Как разжечь костер с помощью линзы: простой алгоритм

10 способов добыть огонь без спичек

Пришла весна, а значит настал сезон выходов на природу. Чем развлечься на природе, кроме полевой кухни и обустройства лагеря? Предлагаем вам попробовать несколько способов разведения костра без спичек и зажигалок. Это увлекательно, а главное, если результат будет положительный, вы получите бесценный опыт, который возможно когда-нибудь вам пригодится в жизни.

Каждый опытный охотник, рыбак, да и просто заядлый путешественник должен знать, как добыть огонь без спичек. Это основа выживания в любой непредвиденной ситуации. Огонь это жизнь, и обойтись без него в суровых походных условиях крайне сложно. Спички могут элементарно отсыреть и тогда на помощь приходят традиционные и не совсем традиционные методы и способы добычи огня. Какие-то из нижеописанных методов знакомы человеку еще с древних времен, а какие-то являются ноу-хау современного времени, они были придуманы недавно и в некоторых моментах не уступают традиционным способам добычи огня. Разжигание костра без спичек дело кропотливое и трудоемкое. Оказаться в дикой местности можно абсолютно при любых условиях, и спасти человека может только костер.

1. Добыча огня при помощи трения

Это, пожалуй, самый знаменитый и доступный способ получения огня. Он долгий и кропотливый, поэтому надо приготовиться к тому, что времени на получение первой искры уйдет очень много.

Есть определенные критерии успешности подобного мероприятия, одним из которых является правильно выбранная древесина в качестве стержня и дощечки. Дерево должно быть суховатым, не отсыревшим. Стержнем называют деревянную палку, которую придется крутить на дощечке вокруг своей оси, чтобы добыть огонь, создав эффект сильного трения.

Лучшие сорта дерева, подходящие для добычи огня трением, это грецкий орех, кипарис, кедр, ива, осина, сосна.

Необходимо собрать трут в компактную кучу. Не надо класть слишком много трута на подложку из дерева. Сам трут делается из сухих листьев или травы, это легкий материал, который должен разгореться от искры. В деревянной подложке вырезается V-образное отверстие и в углубление отверстия помещается немного трута. После этого деревянный стержень помещается в углубление и начинается вращение стержня. Чтобы вращать стержень руками было более удобно, надо взять деревянную палку для создания стрежня длиной не менее шестидесяти сантиметров. Надавливать стержнем на деревянную подложку надо очень аккуратно, при этом быстро вращая его между ладонями.

После того как получена искра, следует подложить на дощечку сухой мох, можжевельник, кору осины.

Еще один интересный способ добычи огня без спичек, это Огненный плуг. Для добычи огня подобным методом пригодится деревянная подложка из сухого дерева, в середине которой вырезается углубление для стержня. Надо с силой двигать его вверх-вниз. Как только дерево начнет тлеть, необходимо подложить трут.

Дрель из лука является еще одним универсальным способом добычи огня без использования спичек. В отличие от ручного трения получение искры из лука происходит более быстро. Так как лук поддерживает идеальное давление и максимальную скорость вращения деревянного стрежня. В итоге возникает сильное трение, помогающее добыть огонь за короткие сроки. Что понадобится для данного способа? Это, прежде всего:

  • Деревянный стержень;
  • Деревянная подложка;
  • Лук и утяжелитель;

При трении утяжелитель надавливается на конец стержня, и стрежень вращается при помощи лука. Чтобы не сломать стержень, надо брать менее плотный и твердый утяжелитель.

В качестве смазки можно использовать воду или масло, так процесс пойдет быстрее. Поговорим о самом луке. Его можно сделать самостоятельно. Длина лука должна соответствовать длине руки обычного человека. Лучше выбрать гибкую и податливую лозу, тетива делается из веревки, шнурка из-под ботинок. Тетива может быть сделана абсолютно из чего угодно, но она должна быть прочной и не порваться в ходе добывания огня. Она просто натягивается на концы ветви лозы, и лук готов к использованию. В деревянной подложке вырезается отверстие, стержень из дерева помещается в петлю тетивы. Один конец стержня должен помещаться в отверстии подложки, а второй в тетиве лука. Лук двигается поступательными движениями, и за счет этого процесса можно быстро добыть огонь. В тлеющие угли добавляется трут, и огонь медленно, но верно разгорается.

2. Добыча огня при помощи линз

Всем нам известен стандартный курс физики в школе, из которого мы помним о том, что проходящий через стекло пучок солнечной энергии концентрируется в одной точке. Температура настолько высока в данной точке, что достаточно просто поднести к ней бумажную салфетку, и она загорится. Всем хорош этот способ добычи огня, но есть и существенный минус. Получить огонь при помощи линзы можно лишь в сухую и солнечную погоду. Что потребуется?

  • Линза любого типа;
  • Трут, собранный из сухих листьев или травы;
Читайте также:
КТК банной печи: что это такое, как влияет при выборе?

Если нет линзы, то подойдут обычные очки, кусок стекла, дно алюминиевой банки, и даже лед. Кстати подробнее можно остановиться о добыче огня при помощи льда. Казалось бы это два взаимоисключающих понятия: лед и пламя. Но благодаря льду можно разжечь костер, особенно это пригодится в зимний период, когда сложно найти сухие листья или траву. Принцип действия такого интересно способа еще описывал Жюль Верн. Вам надо создать линзу из обычного льда, но лед должен быть максимально чистым и прозрачным.

Благодаря координации солнечных лучей можно поджечь даже бумагу. Не всегда в природе можно найти чистый лед, но можно заморозить простую питьевую воду. Полученный кусок льда тщательно обрабатывается и полируется подручными средствами. Лед можно заморозить и в сферической посуде, например в неглубоком блюдце. Но надо извлечь лед максимально аккуратно, чтобы не повредить его. Лед быстро тает и такую линзу надо использовать максимально оперативно.

Что же касается простых линз, то достаточно взять просто немного сухих веточек, листьев, травы и соорудить нечто похожее на гнездо. После того, линза направлена на трут надо внимательно следить за появлением тления и дыма, стараться раздуть огонь.

3. Добываем огонь при помощи химических средств

Простые знания элементарной химии помогут вам добыть огонь. Некоторые химические составы воспламеняются при растирании или смешивании. Но при использовании такого способа надо соблюдать индивидуальную осторожность, чтобы не причинить себе вред. Важно не допустить физического контакта химического вещества с поверхностью металла. Воспламенению способствуют следующие составы:

  • Марганцовка (перманганат калия) и обычный сахар в пропорции девять (сахар) к одному (марганцовка);
  • Хлорат калия и сахар (пропорции три к одному);
  • Перманганат калия и глицерин;
  • Хлорат натрия и сахар (пропорция три к одному);
  • Марганцовка и любой антифриз;

Теперь вопрос: а где же добыть эти химические элементы? Хлористый калий входит в состав некоторых препаратор против болезней горла (Фурациллин). А марганцовка и глицерин могут найтись в аптечке. Самый элементарный пример: берем небольшой кусочек ваты, насыпаем марганцовки, потом сахар и начинаем тереть такой своеобразный трут палкой.

Через пару минут вата воспламенится. Типичная ошибка неопытных людей заключается в том, что они не соблюдают правильную дозировку ингредиентов.

4. Получение огня при помощи огнива, кресало или кремния

Еще один способ, уходящий корнями в многовековую историю: добывание огня при помощи огнива. Особенно популярным огниво было в восемнадцатом веке до начала изобретения обычных спичек. Чтобы высечь искру и развести костер достаточно иметь камень из кремния. Достаточно пару ударов и можно подносить трут из листьев или сухой травы для розжига огня. Огниво часто использовалось в походных условиях или на войне. А также, многие носят его в своих EDC-наборах. Кресало должно быть обязательно металлическим.

Если повезет, то можно высечь искры для будущего костра при помощи кремния. Кремень, состоящий из твердых пород минералов можно без труда найти среди камней. Кстати, кремневое огниво использовалось в старинном огнестрельном оружии.

5. Презерватив

После того, как мы рассмотрели традиционные и вполне привычные способы добычи огня без спичек можно обратить внимание на альтернативные методики добычи пламени. Поговорим о самых интересных из них. Презерватив не только средство предохранения, но и отличное средство для добычи огня без спичек. Его надо наполнить водой, главное не переусердствовать.

В итоге получается некое подобие линзы. Свет от солнца, проходящий через презерватив фокусируется на предварительно приготовленном труте на деревянной подложке. В итоге трут начинает медленно тлеть, остается только раздуть пламя огня. Такой вот интересный и креативный способ.

6. Фонарик

Добыть огонь можно с помощью обычного фонарика, если вам, конечно, не жаль его. Фонарик придется разбить. Аккуратно разбивается электрическая часть лампочки на фонаре (нам надо оголить саму электрическую дугу).

Читайте также:
Антикоррозионная защита в водонагревателях: особенности

Оперативно размещаем немного трута, подносим оголенную дугу и поджигаем трут.

7. Катание

Не мытьем, так катаньем! В данном случае вам потребуется обычная вата. Это старинное тюремное ноу-хау заключается в том, что из простого кусочка ваты формируется некое подобие валика.

Валик начинает раскатываться по поверхности из дерева. Через некоторое время ватка начинает тлеть, вата увеличивается в размерах, насыщаясь кислородом. Кислород сам по себе является катализатором реакции горения.

8. Банка Кока-колы и плитка шоколада.

Вы спросите, чем эти лакомства могут помочь в добыче огня? Все очень просто. Составляющие успеха солнечный день, шоколад и банка из-под газировки (жестяная). Открываем шоколад и начинаем натирать им дно жестяной банки. Шоколад конечно жалко, но чем только не приходится жертвовать ради добычи огня!

Такая хитрая полировка сделает жестяное дно блестящим и сияющим. После полировки банка из-под Кока-колы превратилась в некое подобие параболического зеркала. Поворачиваем отполированное дно к солнцу и пробуем поджечь заранее приготовленный трут.

9. Шерсть и батарейки

Шерсть и обычные батарейки тоже могут пригодиться при выполнении нелегкой задачи по добычи огня без спичек.

Просто растягиваем шерстяную ткань (желательно чтобы шерсть была натуральной) и начинаем быстро натирать кусок шерсти батарейкой. Оптимальная подходящая для таких действий мощность батарейки примерно 9 Вт. Шерсть после долгих усилий потихоньку начинает воспламеняться, остается слегка подуть на нее и подложить трут для того, чтобы костер быстрее занялся.

10. Огнестрельное оружие

Добыть спасительный огонь можно, если есть огнестрельное оружие. Просто из самого патрона изымается дробь, гильзу можно запыжить трутом в виде сухого мха, листьев, свернутой сухой корой и провести холостой выстрел в то место где планируется провести костер. Остальное лишь дело техники, надо раздуть огонь и подкинуть в него сухих веток.

Довольно экзотичный на первый взгляд способ, но все-таки очень действенный в экстренных ситуациях.

Как видите, есть масса способов, как развести огонь, если нет спичек. Важно знать некоторые элементарные правила, народные хитрости и советы, которые смогут согревать вас в лесу или даже спасти жизнь, если вы неожиданно заблудились. Опыт, накопленный веками, позволяет добыть спасительный огонь практически из любых подручных материалов. Для этого не нужно особое умение, важно применить максимальное количество усилий для добычи огня. Огонь, это жизнь. И веселый, потрескивающий костер согреет вас в любой ситуации и в любую погоду.

Как разжечь огонь

Знания как разжечь огонь без зажигалки и спичек – полезные умения, которые могут пригодиться на охоте, рыбалке, во время поездки за город и в других обстоятельствах. Есть достаточно много способов развести костер без зажигательных принадлежностей, используя те предметы, которые найдутся под рукой.

Как разжечь огонь камнями и сталью

Использование кремня и стали – один из старых, проверенных временем, способов разжигания огня в лесу. В дело можно пустить также кварцит и лезвие карманного ножа.

Дополнительно понадобится материал для розжига – мох, бумага, ткань или даже береста. Все эти материалы объединяются понятием «трут», имея способность ловить высеченную искру и тлеть.

Порядок действий, при необходимости разжечь огонь в лесу без спичек, основан на том, чтобы добиться появления искры. Для этого камень зажимают в одной руке, а другой, в которой держат нож, пытаются высечь искру. Материал для розжига должен быть очень близко, чтобы старания не пропали даром.

Ударяя сталь о камень раз за разом, можно получить искры, которые попадая на бумагу, мох или ткань, вызывает тление. Чтобы появилось настоящее пламя, необходимо подуть, чтобы воздух разжег огонь.

Как разжечь огонь в лесу с помощью линзы

Чтобы разжечь потухший огонь используют линзу. Этот метод работает за счет прохождения солнечных лучей через стекло. Рабочим инструментом могут служить бинокулярные линзы, стекла очков или лупа.

Линзу нужно разместить под углом к поверхности материала для розжига так, чтобы солнечный луч фокусировался на небольшой площади. Чем она будет меньше, тем лучше.

Как разжечь огонь с помощью палок

Использование палок – один из старинных способов разжечь огонь трением. Данный метод – сложный и долгий, требующий большого терпения и сосредоточенности.

Читайте также:
Сбор валежника в России теперь не под запретом

Это – один из способов, как разжигали огонь до появления спичек. Если есть возможность выбора, то использовать лучше дерево таких пород:

  • грецкий орех;
  • кипарис;
  • кедр;
  • ива;
  • осина;
  • можжевельник;
  • тополь.

Как быстро получится разжечь огонь, зависит от выбора дощечки и палки. Задача – вращая стержень между ладоней, создать достаточное трение его узкого конца о дощечку, чтобы начали появляться искры.

Как разжечь огонь с помощью батарейки

Использование батареек и натуральной шерсти – один из способов, как разжечь огонь дома или на природе. Методика разведения костра таким способом не сложная.

Для работы понадобится кусок шерсти размером 1 х 15 см и батарейка на 9 Вт. Держа батарейку в одной руке, необходимо тереть ее о полоску шерсти сторонами с контактами. После того как шерсть начнет дымиться, нужно подуть, раздувая огонь.

Банка от «Кока-Колы» и плитка шоколада для получения огня

Один способов, как разжечь огонь для шашлыка – воспользоваться алюминиевой банкой из-под «Кока-Колы» или другого напитка в такой же таре и шоколадкой. Такой метод дает возможность разжечь огонь без жидкости для розжига, используя, к примеру, газету как трут.

  1. Повернуть банку дном вверх.
  2. Распечатать шоколадную плитку.
  3. Натереть шоколадом дно банки до блеска.
  4. Отраженный от блестящего дна банки солнечный свет необходимо сфокусировать на материале для розжига.
  5. При правильной организации огонь появится достаточно быстро.

Воздушный шарик: необычный способ разжигания огня без спичек

Используя воздушный шарик тоже можно добыть огонь без зажигалки и спичек. Для этого необходимо заполнить шарик чистой водой так, чтобы можно было придать ему форму шара.

Солнечный луч, проходя через шар, должен фокусироваться на материале для розжига. Держать шар необходимо на расстоянии 20-50 мм от трута.

Как можно разжечь огонь с помощью льда

Для того чтобы получить огонь, понадобится кусок льда. Он должен быть достаточно большим и чистым – без замутнения и посторонних включений. В противном случае методика не будет эффективной.

Дальнейшая задача – придать бесформенному куску застывшей воды форму линзы. Для этого можно воспользоваться ножом и теплом своих рук, чтобы сделать поверхность льда гладкой. Импровизированную линзу устанавливают под углом так, чтобы лучи солнца, проходящие через нее, привели к появлению огня, воспламеняя трут.

С ситуацией, когда надо разжечь огонь в лесу без всего, может столкнуться любой человек. И здесь главное не растеряться — с этой проблемой вполне можно справиться. Главное — знать несколько способов, как добыть искру, используя только подручные средства, имеющиеся в наличии.

Как разжечь огонь без спичек: ТОП-5 способов

Каждый уважающий себя мужчина должен уметь разжечь костер, а настоящий мужчина — должен уметь развести огонь, не прибегая к помощи спичек и зажигалки.

Добыть огонь — один из самых важных навыков, которым должен владеть любой человек. Ведь огонь — это не только помощник дабы приготовить пищу или согреться, иногда — это просто возможность выжить. Кроме того, если вы выбрались на природу, может случиться всякое. Например, ваши спички промокнут, или сверхнадежная зажигалка чудесным образом сломается.

Многим из курса школьной физики известно, что огонь можно извлечь с помощью трения или энергии солнца. Эти две составляющие самые надежные и простые для извлечения огня. Как говорится, немного тренировки, и вы за пару минут сможете разжечь огонь без спичек. Notagram.ru делится самыми простыми и надежными способами добычи огня с помощью подручных средств.

Как разжечь огонь без спичек: ТОП-5 способов

Добываем огонь с помощью линзы

Если у вас с собой есть бинокль, очки с положительными диоптриями, или просто лупа, то развести огонь не составит труда. Для этого вам просто необходимо найти сухих листьев или хвороста и сложить их под более крупными ветками. Взяв в руки «чудесное стекло» сфокусируйте его так, чтобы тонкий луч от солнца был направлен на трут. Как только пойдет дымок, ваша задача аккуратно раздуть огонь, чтобы вспыхнуло пламя. Линзой может послужить любой прозрачный пластик, если его аккуратно согнуть.

Добываем огонь с помощью полиэтилена

Так уж может случиться, что у вас под рукой не окажется ничего стеклянного. В этом случае на помощь к нам придет целлофан. Единственное условие, оболочка должна быть максимально прозрачной. Все что вам нужно, так это сделать из полиэтилена шар и заполнить его прозрачной водой. С помощью этого у вас должна получиться обычная линза. Для этих целей отлично подойдет любой пакет, полиэтиленовая пленка, пластиковая бутылка. К слову, эскимосы делают линзы даже из льда, и разжигают с помощью них костер.

Читайте также:
Защита от ливней ветрогенераторными фермами

Добываем огонь с помощью трения

Если на небе нет солнца, то два предыдущих способа не работают. В таких случаях на помощь к нам приходит сила трения. Нам необходимо найти сухое полено и прочную веточку. С помощью ножа или камня в полене необходимо сделать углубление. После чего зажимаем ладонями веточку и начинаем очень энергично сверлить ею углубление в полене. Все что нам нужно, так это заставить веточку тлеть. После чего с помощью нее и трута можно раздуть огонь. Этот способ требует определенной сноровки, но как только вы поймете, что и как, развести огонь таким способом не составит для вас труда.

Добываем огонь с помощью металла

Если с сухим деревом все очень сложно, то на помощь к нам придут нож, топор и камень. Для того чтобы развести огонь с помощью ножа и камня, нам понадобится горсть пуха, очень сухая трава или трут. Кладем камень возле нашей ветоши и с размаху тупым концом ножа или топора чиркаем об камень. В результате этого у нас должны высекаться искры. Но, будьте осторожны, чтобы частички камня или искр не попали вам в глаза. Как только трут начнет тлеть, раздувайте огонь, подбрасывая в него мелкие щепки и опилки.

Добываем огонь с помощью сухой травы

Для этого нам понадобится полено, расщепленное надвое, и маленькая дощечка, которую удобно держать в одной руке. Эту дощечку необходимо обернуть жесткой сухой травой, так чтобы получилось подобие старинной котомки. Дощечка должна быть внутри травы. Зафиксировав ее в руке, необходимо словно мочалкой быстро натирать полено. В результате трения трава, или, например: вата, подстилка с матраса, сухие листья, — начнут тлеть. Дальше нам останется только раздуть огонь и развести костер.

Фото на превью: Free-Photos/pixabay

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как русский граф придумал подстаканник, который окутан флером романтики путешествий

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Если присмотреться к окружающим нас изделиям повнимательнее, можно увидеть в них историю быта своего народа. Так, наверняка многие останавливали свой взгляд на подстаканниках, изготовленных из литого металла, которые нередко встречаются в поездах. Однако мало кто задумывался о том, как появилась эта посуда. А зря! История возникновения подстаканника, несомненно, заслуживает вашего внимания. Тем более, что сей предмет можно увидеть лишь в путешествиях по России.

Какая связь между подстаканником, железной дорогой и министром финансов

Говоря о появлении металлических подстаканников, следует упомянуть о Сергее Юлиевиче Витте. Он занимал пост министра финансов в конце 19- начале 20 столетий и вел дипломатическую деятельность. По воспоминаниям современников, Витте был человеком энергичным. Но главным его увлечением были железные дороги.

Еще не относясь к графскому сословию, Витте уже руководил железными дорогами в Одессе. Его семья в тот период терпела финансовый кризис, практически пришла к нищете, и ему пришлось нелегко. Однако присущие его характеру черты, такие как исполнительность, стойкость и рациональность позволили не только пережить это трудное время, но даже подняться по карьерной лестнице. Витте заметили благодаря случаю.

Как известно, императору Александру Третьему нравилось путешествовать вместе со своей семьей. Однако трагическая кончина отца стала причиной того, что ему пришлось предпринимать меры предосторожности. Ездить в открытых экипажах было небезопасно, ведь в них можно было забросить бомбу или другое взрывчатое устройство. В этом отношении применение для поездок железнодорожного вагона было намного надежнее.

Император очень любил все родное русскому народу. А потому ему нравилось пить чай. Этот напиток он воспринимал как народный продукт. Однако употреблял его не только из чувства патриотизма, но и как мочегонное, ведь у императора были проблемы с почками.

Читайте также:
Умные счетчики сократят потери воды и тепла до 50%

В таких обстоятельствах как нельзя кстати пришлось изобретение Витте, а именно металлический подстаканник. Венценосцу понравилось удобство чаепития с этим предметом. Также ему пришелся по нраву сам Витте, ведь энергичность и ум последнего могли вызвать расположение даже царя. Император разглядел в молодом человеке ум и прозорливость. А подстаканник, изобретенный Витте, даже сегодня используется в поездах.

Другие версии появления подстаканников

Следует отметить, что версия о том, как будущий министр финансов изобрел подстаканник, не является единственной. Существуют спорные мнения даже относительно даты появления этих приборов. Так, по мнению одних историков, возникновение подстаканников относится к началу прошлого столетия и обусловлено соображениями практичности. Согласитесь, фарфоровая чашка более хрупка, нежели стеклянный граненый стакан. Следует отметить, что подстаканники пользовались популярностью в России настолько, что их использовали даже в домах чиновниках и других знатных лиц.

Существует еще одно мнение по поводу появления этих приборов. Так, сторонники данной версии считают, что подстаканники в нашей стране стали использоваться с 1720-х годов. Это был период провозглашения страны империей. В те годы в стране появились новые правила этикета. Так, для представительниц прекрасного пола хорошим тоном считалось употреблять чай из фарфоровых чашек, а мужчинам подобало пить этот напиток из стаканов. Однако горячий чай обжигал руки.

Потому и был придуман такой удобный в применении прибор, как подстаканник.
Некоторые специалисты полагают, что временем возникновения этих полезных приборов следует считать 1631 год. Именно тогда в Россию был завезен черный чай. Потому и металлическая «одежка» для стеклянных стаканов была зарубежного производства. Такая посуда предназначалась для использования мужчинами. Но позднее (примерно в конце 19 века) в стране появились и аккуратные подстаканники небольших размеров, предназначенные для применения женской половиной. Почему они были меньше, чем «мужские» аналоги? Просто потому, что по этикету дамам полагалось пить чая немного.

Дизайн подстаканников в разные эпохи

Первоначально подстаканники воспринимались и использовались сугубо как поддержка для стеклянной посуды. Однако в дальнейшем эти приборы стали подавать на праздничные столы для более удобного чаепития. Дизайн подстаканников должен был соответствовать торжественному оформлению фуршетов. Так в России начали использовать технику художественного литья и гравировки при изготовлении подстаканников. Декор последних просто изумлял. Красивый подстаканник считался изящным и презентабельным подарком близкому другу или просто уважаемому человеку.

Следует отметить, что эти приборы больше ценились в кругах высшего и среднего сословий российского общества. В простых рабочих семьях хотя и имелись в домах эти приборы, однако для чаепитий редко использовались. Для того чтобы горячий напиток быстрее остыл, они его наливали на блюдечко. После исторических событий 1917 года масштабы производства подстаканников были меньше, однако они перестали восприниматься как признак принадлежности человека к тому или иному классу общества. Приборы использовали и в рабочих семьях, и в крестьянских.

Говоря про дизайн этих приборов, следует отдельно сказать про их формы. Это было настоящее искусство. Первые модели подстаканников были незатейливы по форме, но при этом отличались практичностью. По сути, стеклянный стакан обрамляла пластинка, выполненная из латуни. Но уже в 19 столетии дизайн «железных доспехов» начал совершенствоваться. Можно было приобрести подстаканники в форме:
• бочонка;
• избушки;
• дерева
и т.д. Изделия украшались декором в виде изображений цветов. В принципе, такой дизайн передавал традиции деревенской культуры, быта простых людей. Впоследствии, когда стаканы с металлической «одежкой» начали использовать в состоятельных семьях, стали выпускаться подстаканники с изображениями семейных инициалов. На некоторых экземплярах можно было увидеть целую картину. А в 20 столетии в моду вошли рельефные подстаканники, в которых отражалось фольклорное творчество русского народа.

И все-таки этот металлический прибор, независимо от дизайна, считается русским изобретением. Иначе как объяснить то, что только в России соблюдалась и соблюдается по сей день привычка использовать для чаепития подстаканник?

Плюсы использования этой посуды в былые времена и сегодня

Несомненно, применение подстаканников позволяет не обжечь руки о стакан, стенки которого нагреваются о горячего напитка. По сути, эти приборы были придуманы для граненых стаканов, не имеющих ручек.

Читайте также:
Соль в бане: эффект соляной пещеры, как это действует на организм?

Это сторона дела, относящаяся к удобству. А представьте, какой романтикой окутано само использование подстаканника в поездках по железнодорожным путям! Пить согревающий напиток под равномерный стук колес на протяжении многих километров пути, наблюдая за окнами купе и светлый день, и пасмурные вечера, и дожди и ясную погоду. В такие моменты аромат чая может вызвать ностальгию по запомнившимся в жизни моментам.

Обратимся к статистике. Согласно данным, полученным РЖД, лишь за 2016 год пассажиры поездов выпили чая объемом в 3 миллиона литров! Если вести измерение в кружках, то получается 14 миллионов кружек! Пассажиры железнодорожных поездов предпочитают пить сладкий чай именно из граненых стаканов в подстаканниках. В этом многие путешественники солидарны. Конечно, сейчас можно пить горячие напитки из пластиковых стаканчиков, однако чаепитие с использованием подстаканников является традицией путешествий русских людей в поездах.

И последнее. В 21 столетии наблюдается тенденция возрождения былых традиций и вещей. К примеру, популярность приобретает забытый винтажный стиль. Также возвращается мода 50-х и более позднего времени. Изменения не обошли стороной и чайную церемонию. Потому не стоит удивляться, что использование подстаканников вновь становится актуальным. Сделайте такой подарок другу, который любит путешествовать в поездах, и он наверняка оценит такую заботу об удобстве чаепития. Когда он будет наливать себе горячий напиток в стакан, используя данный прибор, то его посетят приятные воспоминания о вашей дружбе и вместе проведенных моментах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

История возникновения подстаканников.

Доброе время суток, гости и подписчики моего магазина!

Сегодня я хочу рассказать Вам об истории возникновения подстаканника, показать небольшую подборку великолепных экземпляров.

В моем магазине можно купить редкий экземпляр 1894 года, эпохи Николая II

Каждому известно, что подстаканник представляет собой специальную подставку, которая охватывает и поддерживает простой стеклянный стакан. В своем большинстве подстаканники имеют цилиндрическую форму и удобную ручку, чтобы держать емкость и при этом не обжигать ладони.

История подстаканников началась в Дореволюционной России, в тот период женщины пили чай из фарфоровых чашек, а вот мужчинам было позволительно пить этот популярный горячий напиток только из стеклянных стаканов. Соответственно чай был слишком горячим, стекло нагревалось, поэтому нужно было придумать некое устройство, дабы пить чай мужчины могли спокойно, не переживая о том, что смогут обжечь свои ладони. Кто-то верит, что именно по этой причине и в это время были изобретены подстаканники, а кто-то думает иначе, но в любом случае точной даты появления подстаканников никто не знает. Ко всему прочему в то время, когда появились первые подстаканники, их не принимали как что-то достойное и весьма полезное, ведь выглядели они уж очень нереспектабельно.

Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем. Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты — даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки — например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма — польские мастера представили парные подстаканники «На двоих», что очень романтично. Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры — Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.

После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину. Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы — например, «Ленэмальер» — выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.

Читайте также:
Что взять в сауну: список вещей для посещения

Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов.

В наши же дни производство подстаканников находится на совершенно другом уровне, их делают из мельхиора, латуни, серебра и меди. Для защитно-декоративного покрытия используют золото, серебро и никель. Подстаканники требуют ювелирной работы при нанесении рисунка, поверхность готового подстаканника полируется, что придает изобретению характерный блеск.

Как появился подстаканник?

В настоящее время встретить подстаканник можно очень редко. В советское время они встречались повсеместно и особенно были традиционны в поездах. Сам из себя он представляет подставку для стакана. История подстаканника очень интересна и увлекательна, ее интересно изучать под ароматный чай с баранками.

История происхождения

Точное время появления подстаканников конкретно неизвестно, так как специалисты разнятся в мнении по данному поводу.

Историки в основном полагают, что подстаканник появился примерно в начале 20 века, что было связано с отказом от фарфора и приходом в бытовой обиход стеклянной посудой. Стекло, как известно, быстро нагревается, но при этом стаканы не имеют удобной ручки, как у чашек. Для того, чтобы не обжигать пальцы, но довольствоваться горячим чаем, был изобретён такое приспособление, как подстаканник. Позднее данный аксессуар стал неотъемлемым предметом обихода в домах чиновников и высокопоставленных лиц.

Существует и другое утверждение. Считается, что появление подстаканника связано с новыми правилами этикета, появившимися в 20х годах 18 столетия. Оно гласило, что женщинам полагается пить чай из фарфора, а мужчинам – из стеклянных стаканов. Как уже указывалось выше горячий чай пить из стаканов было неудобно и были придуманы подстаканники.

Однако существует и третье мнение, согласно которому появление подстаканника связано с ввозом в Россию (а тогда еще Русь) чая. Это произошло примерно в 1631 году (по другим данным 1638 году). Вместе с ним и началось производство железной утвари, которую также подглядели у родоначальников чаепития – монголов. Главная причина исполнения этого предмета быта именно из металла это то, что пили в те времена чай в основном мужчины, которым часто бывали в отлучках, следовательно и походная посуда должна была быть крепкой и небьющейся. Однако ближе к 19 веку появились и миниатюрные версии подстаканников – дамские. Ведь дамы не должны были много есть и пить.

В середине 19 века данным предметом обихода заинтересовались ювелиры, Что само собой разумеющееся – ведь это широкая сфера для деятельной фантазии. Выполнять подстаканники стали в разных стилях – рококо, барокко, классицизм и т.д. Также варьировались и техники исполнения – литье, ручная работа в сборе, украшение различными рисунками, орнаментами и эмалью.

Современные подстаканники, которые нам известны из железнодорожных поездов, появились при Сергее Витте, который был директором Департамента железнодорожных дел, а после и министром путей и сообщений (1889-1892). Наиболее крупным производством по изготовлению подстаканников стал завод по изготовлению посуды и предметов обихода, расположенный в городе Кольчугино Владимирской области. Основателем его был Александр Кольчугин (название поселка появилось благодаря ему) и завод был частью металлургической мануфактуры. В настоящее время производство также функционирует и располагается в 7 цехе завода “Кольчугцветмет”.

Декор и внешние особенности

Изначально подстаканники выполняли роль простой подставки под стакан. Они подразумевали простоту и удобство, так как сам стеклянный стакан хрупок, но при этом очень дешевый, а металлическая подставка крепкая и долговечная. Но спустя некоторое время их стали украшать – введено художественное исполнение литья и ковки. Связано это с появлением подстаканников на праздничных столах. Рисунки, которые выполнялись на стенках металлической посуды, были самыми разнообразными. Все отражалось там: и литература, и искусство, да и сама эпоха. В более зажиточных домах подстаканники были из мельхиора и серебра. Княжеские палаты видали золотые подставки под чай. В то время наиболее популярным подарком на праздники был именно он – подстаканник. Его дарили друзьям, родным и коллегам, а также уважаемым людям. При этом часто на нем выполнялась дарственная гравировка с поздравлением. У простого народа подстаканники встречались, но по назначению использовались редко. Чаще пользовались блюдечком, в котором чай остывал гораздо быстрее. После революции в 1917 году производство подстаканников значительно снизилось, однако пропало классовая принадлежность данного предмета обихода. Им стали пользоваться и простые слои населения: рабочии, колхозники и прочие.

Читайте также:
Масло для полков: особенности, как выбрать качественное

Форма и оформление подстаканников было различное, насколько был широк полет фантазии самого мастера или заказчика, так как для богатых людей часто изготавливались на заказ. Первые варианты подстаканников имели весьма скучный вид: это была простая полоска из меди или латуни с нижней частью и ручкой. Далее в 19 веке начинается преображение посуды. Многие мастера отображают деревенский быт и уклад, выполняя подстаканник в виде избушки, бочонка, колодца, дерева, некоторые украшают различными животными и цветами. Позднее в богатых домах появляются металлические предметы обихода, которые украшены флагом или гербом Российской империи или семейным инициалами и родовым гербовым рисунком. Зачастую на таком простом, на первый взгляд предмете, создавались целые картины. На подстаканниках 19 века можно найти и такие рисунки, которые воспроизводили народное творчество – былины, сказки, сказания и т.д. Здесь есть сюжет про трех богатырей, известная сестрица Аленушка с братцем Иванушкой и т.д.

Современные производители выполняют подстаканники из различных металлов – серебро, мельхиор, латунь, медь. Как защитно-декоративное покрытие используется золото, серебро, никель.

Подстаканник из серебра

Для придания рисунку большей четкости и очерченности применяется тезника чернения. Поверхность подстаканника тщательно шлифуется, благодаря чему приобретает характерный блеск. В настоящее время в основном используется метод чеканки. Это подразумевает изготовление штампа для каждого вида рисунка отдельно.

Для персонализации в некоторых случаях наносится логотип с помощью метода лазерной гравировки. Это делается у наиболее распространенных серийных изделий. Гравировка лазером используется также для оригинального нанесения надписей на готовые изделия, а также для размещения художественного текста на золотое или серебряное покрытие. Также возможно применение фрезеровки и нанесение эмали.

Подстаканник в эпоху СССР

После революции 1917 года многие предметы так называемого “буржуазного” быта были заклеймены позором. В том числе и подстаканник, который попал в неугоду новому правительству, в результате чего производство их временно прекратилось. Однако спустя некоторое время, в эпоху НЭПа возобновилось их изготовление, но небольшими рабочими артелями. Кроме известной технологии производства литья подключаются еще методы выдавливания рисунка и гравировка. Особое веяние в пользу подстаканников произошло в 20х годах 20 века. На это повлиял отказ правящей верхушки от производства фарфора и фаянса в пользу стекла. Обосновано это было тем, что этот материал ближе к рабочему (пролетариатскому) народу. Но скорее было связано с дешевизной стекла. Чтобы большевистское руководство не обжигало пальцы о горячие стаканы нужна была безопасная окантовка. При этом формируется жесткий стиль, так называемая корпоративная установка, по виду и оформлению металлической облицовки высшего начальства, руководителей мелких партийных аппаратов, членов секретариата и т.д. Наряду с графинами, стаканами, кожаными портфелями появляются новые подстаканники.

С 30х годов 20 столетия данный предмет выполняет не только функциональную защиту, но имеет “пропагандистские” наклонности, что соответствует той эпохе, так как подобное встречалось абсолютно во всех сферах.

Подстаканник стал своеобразным “зеркалом” событий, которые происходят в СССР. Происходит серийный выпуск на различные тематики, а также отдельные модели, в которых отражаются важные моменты культурной и политической жизни государства.

Подстаканники из СССР

Новый расцвет подстаканников приходится на 40-70е годы. Появляется новый сплав, из которого они изготавливаются – медь-никель-цинк (МНЦ) с глубоким серебрением. Также они выполняются из мельхиора, алюминия и нержавейки. Выпускаются целые серии подстаканников,которые посвящены памятникам известных людей, архитектуре, памятным датам, городам (в особенности городам-героям), а также с разнообразными цветами, орнаментами, животными СССР и т.д.

Интересен момент, что именно в это время приходится расцвет на самостоятельное (ручное) изготовление подстаканников. Местами таких произведений становятся оборонные заводы и зоны.

Выпуск подстаканников в СССР был на 15 крупных предприятиях, а также в некоторых цехах военных заводов. При Хрущеве он еще был высокохудожественным предметом обихода, однако к середине 60х годов постепенно исчезает с обеденных столов. Это связано с новыми веяниями моды, которые предпочитали синтетику и пластик. В окружении таких материалов стакан смотрелся странно и нелепо. В результате подстаканник стал скорее раритетом, сувениром или оригинальным подарком. Многие люди коллекционируют такую посуду. Однако долгое время люди более старшего поколения продолжали пить чай именно из таких стаканов с подстаканниками.

Читайте также:
Абаш для бани: особенности применения древесины

В современном мире можно встретить подстаканники в стилизованных кафе и ресторанах. Но они так и остались главной фишкой поездов, где не прижились пластиковые стаканчики и прочие заменители.

Российские и советские подстаканники

Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который ассоциируется с душевными и неторопливыми семейными застольями, железнодорожной романтикой. Изделие приятно держать в руках, рассматривая затейливые узоры, наслаждаясь духом свежезаваренного напитка. Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки.

В этой статье мы поговорим об истории подстаканника в России, об отечественных чайных традициях. Сейчас подставки – скорее привет из прошлого, чем часть быта. Предметы чайной сервировки покупают для пополнения коллекции, для украшения интерьера в кафе или на кухне, для возрождения культуры чаевничания.

Появление подстаканников в России

Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева (17 век). Их украшали растительным орнаментом. Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров.

Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш.

Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин.

Сюжеты и материалы для подстаканников

Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье». Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина.

В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия – в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы».

На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.

Подстаканник «Зимняя тройка», мельхиор, артель имени В. М. Молотова, г. Мстера, СССР, 1955 год

После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели.

Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.

Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год

После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.

Читайте также:
Антикоррозионная защита в водонагревателях: особенности

Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год

Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.

Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно. Аксессуары делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых приборов и другие. Сканью украшали подставки в Красном на Волге, Мстере. Алюминиевые производили в Москве, Ленинграде, Мытищах, Минске, Днепропетровске. Подстаканники РЖД используются по назначению и в наше время.

Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.

Кольчугинские подстаканники

Подстаканники широко распространились при С.Ю. Витте, когда он занимал должность министра путей сообщения. Витте сделал их обязательным предметом обстановки пассажирского поезда. Стакан сохранял устойчивость во время вагонной тряски. Министр отдал крупный госзаказ на подстаканники купцу А.Г. Кольчугину – владельцу Товарищества Латунного и Меднопрокатного заводов. Производство подставок впервые стало поточным, серийным. Именно Кольчугиным была задана их классическая форма и размер. «Кольчугинский завод цветных металлов» – по сей день крупнейший производитель подстаканников в России и мире.

Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция.

Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. 5-10 процентов изделий покрывают серебром, 100-200 коллекционных экземпляров – золотом.

Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты – герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль.

Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.

Российские чайные традиции

Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе.

Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным.

Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней.

В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах.

Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами.

До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.

Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке – «бабы на чайник».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: