Краска для радиаторов отопления: все виды и рекомендации по нанесению
Отопительные приборы слишком заметны в интерьере жилой комнаты, чтобы пренебрегать их внешним видом. Старое облезлое покрытие или несовпадение с общим цветовым фоном вынуждают задуматься о том, как обновить радиаторы и подходящие к ним трубы. Самое логичное решение – покрасить. А для этого желательно узнать, какой бывает краска для радиаторов отопления, каким требованиям она должна отвечать, и вообще – а все ли батареи можно красить и как делать это правильно.
Красить или нет
В первую очередь разберемся, какие батареи можно красить, а какие нельзя.
Можно – любые отопительные приборы, срок гарантии которых давно истек. Другое дело, нужно ли это делать. Например, современные алюминиевые и биметаллические отопительные приборы поставляются в продажу в уже окрашенном виде. Стандартный цвет – белый, что может не устраивать домовладельцев. Но красить их в домашних условиях не рекомендуют, так как нанесенное покрытие долго не продержится, начнет отслаиваться от поверхности.
В заводских условиях эти батареи окрашивают порошковыми красками с применением специального электрооборудования и сушильных камер, сушка в которых проходит при температуре до +300 градусов и выше, что необходимо для полимеризации красящего состава. Создать такие условия дома невозможно.
Из такой ситуации есть 3 выхода:
- заказать у изготовителя радиаторы нужного цвета;
- обратиться в салон покраски автомобилей, где используют ту же технологию;
- найти фирму, выполняющую порошковое окрашивание на заказ.
Ещё один вид радиаторов, которые не стоит окрашивать независимо от их «возраста» и внешнего вида – это конвекторные пластинчатые приборы. Причем как настенные старого образца, так и современные, монтируемые в пол. Окрашивание значительно снижает их теплоотдачу, поэтому их лучше закрыть декоративными панелями или решетками.
Все остальные батареи – чугунные ребристые, стальные панельные и прочие – красить можно. Но не любым составом, а только таким, который обладает определенными свойствами.
Характеристики красок для радиаторов
На упаковочной таре с составами, предназначенными для декоративной отделки отопительных приборов, должна стоять пометка «Краска для радиаторов». Независимо от того, из каких компонентов состоит, она должна обладать такими качествами:
- термостойкость;
- экологичность;
- влагостойкость;
- устойчивость к истиранию;
- хорошая теплопроводность.
Разберем каждый пункт.
Чтобы покрытие не отслаивалось, не растрескивалось и не изменяло цвет, оно должно спокойно выдерживать повышение температуры основания до 80 градусов минимум. Лучше – больше, так как батареи могут греться очень сильно.
Под экологичностью краски подразумевается отсутствие в её составе летучих токсичных веществ, которые выделяются при нагреве. Это не обязательно должна быть краска для радиаторов отопления без запаха: она может пахнуть, пока сохнет. Главное, чтобы после высыхания процесс выделения летучих веществ прекратился.
Влагостойкость и устойчивость к истиранию – это те характеристики, которые позволят вам мыть батареи без опасения повредить покрытие.
Чем выше коэффициент теплопроводности краски, тем меньше она повлияет на эффективность отопительного прибора и его теплоотдачу. Тут важна ещё и толщина слоя покрытия. Замечено, что покраска в 2-3 слоя не препятствует выходу тепла, но каждый последующий слой уменьшает теплоотдачу на 1%. Это одна из причин, по которой толстое старое покрытие перед реставрацией батарей рекомендуется счищать.
Также желательно, чтобы состав обладал антикоррозионными свойствами, но это не обязательная опция при условии предварительной обработки специальными средствами.
В условиях покраски прямо по месту предпочтительнее краска для радиаторов без запаха быстросохнущая. Её применение позволит не съезжать из дома на время ремонта. Составы с резким запахом лучше использовать при условии хорошей вентиляции и отсутствия рядом людей и животных.
Помимо технических требований существуют и эстетические, касающиеся цвета покрытия и его фактуры. Они у всех разные. Если вас устраивает белый цвет отопителя – а именно этот базовый цвет в основном и представлен в магазинах – используйте краску по инструкции. Но перед покупкой убедитесь, что она не содержит мела, который скоро пожелтеет от высокой температуры. Лучше заплатить больше, но приобрести краску с титановыми белилами.
Если батареи хочется покрасить в цвет стен или других элементов интерьера, добиться нужного оттенка можно с помощью смешивания базового состава с колеровочной пастой. Причем колеровать его лучше на специальном оборудовании, которое есть в любом крупном строительном магазине соответствующего профиля.
Что касается фактуры, то краска для батарей бывает глянцевой, полуматовой и матовой. Первые дольше сохраняют яркость цвета, но выявляют все дефекты поверхности. Матовые напротив – маскируют их. Поэтому именно матовые составы обычно используют для декорирования чугунных изделий, изначально имеющих шероховатую поверхность с наплывами металла, выщерблинами и прочими неровностями.
Какую краску для радиатора отопления лучше выбрать?
Краска для радиаторов отопления является просто необходимой, так как выполняет функцию защитного покрытия. Она предотвращает от появления коррозий и повреждений в процессе эксплуатации отопительного элемента на протяжении долгого времени. Чтобы продлить жизнь радиатора, нужно использовать только качественную эмаль.
В стандарте краска для батарей отопления должна быть без запаха, нетоксичной и более-менее противостоять механическим повреждениям и термальным перепадам. Химическая промышленность представляет огромный спектр товара, который относится к данной нише, но важно правильно сделать выбор в соответствии со всеми характеристиками. Так какая краска лучше?
Виды красок
Неправильно думать, что радиатор для отопления можно покрыть любой краской с высоким показателем качества или значимой стоимостью. Так, раньше часто использовалась именно масляная или алюминиевая краска для радиаторов отопления. Считая их оптимально подходящим вариантом для данного устройства, использование было повсеместным.
Покрасить батареи отопления, используя такие вещества, недопустимо в данных условиях, так как их функция не предполагает защиту поверхности метала при высоких температурах. Таким образом, краска на радиаторах быстро тускнеет, трескается и даже облазит, требуя повторной обработки.
На смену несовершенным вариантам пришли более подходящие для термических элементов краски. Наиболее оптимальными вариантами является следующие виды эмали:
- Алкидные. Данный состав может использоваться при температурах не выше 150 градусов. При повышении температуры цветовая гамма никак не изменяется. Краска имеет неприятный запах, который пропадает по истечении одной недели после окрашивания. Стоимость достаточно высокая.
- Акриловая краска для батарей отопления. Это краска без запаха, которая выдерживает примерно 80 градусов. В продаже представлена только белая краска, в которую добавляется краситель. Доступная цена и доступность товара часто выводят его на первое место.
- Силиконо-алюминиевые. Долгосрочное использование может достигать пяти лет без повторного нанесения слоя. Спектр температурного режима доходит до 500 градусов. Эластичность и приспособленность состава к температурным расширениям и сжатиям делают эмаль практически неуязвимой. Стоимость такого вещества достаточно высокая, при этом наблюдается неприятный запах, который удерживается на протяжении долгого времени. Сохнут такие аналоги быстро.
- Алюминиевые с термостойким лаком. В народе такую краску называют серебрянкой. Используется при максимальной температуре в 200 градусов. Наносить следует только на подготовленный отопительный прибор и желательно использовать в нежилых помещениях. Состав содержит множество вариаций нефтепродуктов, что делает эмаль неэкологичной. Пахнет неприятно и долго. Стоимость умеренная, доступность широкая.
Преимущество таких лакокрасочных покрытий в сравнении со стандартными вариантами очевидны. Краска для радиаторов отопления без запаха полностью быть не может, но присутствуют другие положительные характеристики.
Выше перечисленные составы устойчивы к термическим воздействиям, износоустойчивы в процессе эксплуатации и не имеют устойчивого неприятного запаха.
Какую краску лучше выбрать
Эстетический вид радиатора будет во многом зависеть не только от стоимости выбранного лакокрасящего средства, но и от сочетаемости с материалом самого радиатора, а также особенностей его дизайна. Какой краской покрасить? Для первичного окрашивания лучше использовать глянцевые варианты. Краска для покраски батарей отопления повторного типа используется именно матовая – ее основа скроет все неровности и недостатки радиатора.
Рассмотрим примеры окрашивания разных типов радиаторов в соответствии с их особенностями:
- Краска для чугунных радиаторов отопления имеет множество нюансов при покраске, которые касаются неровностей и не совсем эстетических соединений, швов. В большинстве случаев даже матовая краска не скрывает всех нюансов. Единственно верным решением станет использование цветной краски, которая повторяет оттенок дизайна интерьера стен. Если существует необходимость в окрашивании батареи именно в светлые тона, то основа прибора предварительно шпатлюется.
- Алюминиевые и биметаллические радиаторы лучше окрашивать порошковыми красками, но не белыми. Минус заключается в том, что произвести обработку в домашних условиях практически невозможно. Во-первых, нужны специальные приспособления. Во-вторых, чтобы выполнять окрашивание качественно, нужны специальные умения.
- Краски-спреи, то есть краски в баллончиках, на современном этапе пользуются наибольшей популярностью. Такая особенность присуща тому, что способ нанесения средства на поверхность самый простой. Главное прикрыть стену каким-то материалом, чтобы она не испачкалась. Зачастую необходимо нанести минимум два слоя, чтобы выровнять поверхность. Является быстросохнущим вариантом.
Лучше при выборе краски обратиться за помощью к специалисту. Продавец сможет подсказать, какую краску лучше всего соотнести к тому или иному виду радиаторов. Нужно учитывать и предпочтения, которые касаются оформления дизайна интерьера.
Часто с помощью нескольких видов красок можно создать визуальную комбинацию относительно тона или цвета. Выделять какой-то один участок батареи не имеет смысла.
На видео: как быстро преобразить старую батарею.
Подготовительные работы
После того как выбор краски для радиатора произведен в соответствии с требованиями к составу и функциональным особенностям продукта, можно приступать к подготовительному этапу. Он заключается в следующих действиях:
1. Сначала стоит обработать поверхность радиатора. Обычно производится вторичная покраска, поэтому важно точно оценить степень состояния радиатора перед обработкой. Если на батарею уже нанесено не менее пяти слоев краски, то лучше удалить лишние с помощью механизированной чистки.
2. При сильном повреждении ранее нанесенных слоев, если краска потрескалась или лущится, нужно ее полностью снять до самого основания металла. Для этого используются специальные машинки или химические смывные средства. Эту процедуру следует произвести особенно хорошо.
3. В случае, когда слоев не более трех, то достаточно произвести обработку поверхности наждачной бумагой. Выбирать стоит именно мелкозернистую. Предварительно срезаются все потеки и капли, которые образовались в результате предварительных окрашиваний. Нужно, чтобы поверхность была гладкой, без малейших шероховатостей.
4. После обработки наждачной бумагой производится обработка химическими средствами, которые обезжиривают поверхность. Это можно осуществить благодаря ацетону или растворителю. Часто такая работа требует нескольких степеней обработки. Только после этого на поверхность накладывается эмаль.
Этапы окрашивания
Чтобы результат не разочаровал, а деньги не были выброшены на ветер, лучше произвести окрашивание радиатора в соответствии с определенной технологией:
1. Подготовить рабочее место: укрыть пол и закрыть стену. Для покраски подобрать инструменты. Подходят только кисточки, иногда используются губки. Валик в данном виде работ точно не подойдет. Работник обязательно должен закрыть руки перчатками.
2. Краски на кисточку стоит брать немного, чтобы она не текла по рукам и ручке красящего устройства. Таким образом, можно избежать потеков по элементам батареи и капель на полу, стене, а эмаль ляжет более ровным слоем.
3. Сначала окрашивается внутренняя часть батареи. Чтобы сделать процедуру максимально качественно, часто используется именно губка. Легкими промачивающими движениями производится покрытие поверхности.
4. Внешняя часть нагревательного элемента окрашивается во вторую очередь. Осуществляется благодаря кисточки средней толщины. Мазки выполняются в одну сторону слева на право или наоборот. В процессе направление желательно не изменять.
Лучше не наносить краску слишком толстым слоем – он должен быть тонким, более-менее равномерным. Если после высыхания будут просматриваться какие-то недочеты, то следует произвести повторную окраску на уже окрашенных элементах. Принцип работы заключается в тех же этапах, что и нанесение первого слоя лакокрасящего средства.
Советы специалистов (2 видео)
Краска для радиаторов отопления: разновидности, советы по выбору и использованию
Покраска радиаторов отопления позволяет придать им презентабельный внешний вид, а также обезопасить их от губительного воздействия коррозии. Кроме всего прочего, существует множество цветов и оттенков, которые позволяют окрасить радиатор так, чтобы он сочетался с конкретным интерьером. Для того, чтобы подобрать необходимую краску для батареи, необходимо изучить разновидности этого стройматериала.
Для покраски радиаторов следует выбирать только специальные термоустойчивые составы
Какими свойствами должна обладать хорошая краска для радиаторов?
Краски, которые используются для окрашивания радиаторов отопления, обладают некоторыми отличиями от обычных красок. Поэтому, для того, чтобы выбрать хороший продукт, необходимо изучить основные характеристики этих составов:
- в первую очередь краска для батарей отопления должна быть экологически чистой. Она ни в коем случае не должна выделять токсичных веществ, которые могут причинить вред здоровью жильцов. При выборе краски рекомендуется внимательно изучать её состав — он должен соответствовать необходимым нормам и стандартам;
Важно! Отечественные производители регламентируются ГОСТом, а зарубежные бренды должны соответствовать евростандартам. Если на упаковке производитель ссылается не на необходимые стандарты, установленные государством, а на какие-либо другие условия или источники, то это может означать, что перед вами некачественный продукт. Покупка такого средства не рекомендуется.
- термостойкость состава, который будет использоваться для покраски радиатора отопления, не должна быть ниже, чем 70 °C. В противном случае в процессе эксплуатации цветное покрытие может начать отслаиваться или пожелтеть. Стоит отметить, что 70 °C — это минимально допустимый показатель для такой краски. Поэтому лучше выбирать материал, у которого показатель термоустойчивости ещё выше.
- рекомендуется приобретать быстросохнущие краски, так как это свойство значительно ускорит процесс покраски радиатора. Этот фактор не является обязательным, однако, лучше выбирать именно такие составы.
- подобные краски обязательно должны обладать антикоррозийными свойствами, чтобы придать радиатору дополнительную устойчивость к внешним агрессивным воздействиям.
- некоторые разновидности красок при нанесении выделяют резкий запах, который выделяется до тех пор, пока состав не застынет. Такие составы рекомендуется выбирать только для хорошо вентилируемых помещений.
Красить батарею внутри помещения лучше всего быстросохнущей краской без запаха
- важным свойством, которым должен обладать состав для покраски радиаторов отопления, является влагостойкость. Это качество нужно для того, чтобы можно было проводить влажную уборку с использованием моющих средств.
- кроме этого, такие краски должны иметь высокий коэффициент теплопроводности, чтобы не создавать препятствий теплоотдаче отопительного оборудования.
Виды красок
Составы, которые используются для покраски радиаторов отопления, производятся в разных видах и применяются для покрытий из разных металлов. Некоторые из них используются только для наружного покрытия, а некоторые — только для внутреннего.
Существует множество особенностей и индивидуальных свойств, которыми обладают различные краски. Многие люди задаются вопросом: какой краской красить батареи отопления? Ответить на этот вопрос можно, изучив основные разновидности красящих составов. Все термостойкие составы, которые используют для радиаторов, можно классифицировать на несколько основных видов:
- алкидная;
- акриловая;
- порошковая;
- масляная.
Качественный состав должен обладать хорошими физико-техническими характеристиками и сохранять нормальный вид на протяжении нескольких лет. Кроме этого, желательно, приобретать красящую субстанцию, которая не имеет запаха. Цвет краски не должен меняться со временем.
Из всего ассортимента красящих средств лучше выбирать те, которые специально предназначены для покраски батарей
Всем вышеперечисленным требованиям соответствует не так много составов, однако, если изучить характеристики красок и быть внимательными — можно приобрести качественный продукт с большим эксплуатационным сроком.
Алкидная эмаль
Такой тип краски образует на окрашенной поверхности блестящую плёнку, которая отличается высокой прочностью. При правильной подготовке поверхности радиатора эксплуатационный срок алкидной эмали может продлиться до 4 лет. Такие эмали производятся на разных основах, поэтому их характеристики отличаются:
Алкидная эмаль на основе органических растворителей. Такие составы отличаются характерным, резким запахом и имеют довольно широкий спектр использования. Для покраски радиаторов отопления необходимо выбирать эмаль на основе органических растворителей, которая способна выдерживать температуру не ниже +70 °C. Базовый цвет такой эмали — белый. Для получения необходимого цвета к базе подмешивают нужный красящий пигмент.
Алкидная эмаль для радиаторов производится на основе органических растворителей, поэтому имеет неприятный запах
Водная акриловая алкидная эмаль. Основное достоинство этого типа эмали — практически полное отсутствие неприятного запаха. При покупке такой краски рекомендуется обращать внимание на область использования, так как многие представители этой группы не подходят для покраски металлических радиаторов. Кроме этого, стоит помнить про эксплуатационную температуру.
Совет! При выборе белой эмали специалисты рекомендуют обращать внимание на её состав — в описании должен отсутствовать мел. Это связано с тем, что такой пигмент быстро портится и желтеет при нагреве, поэтому он не подходит для покраски радиаторов отопления.
В качественные составы добавляют титановые белила. Такие составы надёжны, но и их стоимость в два раза выше низкокачественной продукции.
Алкидная эмаль на кремнийорганической основе. Эмаль на такой основе является невероятно надёжной и применяется для поверхности с температурой до 600 °C. Составом с такими характеристиками можно окрашивать не только радиаторы отопления и трубы, но и даже печи.
Кроме этого, среди алкидных эмалей встречается интересный представитель — молотковая. Такая краска содержит в своём составе специальные пигменты, благодаря которым создаются разнообразные визуальные эффекты. Поверхность, после покраски такой эмалью, выглядит словно побитая молотком (поэтому такое название). Молотковая эмаль позволяет замаскировать дефекты окрашиваемой поверхности, что является очень удобным.
Акриловая эмаль
Такая краска производится на водной основе с добавлением полиакрилатов. Эти вещества относятся к плёнкообразующим составляющим. Если вам необходима краска для радиаторов отопления без запаха, то акриловая эмаль – самый лучший выбор. Подобные составы не выделяют резких ароматов, поэтому они рекомендуются к использованию в жилых помещениях.
Акриловые краски не имеют резкого запаха, их часто рекомендуют для проведения внутренних работ
Такие эмали применяются для разных целей. Акриловая краска для радиаторов и труб отопления также должна обладать хорошей термоустойчивостью и выдерживать температуру не ниже +70 °C.
Основное преимущество таких эмалей заключается в том, что они разводятся обычной водой. После застывания они не трескаются, не стираются и обладают хорошей надёжностью в целом. Кроме этого, акриловую эмаль очень легко мыть. Обычно такие эмали могут иметь полуглянцевую или матовую поверхность.
Однако перед нанесением такой краски необходимо сначала тщательно подготовить поверхность радиатора. Вначале удаляется ржавчина, после этого на поверхность необходимо нанести специальный преобразователь. Затем поверхность обезжиривается и грунтуется. Только после всех этих манипуляций можно начинать покраску.
Порошковая краска
Такие краски считаются наиболее стойкими к механическим повреждениям и имеют самый большой эксплуатационный срок. Однако для их нанесения требуется определённая подготовка. Также необходим пистолет для распыления порошка, источник тока с небольшим вольтажом и нагревание поверхности.
Порошковая покраска производится по особой технологии и в домашних условиях выполнить такую работу довольно сложно
При использовании порошка необходимо обеспечить равномерность его нанесения. Эта цель достигается путём придания порошку положительного заряда. Поверхность радиатора, в свою очередь, должна иметь отрицательный заряд. Далее необходимо подогреть краску – она полимеризуется и в результате получится прочная, однородная плёнка.
Для таких красок существуют разные температуры полимеризации — от +200 до +350 °C. Из-за необходимости подогрева радиатора до больших температур, такие краски практически не применяются в домашних условиях. Для нагрева рабочей поверхности необходима специальная камера. Если вы хотите использовать именно такую покраску для вашего радиатора, можно попробовать обратиться на ближайшую СТО — автомобили окрашиваются по такой же технологии.
Масляные краски
Раньше такой тип красок был самым распространённым и большинство старых батарей и труб окрашены именно масляными составами. Однако на сегодняшний день их использование не актуально, так как они имеют очень много недостатков.
К недостаткам масляных составов относятся:
- сильный неприятный запах;
- со временем такая краска меняет цвет и трескается.
При повторном окрашивании старой батареи, которая ранее была окрашена масляной краской, могут возникнуть определённые трудности. Это связано с тем, что поверхность после масляной краски обычно потрескавшаяся и нанесение специального качественного состава всё равно не поможет улучшить внешний вид отопительного прибора.
Очень удобна в использовании краска в баллончиках, с ее помощью работы проводятся гораздо быстрее
Краска в баллончиках
Следует упомянуть о методе покраски, который стал довольно популярен за последние годы — использование баллонов с распылителем. Такие баллончики довольно удобны в использовании и не требуют никаких специальных строительных умений. Подобные краски выпускаются и для отопительных приборов. Выбор баллончика с красящим составом для радиатора происходит по тому же принципу – необходимо обращать внимание на эксплуатационную температуру.
У некоторых людей процесс нанесения такого состава сопровождается с определёнными трудностями. Однако на деле всё очень просто и нужно запомнить одно важное правило: распыление проводится с дистанции не ниже, чем 20 см от окрашиваемой поверхности. А также стоит запомнить, что струю краски необходимо вести быстро и равномерно.
Полезная информация! Покраска радиатора, да и любой другой поверхности, составом из баллончика требует определённых подготовительных мер — площадь вокруг окрашиваемого прибора необходимо закрыть старыми газетами.
При нанесении такого состава может понадобиться различное количество слоёв. Этот показатель зависит от сложности рельефа отопительного прибора. Для того, чтобы прибор окрасился равномерно, рекомендуется менять направление движения баллончика. Например, в первый раз можно двигаться вверх-вниз и вниз-вверх, а в следующий справа-налево и наоборот.
Глянцевые или матовые?
При покупке краски для радиаторов отопления необходимо определиться с одним важным параметром — типом поверхности. Поверхность после окрашивания разными видами красок может быть двух видов:
- глянцевая;
- матовая.
При помощи современных красок можно получить матовую либо глянцевую поверхность
Глянцевая краска подходит не для всех типов поверхности, так как имеет свойство подчёркивать неровности. Это очень важный момент, потому что красят чаще всего радиаторы, выполненные из чугуна, обладающие далеко не идеальной поверхностью. В таких случаях рекомендуется использовать матовые составы.
Красители, дающие матовые оттенки, скрывают многие неровности и отлично подходят для покраски чугунных батарей. Однако у таких составов есть и свои недостатки. Например, матовый состав белого цвета со временем имеет свойство приобретать серый оттенок. Это связано с тем, что он имеет довольно большие поры на своей поверхности, в которые попадает пыль. Отмыть такое загрязнение невозможно, поэтому рекомендуется использовать матовые краски других цветов. При желании можно окрасить радиаторы в такой же цвет, как и стены в комнате. С точки зрения дизайна, это будет довольно выгодным решением.
Существует ещё одно решение, которое позволит обойтись без матового состава – исправить дефекты радиатора. Для этого необходимо провести удаление старого состава и ржавчины, затем обезжирить поверхность отопительного прибора и уже после этого заделать неровности специальной замазкой. После высыхания замазки, необходимо отшлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если провести тщательное выравнивание и окрасить подготовленную поверхность глянцевой краской, результат будет радовать глаз.
Технология покраски
Для начала необходимо подготовить радиатор к покраске:
- Вначале с помощью специальных растворов и шпателя необходимо удалить старую краску с радиатора. Места, которые затронула ржавчина, зачищаются.
- Используя наждачную бумагу, нужно отшлифовать все неровности и довести поверхность радиатора до максимально гладкого состояния.
- Далее следует выполнить обезжиривание поверхности радиатора (для этих целей хорошо подойдёт уайт-спирит).
- В конце подготовительных работ поверхность радиатора отопления покрывают грунтовкой, которая обладает антикоррозийными качествами и, кроме этого, улучшает адгезию красящего состава с поверхностью прибора.
Для качественной покраски обязательно нужно зачистить поверхность радиатора, удалить пыль и частицы старого покрытия
Совет! Существует множество видов грунтовок, отличающихся по разным параметрам. Наиболее подходящий выбор для покраски отопительного прибора — грунтовка на алкидной основе.
После того как все этапы подготовки выполнены, можно приступить непосредственно к покраске:
- В первую очередь нужно застелить пол под радиатором старыми газетами или любым другим ненужным материалом, чтобы избежать попадания на него краски.
- Необходимо подобрать две кисточки и подготовить защитные перчатки. Кисти должны быть с мягкой щетиной, причём одна из них должна быть обычной, а другая — изогнутой (чтобы покрасить труднодоступные места). Также стоит запомнить одно правило — краска наносится от верхней части батареи к нижней. Сначала красят внутренние перекрытия, а затем всё остальное, чтобы избежать загрязнения рук и одежды.
- После того как один слой нанесён, необходимо подождать пока краска застынет и выполнить повторную покраску.
Окрасить батареи можно любым типом краски, главное, выбирать термоустойчивые составы и придерживаться технологии их нанесения.
Вакуумный радиатор. Сущая правда и беспардонная ложь.
Возьмите обычный радиатор отопления, вставьте в нижний патрубок трубу, проходящую через весь радиатор, заполните емкость радиатора небольшим количеством раствора литиево-бромидной соли или этанола и откачайте воздух, чтобы снизить давление внутри. Вы получили так называемый “вакуумный радиатор”, работающий по принципу “тепловой трубки”, о котором так много споров в интернете.
По трубе, вставленной в радиатор, протекает горячий теплоноситель. Рабочая жидкость радиатора, соприкасаясь с внешней поверхностью трубы, быстро испаряется и ее пары конденсируются на внутренней поверхности ребер радиатора. Происходит быстрый перенос тепловой энергии от трубы с теплоносителем на внутреннюю поверхность радиатора.
Благодаря сниженному давлению рабочая жидкость испаряется при низких температурах. На внутренней стенке радиатора пар конденсируется и стекает вниз, чтобы вновь соприкоснуться с трубой с теплоносителем.
Тепловой поток через стальную стенку трубы прямо пропорционален разности температур между внутренней поверхностью ее стенки и наружной. При постоянном охлаждении наружной стенки рабочей жидкостью тепловой поток значительно выше, нежели в случае ее соприкосновения с воздухом.
Испарение жидкости приводит к поглощению большого количества тепловой энергии с поверхности трубы. Этим объясняется, казалось бы, парадоксальный факт: высокая теплоотдача трубы с теплоносителем при ее малой площади поверхности.
Анализируя вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что малейшая трещина в корпусе радиатора, нарушение целостности приведет к восстановлению атмосферного давления внутри. Результат – точка кипения рабочей жидкости повысится и образование пара также прекратится или будет незначительным.
Реклама настойчиво утверждает, что применение этого чудо-радиатора дает экономию и повышает эффективность работы любой системы отопления. Утверждение более чем спорно, и вот почему:
Теплоотдача. Начнем с того, что представленные некоторыми изготовителями сертификаты соответствия не подтверждают пункт 5.4 ГОСТа 31311-2005, который гласит: “Отклонения значения номинального теплового потока отопительного прибора от заявленного изготовителем должны быть в пределах от минус 4% до плюс 5%.”
Оно и понятно, поскольку этот параметр вакуумного радиатора весьма нестабилен. Вот что говорит, например, Википедия по запросу “Тепловая трубка”:
. имеют узкий эффективный диапазон использования. При превышении расчетной температуры вся охлаждающая жидкость может перейти в пар, что приведет к катастрофическому снижению теплопроводности трубки (до 1/80). И наоборот, при недостаточной температуре жидкость плохо испаряется.
Поиск в интернете каких-нибудь протоколов испытаний вакуумного радиатора с целью определения его теплоотдачи почти ни к чему не привел, если не считать этот документ, диаграмму из которого привожу на рисунке (для увеличения щелкнуть по картинке). (Копия)
Как видим, теплоотдача радиатора очень сильно зависит и от температуры теплоносителя, и от его расхода, то бишь, скорости прохождения воды по трубе. Объясняется это так:
Резкие увеличения и снижения теплоотдачи связанны с фазовым переходом, соответствующим интенсивной конденсации и испарению литиево-бромидной смеси внутри радиатора.
Так это или не так, но с такими непредсказуемыми характеристиками не совсем просто организовать применение какой-то автоматики. Совершенно очевидно при такой нестабильности, что даже разные экземпляры радиаторов будут иметь разные характеристики.
Быстрое время прогрева поверхности радиатора, о котором постоянно вещает реклама, делая из этого чуть ли не основной аргумент в пользу эффективности, на самом деле мало на что влияет. Теплотехническая схема дома – это не только радиаторы отопления. Это еще стены, это перекрытия, это и мебель, наконец, и все это являет собой некую массу, обладающую значительной теплоемкостью.
Чтобы поднять температуру воздуха в доме даже на один градус, надо прогреть не только воздух, надо прогреть и всю эту массу. Нагретый радиатором воздух не изолирован от общей массы и отдает ей тепловую энергию. И это не может случиться одномоментно, так не бывает. Поэтому от того, с какой скоростью прогреется радиатор после включения (через секунду или в течение пары минут), практически ничего не зависит.
Небольшое количество теплоносителя. Не забывает реклама акцентировать внимание и на этом аргументе. Но и это при внимательном рассмотрении опять же не аргумент в пользу вакуумника.
Если речь о дачном доме, где хозяева вынуждены применять в качестве теплоносителя покупные незамерзающие жидкости, то надо просто сравнить сумму, затраченную на теплоноситель, с суммой, затраченной на радиаторы, каждая секция которых продается по баснословным ценам. В большинстве случаев выгоднее купить незамерзайку.
В частном доме с постоянным проживанием, как правило, в качестве теплоносителя применяется обыкновенная вода. По определению говорить о какой-то экономии нет смысла – воды в колодцах, реках и ручьях немеряно и бесплатно.
Оппоненты обычно здесь утверждают, что малый объем теплоносителя прогреется быстрее, чем большой. Очевидно, имеется ввиду дача, где хозяева появляются наездами. Приехал, включил, и сразу комфорт. Не бывает сразу. Во-первых, сначала нужно прогреть теплоноситель. Во-вторых, после прогрева теплоносителя необходимо прогреть не только воздух, но и массив стен и перекрытий, и только тогда можно рассчитывать на комфорт. Обычные радиаторы сделают эту работу с той же эффективностью.
О чем еще вещает реклама? На большинстве ресурсов говорят об экономии в 2 раза, а наиболее рьяные обещают и 4. Это уже беспардонная ложь. Доказывать тут ничего не требуется, если вспомнить о законе сохранения энергии и о том, что теплопотери должны восполняться в полном объеме. Радиатор не вырабатывает никакой энергии, он только транслирует ее. А остальные аргументы, о которых говорилось выше, никакой экономии не создают.
Кроме всего прочего, в частном доме с его системой отопления следует более серьезно рассмотреть вопрос о естественной циркуляции, если таковая предусматривается. Движение теплоносителя в такой системе очень медленное, обусловленное только гравитационным напором. (Это обстоятельство уже само по себе является серьезным препятствием в работе вакуумного радиатора.) И напор этот будет ниже, чем с обычными радиаторами.
Причина проста. Вот схема с обычными радиаторами. Напор зависит от величины H, определяющей расстояние от середины радиатора до середины котла. Если судить более строго, то это расстояние между расположением воды с одинаковой температурой в котле и радиаторе. Чем больше это расстояние, тем выше гравитационный напор. Подробнее.
А вот схема с вакуумным радиатором. Совершенно очевидно, что расстояние H здесь меньше. Следовательно, и гравитационный напор ниже. Как результат, эффективность работы системы в целом снижается.
Напоследок можно привести пару практических применений вакуумного радиатора от пользователей, а не от торгашей. Примеры взяты отсюда.
dahnik:
Ну вот, купил один 8-ми секционный на пробу. Увы передача тепла не 1 к 1, а где то процентов 70 (то есть труба значительно теплее самого радиатора), или мне не повезло и китайцы там чего то не доложили в плане бром-лития, или это очередной развод. А может и всё вместе. Кроме того слышно постоянное потрескивание, хотя продавец уверял, что трещали только батареи старой конструкции на каком то сухом порошке.
Suneco:
Здравствуйте Всем! Купил себе вакуумный радиатор на 8 секций и провел эксперимент. Для начала 8 секционный алюминиевый радиатор залил водой, вкрутил в него электрический тэн 1,6 кВт с термо-реле который выставил на 80 градусов и подключил через прибор замеряющий время работы и затраченную энергию. Установил в душевой кабинке с термометром и включил электротэн на час, затем повторил все с вакуумным радиатором.
Итог:
Алюм. рад. | Вак. рад | |
затраченная электроэнергия | 782 вт | 356 вт |
начальная температура в кабине | 24°С | 25°С |
конечная температура в кабине | 40°С | 32°С |
Разница температур: 16° при 782 вт и 7° при 356 вт
Вывод: физику не обманешь. Поставь на вакуумный радиатор теплосьемники, как на алюм. рад. получим равные рузультаты.
Второй пример весьма примечателен. Вакуумный радиатор за час работы затратил в два раза меньше электроэнергии, чем обычный. Но и нагрел помещение в два раза меньше, хотя реле было выставлено также на 80 градусов! В чем дело? В плохой теплоотдаче. И чтобы получить такую же теплоотдачу, как в случае с алюминиевым радиатором, нужно ставить два вакуумных.
Как видим, экономии, как таковой, нет вообще. Мало того, покупая вакуумный радиатор по завышенным ценам, несем неоправданные расходы.
Вакуумный радиатор. Поздравляю: все мы лохи.
Да-да! Мы все лохи. По крайней мере, так считают толкачи вакуумных радиаторов. Хочешь, Мастер, я тебе с помощью обычной человеческой логики докажу полную несостоятельность их рекламы?
Сначала о том, как устроен этот самый хваленый вакуумный радиатор и что говорят о нем толкачи. В упрощенном смысле это две горизонтальные трубы, соединенные вертикальными. Этакий регистр. Верхняя горизонтальная труба с торцов закрыта. Туда ничего не подключается.
Зато через нижнюю трубу прогоняют еще одну, поменьше. Весь этот регистр заполняют. чем там? ага, литиево-бромидной жидкостью. Давление в регистре снижают, в результате чего эта жидкость может кипеть уже при 30 градусах плюса. Иначе сказать, превращается в пар.
А через вваренную трубу прогоняют теплоноситель. Вобщем, горячую воду от котла. При этом та жидкость, соприкасаясь с водяной трубой, под воздействием температуры превращается в пар и прогревает все поверхности радиатора.
С этим я соглашусь сразу и бесповоротно, поскольку в вопросах с литиево-бромидными и другими волшебными жидкостями я лох. Пусть превращается в пар и пусть прогревает. Вопросы возникают позже, потому что я не простой лох, я любопытный лох.
Что вещают толкачи? А толкачи не стесняются, высасывают из пальца все, что возможно высосать. И нередко при этом говорят об автономной системе отопления. Чуешь, Мастер? Об автономной, то бишь, нашей с тобой системе. Попробуем разобраться со всеми их заявлениями, насколько они могут соответствовать нашей автономной системе.
Система может быть хоть автономной, хоть центральной. При автономной допустим любой котел.
И в чем преимущество этого супер-пупер-вакуумного радиатора? Любой известный нам радиатор обладает всем этим. Пропускаем это словоблудие.
Cнижение объема теплоносителя в системе отопления.
Речь, видимо, о том, что в вакуумном радиаторе вода только в нижней трубе. Ну и что? Больше воды, меньше воды. Лично у меня система с двумя кубометрами воды в аккумуляторе даже не заметит такого изменения в четырех радиаторах. Да и вообще, что это может дать? Воды, что ли, жалко? Смех. Высосано, пропускаю.
Давление в системе значительно ниже в сравнении с привычными для нас радиаторами.
Это почему же? Причем тут давление? И как оно может быть ниже с вакуумными радиаторами? Тут, похоже, даже не из одного пальца высосано. Пропускаю.
Литиево-бромидная жидкость в вакуумных обогревателях превращается в пар уже при 30, что позволяет максимально прогреть помещение при небольшой температуре воды в системе отопления. Это снижает теплопотери, а значит и затраты энергии.
Ух ты! Вот это наплели! МАКСИМАЛЬНО прогреть ПРИ НЕБОЛЬШОЙ температуре. Снижает теплопотери и затраты. Класс! Долой все законы сохранения энергии, и вообще учебник физики в топку! А если посерьезнее, то закон сохранения энергии никто еще не отменял. Никакой радиатор не способен снизить теплопотери, ни один радиатор никогда не может повлиять на затраты. Не может, потому что он только передает тепловую энергию, он ее не вырабатывает из ничего.
Снизить затраты на отопление возможно только двумя способами, третьего не дано. Первый способ: утеплить дом. Второй способ: более эффективно сжигать топливо. Что в том, что в другом случае радиаторы скромно стоят в сторонке, будь они хоть какими супер-пупер. Потому пропускаю и этот аргумент. Это не аргумент, это абракадабра, набор слов в расчете на полных лохов.
Отсутствие воздушных пробок в системе отопления.
Хы! А что, воздушные пробки возможны только в радиаторах? В правильно собранной системе с любыми радиаторами пробок нет. Пропускаю.
Помещение быстро прогревается после запуска системы.
Это что, преимущество? Я запускаю систему один раз в году с наступлением холодов. И мне глубоко плевать на это “преимущество”. Если мои обычные радиаторы нагреют помещение на 5 минут позже, ничего абсолютно не изменится. Пропускаю.
Радиатор внутри не ржавеет, никакой коррозии. Это увеличивает срок службы.
Блин, у меня стоят обычные чугунные радиаторы больше 20 лет и еще лет 100 простоят без сомнений. И даже в трубах, обычных стальных трубах нет никакой ржавчины. Вода в системе практически никогда не сливается, не меняется, кислородом не обогащается и всегда светла и прозрачна. Особо отмечу при этом: нет никаких фильтров. Потому нет у меня никакого стимула менять чугун на эти супер. Пропускаю.
Вакуумные радиаторы никогда не засорятся.
А другие что? Засоряются? Почему у меня не засоряются, может мне кто-нибудь объяснить? Может, не надо всякое дерьмо в систему заливать? Пропускаю.
У вакуумных радиаторов низкое гидравлическое сопротивление. Это снижает расходы на отопление.
Снижает расходы у кого? У управляющих компаний, которые гоняют горячую воду километрами по тысячам радиаторов? В моей автономной системе отопления этот показатель не имеет практически никакого значения. Особенно в режиме естественной циркуляции, когда даже насос не работает. Пропускаю.
Высокая теплоотдача. 20% отдается конвекцией, 80% лучистое тепло.
Вот тут наступили на мою любимую мозоль, блин. Обрати внимание, Мастер: в этом “супер-радиаторе” присутствует этакий посредник – та самая жидкость. Посредник, который сначала примет тепло от трубы, проходящей по низу, и потом отдаст его стенкам радиатора. Но мы ведь с тобой знаем, что теплоотдача напрямую зависит не только от температуры любой поверхности, но и от ее площади!
Возьми кусочек железа размером с монету, разогрей его хоть докрасна, и положи недалеко от себя. Много тепла от него чувствуешь? А теперь сядь недалеко от дверки котла, в топке которого дрова горят. Дверка нагрелась всего ничего, еще только в начале топки, а ты уже чувствуешь боком, как от нее теплом пышет. Потому что площадь у дверки больше, чем у той монетки.
А что же в радиаторе? Какая площадь теплоотдачи у трубы с водой, которая проходит по низу и от которой идет теплоотдача той “волшебной” жидкости? Разве может она сравниться с площадью поверхности обычного радиатора с водой? Где теплоотдача эффективнее? Тут ежу понятно, что водяная труба в вакуумном радиаторе тепло плохо отдает, неэффективно. А нам говорят: высокая теплоотдача. Врут нагло и беззастенчиво.
Что же касается процентов на лучистое и конвекционное, то смею заверить, что обычные радиаторы тоже не лишены ни того, ни другого. При этом я уверен, что конвекции в случае с обычными радиаторами значительно больше, и это считаю правильным. Вобщем, не только пропускаю, но и категорически не согласен. Не может быть у этого вакуумного радиатора высокой теплоотдачи.
Снижение расходов на отопление.
Ну вот. Приехали. А позвольте поинтересоваться: за счет чего? Там, в этом вакуумном радиаторе атомная батарейка встроена? Это она там безвозмездно вырабатывает тепло, которое снижает мои расходы на отопление? Может, мне наставить штук двадцать таких чудо-радиаторов, а печку на фиг разломать и выкинуть? Тогда вообще расходов не будет!
Я вот знаю точно и наверняка, что теплопотери в доме надо восполнять ровно в том же объеме, ни больше, ни меньше. И если я вместо необходимых 10 поленьев дров сожгу только 5, я неизбежно замерзну. Потому что я потерял тепла на 10 поленьев, и мне надо восполнить его тоже 10-ю поленьями. Несгоревшие 5 поленьев мне ни один радиатор не заменит. Разве только вдрючить в него электроТЭН, но тогда расходы мои не только не снизятся, а наоборот подпрыгнут. Короче, опять пропускаю.
Итак, в чем же преимущество вакуумного радиатора перед обычными? Я не увидел такового. Более того, этот радиатор имеет плохую теплоотдачу, поскольку не только имеет малую поверхность теплоотдачи трубы с теплоносителем, но и сам радиатор имеет совершенно не развитую поверхность в сравнении с современными. А раз так, если теплоотдача этого радиатора ниже плинтуса, то для эффективной работы системы в доме надо увеличивать количество радиаторов. При их цене даже думать об этом не хочется.
Расходов этот радиатор не снижает нисколько, а вот повышает – это точно. За счет своей заоблачной стоимости. Вот, кстати, еще одно подтверждение совершенной бесполезности вакуумного радиатора: Вакуумный радиатор. Сущая правда и беспардонная ложь..
Ездят манагеры по ушам туды-сюды, только бы я растрогался, воодушевился и купил эти чудо-радиаторы за 600-700 рублей за каждую секцию. И как видно, лохов меньше не становится, поскольку цены не падают. Значит, покупают!
А вообще, если хочется экономить на отоплении с автономной системой, надо не сомнительные чудо-радиаторы устанавливать, а надо:
- Утеплить свое жилище.
Утеплить дом, значит снизить теплопотери. А снижение теплопотерь – это безусловно и снижение расходов на их возмещение. - Правильно подобрать котел.
Правильно подобранный котел сжигает топливо полнее и меньше тепла выбрасывает в трубу. - Использовать теплоаккумулятор.
При твердотопливном котле достаточной мощности тепловой аккумулятор позволит котлу работать с максимальным КПД.
Принцип работы вакуумных радиаторов отопления и их истинные преимущества
Сейчас на рынке появились радиаторы совершенного нового типа. Производители и продавцы уверяют, что они способны творить просто чудеса. Это вакуумные радиаторы отопления, принцип работы которых мы подробно и разберем в данном материале, а также рассмотрим действительно ли они такие эффективные как заверяют производители.
Устройство вакуумного радиатора
В общем-то, ничего сложного в его конструкции нет. Радиатор состоит из металлических секций. Вместо воды в секциях находится литиево-бромидный раствор, закипающий уже при плюс 35 градусах по Цельсию. Воздух из секций полностью откачан с целью снижения внутреннего давления. По нижнему коллектору радиатора протекает горячая вода, поступающая из системы отопления. Она не должна соприкасаться с теплоносителем, и контакт происходит только через металлическую поверхность трубы. Изготовлена эта труба (как и весь радиатор) из полутора миллиметровой углеродистой стали.
Устройство вакуумного радиатора.
Принцип действия вакуумного отопительного прибора
Горячая вода, поступающая из отопительной системы в нижнюю часть радиатора (подключенного к системе отопления с помощью стандартных муфт), передает тепло литиево-бромидной жидкости. Она быстро начинает испаряться, нагревая все секции радиатора. Конденсат стекает вниз, затем вновь переходя в пар поднимается вверх. Таким образом, наружная стенка трубы, граничащая с теплоносителем, постоянно охлаждается. И разность температур между ее внутренней и наружной поверхностью способствует увеличению теплового потока.
Секции радиатора, за пару минут прогреваемые горячим паром, отдают тепло окружающему воздуху. Причем, как утверждают производители, это происходит моментально. Заявленная ими теплоотдача одной секции данного прибора – 300 ватт и при этом используется совсем небольшое количество воды. Это серьезные цифры – далее попробуем выяснить, так ли это. И заодно проверим, насколько прекрасны новые отопительные приборы.
Видео. Принцип работы вакуумных радиаторов
Верить ли рекламе, расхваливающей вакуумные приборы отопления
Постараемся подойти к этому вопросу максимально скрупулезно и объективно, беря за основу только доказанные факты. При этом рассмотрим каждое из указанных производителем достоинств данных радиаторов. Итак, начали.
1. Постоянно рекламируется характерное для вакуумных радиаторов молниеносное время прогревания. Хорошо, допустим. Однако вовсе не так быстро прогреется весь дом. Ведь в нем находится не один лишь воздух, но и стены, внутренние перегородки с мебелью, потолок с полом. На их нагрев нужно определенное время. И поэтому совсем не так важно, минуту или пять будет греться сам радиатор.
2. Теперь о малом количестве теплоносителя, что якобы весьма экономично. Вот только вопрос – где именно проявляется эта экономия. Если в центральной системе отопления, то это сущий блеф – здесь не так важно, больше горячей воды протечет по трубам или меньше. Если же взять загородный дачный домик, то и в нем экономия под вопросом, учитывая то, что те же современные панельные радиаторы тоже требуют не столь много теплоносителя
3. В радиаторах вакуумного типа не может появиться воздушных пробок. Об этом с восторгом вещает реклама. Но ведь радиаторы – это не вся система отопления, а лишь ее часть. Между прочим, пробки появляются лишь тогда, когда эта система собрана неграмотно. В противном случае их не будет с любыми радиаторами.
4. Еще два жирных плюса, которыми козыряют изготовители. Это невозможность засорения радиаторов и отсутствие коррозии. Пожалуй, для автономных систем отопления эти плюсы вряд ли окажутся такими уж жирными. Если горячая вода в отоплении чистая, ее уровень кислотности соответствует нормам, а из системы она не сливается, то никакой коррозии и не будет. И засорам взяться неоткуда.
5. Насчет низкого гидравлического сопротивления, якобы резко уменьшающего статью расходов на отопление, скажем так. Для централизованного отопления непонятно вообще, чьи расходы имеются в виду. Разве что хозяев котельных, сотнями километров перегоняющих тонны горячей воды. Получается выгода может быть только при использовании в автономной системе отопления и это еще вопрос может ли она быть. А для автономной системы в своем доме многие используют естественную циркуляцию теплоносителя, так что вопрос этот неактуален.
6. Следующим пунктом будет экономия энергии вдвое, а то и вчетверо. С этим ошибочка вышла, так как закон сохранения энергии по-прежнему действует. Радиаторы, даже самые инновационные, не могут вырабатывать энергию. Они только передают ее, и об экономии говорить не приходится. Сколько тепла затрачено, столько должно быть и восполнено – только так.
7. Теперь коснемся теплоотдачи вакуумных трубок, которая, как показывают сертификаты изготовителей, не является стабильной. Этот показатель может иметь отклонения до 5 процентов в большую и меньшую сторону. Оказывается, это и от скорости воды в системе отопления зависит, и от ее температуры. Так что вряд ли можно автоматику к такому радиатору приспособить. А два радиатора с равным количеством секций могут иметь разные параметры.
8. Отдельно скажем о системах отопления в частных домах, где вода циркулирует естественным образом. Тут важен гидравлический напор, создающийся за счет разницы высоты горячей воды в котле и радиаторе. Так вот, у приборов вакуумного типа эта высота значительно меньше, поэтому в такой системе они работают с проблемами.
9. Теперь представим, что в корпусе радиатора появилась трещина. Даже если она крохотная, о вакууме можно забыть. Уйдет он безвозвратно, и восстановится нормальное атмосферное давление. А оно, в свою очередь, приведет к повышению точки кипения теплоносителя. Результат окажется плачевным – либо жидкость почти не будет испаряться, либо пар вовсе не появится. Короче, радиатор греть перестанет.
10. Кстати, эта чудесная (по заверению продавцов и рекламщиков) литиево-бромидная жидкость к тому же еще и ядовита, оказывается. Поэтому то, что радиаторы при утечке теплоносителя станут холодными, только полбеды. Хуже, если батарея прохудиться, например, ночью, отравив спящих жителей квартиры.
Так что, пожалуй, не всегда стоит верить рекламе, такой убедительной на первый взгляд.
Вакуумные радиаторы отопления — принцип работы, преимущества и недостатки
Вопрос о сокращении расходов на обогрев жилья одинаково актуален как для владельцев квартир, так и частных домов. Особенно остро данная проблема обстоит в регионах с «суровым» климатом, где воздух охлаждается до – 40°С и более.
Одной из современных и эффективных разработок в области экономии энергоресурсов являются вакуумные радиаторы отопления, применение которых позволит снизить расход теплоносителя и поддерживать оптимальный температурный режим в помещении. В статье мастер сантехник разберётся в конструкции и принципе действия вакуумных обогревателей, а также развеем некоторые мифы.
Конструкция и принцип работы
Вакуумные радиаторы появились на отечественном рынке относительно недавно, но уже успели обрести немалую популярность среди потребителей. Визуально данные отопительные приборы мало чем отличаются от привычных нам секционных батарей. Производятся они из углеродистой стали, имеют традиционно белую либо декорированную поверхность.
Но вот устроены вакуумные радиаторы кардинально по-иному. Теплоноситель системы отопления (вода, антифриз) в вакуумном радиаторе циркулирует только по прямой трубе, расположенной в нижней его части. Секции же прибора вместо воды содержат небольшое количество литиево-бромидной жидкости, закипающей в условиях вакуума уже при 35 °С.
Принцип функционирования вакуумного радиатора следующий:
- Вода из системы отопления поступает в нижнюю часть радиатора.
- Происходит передача тепла вторичному теплоносителю.
- Рабочая жидкость переходит в парообразное состояние.
- Мощное испарение быстро и равномерно прогревает металлический корпус прибора и радиатор отдает тепло окружающему воздуху.
- Конденсат по внутренним стенкам секций опускается вниз, а затем, закипая, вновь превращается в пар.
Секции радиатора, за пару минут прогреваемые горячим паром, отдают тепло окружающему воздуху. Причем, как утверждают производители, это происходит моментально. Заявленная ими теплоотдача одной секции данного прибора – 300 ватт и при этом используется совсем небольшое количество теплоносителя (В одной секции вакуумного радиатора содержится всего лишь 50 мл теплоносителя, в алюминиевом – 350 мл).
Напрашивается вывод о том, что изложенный принцип действия предусматривает введение в процесс теплообмена дополнительного посредника с целью повышения его эффективности.
Что происходит на самом деле
Постараемся подойти к этому вопросу максимально скрупулезно и объективно, беря за основу только доказанные факты. При этом рассмотрим каждое из указанных производителем достоинств данных радиаторов. Итак, начали:
- Постоянно рекламируется характерное для вакуумных радиаторов молниеносное время прогревания. Хорошо, допустим. Однако вовсе не так быстро прогреется весь дом. Ведь в нем находится не один лишь воздух, но и стены, внутренние перегородки с мебелью, потолок с полом. На их нагрев нужно определенное время. И поэтому совсем не так важно, минуту или пять будет греться сам радиатор.
- Теперь о малом количестве теплоносителя, что якобы весьма экономично. Вот только вопрос – где именно проявляется эта экономия. Если в центральной системе отопления, то это сущий блеф – здесь не так важно, больше горячей воды протечет по трубам или меньше. Если же взять загородный дачный домик, то и в нем экономия под вопросом, учитывая то, что те же современные панельные радиаторы тоже требуют не столь много теплоносителя
- В радиаторах вакуумного типа не может появиться воздушных пробок. Об этом с восторгом вещает реклама. Но ведь радиаторы – это не вся система отопления, а лишь ее часть. Между прочим, пробки появляются лишь тогда, когда эта система собрана неграмотно. В противном случае их не будет с любыми радиаторами.
- Еще два жирных плюса, которыми козыряют изготовители. Это невозможность засорения радиаторов и отсутствие коррозии. Пожалуй, для автономных систем отопления эти плюсы вряд ли окажутся такими уж жирными. Если горячая вода в отоплении чистая, ее уровень кислотности соответствует нормам, а из системы она не сливается, то никакой коррозии и не будет. И засорам взяться неоткуда.
- Насчет низкого гидравлического сопротивления, якобы резко уменьшающего статью расходов на отопление, скажем так. Для централизованного отопления непонятно вообще, чьи расходы имеются в виду. Разве что хозяев котельных, сотнями километров перегоняющих тонны горячей воды. Получается выгода может быть только при использовании в автономной системе отопления и это еще вопрос может ли она быть. А для автономной системы в своем доме многие используют естественную циркуляцию теплоносителя, так что вопрос этот неактуален.
- Следующим пунктом будет экономия энергии вдвое, а то и вчетверо. С этим ошибочка вышла, так как закон сохранения энергии по-прежнему действует. Радиаторы, даже самые инновационные, не могут вырабатывать энергию. Они только передают ее, и об экономии говорить не приходится. Сколько тепла затрачено, столько должно быть и восполнено – только так.
- Теперь коснемся теплоотдачи вакуумных трубок, которая, как показывают сертификаты изготовителей, не является стабильной. Этот показатель может иметь отклонения до 5 процентов в большую и меньшую сторону. Оказывается, это и от скорости воды в системе отопления зависит, и от ее температуры. Так что вряд ли можно автоматику к такому радиатору приспособить. А два радиатора с равным количеством секций могут иметь разные параметры.
- Отдельно скажем о системах отопления в частных домах, где вода циркулирует естественным образом. Тут важен гидравлический напор, создающийся за счет разницы высоты горячей воды в котле и радиаторе. Так вот, у приборов вакуумного типа эта высота значительно меньше, поэтому в такой системе они работают с проблемами.
- Теперь представим, что в корпусе радиатора появилась трещина. Даже если она крохотная, о вакууме можно забыть. Уйдет он безвозвратно, и восстановится нормальное атмосферное давление. А оно, в свою очередь, приведет к повышению точки кипения теплоносителя. Результат окажется плачевным – либо жидкость почти не будет испаряться, либо пар вовсе не появится. Короче, радиатор греть перестанет.
- Кстати, эта чудесная (по заверению продавцов и рекламщиков) литиево-бромидная жидкость к тому же еще и ядовита, оказывается. Поэтому то, что радиаторы при утечке теплоносителя станут холодными, только полбеды. Хуже, если батарея прохудиться, например, ночью, отравив спящих жителей квартиры.
Так что, пожалуй, не всегда стоит верить рекламе, такой убедительной на первый взгляд.
В сюжете – Принцип работы вакуумных радиаторов
В сюжете – Эта съемка с тепловизора, вы можете наблюдать, как быстро и равномерно нагревается радиатор
Применение вакуумных обогревателей вполне допустимо, этого отрицать нельзя.
Однако для того, чтоб тепло использовалось действительно разумно и экономно, надо создать определенные условия:
- Помещение должно быть максимально утеплено. Использование теплосберегающих стеклопакетов на окнах, герметизация дверных щелей, теплоизоляция пола и крыши увеличивают эффективность работы вакуумного радиатора.
- Количество секций и их общая теплоотдача должны соответствовать габаритам дома (нужно учесть метраж помещения и высоту потолков).
- Теплоотдача вакуумных радиаторов напрямую зависит от температуры теплоносителя (оптимально, если вода будет нагреваться до 60°С).
Но никакой особой экономии, что позволит окупить затраты на их приобретение, ожидать не стоит. Зато проблемы с обогревом будут точно, они связаны с резкими колебаниями потребления тепла при изменении условий окружающей среды.