Палочки для шашлыка: секреты и советы по использованию

5 секретов вкусного шашлыка

– Покупая готовое замаринованное мясо для шашлыка, вы приобретаете кота в мешке. Оно может оказаться как отличного качества, так и отвратительного. Причём второй вариант встречается чаще, – ответил нам Алексей Курбатов, шеф-повар ресторана «Ромэйн» г. Казани. – Нередко мясо для шашлычных заготовок нарезают неаккуратно, не очищают от жёстких прожилок, не удаляют свисающие шмотки сала и замачивают в таком количестве уксуса, что шашлык получается просто губительным для желудка. Лучше не полениться и самостоятельно купить хорошее мясо, замариновать его и приготовить отличный шашлык.

Секрет 1: выбрать сочное мясо

Баранина. Настоящий шашлык, конечно же, делается из баранины, а ещё лучше – нежной ягнятины. Покупать желательно окорок или рёбрышки. В компанию к барашку надо ещё приобрести кусок курдючного сала – оно сделает шашлык более сочным и слегка подкопчённым: сало будет капать на угли и появится больше ароматного дыма, обволакивающего куски мяса.

Узбекский шашлык из ягнёнка

Ингредиенты:

  • Ягнёнок – 1 кг
  • Курдючное сало – 200 г
  • Паприка – 10 г
  • Кориандр – 10 г
  • Лук репчатый – 100 г
  • Растительное масло – 100 г
  • Соль – 10 г

Как готовить:

  1. Нарежьте баранину на кусочки примерно 2 на 2 см. Курдючное сало – ломтиками толщиной 3 мм.
  2. Репчатый лук измельчите и добавьте в мясо.
  3. Мясо с салом посолите, посыпьте паприкой и кориандром (можно также использовать зиру и чёрный молотый перец).
  4. Залейте мясо со специями растительным маслом, перемешайте руками и оставьте мариноваться 1 час.
  5. Замаринованную ягнятину нанижите на шампуры, чередуя с курдючным жиром. На каждой шпажке должно получиться 4 куска мяса и 3 ломтика сала.
  6. Обжарить ягнятину 10-15 мин. на углях, постоянно переворачивая мясо и не давая ему подгореть.

Говядина, телятина. Если удастся купить мраморную говядину зернового откорма – прекрасно, а вот с жёстким мясом травяного откорма придётся повозиться. На углях нежирную говядину очень легко пересушить, и прожевать такой кусок будет проблематично. Единственный выход – агрессивный маринад с кислотами.

Свинина. Если в семье нет религиозного запрета на это мясо, то свинина – лучший герой шашлыка. Она жирная, и волокна у неё довольно мягкие, поэтому легко жарится на углях и почти всегда получается сочной и нежной. Можно приобрести лопатку, рёбрышки, шейку или окорок.

Курица. Ещё один прекрасный вариант для шашлыка. Курятина имеет мягкие волокна, быстро готовится и получается вкусной и сочной. Для нанизывания на шампуры в виде кусочков лучше покупать самые жирные части – бёдрышки или ножки, а вот грудку приобретать не стоит: она будет очень сухой. Кстати, куриную шкурку повара советуют сохранить – она сделает мясо более сочным, однако постарайтесь таким образом наколоть её на шампур, чтобы она не свисала и не обгорала.

Курица в апельсиновом маринаде

  • Куриные бёдра – 1 кг
  • Апельсиновый сок – 1 стакан
  • Цедра – от половины апельсина
  • Растительное масло – 4 ст. л.
  • Паприка – 1 ст. л.
  • Молотый имбирь – 1 ч. л.
  • Соль, чёрный перец, чили – по вкусу

Как готовить:

  1. Мясо отделить от костей, нарезать на кубики 2 на 2 см.
  2. Смешать апельсиновый сок и специи.
  3. Положить курицу в маринад и подержать в нём не меньше 2 ч.
  4. Нанизать кусочки курицы на шампуры и жарить 10-15 мин., постоянно переворачивая.

Секрет 2: грамотно нарезать на куски

Отрежьте от мясного филе лишние куски сала и уберите плёнку. Потом нарежьте мясо колбасками высотой и шириной примерно 2-3 см и сделайте из них кусочки длиной около 4 см. Лучше резать не под прямым углом, а немного наискосок. Делать большие куски не стоит – не прожарятся, слишком маленькие тоже – пересушатся.

Секрет 3: подержать мясо в маринаде

Самый лучший маринад для качественного мяса – специи, нашинкованный репчатый лук, соль и растительное масло. Перемешайте мясо с этой смесью, хорошенько помните руками, чтобы лук выделил сок, и отправляйте в холодильник хотя бы на пару часов (лучше на ночь, но тогда соль не добавляйте, иначе она вытянет из мяса соки). Баранина любит, когда её приправляют кориандром и зирой, телятину можно сдобрить чили, а курица и свинина обожают паприку, которая дарит шашлыку аппетитный красноватый оттенок.

Если сомневаетесь в нежности купленного мяса, добавьте в маринад кислоту. Но не уксус! Сегодня повара советуют использовать лимонный, апельсиновый или гранатовый соки, киви (он очень сильно размягчает волокна), кисломолочные продукты (кефир, сметана), пиво и сухое белое вино. После ночи в кислом маринаде даже из самой жёсткой говядины получится великолепный шашлык. Можно использовать майонез, главное – помнить о том, что на углях он горит, а значит, перед жаркой надо обтереть куски от маринада. То же самое касается репчатого лука, который находится в рассоле – его на шампур лучше не насаживать, иначе он очень быстро подгорит и испортит шашлык.

Секрет 4: правильно нанизать на шампуры

Шампуры перед использованием надо немного нагреть над углями и смазать растительным маслом. Потом начинайте нанизывать куски мяса таким образом, чтобы длинная часть располагалась вдоль шампура. Старайтесь не прижимать части шашлыка близко друг другу, оставляйте расстояние в 2 мм и каждую палочку нагружайте не больше чем на 5-6 кусков. Широкие части, а также крупные ломтики овощей для прочности можно нанизать сразу на два шампура. Кстати, многие любители шашлыков предпочитают нанизывать на шампуры куски мяса, чередуя их с овощами. Профессионалы так не поступают, ведь помидоры и лук готовятся быстрее баранины или свинины и могут подгореть. Лучше сделать отдельно овощные и мясные комплекты.

Читайте также:
Женские и мужские веники для бани: в чем отличия?

Секрет 5: без ошибок поджарить на углях

Расстояние между мясом и раскалёнными углями должно составлять 10-15 см. Постарайтесь соблюсти это правило. Если шампуры расположить выше, куски мяса высохнут в струях поднимающегося горячего воздуха и аппетитной корочки на них не образуется. Если же мясо окажется совсем рядом с углями, снаружи оно подгорит, а внутри останется сырым, что особенно опасно для свинины и курятины, которые требуют 100% прожарки.

Располагайте шампуры с мясом и овощами на мангале, когда костёр успокоится и языки пламени исчезнут. Если же огонь вспыхнет вновь, потушите его из бутылки, заполненной чистой водой или разбавленной лимонным соком. Чтобы шашлык хорошо прожарился и не подгорел, не отходите от него ни на шаг, регулярно переворачивайте шампуры и хотя бы один раз передвиньте кусочки вдоль стальной спицы. Готовность кусков проверяйте по светлому соку, выделяющемуся в месте прокола шампуром (у сырого он красноватый), и цвету мяса на срезе – он должен быть о­днородным и посветлевшим. Как только убедитесь в том, что блюдо зажарилось и покрылось золотистой корочкой, сразу же подавайте на стол.

Выбор шампуров для шашлыка: основные моменты

Шампуры являются основой, на которой готовится мясо на открытом огне. От их выбора зависит многое в процессе приготовления мяса, поэтому перед покупкой стоит внимательно изучить их виды. Поговорим о том, какие шампуры лучше всего использовать для шашлыка.

  1. Что влияет на вкус шашлыка
  2. Материалы шампуров для шашлыка
  3. Деревянные шампуры для шашлыка
  4. Бамбуковые шампуры для шашлыка
  5. Металлические шампуры для шашлыка
  6. Плоские шампуры для шашлыка
  7. Кованые шампуры для шашлыка
  8. Шампур с деревянной ручкой
  9. Стандартные размеры и виды шампуров для шашлыка для мангала
  10. Прямой шампур
  11. Угловой шампур
  12. Как выбрать шампуры для мангала
  13. Место использования и количество людей
  14. Продукты
  15. Вид жаровни
  16. Как хранить

Что влияет на вкус шашлыка

На вкус шашлыка, конечно же, влияет качество мяса и правильный маринад. Тем не менее на этом всё не заканчивается: шампуры тоже играют большую роль в приготовлении вкусного шашлыка. Важно подобрать такие, на которых мясо будет сидеть плотно, не скатываясь и не переворачиваясь самостоятельно. Это позволит мясу лучше прожариться.

Материалы шампуров для шашлыка

Существует множество видов шампуров для шашлыка, которые имеют свои плюсы и минусы. Для выбора лучших рассмотрим все варианты.

Деревянные шампуры для шашлыка

Деревянные шампуры – заострённые с одного конца палочки для жарки мяса. Такие шампуры используются один раз, после чего выкидываются. Важным плюсом является то, что при жарке шашлыка палочки не нагреваются, что не позволяет обжечься. У такого вида есть и минус: деревянные шампуры могут загореться, если их предварительно не вымачивать в течение 30-40 минут в воде.

Бамбуковые шампуры для шашлыка

Такие шампуры используются для приготовления небольших кусков мяса. Имеют низкую стоимость, поэтому использовать их не только удобно, но и выгодно. Бамбуковые шампуры также являются одноразовыми.

Металлические шампуры для шашлыка

Металлические шампуры являются наиболее распространённым видом шампуров. Они прочные и выдерживают достаточно высокие нагрузки. Такие шампуры имеют острый конец, что позволяет быстрее и удобнее нанизывать мясо. Минусом металлических шампуров является то, что при долгом нахождении на открытом огне они нагреваются, что повышает риск обжечь пальцы при готовке.

Плоские шампуры для шашлыка

Этот вид шампуров также имеет большую популярность среди кулинаров. Мясо легко нанизывается, но обжаривается только с двух сторон. Из-за такого нюанса мясо требует больше времени для полной прожарки.

Кованые шампуры для шашлыка

Кованые шампуры похожи по виду на металлические, но всё же служат дольше и отличаются еще большей плотностью. Мясо на таких шампурах получается достаточно прожаренным и вкусным. Тем не менее кованые шампуры стоят дороже остальных.

Шампур с деревянной ручкой

Такие шампуры очень удобны в использовании и имеют красивый внешний вид. Если изделие выполнено качественно, шампуры с деревянной ручкой прослужат владельцу долгое время. Использовать данный вид шампуров безопасно, потому что ручка не нагревается при взаимодействии с огнём.

Стандартные размеры и виды шампуров для шашлыка для мангала

Несмотря на то, что данные кухонные принадлежности могут быть разными, чаще всего длина шампура для шашлыка стандартная.

Стандартными размерами для шампуров является толщина не более 2-3 мм и длина от 30 см. Ширину шампура для мангала тоже стоит выбирать внимательно: хороший шампур должен перекрывать мангал на 20-30 сантиметров, чтобы им было легче управлять. Правильный шампур будет удобен в использовании и прочно закрепит мясо.

Существует два вида шампуров: прямой и угловой.

Прямой шампур

Прямым шампуром называют металлическую полосу без каких-либо закруглений или сгибов, на которую нанизывается мясо.

Угловой шампур

Угловым шампуром считается металлическая полоса для жарки мяса, согнутая вдоль. Такие шампуры удобны в использовании: за счёт их формы мясо любой твёрдости и жёсткости может быть запросто нанизано на них.

Как выбрать шампуры для мангала

Подбирая всё необходимое для приготовления мяса, кулинары часто не знают, каким должен быть правильный шампур для шашлыка. Перед выбором шампуров стоит учесть следующие пункты:

  • место использования шампуров и количество людей;
  • какие продукты будут на них нанизаны;
  • вид жаровни.

Место использования и количество людей

Если шашлык нужно приготовить для небольшой группы людей на пикнике, к примеру, то для такого случая отлично подойдут небольшие одноразовые шпажки. Если же шашлык готовится на постоянной основе для семьи на даче, то лучше приобрести стандартные металлические шампуры.

Читайте также:
Роликовый гриль для жарки сосисок для хот-догов

Продукты

На самом деле, на стандартных шампурах можно жарить любые блюда, но для собственного удобства можно приобрести специальные виды для определённых продуктов. Морепродукты, к примеру, удобнее обжаривать на небольших шампурах-палочках.

Вид жаровни

Если для жарки мяса используется мангал с опорой в двух точках, то лучше купить шампуры длиннее. Чтобы пожарить очень крупные куски, используется несколько шампуров, расположенных вдоль мангала.

При использовании гриля или изделия для барбекю лучше приобрести небольшие шампуры. Некрупный размер позволит разместить на решётках большее количество мяса. Стандартными шпажками для такого вида жарочной поверхности являются шампуры размером 20-30 см.

Как хранить

От правильного хранения шампуров для шашлыка зависит их долговечность и прочность. Для хранения существуют специальные кейсы, тубусы и подставки.

Использовать стойки или тубусы удобно, потому как шампуры всегда будут под рукой.

Если же шампуры используются не так часто, лучше всего подобрать для них коробку или специальный чехол. Такой способ хранения позволит постоянно держать шпажки вместе, не позволяя им растеряться. Также хранить шампуры в отдельном месте удобно и безопасно.

Правильный выбор шампуров позволяет сделать процесс приготовления мяса удобным, а сам шашлык прожаренным и вкусным.

Как держать палочки для еды правильно

В Восточной Азии употребление пищи с помощью специальных палочек такое же обычное дело, как в Европе и Америке — есть вилками или ложками. В мире примерно треть населения пользуется палочками, треть — вилками, а остальные едят руками. Растет популярность восточной кухни и ресторанов в других частях света, особенно после того, как японская кухня была внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Увеличивается поток туристов в Японию, Китай и другие азиатские страны. Чтобы сполна насладиться традиционными блюдами, не выглядеть невеждами в восточных ресторанах — стоит заранее поучиться, как держать палочки.

Палочки для еды — культурная традиция Востока

Пользоваться палочками при еде — прадавний обычай в Японии, Китае, а также в Корее и Вьетнаме. Традиция есть палочками идет еще от древних цивилизаций, ей около трех тысячелетий. Сами предметы и характерные особенности их использования у этих народов разные.

Традиционно палочки делают из таких сортов дерева: чаще из бамбука, реже из кипариса или сандалового дерева. Иногда это изделия из кости или металла. В Китае при дворе императора пользовались серебряными приборами — верили, что они обезвреживают яды. В Корее традиции отличаются от других стран, здесь более распространены металлические палочки — латунные или стальные.

Палочки для суши и других блюд существуют разной формы и размеров. Обычно длина их от 19 до 30 см, в верхней части они толще, внизу заканчиваются разной формы острием, которым и берут еду. Это могут быть как простые повседневные предметы, так и очень искусно изготовленные, украшенные резными узорами, покрытые лаком, с перламутровой инкрустацией.

В Японии палочками сначала пользовались только аристократы, позже они стали обыденным предметом для всех. Рассматривают их и как священные символы, приносящие удачу и долгие годы жизни. Красивые палочки в футляре или чехле — удачный подарок на многие праздники, даже на свадьбу — молодоженам желают жить в единении и неразлучно, как пара палочек.

Ассортимент этих предметов очень разнообразен. Для супружеской пары есть комплекты в одном стиле, но разные по величине. Семейные наборы включают в себя маленькие детские палочки. В ресторанах обычно пользуются одноразовыми приборами в бумажных чехлах. Стали популярными индивидуальные складные палочки в специальных футлярах, которые удобно носить с собой.

Как правильно держать палочки для еды

Навыки использования палочек несложные, особенно легко их усваивают в детстве — маленьких японцев уже после года учат, как держать бамбуковые палочки. Принцип такой: еду захватывают двумя палочками, одна закреплена неподвижно, а другой манипулируют. Успешность манипуляций зависит от устойчивости нижней палочки. Важно с самого начала освоить правильную технику, как держать палочки для еды:

  • Сначала занимает свое место нижняя опорная палочка. Для этого два пальца — мизинец и безымянный — соединяются. Утолщенный край палочки размещают около основания большого пальца, зажимая между ним и кистью. При этом треть или четверть длины изделия выходит за ладонь. Тонкая часть опирается на безымянный палец, примерно около ногтя.
  • Вторая подвижная палочка удерживается средним и указательным пальцами, придерживается большим — очень похоже на то, как держат ручку или карандаш. Сгибая эти пальцы, палочкой захватывают и прижимают к нижней кусочки пищи.

Фото: pxhere.com: UGC

Главная рекомендация при пользовании этими приборами — руку держать свободно, без усилий и напряжения. А достичь этого можно тренировками — правильно расположив палочки, учитесь захватывать орешки, горошины и другие мелкие предметы.

Освоив технику, как держать китайские палочки, можно уверенно чувствовать себя в туристической поездке на Восток или при посещении любого ресторана восточной кухни. А они распространяются стремительно, особенно популярными стали в них такие блюда, как суши и роллы. Поэтому полезно усвоить, как держать палочки для суши, а заодно узнать, каких ошибок следует избегать.

Так, палочки сначала разламывают на две, рекомендуют их даже потереть между ладонями, а потом закрепить в руке по всем правилам. Ими можно смешивать соус, брать васаби, но разламывать суши считается ошибкой. Их берут палочками целиком, обмакивают в соевый соус той стороной, где находится рыба или другие морские продукты. Попутно полезно помнить еще об одной ошибке — соуса не следует наливать много, а обмакивать в него суши краешком. Важно не только знать, как пользоваться палочками для суши , но усвоить и особые правила приема этого блюда.

Читайте также:
Защита от ливней ветрогенераторными фермами

Как пользоваться палочками: основные правила этикета

Палочки для приема пищи — часть давней культуры, поэтому их использование приобрело множество ограничений, разных в восточных странах. Сложились и всеобщие правила пользования этими приборами:

  • Их единственное предназначение — взять еду и положить ее в рот. Другие считаются нарушением этикета: нельзя постукивать палочками по тарелке, призывая официанта, водить ими по тарелке, скатерти.
  • Нельзя копаться в блюде, кусок присматривают заранее. Если до него уже дотронулся палочкой — надо обязательно брать.
  • Даже если кажется, что сложно будет взять кусочек еды палочками, то и в таком случае нельзя его накалывать, как вилкой.
  • Нельзя трясти палочками горячие кусочки еды, чтобы остудить их.
  • Палочки облизывать неприлично, как и просто держать их во рту.
  • При разговоре руками с палочками не размахивают, тем более не указывают ими что-то.
  • Нельзя передвигать предметы на столе палочками, делают это только руками.
  • Втыкать приборы в еду — совершенно неприемлемо в восточной культуре. Это напоминает присутствующим ритуальный обряд с ароматными палочками.

Фото: pexels.com: UGC

Кроме этих общих правил пользования, в отдельных странах существуют особые условности. В Японии придерживаются таких:

  • Палочки нельзя зажимать в кулаке — это выглядит угрожающе.
  • Нельзя палочками передавать что-то за столом друг другу — это табу, потому что напоминает национальный погребальный ритуал.
  • Закончив трапезу, палочки кладут на стол или на специальную подставку. Этот предмет сервировки присущ только японскому столу.

В Китае сложились свои застольные традиции. Блюда европейской кухни едят здесь вилками и ложками, но национальные едят палочками, соблюдая свои правила:

  • Рука с приборами всегда направлена ладонью вниз, повернуть ее вверх считается некультурным жестом.
  • Рис в отдельной миске удобнее поднести ближе ко рту и есть палочками, а если он на общем блюде — берут ложками или вилками.
  • За столом принято передавать еду палочками, если кому-то неудобно ее взять. Это даже общепринятый уважительным знак в отношении старших.
  • Заканчивая трапезу, приборы кладут поперек тарелки, направляя влево — это одновременно и знак, что человек сыт, добавка не требуется.

Освоив такие несложные правила, можно избежать неловких ситуаций, употребляя блюда восточной кухни.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Яблоки как биотопливо, «зеленые» похороны и батарея на крыше. Как Швеция задает всему миру экологические стандарты

The Insider

Пока в России гражданам приходится бороться против строительства новых мусорных полигонов, Швеция переходит на экологически безвредные похороны и использует в качестве биотоплива гнилые фрукты. Скандинавская страна стабильно держится в топе самых экологичных государств мира: в основном за счет сознательности граждан, для которых экологичность — не модное веяние, а образ жизни, прививаемый с детства. Журналист и писатель Ирина Меркина, много лет прожившая в Швеции, рассказывает, какие экопривычки священны для жителей страны — даже в ущерб удобной жизни.

Шведскую авиационную отрасль лихорадит уже два года — с тех пор как в апреле 2018-го правительство ввело так называемый «налог на вылет». Его цель — компенсировать вред, который авиация наносит атмосфере. В зависимости от протяженности рейса, каждый вылетающий из шведского аэропорта должен заплатить от 60 до 400 шведских крон (примерно 6–40 евро). Вроде бы приемлемая сумма, но представьте, что вы летите всей семьей отдыхать в Таиланд или навестить родных в Калифорнии. А внутри страны приходится платить дважды — за дорогу туда и обратно.

В результате число полетов внутренней авиации в стране сократилось почти на 9%, ряд местных авиаперевозчиков обанкротился, крупнейший аэропорт Стокгольм-Арланда лишился 11 прямых трансконтинентальных линий, а некоторые региональные аэропорты находятся под угрозой закрытия. Недавно компания Ryanair выставила шведским властям ультиматум: она уйдет из аэропорта Стокгольм-Скавста, если налог будет повышен.

Именно это собирается сделать шведское правительство — увеличить налог на вылет на 19%, хотя эксперты и руководители авиационной сферы доказывают, что такая мера принесет климату больше вреда, чем пользы. Оказавшиеся на грани банкротства компании не смогут разрабатывать экологичные виды топлива, по которым Швеция до сих пор занимала одно из первых мест в мире. К тому же люди все равно путешествуют — не воздушным путем, так другими, и неизвестно, от чего больше вреда: от одного самолета, в котором летят сто человек, или от 50 машин, на которых эти люди поедут.

Но все эти аргументы вряд ли помешают росту налога, как не помешали они его введению два года назад. Любые шаги, направленные на защиту окружающей среды, получают поддержку шведского общества, независимо от их эффективности и пользы. Что ни делается для климата, все к лучшему — таков негласный консенсус в стране, и мнение экспертов и ученых здесь почти не учитывается.

К примеру, налог на вылет заранее одобрили около 70% шведов. Мало того — возникли массовые кампании «Остаемся на земле» и «Год без полетов»: люди отказывались пользоваться самолетами. Известные личности через СМИ и соцсети объявляли бойкот воздушным перевозкам и «развлекательным путешествиям». Те, кому приходилось летать в силу необходимости, публично оправдывались перед единомышленниками. Это может показаться комичным, если не понимать, что экология для шведов — своего рода религия; шуткам и сомнениям здесь нет места.

Читайте также:
Камни для бани: особенности, секреты и советы для выбора

Экология для шведов — своего рода религия, шуткам и сомнениям здесь нет места

Повышение налога на вылет — инициатива партии «зеленых», которые внесли этот пункт в свою программу перед очередными выборами. Трудно представить, как обещание увеличить налоги может работать на рейтинг партии, но «зеленые» знали своего избирателя. Сейчас министр экологии Изабелла Лёвин планирует запретить использование в сельском хозяйстве глифосата — одного из самых распространенных в мире гербицидов. В Швеции он применяется наиболее безопасным способом, а его запрет, по оценке Совета по сельскому хозяйству, приведет к потерям в 425–790 млн шведских крон. Это станет еще одним ударом по шведскому земледелию, которое и без того нельзя назвать прибыльным.

«Правительство хочет запретить средство защиты растений не потому, что оно оказалось опасным, а потому что идет на поводу у скандальных активистов, которые понятия не имеют о сельском хозяйстве», — сетует журналистка газеты «Смоландспостен» Эстер Хедин. К сожалению, именно эти активисты часто задают тон в вопросах климата, а потому от глифосата фермерам, скорее всего, придется отказаться.

Но шведская политика в сфере экологии — это не только запреты и популизм. Недаром эта страна считается одной из самых чистых в мире. И главный фактор здесь — высокая сознательность населения. Так что, если вы увидите человека, подбирающего на обочине окурки, это, скорее всего, не бомж, а ответственный гражданин.

О том, как шведы обращаются с отходами, писали уже не раз. И все же надо пожить в Швеции, желательно в провинции, чтобы понять, какое это священнодействие — сортировка мусора, отмывание консервных банок и коробочек из-под йогурта, прежде чем они отправятся в правильные пакеты и ящики. Стоит посмотреть, как жители Стокгольмского архипелага — одного из самых дорогих районов Швеции — грузят на свои яхты и катера мешки с бытовыми отходами, чтобы отвезти их на материк, на мусорную станцию.

Сортировать мусор шведов учат с раннего детства, и это такая же жизненно важная привычка, как мытье рук и чистка зубов. Реальный случай: шведская девушка переехала в другую европейскую страну и обнаружила, что в ее многоквартирном доме нет «коричневого ящика», куда обычно выбрасывают пищевые отходы. В панике она написала в экспатское сообщество с просьбой откликнуться тех, у кого есть такой ящик или яма с компостом, чтобы она могла привозить этим добрым людям свой пищевой мусор. И это не поза — шведы действительно так воспитаны, что отказаться от сортировки мусора для них труднее, чем перестать здороваться.

Плата за вывоз мусора составляет немалую долю в коммунальных счетах. Владельцы частных домов арендуют у местных советов мусорные баки (обычно два — один для пищевых отходов, один для общего мусора). Эти баки регулярно опустошает окрашенная в яркие цвета мусорная машина, полностью автоматизированная: водитель, сидя в кабине, лишь нажимает кнопочки, а ловкие рычаги подхватывают бак и вываливают его содержимое в нужный отсек. Кроме этого, в отведенных местах стоят отдельные контейнеры для бумаги, стекла (цветного и белого), пластика, металла. А еще есть большие, работающие по сложному расписанию станции, куда привозят срезанные в садах ветки, скошенную траву, неисправные электроприборы, использованные батарейки, крупногабаритные вещи.

Впрочем, сортировкой мусора занимаются многие страны. В Швейцарии, например, относятся к этому еще более ревностно — там есть даже мусорная полиция. Но Швеция, безусловно, впереди планеты всей по переработке отходов. Достаточно сказать, что своего мусора для всех нужд не хватает, и его закупают в Норвегии. Норвежские переработчики негодуют, но ничего поделать не могут: шведы платят больше.

Обычно мусор используется для отопления и биотоплива. Почти везде автобусы ездят исключительно на биогазе. Компания по утилизации мусора Vafab Miljö в провинции Вестманланд каждое лето открывает пункты приема подгнивших и червивых фруктов, падалицы и других отходов садового хозяйства для производства биогаза. Оказывается, на одном килограмме гнилых яблок можно доехать до соседнего города. На строительных выставках демонстрируют дома, где мусор выбрасывается в буквальном смысле слова в печь — в систему сжигания и отопления, так что дом отапливается целиком за счет своих мусорных ресурсов. Кое-где люди уже живут в таких зданиях, хотя скептики говорят, что эта система слишком дорогая и совсем не безвредная с точки зрения экологии.

Оказывается, на килограмме гнилых яблок можно доехать до соседнего города

Всего 0,7% домашних отходов в Швеции утилизуется путем захоронений на полигонах. По Евросоюзу этот показатель составляет 34%. По доле возобновляемой энергии (почти 55%) Швеция тоже обгоняет другие страны ЕС. В основном это гидроэнергия и биотопливо, но в последние годы набирают популярность солнечные батареи — как среди поставщиков электричества, так и в частном секторе. Несмотря на довольно высокую стоимость, домовладельцы охотно устанавливают эти батареи на крышах и участках. Это позволяет не только перейти на самоокупаемость электроэнергии, но и продавать ее излишки электрическим компаниям. Верно, что зимой и осенью в Швеции месяцами не бывает солнца, зато летом, в белые ночи, оно светит почти 20 часов в сутки. В ясную погоду, конечно.

У всех на слуху стокгольмский район Хаммарбю — бывшая промышленная зона, превращенная в высокоэкологичный жилой массив с нулевым выбросом углерода. По тому же принципу (и тоже на месте промышленной зоны) построен район Вэстра Хамнен в Мальмё — там используют систему аккумулирования тепловой энергии. Нагретая летним солнцем вода отапливает здания в холодное время, а потом охлаждает в жару.

Читайте также:
Ароматизаторы для бани: секреты и советы по выбору

Район Хаммарбю

Менее известны природные парки Рюннигевикен и Осет в городе Эребру, разбитые вместо городской свалки. В конце XIX — начале XX века свалку ликвидировали и завезли сюда почву вместе с семенами растений и насекомыми. Сегодня это райский уголок с фантастическими лесными, луговыми и болотными ландшафтами и огромным количеством птиц, гнездящихся по берегам озера Хьялмарен.

Экологическая сознательность в Швеции порой выходит за рамки земной жизни. Согласно опросу, проведенному по заказу похоронного агентства Fonus, 7 из 10 шведских граждан готовы выбрать вид захоронения, который не повредит окружающей среде. Этот способ перехода в мир иной существует: для него используются саваны из органического хлопка, экологически чистые гробы, развеивание пепла вместо хранения его в урне, местного производства цветы и продукты для поминок, погребальный транспорт на биотопливе. Запросов на «зеленые» похороны в Швеции становится все больше, хотя клиентам они обходятся значительно дороже — но и тут шведы готовы платить.

Несмотря на знаменитый шведский индивидуализм, здесь очень популярен так называемый «ко-окнинг» — совместные поездки соседей или сослуживцев: ведь одна машина принесет природе меньше вреда, чем две. Свой вклад в охрану природы вносит и королевская семья. Так, шведский монарх призвал своих подданных следовать его примеру и не принимать ванну, чтобы экономить воду.

Неудивительно, что Грета Тунберг появилась в стране, где социальную ответственность дети впитывают с молоком матери. Свою роль тут играет и протестантская этика («Делай что должно и будь что будет, но сначала все-таки делай), и шведская история с географией. Географию особенно важно учитывать, поскольку большая часть страны представляет собой леса и горы, среди которых раскиданы редкие города и многочисленные деревушки, фермы и отдельные дома. Большинство шведов живут среди природы, и, конечно, мысль о ее сохранении для них вполне естественна.

С историей тоже все довольно ясно. Уже двести с лишним лет Швеция не воюет, что часто давалось ей с большим трудом. Во время Второй мировой войны шведы приложили невероятные усилия, чтобы сохранить нейтралитет, и не всегда вели себя красиво, особенно с точки зрения оккупированных соседей — Дании и Норвегии. Тщательно скрываемые комплексы, вынесенные из прошлого, сегодня заставляют шведов быть нравственным маяком для всего мира. Не раз и не два они пытались учить народы миролюбию и гуманизму методом «делай как мы», но особого успеха не добились. Народы не хотят учиться на примере Швеции, они предпочитают учиться на своих ошибках.

Можно понять, почему шведы порой впадают в отчаяние, наблюдая, как все катится не туда. Грета и есть живой сгусток такого отчаяния и пламенной веры в свою спасательную миссию. Как ни относись к ее деятельности, за ее спиной стоит страна, которая, хоть и бежит впереди паровоза в деле защиты окружающей среды, но все же показывает нам направление.

Впрочем, порой Швеция убегает так далеко, что мировому паровозу за ней не угнаться. Держитесь крепче: оказывается, не все экологическое полезно для планеты. Ученые из Технического университета Чалмерса в Гётеборге установили, что органические продукты, столь популярные в западном мире, наносят природе больше вреда, чем выращенные с искусственными удобрениями. Их урожай заведомо ниже, поэтому приходится использовать больше земли и вырубать леса, что приводит к дополнительным выбросам углекислого газа. Например, органическая пшеница вызывает на 70% больше выбросов, чем обычная. То же самое с животноводством, где используют органические корма, и с биотопливом. Что делать? Производить безопасные удобрения из воздушного азота и возобновляемой электроэнергии, отвечают шведы. Они ведь умеют не только обозначать проблемы (прогуливать школу, проводить митинги, выступать в ООН), но и находить решения. Этому нам всем стоит у них поучиться.

Села батарейка: что происходит на рынке сохранения энергии

В традиционной энергетике (ТЭС, АЭС, ГЭС) самой важной составляющей систем была турбина, которая преобразовывала энергию источника в механическую для ее дальнейшего применения. Однако при развитии возобновляемых ветряной и солнечной энергетики на первый план выходят накопители энергии, которые позволят эффективно сохранять полученную энергию. Автомобили будущего тоже не смогут обходиться без эффективных батарей.

Типы энергетических систем

Для захвата энергии, ее сохранения и дальнейшего использования доступны разнообразные технологии. Самыми распространенными считаются системы аккумулирования электрической и тепловой энергии. Такие системы бывают нескольких типов:

  • Электрооборудование

Наибольший темп роста хранения энергии за последнее десятилетие пришелся на электрические системы, такие как батареи и конденсаторы. Конденсаторы — это устройства, которые хранят электрическую энергию в виде заряда, накопленного на металлических пластинах. Когда конденсатор подключен к источнику питания, он накапливает энергию, а при отключении от источника высвобождает ее. Батарея же для хранения энергии использует электрохимические процессы. Конденсаторы могут высвобождать накопленную энергию с гораздо большей скоростью, чем батареи, поскольку для химических процессов требуется больше времени.

  • Механические

В системах хранения механической энергии используются базовые идеи физики, которые преобразуют электрическую энергию в кинетическую для хранения и затем преобразуют ее обратно в электрическую для потребления. Такие системы представляют собой большие гидроаккумулирующие плотины, механические маховики и накопители сжатого воздуха.

  • Тепловые

Накопление тепловой энергии позволяет хранить ее и использовать позже, чтобы сбалансировать потребность в энергии между дневным и ночным временем или при смене сезонов. Чаще всего это резервуары с горячей или холодной водой, либо расплавленными солями, ледяные хранилища и криогенная техника.

  • Химические

Используются обычно при хранении водорода. В них электрическая энергия применяется для выделения водорода из воды посредством электролиза. Затем газ сжимается и хранится для будущего использования в генераторах, работающих на водороде, или в топливных элементах. Этот метод является достаточно энергозатратным. Для конечного использования сохраняется всего 25% энергии.

Читайте также:
Отопление в Исландии: интересные особенности

В разных сферах промышленности и технологий используются различные типы аккумуляторов с отличающимся химических составом. Литий-кобальтовые батареи, более легкие и с высоким напряжением для быстрой зарядки, применяются в смартфонах и прочей бытовой технике. Более выносливые и габаритные литий-титанатные батареи устанавливают в общественном транспорте, в частности, в электробусах. На электростанциях используют малоемкие, но пожаробезопасные литий-фосфатные ячейки.

30-летняя технология

Самыми популярными аккумуляторами энергии по-прежнему остаются литий-ионные. В 2021 году исполнилось 30 лет с момента выхода в продажу первых таких аккумуляторов Sony.

Первые прототипы литий-ионных батарей появились еще в 1980-е годы. Тогда физик Джон Гуденаф предложил использовать в батарейках кобальтат лития. В 2019 году он получил за свою идею нобелевскую премию.

В 2000-х годах с ростом производства электромобилей спрос на батареи резко вырос. Тогда в аккумуляторах начали применять железофосфат, который обеспечивает меньшую емкость, но может работать на более высоких токах и не выделяет кислород при высокой температуре. Все это делает аккумуляторы более безопасными, но не решает всех их проблем.

В чем минусы литий-ионных аккумуляторов

  • Высокая пожароопасность

При перегреве батарея может взорваться. Для этого достаточно повреждения ее оболочки. Так произошло со смартфонами серии Samsung Galaxy Note 7, в которых из-за тесноты корпуса оболочка аккумулятора со временем перетиралась, внутрь попадал кислород, и устройство загоралось. Именно это побудило авиакомпании требовать перевозить литий-ионные батареи только в ручной клади.

  • Чувствительность к температурам

Охлаждение и перегрев сильно влияют на параметры аккумулятора. Идеальной считается температура среды +20 °C. При любых отклонениях батарея отдает устройству меньший заряд.

  • Саморазряд

В литий-ионных батареях невозможно хранить энергию годами. Литий-ионные ячейки в неактивном состоянии теряют по 3-5% заряда в месяц, то есть, треть заряда в год.

  • Старение

Литий-ионные батареи в неактивном состоянии подвержены старению. Их рекомендуют хранить заряженными до половины емкости.

Эксперименты в отрасли

Химические источники тока основаны на окислительно-восстановительной реакции между элементами. Литий идеально подходит для этой роли: он обеспечивает оптимальное сочетание напряжения, нагрузки тока и энергетической плотности.

Самыми востребованными являются литий-кобальтовые батареи для потребительской мобильной техники. Они имеют напряжение 3,6 В при сохранении высокой энергоемкости, чего достаточно для зарядки смартфонов. Другие виды литиевых батарей имеют меньшее напряжение, и запитать от них современный смартфон невозможно. Если же пытаться объединить батареи в ячейки, чтобы сделать их более мощными, то вырастут габариты.

Производители уже неоднократно пытались представить разработки-альтернативы литий-ионным батареям в смартфонах.

Так, в 2007 году американский стартап Leyden Energy решил использовать новый электролит и кремниевый катод для литий-ионных батареек. Это позволило увеличить устойчивость аккумуляторов к высоким температурам до 300 °C. Но компании так и не удалось создать аккумулятор со стабильными характеристиками — показатели энергоемкости и устойчивости менялись от экземпляра к экземпляру.

Стартап SolidEnergy, в который инвестировала GM, разрабатывает перезаряжаемые литий-металлические батареи. Они обладают удвоенной энергоемкостью по сравнению с литий-кобальтовыми. Но главной проблемой литий-металлических аккумуляторов остается безопасность. Поскольку в их состав входит чистый металлический литий, он действует активнее, чем ионы лития, а это повышает риск возгорания. Компания разработала специальный электролит, снижающий эту опасность. Но в смартфонах и бытовой электронике таких батарей мы пока не увидим.

Toyota работала над серно-магниевыми батареями. Но оказалось, что их невозможно использовать более 50 циклов, так как емкость этих аккумуляторов после этого падает вдвое. Тогда в состав батареи внедрили литий-ионную добавку и довели срок ее службы до 110 циклов. Работы над аккумулятором продолжаются, и пока неясно, получится ли внедрить его в производство.

Компании, которые стремятся предложить аналог литий-ионных батарей, сталкиваются с трудностями.

Главная проблема при создании новых технологий хранения энергии заключается в том, что при улучшении какого-то одного параметра ухудшаются остальные.

Кроме того, крупные компании больше заинтересованы в производстве литий-ионных аккумуляторов, которые отвечают потребностям их продукции. Lux Research сообщала, что вложила в исследование хранения энергии около $4 млрд, а стартапам, создающим «технологии нового поколения», в среднем, досталось по $40 млн. Tesla вложила около $5 млрд в Gigafactory, занимающуюся литий-ионным производством. А США намерены дополнительно субсидировать такое производство, чтобы стать более независимой от внешних рынков страной.

Проблемы рынка

В 2021 году цена кобальта выросла на 40% из-за роста спроса со стороны производителей электромобилей. Основные месторождения кобальта находятся в Демократической Республике Конго. Однако в стране постоянно возникают перебои в цепочках поставок, а также зафиксированы случаи использования детского труда, что оттолкнуло многие компании.

По данным Fastmarkets, цены на самый дорогой в мире металл для производства аккумуляторов в марте 2021 года выросли до $42 за 1 кг. Аналитики предрекают, что к концу 2021 года они достигнут $57, а в 2024 году составят уже $80.

Международное энергетическое агентство отмечает, что в 2020 году продажи электромобилей подскочили на 40%, а в первом квартале 2021 года они выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Эндрю Миллер, директор по продуктам Benchmark Mineral Intelligence, говорит, что рынок пока наблюдает рост цен на кобальт, но к концу 2021 года может столкнуться с реальным дефицитом предложения.

Существует еще одна проблема, связанная с пандемией коронавируса и ее последствиями. В связи с сохраняющимся дефицитом чипов на глобальном рынке их также недополучают производители электромобилей.

Читайте также:
Какой камин можно привезти на дачу с собой?

Крупнейшие мировые автопроизводители признали дефицит микрочипов в начале 2021 года. Nissan, Honda и Ford были вынуждены сократить объемы выпускаемых автомобилей и закрыть некоторые свои заводы. Hyundai Motor был вынужден приостановить сборку автомобилей в Южной Корее. Позднее, в апреле, Ford и General Motors начали выпускать электромобили в некомплектном состоянии. Производители пообещали, что добавят нужную электронику в свои авто, когда появится такая возможность.

Гендиректор Tesla Илон Маск связал рост цен в цепочках поставок с удорожанием стоимости электромобилей Model 3 и Model Y. Однако, по его мнению, дефицит микрочипов продлится недолго.

Пути решения

Автоконцерн General Motors в сотрудничестве с SolidEnergy Systems организовал прроизводство аккумуляторов Ultium для своих электромобилей. Они будут включать жидкий электролит, аноды на базе графита и катоды с комбинацией никеля, кобальта, марганца и алюминия. Это снизит потребность в дефицитных металлах, а также позволит удвоить плотность хранения заряда в аккумуляторах без ущерба для безопасности. Цена аккумуляторов при этом опустится на 50‒60%, их масса сократится. GM рассчитывает снизить стоимость хранения 1 кВт‧ч электроэнергии с $150 до $100 к 2025 году.

В Китае появляется все больше электромобилей на альтернативных литий-железо-фосфатных аккумуляторах. Они дешевле и менее токсичные, однако имеют меньшую емкость. Их используют Tesla Model 3, китайский автопроизводитель BYD, а скоро начнет внедрять Volkswagen. Но пока на ЛЖФ-аккумуляторы приходится всего 14% рынка, а к 2030 году этот показатель составит от 15% до 20%.

Tesla и Volkswagen также обещают в ближайшие годы сократить использование кобальта. В 2020 году Илон Маск провел специальную онлайн-презентацию под названием Tesla Battery Day, в ходе которой он заявил, что в течение трех лет Tesla наладит серийное производство нового поколения аккумуляторов, которые будут существенно мощнее и долговечнее нынешних, а обойдутся вдвое дешевле (примерно в $25 000).

Новая аккумуляторная батарея Tesla 4680 имеет в шесть раз большую мощность, чем предшественники, и в пять раз большую энергоемкость. При этом ее размер составляет всего 46х80 мм. Tesla решила проблему терморегулирования, создав конструкцию цилиндрической формы, и внедрила новые технологии, чтобы сократить путь прохождения энергии внутри конструкции.

Успешный гибрид

Пока ведутся разработки альтернатив литий-ионным аккумуляторам, компании ищут пути более эффективного сохранения энергии. Успешным вариантом использования усовершенствованных литий-ионных батарей стало их встраивание в гибридные энергетические системы.

В промышленной энергетике такие системы получили развитие в 2020-е годы. Они позволяют объединить преимущества нескольких способов аккумулирования и сохранения энергии. Одним из ярких примеров являются аккумуляторные станции Tesla.

Первую такую станцию построила Tesla в Южной Австралии в 2017 году. Строительство заняло всего три месяца. Компания обещала, что при превышении этого срока страна получит батарею бесплатно.

Hornsdale Power Reserve построена на промышленных литий-ионных аккумуляторах Tesla Powerpack и инверторах, произведенных на Gigafactory. Она имеет мощность 100 МВт и может обеспечивать электричеством более 30 тыс. домохозяйств. Станция обеспечила снижение расходов на эксплуатацию сети региона примерно на 90%. За первые дни ее работы расходы на обслуживание сети снизились на $1 млн.

Южная Австралия получает энергию преимущественно из солнечных батарей и ветрогенераторов. Но иногда необходимо задействовать газогенераторы, подключенные к паровым турбинам, и вырабатывать недостающую часть энергии.

Аккумуляторная батарея Tesla накапливает энергию, когда она подается в сеть региона в избытке, а потом отдает ее обратно, когда возникает дефицит. Таким образом, потребность в газогенераторах отпадает.

Кроме того, батарея реагирует на перепады в электросети. Когда произошло внезапное отключение угольной электростанции Loy Yang A 3, станция Tesla среагировала на 4 секунды быстрее, чем резервный генератор частотного контроля и вспомогательных услуг (FCAS) в Квинсленде.

По расчетам чиновников, емкость батареи составляет около 2% от условной емкости всей сети, однако это дает 55% экономии на эксплуатационных расходах.

У системы есть и минусы. Станция включается всего на несколько минут, поэтому неизвестно, сколько циклов заряда выдержат ее батареи, прежде чем их придется заменить.

Тем не менее, в Австралии уже запланировано строительство подобных аккумуляторных систем в Южной Австралии, на Северной территории, в Квинсленде и Новом Южном Уэльсе.

Теперь Tesla собирается подключить гигантскую батарею к электросети Техаса. Компания строит станцию хранения энергии мощностью более 100 МВт в техасском Англтоне.

Батарея сможет обеспечивать энергией около 20 тыс. домов. Детали конструкции пока не разглашаются, а сам проект держится в секрете.

В Нидерландах в 2020 году была введена в эксплуатацию гибридная система накопления энергии из литий-ионных аккумуляторов производства швейцарской компании Leclanché и механических накопителей от голландского разработчика S4 Energy. Литий-ионные батареи имеют мощность 8,8 МВт и емкость 7,12 МВт·ч, они работают вместе с шестью маховиковыми системами KINEXT общей мощностью 3 МВт. Таким образом, объект аккумулирует 1 ГВт энергии, которую использует местный системный оператор TenneT для стабилизации энергосистемы. Маховики позволят продлить срок службы батарей как минимум до 15 лет.

В других странах подобные проекты находятся на стадии разработки и внедрения. Подробнее о них РБК Тренды расскажут в следующем материале.

Перспективы рынка аккумуляторов

Исследователи Европейского патентного ведомства и Международного энергетического агентства в 2020 году проанализировали зарегистрированные с 2000 по 2018 годы патенты на изобретения и разработки в сфере аккумуляторных батарей и накопителей энергии. Они сделали вывод, что за последние десять лет число патентов в сфере хранения электроэнергии росло существенно быстрее других сфер. Выяснилось также, что оно еще в 2011 году превысило число патентов из области батарей для мобильной бытовой электроники меньшей емкости.

Читайте также:
Энергоэффективность в ипотеку получили жители Нидерландов

Согласно подсчетам авторов работы, пристальное внимание к литий-ионным технологиям привело к тому, что с 2010 года аккумуляторы для электромобилей подешевели почти на 90%, а для стационарных установок в электроэнергетике — на две трети.

Девять из десяти крупнейших обладателей патентов — это азиатские компании. Семь из них во главе с Panasonic и Toyota базируются в Японии, а еще две — Samsung и LG — Electronics в Южной Корее. Единственный представитель другого региона — немецкий концерн Bosch — занял пятое место.

То, что в этом направлении активно идет развитие, подтверждает и исследование BloombergNEF, аналитики которого выяснили, что средняя цена литий-ионных аккумуляторов упала с $688 до $137 за киловатт-час за 2013−2020 годы. Они прогнозируют, что к 2023 году цены будут близки к $100 за кВт·ч.

Средняя цена на аккумуляторы для электромобилей составила $126/кВт·ч. Таким образом, стоимость батарейного блока в общей цене автомобиля снизилась до 21%.

К 2030 году стоимость аккумуляторов может снизиться до $58 за кВт·ч за счет новых технологических достижений.

Швеция: великая энергетическая эволюция.

Швеция – одна из крупнейших стран Европы. По площади она занимает третье место в ЕС после Франции и Испании, а вот населения здесь меньше, чем в Москве: 10,2 млн человек. Однако такое соотношение природных и человеческих ресурсов совершенно не мешает Швеции являться одной из самых индустриально развитых стран мира и быть в числе лидеров по уровню жизни (шестое место в мировом рейтинге). Россия в этом списке только на 26-й строчке.

В этой скандинавской стране почти нет своих месторождений угля, нефти и газа, как, например, у соседней Норвегии, но шведы удачно компенсируют эти недостатки развитием «зеленой» энергетики и массовым внедрением современных энергосберегающих технологий. В этих сферах Швеция сегодня – общепризнанный в Европе лидер и авторитет. Но путь к званию «самой экологически чистой страны ЕС» не был прямым и ровным.

Взлет и падение АЭС

Раньше, чтобы обеспечить теплом свои дома, шведы нещадно жгли лес, которого у них было много. Все изменилось в самом начале ХХ века, когда страна при поддержке специалистов из Великобритании провела собственную индустриальную революцию. Был принят особый план, по итогам которого страна построила на реках целый каскад гидроэлектростанций, получила развитую сеть электроснабжения и создала систему центрального отопления в большинстве крупных городов – таких как Стокгольм, Мальме, Гетеборг и многих других. Там, где не было возможности подключиться к централизованному теплоснабжению, дома отапливались с помощью индивидуальных электрических котлов.

В Швеции традиционно сильно развита электротехническая индустрия. Когда в связи с промышленным бумом начала 70-х годов прошлого века электроэнергии стало остро не хватать, шведы спроектировали и ввели в строй сразу несколько атомных электростанций собственной конструкции. На­ ­какое-то время проблема внутренних источников энергии была решена. До сих пор гидро- и атомные станции обеспечивают больше 80% электробаланса страны. Было время, когда на каждый миллион жителей Швеции приходилось по два атомных реактора. Такого соотношения не было больше нигде в мире.

Идиллия закончилась в 1986 году. Радиоактивные осадки, выпавшие на территории Швеции после аварии на Чернобыльской АЭС, настолько напугали население, что на общенациональном референдуме люди проголосовали за сворачивание национальной атомной программы. На этой волне почти сразу же были закрыты две атомных электростанции из пяти. Из 15 действовавших на тот момент реакторов по требованию общественности пять были остановлены и заглушены навсегда.

Именно тогда, в конце 80-х, Швеция всерьез занялась исследованиями в области альтернативных источников энергии. Но сразу найти замену атому у них не получилось. В стране разразился энергетический кризис, быстро переросший в экономический.

Последствия резкого отказа от атомной генерации страна ощутила практически мгновенно. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века Швеции пришлось значительно увеличить закупки электроэнергии у соседей. Экспорт электричества был налажен даже из Эстонии, где полностью разрушенная собственная промышленность позволила местному правительству организовать торговлю излишками энергии от построенных еще в советские времена ТЭЦ. Вполне естественно, что цены для потребителей немедленно пошли вверх. Продукция шведских индустриальных гигантов стала проигрывать на мировом рынке конкурентам из-за своей более высокой стоимости. Из десяти крупнейших компаний Швеции образца 1986 года сегодня в рейтинге Forbes остались только три:: Volvo, Vattenfall и Ericsson. Причем последняя корпорация вернула себе статус лидера совсем недавно ценой титанических усилий. В какой-то момент экономическая целесообразность опять вынесла на повестку дня вопрос об использовании дешевой атомной энергии. Жесткие законодательные ограничения в начале 2010 года были отменены, пошли разговоры о строительстве новых АЭС и модернизации старых станций. Но триумфального возвращения атомной эры в экономике Швеции не случилось. Все испортили «зеленые».

Курс «на зеленую» энергетику

Прошедшие в парламент страны в 2014 году сторонники курса на экологически чистую Швецию не только наложили вето на перспективные атомные разработки и проекты, но и провели ряд законов, поставивших производство атомной энергии на грань рентабельности. Так, например, сегодня в Швеции собственники АЭС обязаны платить особый налог на экологию, который составляет 33% от себестоимости производимой электроэнергии. Кроме этого на шведских АЭС установлены самые жесткие в мире требования по безопасности, которые оплачиваются из прибыли собственников.

В определенный момент экономические интересы шведских промышленных гигантов и требования «зеленых» политиков, выражавших коллективное мнение большинства населения страны, вошли в жесткий клинч. Ситуация усугублялась тем, что в Швеции без современной энергетики просо не выжить. Страна занимает четвертое место в мире по уровню энергопотребления на душу населения (17 000 кВт на человека в год). Больше только в Исландии, Норвегии и Канаде. Климат хоть и умеренный (спасибо Гольфстриму), но для поддержания комфортного уровня жизни электроэнергии требуется много.

Читайте также:
Мангал-дипломат: как сделать его своими руками?

В конце концов интересы страны взяли верх над интересами финансового и промышленного капитала. Стороны договорились о совместных усилиях по развитию «зеленой» энергетики и массовом внедрением современных энергосберегающих технологий. Такие индустриальные гиганты, как Volvo, Electrolux, АВВ и др., организовали дочерние предприятия, которые стали специализироваться на разработке и внедрении современного энергоэффективного оборудования.

Правительство стало выделять значительные бюджетные средства на развитие «зеленой» энергетики и инфраструктуры, а целый пакет новых законодательных актов поставил сторонников старой энергетической модели перед выбором: или закрываться, или приспосабливаться.

Принцип кнута и пряника

Для проведения успешной «зеленой» технологической революции шведские законодатели стали активно использовать принцип кнута и пряника. Так, например, Швеция стала одной из первых стран в мире, которая еще в 90-х годах прошлого века ввела так называемый «налог на СО2». Любое предприятие, которое в ходе своей деятельности сжигает ископаемое топливо и, соответственно, выбрасывает в атмосферу углекислый газ, обязано платить за каждую тонну выбросов определенную сумму. Простые граждане тоже платят этот налог, только для них он включен в стоимость дизельного топлива, бытового газа или бензина. И наоборот: сжигание топлива из источников, относящихся к возобновляемым, например, биотоплива из промышленных или бытовых отходов, налогами не облагается. Серьезные льготы получили и владельцы ветряных и солнечных электростанций. Они также освобождены почти от всех налогов. Более того, государство всячески поддерживает экологические инициативы населения на местах. Один из первых больших ветропарков в Швеции был построен еще 20 лет назад в городе Гетеборге. Инициаторами стройки стали сами горожане, которые вместе с государством вложили свои сбережения в этот проект в соотношении 50/50. Теперь они, как полноправные акционеры предприятия, имеют право покупать электроэнергию со скидкой и получать проценты от прибыли.

Помимо налоговых льгот, шведы придумали очень эффективный «внебюджетный» инструмент финансирования нового сектора энергетики – «зеленые сертификаты». Их выдают за каждый выработанный с помощью энергии солнца или ветра «чистый» мегаватт-час электричества. Эти сертификаты – очень ликвидный товар. Они интересуют все традиционные энергетические компании и крупные промышленные предприятия, которые по правилам ЕС обязаны постепенно снижать свои выбросы парниковых газов. Большие предприятия включены в Общеевропейскую торговую систему и обязаны ежегодно получать квоты на такие выбросы. А чтобы уложиться в эти постоянно сокращаемые квоты, предприятия должны или перестраивать свое производство, или выкупать «зеленые сертификаты» у производителей чистой энергии. Этот оригинальный механизм помогает перенаправлять финансы от крупного бизнеса, использующего ископаемое топливо, в сектор «зеленой» энергетики.

Результат общих усилий

Проблемы теплоснабжения крупных городов шведы тоже стали решать эволюционно и оригинально, повсеместно переходя к использованию возобновляемых источников энергии. Например, сегодня в Стокгольме больше половины всех домохозяйств использует для отопления тепловые насосы. Муниципальная больница в городе Мальме одной из первых перешла на солнечную энергию и полностью покрывает свои потребности в электричестве и тепле за счет солнца. А в частных домах люди стали менять старые электрические котлы на современные – пеллетные, в которых в качестве топлива применяются специальные прессованные брикеты из бытовых и промышленных отходов – пеллеты. Тепловое КПД от их горения значительно выше, чем от дров, угля или бытового газа. Да и стоят они дешево.

Особые усилия прилагаются в области энергосбережения и энергоэффективности. В Швеции почти завершена масштабная программа по реконструкции многоэтажного жилого фонда. Старые дома, большая часть которых была построена во второй половине ХХ века, обшиваются специальными утепляющими панелями. В торцах большинства много­этажек смонтированы современные солнечные коллекторы. Дополнительным бонусом всех этих мероприятий стало значительное снижение размера коммунальных платежей для населения. В со­временной Швеции они ниже, чем в Нидерландах или соседней Норвегии. На оплату всех коммунальных услуг сегодня шведы тратят не больше 10–12% от средней зарплаты. В стране сформирована мода на жизнь в энергоэффективном доме, который полностью покрывает свои потребности в электричестве и тепле за счет возобновляемых источников энергии.

Шведы не собираются останавливаться на достигнутом. Общая цель всего Евросоюза – к 2030 году довести долю возобновляемых источников энергии до 30%. А Швеция идет на 50%! Амбициозная задача – повысить энергоэффективность в стране к 2020 году на 20% – уже выполнена. Следующий уровень – к 2030 году полностью отказаться от углеводородного топлива на транспорте за счет развития электротранспорта и использования биотоплива для автомобилей. Есть и сверхзадача: к 2045 году Швеция должна стать «климатически нейтральной», то есть баланс выбросов парниковых газов должен стать нулевым или даже отрицательным. Сомневаться в успехе шведов на выбранном ими пути нет причины.

Именно так, общими усилиями – государства, бизнеса и простого населения – Швеция, практически не имеющая соб­­ственных запасов ископаемого ­­топ­лива, смогла выстроить довольно устойчивую энергетическую систему, используя исключительно местные возобновляемые ресурсы. Из страны – импортера электроэнергии она превра­тилась в страну-экспортера, поставляющую излишки энергии в другие страны Европы. В том числе в Эстонию, в которой по требованию ЕС несколько лет назад были закрыты все старые советские ТЭЦ.

Слияние многих лун и солнечная энергетика: дайджест технологий сохранения энергии за ноябрь №1

В Музее Мунка в Осло проходит выставка «Восход луны. Марлен Дюма и Эдвард Мунк», а в Китае скоро появятся аж три луны.

Читайте также:
Чем отчистить казан от ржавчины и копоти?

60 произведений Эдварда Мунка из этого музея прибудут весной будущего года в Третьяковскую галерею, — занимайте очередь заранее! — а хитом станет, конечно же, знаменитый «Крик».

В Китае при взгляде на небо скоро тоже будет вырываться крик: китайцы предлагают размножить луну! Чтобы сократить потребление электроэнергии ночью.

С вами еженедельный #дайджест #технологий сохранения энергии.
Сегодня про новые способы получать свет и энергию от #солнца.

Неодинокая луна

По замыслу китайских инженеров, на орбите Земли можно разместить искусственный спутник, оснащенный очень мощным отражательным элементом, зеркалом, который будет перенаправлять солнечный свет на нужную территорию.

Фантастический проект стартует уже в 2020 году. На орбиту отправят сразу три, — конечно, чего по одному мелочиться, — космических аппарата-светильника, которые будут работать поочередно.

Ночное освещение будет не очень ярким, похожим на сумерки. Предполагается, что спутники осветят территорию диаметром от 10 до 80 кв. километров и за счет частичного замещения освещения город сэкономит на электроэнергии около 240 млн долларов в год.

Как отреагирует природа на такую ночную подсветку — тайна, покрытая мраком.

Пятилетка в два года

И еще про Китай, чтобы далеко не уходить: КНР собирается повысить план развития солнечной энергетики на 2020 год с 105 до 270 ГВт.

По пятилетнему плану развития КНР на 2016–2020 — да-да, они живут советскими пятилетками — установленная мощность солнечной энергетики к 2020 году должна достичь 105 ГВт.
А по итогам сентября 2018 г. мощность уже! достигла 165 ГВт.
Проблема)

Если цель на 2020 год будет повышена до 210 ГВт, то за оставшееся время в стране будет ежегодно строиться всего 20–25 ГВт солнечных электростанций, что существенно меньше, чем в последние годы.

Только в 2017 году в стране было введено в эксплуатацию 52,83 ГВт солнечных электростанций.

Свет мой зеркальце

Китайцы не первые, кто решили соединить солнце и зеркала!

Роскомос опубликовал фотографию космонавта Сергея Прокопьева, на которой видна солнечная электростанция Crescent Dunes, что в США, в штате Невада.

Ее мощность 110 МВт: хватает для полного обеспечения светом примерно 75 тысяч домов.

В центре станции стоит башня высотой около 200 м, на вершине которой находится резервуар с расплавленной солью. По кругу от башни располагаются более 10 000 зеркал, гелиостатов общей площадью 6,76 км².

В зависимости от положения солнца зеркала меняют положение таким образом, чтобы все отраженные лучи попали на резервуар.

Расплавленная соль циркулирует от вершины башни к ее основанию, где она испаряет воду и заставляет вращаться паровую турбину, которая и генерирует электричество.

Энергия на замке

А тем временем в Швеции разрабатывают новые технологии, которые позволяют хранить солнечную энергию ночью.

Шведские ученые и инженеры MIT создают молекулу, которая может до 20 лет хранить заряд солнечной энергии. А на сегодняшний день на рынке солнечных батарей до сих пор нет аккумуляторов, которые долго могут сохранять энергию.

Ведь если отключить жилье и все остальное от электросетей, то главным условием работоспособности станут аккумуляторы, в которых будет храниться избыточная электроэнергия.

Исследователи более 125 раз совершили цикл сбора, сохранения и использования солнечной энергии с помощью жидкого топлива.

Оказалось, что без повреждения молекул батарея может выдавать 250 Вт — это в два раза больше, чем в батареях от Tesla.

Шведы явно запомнили, как через 9 дней после презентации «Гигафабрики» Тесла и анонса о продаже домашних батарей Powerwall компания получила 85 000 заказов более чем на 800 миллионов долларов:)

Вот вам, кстати, и новая отрасль, в которой уже возникают новые профессии. Для тех, кого ИИ выгнал из Сбербанка :)

Если взглянуть на рост технологий в фотовольтаике за последние 20 лет, мы увидим резко растущую вверх кривую, знакомую нам по развитию других, столь же неожиданных на первый взгляд, технологий за последние 100 лет.

По данным американского Solar Foundation, занятость в секторе домашней солнечной энергетики в США росла в 2015 году почти в 12 раз быстрее, чем в экономике в целом. По оценкам, в США система солнечных панелей устанавливается на крыши зданий каждые 4 минуты.

Еще в 2013 году Дэвид Крейн, исполнительный директор крупной американской энергетической компании NRG Energy, заявил, что солнечная энергия — смертельная угроза для существующей энергосистемы.

По его словам, энергетические сети потеряют свою актуальность быстро. Примерно за то же время, которое понадобилось мобильной телефонии, чтобы заменить в большинстве американских домов проводные телефоны.

Случится это по мере перехода потребителей к децентрализованным источникам экологически чистой энергии домашнего производства.

Так что не далек тот день, когда система из деревянных столбов и проводов высокого напряжения станет нежизнеспособной.

Если вы готовы к восходу новых лун, то предлагаем начать с автономной холодильной камеры на солнечных панелях.

Которую вы увидите на нашем стенде на выставке «ЮгАгро» в Краснодаре 20–23 ноября. Или приезжайте к нам на производство, все расскажем и покажем.

Камера состоит из сэндвич-панелей, на крыше — солнечные, плюс генератор или стационарная электросеть на случай, если китайские спутники случайно загородят нам солнце)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: