Какие краны лучше ставить на радиаторы отопления — запорные или терморегулирующие
Одни из самых необходимых устройств в любом частном или многоэтажном доме — это радиаторы отопления. Они прогревают помещения в холодное время года, создавая комфортный микроклимат в каждой комнате. При замене батареи необходимо определиться не только с её типом, способом монтажа и подключением к трубам, но и установкой дополнительных технических элементов. К таким элементам относятся клапаны, вентили и специализированные краны для радиаторов отопления.
Какие краны для радиаторов отопления выбрать
Зачем нужны запорно-регулирующие устройства
Совсем недавно батареи подключали к остальной части отопительной системы безо всяких дополнительных элементов. На сегодняшний день монтаж практически каждого радиатора автоматически предполагает установку кранов. Причина таких изменений связана с экономией и возможностью возникновения незапланированных ситуаций.
Если нарушится герметичность радиатора, он даст течь, произойдёт его засорение, то можно просто повернуть вентиль, перекрыв доступ воды, и снять батарею для ремонта или очистки. Для этого даже не придётся сливать воду со всей системы. Такие краны называются запорные. Они устанавливаются на трубах, через которые происходит подача и отвод жидкости. В открытом режиме они не препятствуют свободному течению воды, а в закрытом — полностью блокируют её подачу.
Запорные краны на батарею отопления
Кран необходим для вывода воздуха, скопившегося в отопительной системе. Обычно он носит название «Маевского».
Некоторые краны позволяют регулировать температуру нагрева отопительной системы. С их помощью можно сэкономить на отоплении, понижая температуру нагрева батарей или отключая их, если за окном тепло. Это актуально и для частных домов, и для многоквартирных.
Виды кранов и материалов, из которых они изготавливаются
Нет однозначного ответа на вопрос, какие краны лучше ставить на радиаторы отопления. Они отличаются друг от друга не только по цене, но и по материалу изготовления, способу крепления и выполняемым функциям.
Все краны условно делятся на две группы:
- Запорные или регулировочные.
- Терморегулирующие.
Запорные устройства призваны осуществлять контроль над расходом воды. По форме регулировочные краны для радиаторов отопления бывают угловые и прямые. С их помощью можно проводить ремонт или очистку любой батареи без отключения всей системы.
Кран для радиатора прямой
Кран для радиатора угловой
Самое главное при выборе материала, из которого произведено устройство, обращать внимание на его стойкость к коррозии. От типа материала зависит и способ крепления. Чаще всего краны изготавливаются из синтетической латуни. Такие изделия крепятся к металлическим или пластиковым трубам посредством резьбы или сантехнического фитинга.
Резьбовые фитинги из хромированной латуни.
Очень популярны устройства из качественного полипропилена. Сверху их могут покрывать металлическим напылением. Как установить такой кран на батарею отопления? Для этого придётся воспользоваться сваркой. Основной недостаток — невозможность замены вентиля без вырезания части системы.
В магазинах сантехники иногда попадаются дешёвые подделки, изготовляемые из силумина (сплава алюминия и кремния). Внешне этот материал похож на латунь, но поддаётся коррозии и быстро гниёт.
Шаровые краны
Этот тип устройств является самым простым и распространённым. Он предназначается для перекрытия и открытия подачи тепла. Может находиться только в двух положениях — открытом и закрытом. При желании его можно установить в промежуточном положении. В таком случае его износ возрастёт во много раз.
Поступление жидкости блокируется металлическим шаром, который изменяет своё положение движением рукояти. Составляющие этого крана обычно изготавливают из бронзы (стали, латуни). Для герметичности соединений применяются прокладки из фторопласта. При желании их можно заменить самостоятельно. К радиатору вентиль присоединяется при помощи гайки или «американки» (быстроразъемного соединения, состоящего из двух ответных резьбовых концевиков и накидной гайки).
«Американка» для крепления вентиля
Какие шаровые краны лучше? Специалисты рекомендуют приобретать устройства, изготовленные из латуни. Они более долговечные и износостойкие.
Современные шаровые краны изготавливаются с применением новейших технологий. Металлические шары тщательно шлифуется. Чем более гладкий шар, тем ниже вероятность, что через него просочится горячая вода. Кроме того, гладкий шар легче проворачивается, а значит, он удобнее в использовании.
Конструкция шарового крана.
По пропускной способности шаровые устройства делятся на:
- стандартные (пропускают 70-80% потока воды);
- полнопроходные (пропускают весь поток жидкости).
Чтобы не снижать эффективность работы, на радиатор отопления рекомендуется монтировать полнопроходной кран.
Шаровые краны подразделяются на фланцевые, муфтовые и приварные. В радиаторах используются исключительно муфтовые модели. Остальные два вида не подходят для использования в частных домах и квартирах. Фланцевые устройства, например, устанавливают на трубопроводах. Они прочные, долговечные, способны выдерживать высокое давление.
Кран шаровой муфтовый
При покупке шарового устройства нужно учитывать тип труб, с которыми будет происходить состыковка, их диаметр (в миллиметрах или дюймах) и рабочее давление. Вентили бывают с внутренней и наружной резьбой, с обжимными и накидными гайками.
Если планируется установка лишь шаровых кранов, то их крепят на двух трубах (подающей воду и отливающей её) прямо у входа (выхода) радиатора.
Конусные краны
Такие устройства работают плавно, в отличие от шаровых. С их помощью можно регулировать поток горячей воды. Конусный вентиль состоит из рукоятки и конусного штока с резьбой. При повороте рукоятки шток начинает двигаться по резьбе, понемногу открывая или прикрывая доступ жидкости. В самом нижнем положении шток полностью перекрывает поток воды. Эластичные прокладки, расположенные в кольцевых канавках штока, обеспечивают герметичность.
Вентиль радиаторный угловой конусный
Обычно конусные краны производят из латуни или бронзы. Но бюджетные модели изготавливают из полипропилена. Они не отличаются долговечностью, поэтому используется в системах, где часть труб выполнена из пластика.
Кран Маевского
Игольчатый кран (кран Маевского) отвечает за выведение воздуха из системы, который попадает туда вместе с водой (антифризом). Воздушная пробка снижает эффективность нагрева. Скопившийся воздух поднимается и собирается в самой верхней точке радиатора. Именно поэтому кран Маевского располагают на верхушке батареи в противоположной стороне от входной трубы.
Устройство Маевского открывается и закрывается при повороте отвёртки или специализированного ключа. Рекомендуется выбирать модель, которую можно повернуть посредством отвёртки: ключ легко теряется. Для открытия вентиль на батарее отопления поворачивают против часовой стрелки до тех пор, пока не послышится шипение выходящего воздуха. После прекращения шипения вентиль закручивают обратно.
Кран Маевского отличается небольшой пропускной способностью, поэтому он подходит лишь для современных радиаторов из стали или алюминия. Чтобы избавиться от воздуха, скопившегося в чугунной батарее, необходим вентиль, позволяющий сливать большое количество жидкости.
Внимание! Чтобы выпустить воздух из системы, к которой подключено насосное оборудование, необходимо предварительно отключить насос. В противном случае под давлением из отверстия польётся вода, что может привести к потопу.
Кран Маевского устанавливается на верхнюю часть радиатора
Классический кран Маевского является механическим воздухоотводчиком. В продаже имеются ещё и автоматические. Среди них представлены как крупногабаритные модели, предназначенные для монтажа в автономных системах отопления, так и компактные, подходящие для небольших комнатных радиаторов. Они работают без участия человека, сами открываются, если происходит скопление воздуха, и закрываются.
Автоматический угловой воздухоотводчик
Терморегулирующие краны
Краны этого типа способны автоматически управлять потоком жидкости и поддерживать в помещении комфортную температуру. Основной структурный компонент устройства — сифон, располагающийся в рукояти. Он представляет собой ёмкость с газом или жидкостью. Когда температура повышается, газ (жидкость) в сифоне расширяется, давит на шток, который опускается и понемногу перекрывает доступ воды в батарею. При снижении температуры шток подымается, увеличивая поток жидкости.
Терморегулятор для отопления производства компании Данфосс
Хотя цена у терморегулирующих вентилей, наполненных газом и жидкостью, практически одинаковая. Они немного отличаются по своему функционированию. Модели с газом отличаются быстротой реакции на изменение температуры, в то время как жидкостные модели точнее воздействуют на горячий поток.
Электронный терморегулятор на батарее отопления
В зависимости от типа терморегулирующего вентиля, происходит изначальная установка параметров: при помощи вращения механической ручки или установкой необходимых значений на более наглядном цифровом экране.
Выбор крана. Рекомендации профессионалов
Какие краны для радиаторов отопления лучше? При выборе запорно-регулирующей арматуры в первую очередь необходимо учитывать условия, при которых происходит эксплуатация батареи:
- В системе центрального теплоснабжения.
- В частных домах с автономным отоплением.
- В многоквартирных домах с индивидуальной котельной.
Нужно понимать, что любой кран на радиаторе способен лишь уменьшать поток жидкости и, следовательно, снижать температуру обогрева. Если же тепловой энергии изначально мало, то вентиль лишь сможет отключить поток, а не отрегулировать его.
В помещениях с центральным отоплением на батареи есть смысл ставить краны исключительно из стали и латуни. Качество горячей воды, текущей по трубам, очень низкое, поэтому смысла ставить регулировочную арматуру на батарею отопления нет. Они очень быстро засорятся и не смогут выполнять свою функцию.
Правильная установка запорно-регулирующей
В многоквартирном доме на радиатор отопления рекомендуется установить качественный шаровой кран, способный выдержать давление16-40 Бар и температуру до 200 градусов по Цельсию. Обязательным условием является стойкость к коррозии и механическим повреждениям. В центральных системах отопления часто возникают гидроудары и происходят перепады давления, а полный слив жидкости в тёплое время года может привести к коррозии.
В частных домах есть смысл ставить краны с термоголовками. Регулировочный кран, установленный на радиаторе отопления, позволит эффективно экономить энергию.
Таким образом, краны — практичные и необходимые запорные механизмы, рекомендуемые к установке на каждом радиаторе отопления. Их монтаж стоит произвести хотя бы для быстрого решения чрезвычайных ситуаций (потопа из-за повреждения батареи). Чтобы кран прослужил долго, нужно не только правильно его установить, но и качественно подобрать.
Как правильно выбрать и ставить кран для радиатора системы отопления?
Современные отопительные радиаторы в принципе могут при работе обойтись без запорной арматуры. Зачем нужен кран для радиатора отопления и каковы его функции, становится понятно, когда вдруг возникнет течь или, к примеру, когда батарея завоздушена настолько, что перестаёт нагреваться вообще. Каждый раз вручную настраивать температуру в отопительной системе утомительно, проще поставить термостатический клапан.
Для чего нужен кран на радиаторе отопления?
Краны разных типов, используемые в системе отопления, обеспечивают решение различных задач:
- Полная изоляция батареи. Такая необходимость появляется при разгерметизации радиатора. Изолируя отдельный радиатор от всего контура, можно произвести его починку или замену, не отключая всю отопительную систему. Также полностью перекрывают краны, если отапливать комнату, где находится радиатор, нет необходимости.
- Уменьшение потока горячей воды через радиатор. Таким способом можно регулировать количество выделяемого батареей отопления тепла в помещении.
- Стравливание воздуха и воды посредством крана Маевского. Если сжатый воздух скапливается вверху радиатора, нагрев происходит значительно хуже.
Виды кранов
Условно арматуру можно разделить следующим образом:
- шаровый полуповоротный кран;
- балансировочный вентиль;
- термостатический клапан;
- промывочный кран;
- стравливающий кран Маевского.
Краны отличаются ценой, конструкцией и особенностями применения, от которых зависит где и с какой целью устанавливается устройство.
Существуют вентили с ручным и автоматическим способом регулировки, здесь разница также ощутима и в цене крана. Работает система с автоматической терморегулировкой так: контроллер получает сигнал от термодатчика и отдаёт команду на сервоприводы, в результате чего регулируется размер проточного отверстия в кране в зависимости от установленного режима.
Обратите внимание! Ручные вентили стоят значительно дешевле оснащённых автоматическим терморегулятором.
Шаровый полуповоротный кран
Название крана обусловлено шаровидной формой клапана, в котором имеется сквозное отверстие. Рассчитан клапан только на два положения – открыто либо закрыто, для работы в четверть оборота он не предназначен. При повороте ручки крана вращается и клапан, и отверстие в нём оказывается расположено либо параллельно, либо перпендикулярно трубопроводу.
Корпус устройства выполняется из, стали, латуни, бронзы либо силумина. По прочности лидирует сталь, но она подвержена коррозии, поэтому предпочтительнее всего изделия из бронзы и латуни как более долговечные.
Хорошим выбором будет латунный полуповоротник с толстыми стенками и американкой – так называется накидная гайка, позволяющая осуществлять соединение труб и радиатора без их вращения и быстро.
Обратите внимание! При конструкции с однотрубным стояком, нужно предусмотреть наличие байпаса, причём сместить его в сторону от главной трубы.
Балансировочный вентиль
Разница между балансировочным вентилем и шаровым краном в возможности плавной регулировки положения вентиля, путём нескольких поворотов барашка. Чтобы настройки вентиля не сбились, или кто-нибудь случайно их не сбил, его можно зафиксировать в текущем положении. Ставится он на выходной трубе батареи, и даёт возможность плавно регулировать поток теплоносителя.
Обратите внимание! Рекомендуется ставить балансировочные вентиля на все батареи, за исключением последней в контуре. На последнюю и на входе, и на выходе можно поставить шаровые полуповоротники.
Вентиль с термостатом
Самыми дорогими, но также и самыми качественными являются термостатические вентили. Термоголовка настраивается на определённую температуру в помещении и оказывает воздействие на шток клапана.
Под её воздействием клапан увеличивает либо уменьшает сечение отверстия для прохода теплоносителя, за счёт чего регулируется температура радиатора. Установка вентиля с термоголовкой осуществляется на подводящую трубу, а на отводящую ставится балансировочный вентиль.
Обратите внимание! Чтобы упростить слив теплоносителя, на выходе из радиатора имеет смысл ставить вентиль, оснащённый сливным штуцером. Дело в том, что при промывке слив теплоносителя производится неоднократно, пока из батареи не начнёт идти относительно чистая вода.
Промывочный кран
Как следует из названия, предназначен для слива воды либо другого теплоносителя из радиатора в целях его промывки. Состоит из выполненного из металла корпуса и длинного штока, оснащается прокладкой из резины. Открывается при помощи плоскогубцев либо гаечного ключа. Минусом конструкции является быстрый износ резиновой прокладки и необходимость её замены.
Воздушный кран Маевского
На современных радиаторах предусмотрен монтаж кранов Маевского, некоторые модели поставляются с уже встроенными вентилями. Монтируется кран Маевского в верхней части батареи, поскольку именно вверху скапливается сжатый воздух.
Приводится в действие вентиль, как правило, плоской отвёрткой либо гаечным ключом. Воздух стравливается до того момента, пока не прекратится шипение и из крана не начнёт сочиться вода.
Критерии выбора кранов
Рынок сантехники сегодня богат различными предложениями, каждый может найти то, что устраивает его по цене и по качеству. При покупке и монтаже запорной арматуры следует чётко представлять, для чего служит какой вентиль, и не загромождать конструкцию лишними деталями – это мало того, что накладно по деньгам, так ещё и плохо отразится на работе всей системы отопления.
Краны для радиаторов выбирают с учётом типа устройства, что используется в качестве теплоносителя, а также типа контура отопительной системы.
Следует подбирать трубы соответствующего диаметра, чтобы свести к минимуму количество применяемых вентилей, и подбирать краны с максимальной пропускной способностью.
Наиболее прочными и долговечными материалами, используемыми при производстве вентилей, являются сталь и латунь. Это толстостенные изделия, которые прослужат дольше, но при выборе важно обращать внимание на качество уплотнительных прокладок.
Обратите внимание! Современные уплотнительные прокладки, которые применяют при установке кранов, выполняются не из резины, а из силикона, поскольку этот материал не подвержен разрушению и не теряет эластичности при воздействии высокой температуры, и как результат, служит дольше резины.
Немаловажный критерий выбора – фирма-производитель изделия. Как правило, товары зарекомендовавших себя марок с мировым именем на порядок превосходят свои аналоги малоизвестных изготовителей. Фирмы, изделия которых были проверены в отечественных условиях и положительно себя зарекомендовали:
- итальянские компании Itap и Luxor;
- немецкая фирма Oventrop;
- датский изготовитель Danfoss;
- совместная российско-итальянская фирма Valtec.
Полезные советы по установке
При установке крана для радиатора отопления важно учитывать, какой контур отопления в системе: закрытый или проточный.
- В однотрубных системах между байпасом и радиатором ставить два шаровых полуповоротника на вход и на выход с радиатора. Благодаря такой конструкции, при промывке можно не сливать воду или другой теплоноситель из радиатора, а при замене одной батареи не надо останавливать работу всей системы отопления.
- При замкнутой системе с двумя трубами, на вход батареи устанавливать вентиль с термостатом, а на выход – балансировочный. В результате осуществляется и плавная регулировка температуры, и экономия за счёт применения относительно дешёвого балансировочного вентиля.
- Если в автономной отопительной системе одна труба, то на вход радиатора целесообразно ставить шаровый полуповоротник, а на выход – балансировочный вентиль.
Как выбрать кран для радиатора отопления
Для надежного и правильного функционирования радиаторов отопления рекомендуется установить специальную запорную арматуру, которая позволяет регулировать напор и течение теплоносителя, увеличивая или уменьшая его объем. Эффективность отопления очень сильно зависит от правильного выбора данной технической аппаратуры.
В настоящее время для решения подобных проблем используются специальные шаровые краны для радиаторов. Кран является незаменимой часть любой отопительной системы, потому что они могут, например, полностью отключать отопление в летний период времени или же отключать воду для промывки труб и сети, регулировки температурного режима.
- Виды кранов для отопительного оборудования ↓
- Какие краны лучше устанавливать ↓
- Установка ↓
- Что необходимо учитывать при установке кранов ↓
- Блиц-советы ↓
Краны устанавливаются для энергосбережения и экономии денежных средств. Также с помощью таких нехитрых устройств можно избавляться от воздуха, который может присутствовать внутри труб.
Виды кранов для отопительного оборудования
На сегодняшний день существует несколько видов кранов, предназначенных для радиаторов отопления:
Преимуществами регулировочного крана являются то, что он без отключения системы водоснабжения позволяет проводить различные работы с определенной батареей
Самым популярным и распространенным видом запорных устройств является шаровой кран, выполненный из латуни или полипропилена. Такие краны состоят из стального шара с выборкой необходимого диаметра для пропускания воды, прикрепленного к штоку.
Вращая шар, осуществляется перекрытие теплоносителя в батарею. При открытии крана выборка в шаре сливается с внутренним проходом батареи, а при закрытии смещается на 90 градусов и перекрывает его.
Вторым по распространенности является стандартный ручной вентиль, который представляет собой конструкцию, где теплоноситель меняет направление течения два раза при прохождении сквозь рабочее сечение седла. Для уменьшения количества жидкости, данное сечение перекрывается конусом или шайбой, имеющей резиновую прокладку, прикрепленную к штоку.
Данная конструкция очень похожа на термостатический клапан, за исключением того, что шток вместе с конусом не вращаются, а просто нажимаются. Нажатие осуществляется с помощью термоголовки или пластмассовой рукоятки, предназначенной для ручного управления.
Преимуществами регулировочного крана являются то, что он без отключения системы водоснабжения позволяет проводить различные работы с определенной батареей, заполнение системы происходит достаточно мягко и без рывков, герметичность таких клапанов обычно очень высока, выглядят такие перегородки достаточно стиль и органично.
Недостатками таких соединений являются высокие погрешности при регулировке, связано это с тем, что в комплектацию таких кранов не входит регулировочная шкала, так что все осуществляется на глаз.
Также все краны различают по пропускной способности. Первым типом является полнопроходный кран, который пропускает в среднем от 90 % теплоносителя, второй – стандартный, который используется практически во всех квартирах, способен пропускать до 80% жидкости и последний – неполнопроходной кран, способный обеспечивать батарею всего лишь 40 % воды. Чаще всего применяются полнопроходные краны для лучшей эффективности отопления.
Какие краны лучше устанавливать
Если не нужна особая регулировка температуры, то достаточно будет установить обычный регулировочный вентиль или шаровой кран. Такие устройства весьма легко установить, и они несложны в эксплуатации. Такие краны устанавливаются очень часто в квартирах и домах.
Причем шаровые имеют только два положения, то есть либо отопление есть, либо его нет, регулировочные вентили способны регулировать расход и тем самым уменьшать или же увеличивать температуру в доме, но при такой регулировке невозможно измерить точную подачу и температуру.
Если же наоборот необходима полная, а главное – точная регулировка температуры воздуха в комнате, то необходимо ставить термостатические клапаны, которые смогут это обеспечить.
Обычно такие клапаны либо имеют градуировку, соответствующую определенной температуре, а совсем продвинутые модели имеют небольшой дисплей, показывающий точную температуру, напор и расход. Такие устройства стоят обычно дороже, чем предыдущие, но обеспечивают больший комфорт и удобство.
Краны для радиатора отопления
Установка
Так как шаровой кран является самым популярным видом перекрытия жидкости, поступающей в батарею, то рассмотрим подробную инструкцию по установке такого устройства.
Перед началом работы необходимо полностью удалить теплоноситель из отопительной системы, то есть полностью перекрыть водоснабжение. Шаровой кран нужно устанавливать на участке между радиатором и байпасом – устройством, которое обеспечивает правильную циркуляцию воды в системе.
Перед установкой нужно обмотать резьбу крана специальным уплотнителем для лучшей герметизации. Следует учитывать несколько вещей при установке крана. Во-первых, ничто не должно мешать повороту ручку крана, никаких препятствий в виде труб или других элементов, если же что-то будет мешать, то необходимо уменьшить ручку. Также пользователь отопительной системы должен иметь удобный подход к ручке крана.
После этого можно смело устанавливать кран, однако также нужно учитывать резьбу. После установки необходимо проверить соединения на предмет протечек и различных негерметичностей, чтобы их избежать нужно не пожалеть уплотнителя – специальной герметичной ленты, которую можно приобрести в любом строительной магазине.
После этого можно устанавливать батарею. Необходимо проверить все соединения на предмет протечек, включив водоснабжение, желательно на повышенном давлении.
Таким образом, установка крана на радиаторы отопления предусматривает всего лишь несколько простых правил, следуя которым можно установить любое устройство для перекрытия и регулировки теплоносителя.
После установки необходимо проверить соединения на предмет протечек и различных негерметичностей, чтобы их избежать нужно не пожалеть уплотнителя
Что необходимо учитывать при установке кранов
При установке различных кранов необходимо учитывать, во-первых, личные предпочтения, то есть если ли желание переплачивать за более точную регулировку температуры, во-вторых, параметры комнаты, дома и так далее.
Инструкция по установке запорной арматуры различного типа очень схожа между собой. Обязательно нужно проверять все на герметичность, чтобы избежать несчастных случаев, также нужно учитывать удобство при эксплуатации таких устройств. Не стоит жалеть деньги на уплотнитель, лучше выбирать проверенных производителей.
Если же вы ничего не понимаете в установке запорной арматуры, то лучше проконсультироваться с профессионалом, какой именно тип крана вам лучше установить в своем доме.
Как продуть батареи отопления
Система отопления имеет один большой недостаток – частое присутствие воздуха в сети, который может находиться в любом месте. Воздух препятствует нормальной циркуляции теплоносителя, в результате чего теплоотдача радиаторов ухудшается. Чтобы избежать различных проблем, связанных с возникновением воздушных пробок, нужно знать, как продуть батареи отопления.
Причины появления воздуха в системе отопления
Воздушными пробками в системе водяного отопления удивить весьма сложно. С наступлением отопительного сезона и заполнением сети горячей водой во многих квартирах, размещенных на верхних этажах, батареи часто остаются холодными, в то время когда помещения снизу нагреваются полноценно. Если система закольцована, то весь стояк будет холодным. Причина такого явления известна и заключается она в скоплении в системе отопления воздуха. Причин для его появления существует много:
- Проведение работ по ремонту отдельного участка сети, при котором происходит демонтаж и монтаж трубопроводов и элементов, врезанных в сеть. Попадание воздуха в систему в этом случае является вполне естественным.
- Во время сборочных работ магистральной линии не был соблюден угол уклона.
- Наличие пониженного давления в системе, при котором происходит падение уровня воды, в результате чего в незаполненные водой места попадает воздух.
- Когда вода нагревается, в среде появляются пузыри воздуха. Так как воздух легче воды, то он поднимается и сосредотачивается в батареях и верхних участках сети. Таким образом создаются воздушные пробки.
- Процесс заполнения системы проходит не по правилам. Сеть нужно наполнять горячей водой в медленном режиме с параллельным спуском воды из отопительной системы.
- Плохая герметичность стыков и соединений элементов сети. Теплоноситель в этих проблемных местах понемногу незаметно подтекает и испаряется, а воздух засасывает внутрь.
- Из-за неисправности возможна неудовлетворительная работа приборов воздухозабора.
- Подсоединение к системе отопления «теплого пола», сеть которого расположена с перепадом высот.
Методы развоздушивания
Часто в системах отопления в квартире или доме наблюдаются одна или сразу несколько вышеперечисленных проблем. Их надо решать и выпускать воздух, чтобы батареи нормально нагревались и отдавали тепло комнатам. Операцию по выпуску воздуха из сети можно осуществлять разными методами. Во многом выбранный способ зависит от вида циркуляции горячей воды: принудительной или естественной.
- В отопительной системе с естественной циркуляцией, которая устраивается при верхней разводке труб, от нежелательного воздушного затора можно избавиться при помощи расширительного бака. Он располагается на самой высокой отметке по сравнению со всей сетью. Подающую трубу нужно проложить с подъемом к расширительной емкости. Если разводка труб нижняя, схема развоздушивания происходит таким же образом, как в системах отопления, которые оборудованы циркуляционным агрегатом.
- Если в системе отопления используется принудительная циркуляция, то в самой верхней точке монтируется воздухосборник, через который выпускается воздух. При таком режиме трубопровод по направлению движения горячей воды постепенно поднимается вверх, а воздушные пузырьки выпускаются через воздушные краны. Эти приборы всегда монтируют в точках, расположенных в самом верху сети. В случае необходимости ремонта, при котором происходит опорожнение системы, обратный трубопровод по всей своей длине устраивается с уклоном, способствующему сливу воды.
Типы воздухоотводчиков
Воздухоотводчики разделяют на автоматические и ручные. Ручные воздухоотводчики в быту называют кранами Маевского. Это приборы небольших размеров, которые устанавливаются в верхнем конце батареи. Обычно регулировка крана осуществляется вручную или же с использованием отвертки или ключа. Так как устройство малогабаритное, то и производительность низкая. Применение его локально – преимущественно для выпуска воздуха из радиатора отопления.
Воздухоотводчики второго вида работают без вмешательства извне и являются автоматическими. Они монтируются как на горизонтальных, так и на вертикальных участках сети. Такие устройства высокопроизводительны, но так как они сильно страдают от грязной воды, то устанавливаются в комплекте с фильтрами, причем как на трубопроводах подачи, так и на обратных. Автоматические приборы монтируются в закрытых системах отопления по длине трубопровода в разных местах. При таком варианте выпуск воздуха из каждого узла происходит отдельно. Развоздушивание системы на разных ступенях считается достаточно продуктивным. Если трубы прокладывать под определенным углом, выпуск воздуха будет происходить автоматически. Все просто и легко.
Обратите внимание! Выход воздуха из системы происходит за счет увеличения поступления количества теплоносителя и поднятия давления в сети. Если давление воды в системе падает, значит, трубы и устройства плохо загерметизированы. Перепад температуры свидетельствует о присутствии воздуха в батареях.
Определение проблемного места и исправление ситуации
Как правило, на присутствие воздуха в сети отопления указывают разные звуки в виде бульканья, а также протечки воды. Чтобы циркуляция горячей воды проходила в нормальном режиме воздух необходимо выпустить. При поиске места скопления воздуха можно воспользоваться обычным молотком, которым необходимо легко простукивать проблемные участки. Звонкий звук, исходящий при ударе инструмента, свидетельствует о наличие воздушного затора. Обычно он обнаруживается в квартирах на верхних этажах в радиаторах. Чтобы продуть радиатор отопления нужно максимально открыть термостат, затем это же сделать с краном Маевского, при этом под отверстие нужно подставить емкость для воды, которая будет вытекать.
Обратите внимание! Легкое шипение будет свидетельствовать о том, что воздух удаляется. Когда из крана потечет вода, значит клапан можно закрывать.
Видео
Следующим образом происходит стравливание воздуха через кран Маевского:
Как спустить воздух из батарей и труб отопления
Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.
- 1 Откуда берется воздух в системе
- 2 Удаляем воздушную пробку без слива воды
- 3 Заполняем систему правильно
- 4 Заключение
Откуда берется воздух в системе
Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).
Разновидности автоматических воздушников
Воздух попадает в систему отопления следующими путями:
- Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
- В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
- Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
- Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
- В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
- При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.
Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой
Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.
Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.
Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.
Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.
Удаляем воздушную пробку без слива воды
О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:
- Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
- В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
- Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
- Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.
Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.
Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:
Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).
Заполняем систему правильно
Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.
Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.
Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:
- Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
- Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
- Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
- Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
- Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
- Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.
Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.
После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.
Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.
Заключение
Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.
Как продуть батареи отопления
- 1 Подготовка к удалению воздушных пробок
- 2 Способы удаления пробок
- 3 Удаления накипи методом продува
- 4 Гидравлическая прочистка
- 5 Видео
Эффективность прогрева жилого помещения в значительной мере определяется тем, насколько качественно проведены сезонные работы по подготовке его отопительной системы к эксплуатации. Вот почему с приходом холодов производится проверка всего входящего в систему отопления оборудования, а при необходимости – и его ремонт. При этом возможны ситуации, когда исправные на вид батареи с началом эксплуатационного периода нагреваются очень слабо или совсем не греют.
Объясняется это чаще всего тем, что во внутреннем пространстве батарей образуются так называемые «воздушные пробки». Для их устранения достаточно продуть радиатор отопления, после чего указанная неисправность, как правило, исчезает.
Подготовка к удалению воздушных пробок
Схема развоздушивания
Перед тем как продуть батареи отопления в первую очередь следует побеспокоиться об инструменте, используемом при проведении ремонтных работ. В рабочий комплект должны входить следующие наименования:
- ключ для регулировки вентиля Маевского;
- отвертка и разводной ключ;
- небольшая емкость (лучше всего, ведро);
- промывочная жидкость WD-40 (керосин) и ветошь для протирки.
Следует обязательно убедиться в том, что именно воздушные пробки являются действительной причиной обнаруженной неисправности.
Если батареи плохо нагреваются
Удостовериться в этом вы сможете по характерному и отчетливо различимому «бульканию» в батареях, которые плохо нагреваются, несмотря на то, что горячая вода исправно поступает в систему. После выяснения причин отсутствия нормального нагрева радиаторов отопления, вы смело можете приступать к удалению пробок.
Способы удаления пробок
Откройте клапан терморегулятора
Общий порядок проведения операций по их удалению выглядит следующим образом:
- При наличии термостата в системе отопления следует полностью открыть его регулирующий клапан (заметьте, что порой этого бывает достаточно для восстановления нормального обогрева системы).
- В случае отсутствия термостата необходимо будет воспользоваться клапаном, располагающимся на специальном вентиле, который принято называть краном Маевского.
- С помощью специального ключа слегка ослабьте давление клапана; при этом появление отчетливо слышного шипения будет свидетельствовать о том, что воздух начал «выходить» из системы.
Кран Маевского
Специалисты рекомендуют повторять эту процедуру несколько раз, последовательно стравливая воздух небольшими порциями. И лишь после полного его вывода из системы через кран Маевского должна потечь вода, которая собирается в подготовленную ранее емкость. После того как давление воды в кране стабилизируется, а шипение в батареях полностью исчезнет – вы можете возвратить клапан в прежнее положение.
В том случае, когда ваши радиаторы не оснащены специальным клапаном для стравливания воздуха – советуем воспользоваться еще одним способом его удаления. Указанный метод предполагает использование специальной жидкости (керосина или смеси WD-40), которые наносятся на верхнюю заглушку радиатора в районе резьбы.
Затем при помощи разводного ключа заглушка осторожно отворачивается вплоть до появления характерного шипения выходящего из батареи воздуха и просачивания воды, стекающей в подготовленную заранее емкость. После того как шипение прекратилось – верните заглушку в прежнее положение, наложив прежде на резьбу несколько ниток специальной уплотнительной ленты ФУМ.
Удаления накипи методом продува
Отложения в батарее
Довольно частой причиной плохого прогрева батарей в квартире является оседание на их стенках накипи и посторонних частиц, попадающих в систему отопления вместе с горячей водой.
Исследования показали, что при толщине отложения накипи всего в 1 мм теплоотдача батареи снижается сразу на 15%. Вот почему перед началом эксплуатационного сезона желательно продуть систему отопления в соответствии с рекомендациями специалистов.
Но прежде вам нужно будет убедиться в том, что именно накипь является причиной появившихся проблем, что обычно сопровождается следующими характерными проявлениями:
- В случае образования толстого слоя накипи стояк отопительной системы несколько горячее самих радиаторов.
- При обследовании радиаторов на ощупь обнаруживается разная степень их прогрева в разных блоках.
- Наблюдается неравномерность прогрева отдельных секций в пределах одной батареи.
Окончательно убедившись в наличии накипи, вы можете перейти к выбору наиболее подходящего способа ее удаления в бытовых условиях. При этом вам следует знать о том, что наиболее эффективным, но вместе с тем и самым дорогостоящим, является метод гидравлической продувки системы, который широко применяется наряду с другими известными способами прочистки (такими как химическая обработка, например).
Гидравлическая прочистка
Как уже отмечалось ранее, гидравлическая продувка отопительной системы является наиболее эффективным приемом прочистки батарей от скопившейся на их стенках накипи.
Промывка отопления
При реализации этого метода в действующий стояк под высоким давлением подается рабочая смесь, состоящая из обычной воды и сжатого воздуха. Для ее получения в домашних условиях вам потребуется компрессор соответствующей мощности, обеспечивающий требуемое давление в прочищаемом канале и гарантирующий удаление накипи, скопившейся на стенках батарей.
Практика показала, что для современных квартир с чугунными радиаторами способ гидравлической продувки является наиболее подходящим вариантом организации работ по их прочистке. В том случае, если реализация этого способа в домашних условиях невозможна – вы можете демонтировать батареи и сдать их на прочистку в сервисный центр, располагающий всем необходимым для этого оборудованием.
Видео
О проведении гидравлической прочистки подробно расскажет специалист:
Как правильно спустить воздух из батареи отопления: в квартире или доме, с помощью крана Маевского и другими способами
Знать о том, как спустить воздух из батареи отопления, должен каждый хозяин частного дома или квартиры с водяным отоплением. Всё дело в том, что скопившийся воздух в радиаторе становится непреодолимым препятствием и перекрывает поток теплоносителя.
В результате радиатор обогрева перестаёт полноценно функционировать, то есть вся или часть его поверхности перестаёт нагреваться и отдавать тепло в окружающее пространство.
Чтобы устранить это явление, нужно выпустить воздух из батареи. Как это сделать своевременно и эффективно, об этом пойдёт речь в данной статье. Проведение такой операции не вызывает особых затруднений, если система отопления собрана правильно с учётом всех особенностей водяного обогрева помещений. В течение всего отопительного сезона необходимо время от времени проводить профилактические мероприятия такого характера.
Причины и признаки образования воздушных пробок в системе отопления
Появление воздушных пробок внутри радиаторов, прежде всего, связано с запуском системы обогрева в начале отопительного сезона и по окончании её капитального ремонта. Но практика показывает, что завоздушивание может происходить во время интенсивной эксплуатации сети отопления. Тому есть несколько причин:
- незапланированные ремонтные работы (сборка и разборка) элементов системы отопления;
- перегрев теплоносителя, в результате чего выделяются газы, которые будут завоздушивать батареи;
- использование загрязнённого теплоносителя с воздушными примесями;
- заливка в систему дополнительного объёма воды;
- узлы соединений элементов радиаторов и трубопроводов начинают пропускать воду;
- при монтаже отопительной системы не соблюдена горизонтальность коллекторов радиаторов;
- отсутствие автоматики стравливания воздуха;
- засоренность ржавчиной внутренних проходов в радиаторах;
- низкое давление в трубопроводах с горячей водой.
Признаками завоздушивания могут быть:
- Тактильно ощущают холодные участки поверхности батареи;
- Падает температура в помещении;
- В автономных системах отопления становится заметным повышение расхода топлива;
- В радиаторах слышится, как булькает и журчит теплоноситель.
Опасные последствия завоздушенности батарей отопления
Скопления газов в отопительной системе приводит к образованию воздушных пробок. Радиаторы становятся холодными, насос не может продавить теплоноситель через воздушные заторы. Это может привести к тому, что выйдет из строя не только насос, но и сам котёл. Отсутствие нормальной циркуляции воды в системе вызовет их перегрев и в итоге поломку.
Не знаете куда пожаловаться, если в квартире холодные батареи?
В местах мелкого скопления воздуха, который не сильно влияет на нагрев радиаторов, могут возникнуть очаги коррозии. Кислород активно вступает в связь с металлом батареи, что вызывает появление ржавчины и разрушение стенки сегмента отопительного прибора.
Неравномерный прогрев металла вызывает деформационные усилия, которые отрицательно влияют на плотность соединений элементов радиаторов и труб. В результате возникает протечка системы, и горячая вода будет поступать наружу.
Когда нужно стравливать воздух из батарей
Любой газ намного легче воды, и поэтому, попадая в радиатор, он начинает скапливаться в верхней точке. Если процесс будет продолжаться, то воздух начинает расширяться и опускать уровень воды. В результате 50% объёма радиатора и более может оставаться без воды. Отопительный прибор практически перестаёт функционировать. Поэтому стравливать воздух из батарей нужно обязательно в любом случае.
Чтобы знать, когда нужно спустить воздух из радиатора отопления в квартире многоэтажного дома, надо понимать, когда чаще всего он туда попадает. Это происходит при следующих обстоятельствах.
- По окончании отопительного сезона в летний период службы теплоснабжения осуществляют профилактические мероприятия, в течение которых теплоноситель сливают из системы, как частично, так и полностью. Перед началом холодов в систему заливают новую воду. Вместе с ней в радиаторы попадают газовые смеси.
- Владельцы частных домов летом часто сами занимаются ремонтом автономной системой отопления. В результате неумелых действий в систему обогрева заходит воздух.
- В многоквартирных домах с чугунными батареями в летний период специально спускают воду. Это делают, чтобы избежать работ по замене прокладок между регистрами. Если в системе оставлять теплоноситель, то старые радиаторы могут потечь в местах соединений секций из-за охлаждения воды и падения давления. Когда придётся запускать систему отопления снова, в неё зайдёт большое количество воздуха.
- За летний период объём теплоносителя заметно уменьшается в объёме. При открытии запорной арматуры из-за отрицательного давления заливаемая вода всасывает в себя газы и заполняет ими все стояки.
Как спустить воздух из батарей отопления в квартире
Спустить воздух из батареи отопления, возможно с помощью воздушного клапана. На сегодня существует два способа спустить смесь газов правильно. Делается это с помощью крана Маевского или автоматического воздухоотводчика. В старых чугунных батареях выгонять пробки можно только через обычный кран или заглушки.