причиной пожара, проводить их желательно на открытой местности. Для начала на горелку подается сжатый воздух, а затем отработанное масло, после чего смесь поджигается. По мере прогрева горелки ее работа должна быть гораздо стабильнее.

    Подводя итоги изготовления горелки следует отметить, что:

    • Расход воздуха очень мал, всего несколько литров в час.
    • Работает горелка на отработанном масле любой степени загрязнённости стружкой или чем угодно.
    • Расход масла тоже очень небольшой.
    • Греет намного сильнее, чем можно представить.
    • Решает проблему утилизации отработанного масла.
    • При правильном подходе к автоматизации можно получить «Умный дом» с авторегулировкой температуры (выгодно для дачных домов или гаражей).
    • Горит совершенно без копоти, очень горячо: мощность не меньше 10 кВт.
    • Давление воздуха на форсунке 2 кг/см.кв, если меньше — не горит, если больше — пламя срывается.

    Промышленные горелки на отработанном масле

    Промышленная горелка универсальная представляет собой укомплектованную систему, которая устанавливается в теплогенератор или котел, может работать с оборудованием различных производителей.

    На рынке имеется большой выбор продукции, горелки в зависимости от мощности способны обогревать как небольшие помещения, так и частные дома, даже целые предприятия. На рынке существуют отопительные приборы различных брендов.

    Купить горелку на отработанном масле можно по разной цене, стоимость зависит:

    • от мощности установки;
    • бренда;
    • сложности изготовления;
    • оснащенности.

    Меры безопасности

    Использование может быть опасным, если ее установка выполнена не правильно или она неправильно используется.

    Для того чтобы обезопасить себя от пожара необходимо соблюдать такие правила:

    • В помещение, где будет установлена горелка, необходимо обделать стены и пол металлом или асбестом;
    • Запас топлива необходимо держать на безопасном расстоянии от горелки;
    • Протечки масла нужно убирать вовремя;
    • Электрическую составляющею часть горелки, необходимо качественно изолировать, нужно это для того чтобы искры не попадали в зону распыления масла;
    • Расположение горелки не должно подвергаться попаданию воздуха и сквозняков;
    • Горелка на отработке с открытым соплом ни в коем случае не должна находиться без присмотра.

    Здравствуйте, дорогие читатели! Меня зовут Виталий Иванович, и я занимаюсь строительством печей, каминов и установкой отопительного оборудования.

    Вот уже более 40 лет, начиная в далеком 1977 году помощником печника я изучаю это дело и совершенствую свои навыки. С выходом на пенсию стало больше свободного времени и я решил поделиться своим опытом с вами. Читайте на здоровье и задавайте вопросы в комментариях!

    Горелки на отработанном масле: устройство, принцип работы, популярные модели

    Отработанное масло — довольно дешевый материал, обладающий большой энергоемкостью.

    Это сырье часто используют в быту и автосервисах.

    При соблюдении некоторых правил вполне возможно перевести печь или паяльную лампу в горелку на отработке.

    Для использования в жилых домах такая горелка не годится, однако она вполне подойдет для обогрева технических помещений или гаража.

    Любой отопительный прибор вне зависимости от его типа состоит из двух основных элементов:

    • теплогенератора, то есть устройства, вырабатывающего тепловую энергию;
    • теплообменника — устройства, которое передает выделенную теплогенератором энергию теплоносителю, в роли которого может выступать воздух, вода или антифриз.

    Поэтому каждый отопительный прибор, получающий тепло через сгорание органического топлива, можно перевести на отработанное масло, установив соответствующую горелку.

    Если теплогенератор предназначен для этой модели отопительного прибора, то для его установки не потребуется никаких переделок, если же он предназначен для другого устройства, то придется переделывать крепление к котлу или печи.

    Принцип работы

    Существуют 2 вида этих устройств, которые отличаются по принципу работы:

    • испарители (капельные);
    • форсунки (наддувные).

    В капельных устройствах топливо под действием высокой температуры, вызванной первичным горением, проходит процесс пиролиза (термического разложения), затем поступает в зону горения, где происходит основное горение.

    При этом система подачи обеспечивает стабильный уровень топлива в чаше испарителя, благодаря чему горелка постоянно работает в одном режиме.

    Эффективного изменения мощности этих устройств не существует, можно ограничивать подачу воздуха или снижать уровень топлива в чаше, но каждое такое действие требует перенастройки горелки. Если же не провести настройку заново, то резко возрастет сажеобразование в топке и дымоходе.

    В наддувных горелках сначала смешивают воздух с отработкой, формируя масляный туман, затем смешивают со вторичным воздухом до образования оптимального соотношения, при котором топливо полностью окислится.

    Существует 2 вида наддувных горелок:

    • Бабингтона;
    • эжекторная.

    Горелка Бабингтона – это округлая поверхность, по которой стекает разогретое масло. В поверхности просверлено калиброванное отверстие небольшого диаметра.

    Проходящий воздух уносит с собой частицы отработки, остальное же масло стекает в приемную емкость, затем насос подает его к калиброванному отверстию, через которое оно опять попадает на округлую поверхность.

    Поток воздуха с частицами масла поступает в зону горения и смешивается там со вторичным воздухом. Преимуществом этой горелки является простота изготовления, однако полноценная регулировка мощности недоступна, только режим стартстоп.

    При работе в автоматическом режиме смесь разжигают с помощью искры или нагретого до нескольких сотен градусов кусочка металла.

    В эжекторных горелках топливо и воздух через калиброванные отверстия подают в смесительную камеру, где происходит первичное перемешивание, причем отработка может поступать как под давлением, так и самотеком.

    Оба типа эжекторных смесителей работают в большом диапазоне мощностей, однако регулировка этого параметра более эффективна в устройствах, куда отработка поступает под давлением. Затем воздух с маслом подают в зону горения, где он смешивается со вторичным воздухом и сгорает. Для розжига факела чаще всего используют электродуговой разряд.

    Более подробная информация о различных типах горелок есть в этих статьях:

    Горелки своими руками

    Благодаря несложной конструкции такие устройства можно сделать самостоятельно, а все материалы доступны на ближайшем пункте приема черного и цветного металлического лома.

    Мы уже рассказывали о подобных самодельных устройствах в этих статьях:

    1. «Котлы на отработке своими руками», где вы найдете ссылки на форумы с чертежами.
    2. «Как сделать печь на отработке», также с подробным описанием работы.

    Переделка дизельного устройства

    Отработанное масло в десятки раз более вязкое, чем обычная или печная солярка.

    Поэтому, хоть общие принципы формирования топливовоздушной смеси одинаковы, но настройки форсунки сильно отличаются.

    Соответственно, переделка напрямую зависит от конструкции горелки. В любом случае придется менять систему подачи горючего и устройство, формирующее топливовоздушную смесь.

    Можно переделать их по образцу самодельных горелок эжекторного типа, ведь все дополнительное оборудование на дизельной горелке уже есть, а можно попытаться изменить настройки установленной на аппарате форсунки.

    Различные идеи такой переделки и способы их реализации вы найдете на тематических форумах, ссылки на которые расположены ниже:

    Наиболее популярные модели

    В этом разделе вы найдете описания наиболее популярных горелок, использующих в качестве топлива отработанное масло. Все устройства производят серийно, причем некоторые из них являются мультитопливными, то есть могут функционировать не только на отработке, но и на других жидких нефтепродуктах, например, мазуте или солярке.

    Отличительной чертой таких устройств является доступность регулировок, благодаря чему их подстраивают под любое горючее, добиваясь наибольшей эффективности и экологичности.

    Кроме того, доступны отдельно горелки (без дополнительного оборудования) различной комплектности или полностью готовые теплогенераторы.

    Ойл Терм Прометей 15–50 кВт

    Эта горелка максимальной комплектации, то есть в нее входят все необходимые элементы и системы, поэтому для превращения в теплогенератор необходим только воздушный компрессор, который придется покупать отдельно.

    Аппарат является мультитопливным, точная настройка, а также выбор необходимой мощности производятся с пульта управления, то есть оператору ничего не требуется регулировать самостоятельно, достаточно выбрать нужный режим на пульте. Однако для перехода на другой вид горючего необходима ручная настройка форсунки.

    Плюсами этого устройства являются:

    • закрытая камера подогрева топлива, которая не наполняет помещение неприятным запахом;
    • простота использования – оператор лишь выбирает режим, после чего блок управления самостоятельно регулирует параметры работы аппарата;
    • автоматический электродуговой розжиг факела, в том числе при его срыве, если несколько попыток оказались неудачными, то подача топлива блокируется и, горелка выключается;
    • контроль пламени.

    Производитель позиционирует эту горелку как универсальную, то есть подходящую к любому отопительному прибору соответствующей мощности, в том числе и твердотопливному, однако без установки переходной пластины ее можно использовать только для жидкотопливных котлов и печей.

    Аппарат не оснащен подачей вторичного воздуха, поэтому он поступает через штатную воздухоподачу котла или печи. Стоимость этой горелки 92,5 тысячи рублей.

    Гном ST 10 кВт

    Эта горелка является полностью укомплектованным теплогенератором, который за дополнительную плату можно оснастить модулями Wi-Fi или GSM, что обеспечит дистанционный контроль и управление.

    Максимальная мощность именно этой модификации Гном — 55 кВт, однако возможно снижение до уровня 10 кВт без ухудшения работы и повышения сажеобразования. Аппарат оснащен мультитопливной форсункой с автоматической регулировкой всех параметров по выбранному пользователем режиму работы.

    Это устройство также не оснащено подачей вторичного воздуха, поэтому работает с котлами и печами, где предусмотрена воздухоподача в зону горения.

    Теплогенератор защищен от срыва факела и разлива топлива, а также оснащен системой контроля температуры воздуха в помещении и автоматически переключается на дневной/ночной режимы работы, в зависимости от заданных оператором установок.

    Камера подогрева топлива не испускает неприятные запахи. Стоимость этого устройства 55 тысяч рублей, установка блоков Wi-Fi или GSM обойдется еще в 10 тысяч рублей за каждый.

    Берта 5–50 кВт

    Эта горелка является неавтоматической, поэтому плохо подходит для отопления.

    Зато она идеальна там, где необходимо на свежем воздухе или в проветриваемом помещении прогреть или просушить различные материалы.

    Она многотопливная, но максимальная эффективность горения без ручной перенастройки форсунки достигается только на отработке, хотя в качестве топлива подходят любые другие жидкие горючие отходы.

    Воздух и топливо в нее подают через медные трубки, высоту расположения факела регулируют, меняя длину ножек станины. Для работы необходим воздушный компрессор с давлением в 3 атм. Стоимость этого устройства 18 тысяч рублей.

    Олимпия AL-4V

    Эта автоматическая горелка выдает мощность 15–30 кВт, а для работы ей требуется только источник электроэнергии и воздушный компрессор.

    Аппарат оснащен мультитопливной форсункой, однако для перевода на другой вид топлива необходимо перенастраивать ее вручную, для чего желательно пригласить представителя производителя.

    Горелка работает в режиме старт/стоп, управляет ей микроконтроллер, который учитывает:

    • горение и срыв факела;
    • температуру в помещении;
    • температуру теплоносителя.

    Стоимость этого устройства 170 тысяч рублей. Теплогенератор совместим с любыми отопительными приборами, оснащенными каналом подачи воздуха.

    Видео по теме статьи

    Предлагаем посмотреть видео ролик о переделке дизельной горелки на отработку:

    Заключение

    Горелка, использующая в качестве топлива отработанное масло, не только утилизирует такие отходы, но и превращает их в тепловую энергию, которую можно использовать для отопления или каких-либо других нужд.

    Большинство таких аппаратов являются мультитопливными, то есть могут функционировать и на других видах жидких горючих отходов, однако наиболее эффективны на отработке. Чтобы перевести их на другой вид топлива, требуется ручная настройка.

    Большинство производителей предлагают горелки различной комплектации, от форсунки до почти укомплектованного теплогенератора, которому не хватает только воздушного компрессора.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: