Начало и конец отопительного сезона в многоквартирном доме

О нормативах температур воздуха и горячей воды в квартирах

В соответствии с п.5 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, начало отопительного периода должно устанавливаться при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 8 градусов по Цельсию, а конец отопительного периода – при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 градусов по Цельсию в течение 5 суток подряд. Указанный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем такого периода.

Отопительный сезон, в соответствии с постановлением Правительства, начинается по решению местных властей. В Рязани отопительный сезон стартовал в конце сентября, но многие жильцы жалуются на то, что в квартире холодно. Наиболее актуальными вопросами рязанцев остаются вопросы о нормативах температуры воздуха в квартире и температуры горячей воды. О данных показателях и пойдет речь в настоящей статье.

Температура воздуха в помещении после начала отопительного сезона

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст (таблица 3), установлена минимальная температура: угловая комната – 20°С; жилая комната – 18°С; кухня – 18°С; ванная – 25°С; туалет – 18°С, совмещенный с/у – 25°С; с/у с индивидуальным нагревом – 18°С; умывальная общая – 18°С; душевая общая – 25°С; уборная общая – 16°С; вестибюль, общий коридор, передняя в квартирном доме, лестничная клетка – 16°С; вестибюль, общий коридор, лестничная клетка в общежитии – 18°С; помещение лифта – 5°С.

Чтобы узнать температуру воздуха в помещении после начала отопительного сезона, нужно измерить ее определенным способом: на внутренней стене каждой комнаты термометр помещают на расстоянии 1 метра от наружной стены и 1,5 метра от пола и в течение 10 минут производят замер.

В соответствии с Приложением №1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила), отопление должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного периода. Допустимая продолжительность перерыва в отоплении – не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 до 22 градусов. Не более 8 часов единовременно при температуре воздуха в помещениях от 10 до 12 градусов, не более 4 часов при температуре в помещении от 8 до 10 градусов. За каждый час, превышающий указанные нормативы, ежемесячная плата за отопление снижается на 0,15%.

Температура горячей воды

В соответствии с п.5.1.1 качество холодной и горячей воды (санитарно-эпидемиологические показатели), подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496.

Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496 и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. (согласно п.5.1.2. Свода правил СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 626). Измеряют эту температуру непосредственно у открытого крана, погрузив водяной термометр в стакан под струёй до специальной метки.

В соответствии с приложением №1 к Правилам, горячее водоснабжение должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 5°С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) – не более чем на 3°С.

За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии: 8-800-200-10-62.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.

Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89

ВС РФ не защитил жителей МКД с централизованным отоплением от осеннего холода

alexraths / Depositphotos.com

Верховный Суд Российской Федерации повторно отказал в оспаривании нормы Правил предоставления коммунальных услуг, определяющей начало и конец отопительного периода (Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2020 г. № АПЛ20-282).

Напомним, что согласно п. 5 упомянутых Правил, отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия. Это не касается только жителей МКД с собственной крышной котельной и подобными отопительными устройствами – они сами решают, когда им нужно включать отопление в своем доме.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Административный истец попытался оспорить норму о 5-дневном периоде низких температур, указывая на следующее:

  • норма противоречит п. 5 ст. 2 Жилищного кодекса, согласно которой органы госвласти и МСУ обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг;
  • норма нарушает его право на охрану здоровья в форме обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности;
  • норма о среднесуточной температуре 8 градусов Цельсия не отвечает современным физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха по двум причинам: она изначально (в период существования СССР) была заниженной, установленной исходя из необходимости экономии топлива, поскольку расходы на его приобретение для нужд ЖКХ дотировались государством; в настоящее время она еще более отличается от физиологических потребностей человека, поскольку эти потребности увеличились – современный человек менее тренирован, он хуже переносит неблагоприятные погодные условия;
  • при этом оспариваемый порядок начала и окончания теплоснабжения не обеспечивает соблюдение даже устаревшей нормы, поскольку осенью начало теплоснабжения осуществляется не в момент, когда среднесуточная температура равна 8 градусам Цельсия, а позже на пять дней (фактически на более продолжительный период, учитывая организационные проблемы, в том числе аварии на трубах отопления при пуске тепла), в момент, когда среднесуточная температура гораздо ниже 8 градусов Цельсия, а весной – в момент, когда среднесуточная температура уже гораздо выше 8 градусов Цельсия.

Однако суд решительно отказал в административном иске:

  • в силу ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли процедура принятия и требования к форме акта; не вышел ли орган, издавший спорный акт, за пределы своих полномочий; соответствует ли спорная норма иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу;
  • в данном деле все указанные обстоятельства были проверены – норма принята в пределах полномочий Правительства РФ, требования к ее форме, опубликованию и т.п соблюдены, нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному определял начало и окончание отопительного периода в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха, не имеется;
  • данное правовое регулирование не нарушает прав административного истца на охрану здоровья, а направлено на обеспечение пригодности жилого помещения для проживания, соответствия жилого помещения санитарным требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания;
  • довод истца о несоответствии оспариваемого предписания физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха, росте числа простудных заболеваний в межсезонный период отвергнут обоснованно. Ведь по делам об оспаривании НПА суд только лишь проверяет такой акт на предмет его соответствия иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Московской области

Прокурор разъясняет

  • 24 сентября 2019, 00:00

Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

Отопительный период должен начинаться не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.

Если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов.

В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается в установленные уполномоченным органом сроки начала отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В целях решения вопросов местного значения полномочия по организации теплоснабжения представлены органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов. Отопление должно обеспечивать поддержание в жилом доме, в жилых помещениях в многоквартирном доме температуру воздуха не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C).

Еще по теме:  Проведение газа: Техническая документация и расценки на проведения газа в частный дом

Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C); не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

24 сентября 2019, 00:00

Об отопительном периоде

Пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 установлено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

Отопительный период должен начинаться не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия.

Если при отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода устанавливаются решением собственников помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов.

В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается в установленные уполномоченным органом сроки начала отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В целях решения вопросов местного значения полномочия по организации теплоснабжения представлены органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов. Отопление должно обеспечивать поддержание в жилом доме, в жилых помещениях в многоквартирном доме температуру воздуха не ниже +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C).

Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до +18 °C (в угловых комнатах — +20 °C); не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.

Начало и конец отопительного сезона в многоквартирном доме

В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  • Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  • Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
  • — на основании показаний ИПУ данного помещения;

    — к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

    Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

    Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  • Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
  • — по показаниям ИПУ;

    — к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

    В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

    — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

    — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

    В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

    Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

    — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

    — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

    В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

    В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

    Слабые места регулирования платы за отопление

    Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

    Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

    Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

    Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

    Еще по теме:  Все о технических условиях на подключение к системам газоснабжения

    Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

    Мифы ЖКХ: Кто имеет право начать отопительный период?

    В настоящей статье рассмотрен миф о том, что якобы отопительный период начинается по решению управляющих или ресурсоснабжающих организаций, а также о том, что до наступления 5-дневного периода, в течение которого температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, начинать отопительный период запрещено.

    Суть лжетеории

    Рассматриваемую в настоящей статье лжетеорию можно разбить на несколько постулатов, которые могут применяться как совместно, так и по отдельности, и даже в различных комбинациях (в зависимости от уровня безграмотности отдельных приверженцев такой теории):

    1. Поскольку именно исполнитель коммунальных услуг (УО/ТСЖ/ЖСК) несет ответственность за состояние общедомовых систем отопление, то именно этот исполнитель коммунальных услуг (ИКУ) принимает решение о начале отопительного периода;

    2. Поскольку горячая вода для нужд отопления вырабатывается ресурсоснабжающей организацией (РСО), то именно такая организация принимает решение о начале отопительного периода;

    3. Поскольку тарифы и нормативы на коммунальную услугу по отоплению утверждают органы государственной власти субъекта РФ, то именно эти органы и принимают решение о начале отопительного периода в населенных пунктах субъекта РФ;

    4. Отопительный период может начаться не ранее, чем пройдет 5-дневный период, в течение которого температура наружного воздуха будет ниже 8 градусов Цельсия. Если, например, в течение 4-х дней такое условие будет выполняться, а на пятый день температура хоть на минуту превысит отметку «+8», начинать отопительный период запрещено.

    Попробуем опровергнуть все перечисленные ложные утверждения.

    Когда начинается отопительный период на самом деле?

    Сначала разберемся в том, когда отопительный период должен начаться.

    Согласно пункту 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354: «Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия»

    Из данной нормы следует два вывода:

    1) Отопительный период должен начаться «не позднее… дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого … среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия…». Формулировка «не позднее» означает, что отопительный период может быть начат ранее такого периода (теоретически – в любое время, в которое среднесуточная температура наружного воздуха выше +8). Кроме того, речь идет о среднесуточной температуре – то есть, в случае, если днем на улице +12, а ночью +2, при условии равенства дневного и ночного периодов, среднесуточная температура составит +7, а, следовательно, отопительный период уже должен начаться (несмотря на то, что дневная температура +12 выше установленной +8). Таким образом, право начать отопительный период имеется круглогодично, а вот обязанность начать такой период возникает в день, следующий за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура была ниже +8.

    2) Исполнитель коммунальных услуг начинает отопительный период (то есть подает горячую воду в систему отопления управляемых многоквартирных домов) в сроки, «установленные уполномоченным органом». То есть сам исполнитель (УО, ТСЖ, ЖСК) не принимает решения о начале отопительного периода, а руководствуется решением некого уполномоченного органа.

    Какой орган уполномочен начинать отопительный период?

    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального образования относится организация в границах этого муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Согласно статье 7 Закона N131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

    Из приведенных норм следует, что организация теплоснабжения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, а решения по таким вопросам уполномочены принимать органы местного самоуправления, и решения по таким вопросам оформляются муниципальными правовыми актами.

    Дополнительно, для исключения неоднозначного толкования приведенных норм необходимо отметить, что пунктом 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, прямо утверждено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

    Кроме того, важно указать, что в отсутствие правового акта, устанавливающего срок начала отопительного периода, ни РСО, ни УО/ТСЖ/ЖСК не имеют права начинать отопительный период, даже если среднесуточная температура наружного воздуха в течение пяти дней была меньше +8.

    Из вышесказанного следует, что полномочиями принимать решение о начале отопительного периода обладают органы местного самоуправления, а вовсе не РСО, не УО/ТСЖ/ЖСК и не органы госвласти субъектов РФ (за исключением городов Федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в которых такое решение может быть принято именно органами госвласти). Дата начала отопительного периода должна быть не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, при этом начать отопительный период ранее окончания (и даже начала) указанного 5-дневного периода законодательством не запрещено.

    Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

    Дмитрий Нифонтов

    Руководитель проекта ЖКХ

    ООО «Центр дистанционного обучения «АКАТО»

    Начало и конец отопительного сезона в многоквартирном доме

    21 сентября 2018

    О начале отопительного сезона

    В соответствии с п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354),

    если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

    Аналогичные нормы содержатся в п. 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115.

    В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон № 131-ФЗ), по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

    В п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ “О теплоснабжении”, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

    В соответствии с постановлением Администрации города Екатеринбурга дата начала отопительного сезона в городе Екатеринбурге установлена, начиная с 17.09.2018.

    Руководствуясь вышеуказанным постановлением органа местного самоуправления, ресурсоснабжающие и управляющие организации осуществляют эксплуатацию (запуск и отключение) системы центрального отопления вне зависимости от изменений температуры наружного воздуха в осенний, зимний и весенний периоды, особенно учитывая тот факт, что в начале и при завершении отопительного сезона происходят значительные суточные изменения температуры наружного воздуха вплоть до отрицательных значений, что является характерной особенностью для географической широты, в которой расположена Свердловская область, и не зависит от органа законодательной или исполнительной власти, равно как и от органа местного самоуправления либо управляющей организации.

    Также следует отметить, что система центрального отопления жилого фонда с подачей теплоносителя от единого теплоисточника в силу причин технического характера, в том числе в связи с невозможностью игнорирования физических принципов ее работы, является достаточно инерционной системой и одномоментный ее запуск либо отключение по желанию отдельных потребителей, использующих выборочную интерпретацию действующих нормативных правовых актов в отсутствие суммы специальных знаний, касающихся жилищного законодательства, не представляется возможным.

    Параметры качества коммунальной услуги по центральному отоплению установлены разделом IV Приложения № 1 к Правилам № 354. Так, в соответствии с п. 15 Приложения № 1 к Правилам № 354, при предоставлении коммунальной услуги по центральному отоплению должна обеспечиваться нормативная температура воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже — не ниже +20 °C (в угловых комнатах — +22 °C). Допустимое превышение нормативной температуры должно составлять не более 4 °C.

    Для осуществления возможности регулировки температуры воздуха в квартире в переходные периоды года потребителям рекомендуется установить либо заменить пришедшие в негодность отсекающие вентили на приборах отопления в квартире, предварительно согласовав данные действия с управляющей организацией.

    Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23, ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуется в действиях управляющей организации в случае предоставления коммунальной услуги по отоплению с нарушением действующего норматива, предполагающего температуру воздуха в жилом помещении не ниже +20 0С (не ниже +22 0С в угловых комнатах), и не выше +26 0С.

    Установление факта предоставления коммунальной услуги по отоплению в пределах или с нарушением действующих нормативов возможно только путем проведения проверки с использованием специальных технических средств для проведения замеров, т.е. приборами, утвержденными в установленном порядке в качестве средств измерений, имеющими соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

    Согласно разделу 6 ГОСТ 30494-2011 “Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях” измерение показателей микроклимата в холодный период года следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше “минус 5 градусов”.

    Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, а также порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентированы нормами, содержащимися в разделах IX и X Правил № 354.

    Еще по теме:  Норма температуры горячей воды: какая должна быть вода в кране

    Таким образом, в случае предполагаемого снижения либо превышения температуры воздуха за пределы установленных нормативов в жилых помещениях в отопительный период необходимо обращаться с заявкой в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (управляющей организации) в целях установления исполнителем факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, принятия исполнителем мер по приведению качества коммунальной услуги в соответствие с нормативными требованиями и изменению размера платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества для потребителей.

    ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период

    6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

    Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

    Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

    После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.

    Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

    По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

    На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

    В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).

    Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

    Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

    Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

    Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).

    В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

    Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

    Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

    По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

    Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

    Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.

    Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

    Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

    Оцените статью
    Мастер тепла
    Добавить комментарий