Как настроить барометрический демпфер на вашей печи

Содержание

Как настроить горелку для газового котла?

Принцип работы газового котла базируется на нагревании циркулирующей жидкости, проходящей по теплообменнику. Тепло образуется в камере сгорания как результат работы газовой горелки обогревательного устройства. Именно от качественной настройки, а затем работы горелки зависит производительная мощность котла, его КПД. Рассмотрим основные аспекты выбора и настройки горелки газового котла подробнее.

Как выбрать?

На что нужно обратить внимание при выборе горелочного устройства для котла:

— производительная мощность
— уровень шума при работе (касается наддувных моделей)
— тип обогревательного оборудования, для которого приобретается горелка
— разновидность топлива
— плюсы и минусы данного устройства
— предусмотреть возможные сбои в работе местной линии газоснабжения.

Учитывая эти факторы, можно выбрать наиболее подходящее горелочное устройство для котла так, чтобы он работал максимально эффективно, не обременяя частым профилактическим обслуживанием.

Камера сгорания отопительного оборудования

Газовые котлы отличаются прежде всего конструкцией камеры сгорания. Она бывает двух типов:

  • открытая;
  • закрытая.

Открытая камера представляет собой достаточно простое устройство сгорания. Выглядит так: над горелкой располагается теплообменник в виде змеевика из тонких медных трубок. Благодаря открытой конструкции воздух, необходимый для реакции горения, поступает к месту воспламенения газа из окружающей среды.

Как правило, хватает воздуха из помещения (при условии организации хорошей вентиляции). Но есть настенные модели с забором воздуха извне, для чего монтируется специальное отверстие в стене. Открытые камеры сгорания требуют обязательного наличия дымохода.

Чаще всего устанавливается для моделей напольных газовых котлов, а также использовалась для комплектации котла старого образца (при этом розжиг производила запальная горелка).

Схемы устройства камеры згорания

Закрытая камера сгорания отличается конструкцией нагревательного блока. Теплообменник расположен над горелкой. Корпус блока закрыт, воздух для горения нагнетается вентилятором, установленным в камере. Через двойные стенки камеры пропускается теплоноситель, нагревая его, увеличивая КПД котла. Газ сжигается почти полностью, продукты горения отводятся каоксиальной трубой под давлением воздуха.

Виды горелок

По своим конструктивным, функциональным отличиям горелочные устройства делятся:

По назначению:

  • для промышленного оборудования большой мощности
  • для оборудования бытового назначения.

По используемому типу топлива:

  • устройства для природного газа;
  • устройства для сжиженного газа;
  • универсальные устройства.

По регулировке пламени:

  • одноступенчатые – способны работать на включение/выключение;
  • двухступенчатые (как разновидность – модели с плавной модуляцией) – работают на полную мощность, при достижении нужной температуры пламя уменьшается вполовину;
  • модулируемые – котлы с модулируемой горелкой отличаются плавной регулировкой силы пламени.

По принципу работы:

  • инжекционные/атмосферные. Работают при подаче воздуха из помещения. Устанавливаются соответственно в открытых камерах сгорания. Использовались также и для моделей котла старого образца.
  • вентиляторные/наддувные. Работают в камерах сгорания изолированного типа. Воздух для горения подается вентилятором. По своим конструктивным особенностям делятся на:
    — вихревые (отверстия форсунок круглой формы)
    — прямоточные (форма узкой щели круглого/прямоугольного сечения).
  • диффузно-кенетические. Воздух поступает двумя одновременно: один смешивается с газовым топливом, второй добавляется непосредственно в камере при горении.
  • Устройство газовой горелки для котла

    Атмосферные и вентиляторные горелочные устройства отличаются своим строением. Это обусловлено разным способом подачи кислорода в камеру при сжигании топлива.

    Устройство атмосферной горелки.

    Воздух поступает в камеру горения непосредственно из помещения. Внутри канала горелочного устройства расположены сопла. Газ подается в сопла, смешиваясь с воздухом, который также имеет сюда доступ. На небольшом расстоянии от сопел располагаются выходные прорези, через которые подается готовая топливная смесь. Между соплами и выходными отверстиями создается область пониженного давления, что способствует постоянному нагнетанию воздуха для смешивания.

    В камере сгорания постоянно работает запальная горелка для розжига основного устройства.

    Устройство вентиляторной горелки.

    Блок устройства состоит из:

  • двигателя;
  • вентилятора;
  • автоматического блока управления;
  • редуктора;
  • реле давления воздуха;
  • смесителя топливной массы.
  • Воздух нагнетается извне вентилятором, подается в камеру сгорания для образования топливного вещества. Соотношение воздуха и газа возможно регулировать с помощью заслонки и вентилятора.

    Пламя горелки

    Одним из индикаторов правильной работы горелки является цвет пламени. Для газового оборудования характерно ровное голубоватое пламя без примесей других цветов. Наличие вкраплений желтого, красного говорит о том, что горелка работает плохо, это снижает эффективность обогревательного оборудования.

    В первую очередь, это касается инжекционных горелочных устройств, но и для вентиляторных иногда характерно тоже. Пламени элементарно может не хватать кислорода. Также вместе с воздухом может попадать пыль, другой мелкий мусор, который будет засорять устройство, снижая КПД котла. Все это непосредственно сказывается на пламени. Если оно гудит, горелка работает громко, огонь изменил цвет – необходимо настроить правильную работу устройства.

    В каких случаях требуется регулировка пламени горелки?

    Атмосферная газовая горелка для обогревательного оборудования чаще выходит из строя. Ею оснащаются модели как настенного, так и напольного котла. Инжекционная горелка напольного оборудования снижает свою эффективность по разным причинам:

    • Мощность горелки завышена. Случается, когда для маленького обогревательного оборудования приобретается горелка высокой мощности. При этом для горения недостаточно места, приток воздуха для такой мощности слабый, что приводит к переходу пламени от голубого к желтому, закопчению камеры сгорания, дымохода.
    • Если дымоход плохо прочищен, ухудшается тяга котла. При этом отработанные продукты горения слабо выводятся, приток воздуха малый. Это ухудшает горение, пламя желтеет.
    • Дефект самой горелки не дает возможность правильно настроить полное сгорание топлива.
    • Из-за перепадов давления в системе газоснабжения хорошо отрегулированное оборудование может выбрасывать большое количество неотработанного газа в дымоходную трубу. Частично он оседает копотью, сажей. Большой слой сажи снижает тягу, увеличивает расход топлива.
    • Запуск отопительного оборудования после ремонта.
    • Наличие посторонних шумов при работе котла, газовой горелки.
    • Смена вида топлива.

    Настройка оборудования

    Напольные газовые котлы с атмосферной горелкой можно настроить самостоятельно. Наддувные же системы регулируются автоматическим блоком управления, не требуют дополнительной настройки.

    Схема действий при настройке одноступенчатого оборудования:

  • Установить устройство на котле.
  • Подсоединить к газопроводному патрубку.
  • Проверить на абсолютную герметичность.
  • Снять корпус горелочного оборудования.
  • С помощью манометра сделать замеры давления газа на входе.
  • Подсоединить к электричеству. Проследить, чтобы перемычки, фазы были подключены верно.
  • В дымоходной трубе разместить газоанализатор.
  • Запустить устройство.
  • С помощью манометра снять показания давления на выходе из горелочного блока. Показания давления должны соответствовать параметрам, обозначенным в техпаспорте.
  • Приток воздуха отрегулировать воздушной заслонкой.
  • Показания газоанализатора также должны соответствовать всем нормам установки газового оборудования.
  • Настройка газового оборудования должна проводиться специалистами. Самые простые котлы открытого типа возможно настроить самостоятельно при наличии определенных навыков, знаний устройства горелочного блока. От качества работы горелки зависит эффективность котла, уровень его КПД, расход топлива. Поверхностно определить, что оборудование работает неисправно можно по изменившемуся пламени горелки.

    Советы начинающему истопнику

    Вы помните, когда пытались первый раз в своей жизни зажечь березовое полено в руку толщиной? Нелегкое это дело, не правда ли?

    Эти советы, конечно же, могут рассмешить опытного истопника, но следует помнить, что все когда-либо и что-либо делали впервые.

  • Проверить, что задвижка на трубе открыта, а каналы для прочистки печи закрыты.
  • Проверить зольницу. Там не должно быть слишком много пепла.
  • Если печь долго не топилась, следует сжечь на входе в дымовую трубу несколько скомканных газет.
  • Следует использовать только сухие дрова.
  • В топке первый ряд дров лучше выкладывать поперек, а остальные – вдоль или прислонив их почти вертикально к задней стенке топки, в хлебных печах (духовках) – только горизонтально.
  • Не следует прижимать дрова плотно друг к другу, иначе огонь «задохнется».
  • Особенно хорошо положить кусочки бересты или скомканной газеты между дровами. И очень важно не забыть открыть лючок поддува!
  • Сразу после этого следует закрыть дверцы печи, чтобы в топке было оптимальное количество воздуха и хорошая тяга.
  • Слушайте и наблюдайте за огнем. Это поможет понять его.
  • Общие советы по растопке печи

    • Печам нравится, когда их топят часто и понемногу, и они не любят когда их топят редко, но долго. Поэтому рекомендуется за одну топку сжигать пару полных закладок дров.
    • Дрова должны гореть полным огнем, подкладывать новые стоит только после того, как предыдущая закладка прогорела больше чем наполовину.
    • Ваша печь будет благодарна за то, что Вы будете держать задвижку для поддува в нормальном раскрытом положении, и не будете подкидывать дрова по одному поленцу. В противном случае дымоход покроется сажей, и начнутся проблемы с тягой.
    • Так что, самый правильный способ прогреть печь – это сжечь первую полную закладку дров, после этого заложить и сжечь вторую и остановиться на этом.
    • Избегайте слишком сильного нагрева печи!

    Перегрев печи можно определить по двум основным признакам:

  • Невозможно прикоснуться ладонью к боковой поверхности печи. Это признак того, что в печи недопустимо высокая температура. Как правило, температура наружных камней, исключая камни вокруг топки, не превышает 85°С.
  • Чугунные части начинают раскаляться, это значит, что их температура уже превышает 600°С. Чтобы этого избежать, не забывайте вычищать зольницу.
  • Горение можно ускорить правильным выбором дров

    • Чтобы печь прогрелась быстрее, можно увеличить скорость горения дров, подобрав правильно их размер. Не секрет, что на скорость горения влияет не объем, а площадь поверхности сжигаемого полена. Так что тонкие дрова прогорают быстро и дают много жара. Например, 10 поленьев по 0,5 кг сгорают быстрее, чем 2 полена по 2,5 кг, а количество выделившегося тепла одинаково в обоих случаях. Используйте всегда только сухие дрова!
    • Ни для кого не секрет, что сухие дрова легче разжечь, они полностью сгорают, т.е. их эффективность много выше чем у сырых дров. Да и вредных веществ выделяется много меньше, меньше дыма, меньше сажи.
    • Дров с улицы следует приносить в расчете на два дня топки, чтобы остаточная влага успевала испариться.
    • Природная влажность древесины составляет приблизительно 50%, а после года хранения у сложенных в поленницу дров она снижается до 20%. И если эти дрова занести в теплое помещение, то через пару дней влаги в них останется всего 10-15%.

    Свойства сухой древесины

    Составная доля в %

    Пепел, зола

    Энергетическая ценность
    (кВт/час/кг)

    • С – углерод
    • Н – водород
    • О+N – кислород + азот


    Не сушите дрова на печке!

    • Дрова нельзя складировать выше топки. Расстояние между штабелем дров и печкой не должно быть менее 150 мм! Но если у Вас нет такой возможности, и это расстояние несколько меньше, то просто необходимо изолировать дрова от печки стенкой из огнеупорного материала. Температура поверхности этой стенки не должна превышать 80°С!

    Когда закрывать задвижки?

    • Смысл использования задвижки состоит в том, чтобы, вовремя закрыв дымоход, сберечь тепло и оно «не вылетело в трубу». Благодаря задвижкам, большая печь может оставаться теплой даже два дня подряд. А также, угли могут дополнительно поднять температуру внутри печи еще на 60-70°С.
    • Очень важно правильно выбрать время закрытия задвижки. Если это сделать слишком рано, то в комнату просочится смертельно опасный для человека угарный газ.

    Несколько советов, как правильно закрывать задвижку:

  • Угли надо поворошить, чтобы возможно оставшиеся головешки прогорели до конца.
  • Когда угли начинают затухать (на них уже не «скачет» голубой огонь), тогда можно заслонку прикрыть, но не закрывать полностью.
  • После этого нужно открыть поддувало, чтобы благодаря мощной тяге угли превратились в пепел и золу. Причем, из одной закладки дров должна получаться одна чашка пепла.
  • Что такое «летняя» задвижка?

    • Часто в каминные печи с духовкой устанавливается так называемая «летняя» задвижка. Она просто необходима в случае, когда печь топится не постоянно, а время от времени, например, на даче. Стоит открыть ее, чтобы максимально облегчить задачу растопки холодной печи даже при неблагоприятных погодных условиях, например, при слишком низком атмосферном давлении, или если труба Вашего дымохода не достаточно высока. Закрывается такая заслонка, после того как разгорится в топке огонь.
    • И еще представляется интересным, что, открыв эту заслонку и лючок поддува, Вы сможете топить каминную печь и летом как обычный открытый прямоточный камин и наслаждаться огнем, не перегревая помещение. Однако, камины с «летними» задвижками не следует топить при закрытых дверцах более 15 минут, так как температура в трубе поднимется до недопустимых значений.

    О тяге в дымоходеПроверьте тягу в дымоходе, если печь долго не топилась!

      • Тяга в дымоходе возникает из-за низкого в нем давления, а вовсе не от высокого в топке, как считают некоторые люди.
      • Отсутствие тяги говорит о том, что в трубе застоялся холодный воздух. Его надо «вытолкнуть» из трубы, и единственный способ – это нагреть его, а так как теплый воздух легче холодного, то он сам поднимется вверх.
      • Существует много разных способов. Самый простой из них – сжечь несколько скомканных газетных листов перед самым входом в дымовую трубу, куда можно пробраться через отверстия для прочистки.
      • Когда в трубе загудит, это значит, что воздушная пробка удалена, и можно разжигать в топке огонь.
      • Когда дрова разгорятся, тягу можно настроить с помощью лючка поддува в дверцах камина, а не с помощью заслонки. Регулируя тягу можно влиять на интенсивность горения.

    Не помешает проверять тягу и при постоянном использовании камина или печи.

      • Это можно сделать, например, так: поднести спичку или зажигалку к лючку поддува в дверцах, и если пламя отклонится в сторону топки, то тяга есть.

    Почему нет тяги в дымоходе? И как это можно устранить?

    • Воздушная пробка может образоваться в дымоходе из-за целого ряда причин, например, таких как пониженное атмосферное давление, высокая влажность, сильный ветер, низкое давление внутри помещения.
    • При пониженном атмосферном давлении или при дожде тяга заметно хуже, чем при хорошей ясной погоде или в морозный день.
    • В дымовой трубе часто накапливается влажный воздух, если печь долго не топилась. Летом можно избежать этого, Держа заслонку чуть приоткрытой, когда в доме подолгу никого нет.
    • Причиной плохой тяги может быть также пониженное давление в доме. Иногда достаточно просто приоткрыть окно, чтобы ликвидировать эту причину. А если пониженное давление внутри дома возникает из-за автоматической системы вентиляции, то в этом случае ее придется отключить на время разжигания огня. Между прочим, даже обычная вытяжка над плитой может послужить причиной плохой тяги.
    • А может быть и такое, что при определенном направлении ветра печь просто невозможно топить. И причина здесь не в самой печке и не в дымоходе. «Виноваты» могут быть, например, дерево, растущее рядом с домом, густой лес, высокая гора или склон, а иногда даже форма крыши, которые направляют ветер прямо к трубе. Эту проблему можно решить, или удлинив трубу, или повалив несколько деревьев (если, конечно, это возможно). Или просто не надо пользоваться камином при таком направлении ветра.

    Как настраиваются амортизаторы. Часть 2: “Устройство и настройка”

    Итак, продолжаем говорить о настройке амортизаторов.

    Часть первая: “В общем и целом” — обязательно к прочтению!
    Часть вторая: “Устройство и настройка”

    На самом деле это только кажется, что амортизатор слишком сложно устроен и разбираться в его работе нудно и непонятно. Однако, рекомендую попробовать. Я попробую упростить для вас понимание большинства моментов.

    Азы:
    Амортизатор называется двухтрубным. И вот почему:

    “Рабочей” трубой является внутренняя труба. Она всегда заполнена маслом доверху. В ней двигается поршень, обеспечивая усилия, в нее же погружается шток, вытесняя собой масло.
    Наружная труба, она же корпус амортизатора, является “расширительным бачком” для внутренней трубы. Туда вытесняется “лишнее” масло в процессе работы, оттуда же оно восполняет “недостаток” внутренней трубы.
    Точь-в-точь, как расширительный бачок на радиаторе.

    Еще по теме:  Дымоход для газового котла в частном доме: как выбрать, как сделать

    С этим, думаю, ясно. Это многие знали и без меня. Идем дальше.

    Термины немного отличаются от общепринятых научных, но это для облегчения восприятия.

    Амортизатор имеет всего четыре клапана.
    1. Сжатия
    2. Отбоя
    3. Нижний впускной
    4. Надпоршневой перепускной

    Регулировка усилий осуществляется, в-основном, изменением усилий на клапанах сжатия и отбоя, то есть только первых двух.

    Клапан сжатия (1) и клапан нижний впускной (3) обычно выполнены в одном “корпусе”, стоящем внизу трубы амортизатора. Их действие направлено в две разных стороны.

    Аналогично этому клапан отбоя (2) и надпоршневой клапан (4) находятся на поршне и тоже функционально работают в две разных стороны.

    Итак, пойдем по порядку.

    Работа:
    внутренняя труба постоянно заполнена маслом. Когда идет ход сжатия, то шток пытается вытеснить из внутренней трубы некий объем масла. Аналогично поршню, который выдавливает жидкость из шприца.
    Куда же деваться маслу? Смотрим:

    Вот два разобранных клапана. Российский “Скопин” и японский “Showa”.
    Правда, похожи?

    Плавный ход сжатия. Масло проходит сквозь т.н. “пуговицу” а также через вырезы в дроссельном диске в наружную трубу. Величина и количество вырезов в дроссельном диске влияют на начало срабатывания клапана и “сглаживают” его работу.

    Резкий ход сжатия. Масло проходит сквозь т.н. “пуговицу”, отгибает внутренние края рабочих дисков и уходит в наружную трубу. Количество и толщина рабочих дисков определяют жесткость хода сжатия в целом.

    Вот отмеченные элементы клапана, работающие при ходе сжатия: “пуговица”, дроссельный диск, рабочие диски

    Как настраивать:
    Добавив диски, вы получите более “жесткий” по ощущениям амортизатор. Крены меньше, управляемость лучше. Но и больше дискомфорт от тряски.
    С количеством прорезей в дроссельном диске точно так же. Чем меньше прорези, тем меньше дроссель “вмешивается” в работу клапана.
    Запомните: усилие сжатия амортизатора НЕ ЗАМЕНЯЕТ усилие сжатия пружины/подушки, а как-бы “замедляет” и “сглаживает” его. Или наоборот — делает более резким при чрезмерном усилии сжатия

    Любите “спорт”? Добавьте один диск. Можете два, если любите риск Поставьте дроссель с меньшими вырезами.

    Любите “комфорт”? Уберите один диск. Раскачки больше не станет, но комфорт добавится. Дроссель лучше без нужды не ослаблять.

    ФОТО: дроссели клапана сжатия хонды сивик. Передний, задние с 5 и 6 поколений.

    Так называемая “пуговица” подбирается под диаметр штока для обеспечения прохождения нужного количестка масла при сжатии. То есть если вы не меняете диаметр штока, не трогайте пуговицу. Поставите меньше отверстий — получите разломанный клапан из-за гидроудара. Поставьте больше отверстий — ничего не изменится.
    Запомните — пуговица — не регулятор, а скорее “предохранитель”
    ФОТО пуговиц, всяких разных.

    Вот пример.
    ФОТО поршня и элементов клапана отбоя отечественного амортизатора и сивика.

    Клапан отбоя — самый мощный клапан.
    Его усилие напрямую влияет на раскачку машины, комфорт, да и в целом — противодействие упругому элементу (пружине, подушке)

    Работа:
    Полость над поршнем заполнена маслом. И тут шток начинает идти вверх, пытаясь сдавить это масло. Что в этот момент происходит?

    Плавный ход отбоя, например, при легкой раскачке машины. Дроссельный диск пропускает через себя масло, снижая давление над поршнем

    Резкий ход отбоя. Наружные края дисков отгибаются, пропуская часть масла и снижая давление над поршнем

    Настройка:
    Зависит от требований и пожеланий.
    Слабое усилие отбоя нужно тому, кто предпочитает через ямы “переползать”, а комфортом дорожит больше, чем управляемостью.
    Плюсы в больших рабочих ходах подвески.
    Минусы в том, что отбой идет слишком быстро. Следствие: возможный “отстрел” амортизатора на отбое, невозможность пролететь ямы “на скорости”.
    Любите бабушкин стиль неспешную езду и только ее? Убирайте диск или два, ставьте пружинку помягче.

    ОДНАКО большей части как людей, так и дорожных условий необходимо существенно увеличивать усилия отбоя амортизатора.
    Быстрая езда по ямам, скоростное вождение, установка более жестких пружин или подушек — повод добавить парочку дисков в клапан отбоя и поставить пружину помощнее.

    Хотелось бы обратить внимание: не бойтесь увеличивать усилие отбоя!

    Дело в том, что когда колесо идет на отбой, то вес неподрессореной массы в 20-30-40 кг просто не в состоянии настолько сильно и резко “дернуть” кузов, чтобы вы сочли это дискомфортом. Амортизатор сглаживает рывки отбоя, в результате вы воспринимаете их как “покачивание”. То есть усилие отбоя, увеличенное, допустим, в полтора раза сделают машину, скорее всего более комфортной для вас, особенно при средней или активной езде.
    И вы еще мне скажете спасибо, когда на 100км/ч вы вдруг встретите на трассе яму длиной в метр и услышите лишь тихий хлопок, а не заставляющий сжаться на сидении “бабах”

    Особенно это касается любителей жестких пружин или подушек типа “бублик”, где усилия сильно увеличиваются при сжатии.

    Влияние дросселя… Ну, тут то же самое. Слишком большие или много отверстий заставят масло свободно циркулировать без открытия клапана, а это неправильно. Если делаете отбой жестче, ставьте и дроссель “поменьше”

    ФОТО: Дросселя отбоя ГАЗ-24 перед, зад и дроссель зад хундай акцент/солярис.

    ФОТО: также дроссель бывает выполнен в виде просечек на поршне. В этом случае, чтобы изменить дросселирование, придется сошлифовать поверхность и сделать новые насечки в нужном количестве (или поставить дроссельный диск)

    Работа:
    Когда шток выходит из трубы, создается низкое давление во внутренней трубе (как будто вы тянете поршень шприца на себя). Задача клапана — заполнить внутреннюю трубу из наружной.

    В усилениях/изменениях обычно не нуждается.
    На данной фотографии вот пружина этого клапана. Масло из наружной трубы, сжимая эту мягкую пружинку, приподнимая пуговицу и диски, легко должно проходить во внутреннюю трубу.

    Работа:
    занимается тем, что без усилий перепускает жидкость из полости ПОД поршнем в полость НАД поршнем при ходе сжатия.

    Вот конструкция отечественных авто и сивика.

    Как вы видите, этот клапан очень мягкий. В нем либо мало дисков, либо гнутая/витая пружина и один диск. Срабатывать он должен от минимального усилия, обеспечивая хорошее заполнение надпоршневой полости.

    Ошибочно этот клапан принимают за клапан, влияющий на усилие сжатия. Это неправильно!
    Да, если вы попытаетесь усилить этот клапан, усилие сжатия возрастет. Но если усилие открытия этого клапана превысит усилие клапана сжатия, то амортизатор перестанет заполнять надпоршневую полость, в результате вы получите работу амортизатора не на масле, а на пене или воздухе. Стуки, неравномерная работа и тому подобное.
    Поэтому этот клапан должен быть максимально легким на открытие и ВСЕГДА слабее клапана сжатия.

    — Вы НЕ ПРОВЕРИТЕ усилия амортизатора руками. Дергая и вдавливая снятый амортизатор руками вам НЕ УДАСТСЯ открыть клапана. Не хватит силы.
    Руками вы можете проверить только перепускание амортизатора через дросселя.
    Либо через рычаг, либо используйте “жопомер”, то бишь поставили-поездили

    — Качание машины “за крыло” — это только косвенный признак работы амортизаторов. Есть машины, которые качнуть практически нереально, а есть те, которые раскачиваются легко. Но и те и те ездят по-своему нормально (или не-нормально)

    — Сечения и форма отверстий в поршне не играют критической роли в жесткости. Как я уже говорил, жесткость настраивается клапанами

    — Толщину дисков легко проверить пальцами на изгиб. Диски обычно стандартные по толщине и вы легко отличите 0,15 от 0,2 по упругости. естественно, нужно ставить одинаковые наборы и дросселей, и дисков.

    — Собирая амортизатор, нужно всегда проверять заполнение надпоршневой полости. Например так: ставите в любую емкость (или стакан амортизатора) трубу с нижним клапаном. Наливаете полную трубу масла до края. Теперь берете шток с поршнем и аккуратно вдвигаете в трубу. Входить он должен без особых усилий. Масло должно легко проступить через поршень и начать переливаться через край трубы, вытесняемое объемом штока (привет Архимеду). Если уровень масла понижается при этом, или вы не можете легко вдвинуть шток, значит усилие надпоршневого клапана превышает усилие клапана сжатия. Это ЗЛО. Исправляйте
    Вторая проверка: на собранном амортизаторе вдавливаете шток вниз и тут же дергаете вверх. Если провал явно ощутим, это, вероятно, тоже ЗЛО.

    — Уровень масла в стакане со стоящей в нем заполненной трубой и вдвинутым полностью штоком должен быть от ½ до ⅔ высоты стакана

    — Хотите просто “улучшить” родной амортизатор, который стал хуже держать?
    Увеличьте усилие отбоя на 20-50% добавлением дисков или более мощной пружиной клапана сжатия. Тщательно промойте и проверьте все диски-дроссели-поверхности. Залейте хорошее масло и поставьте хорошие сальники. Я вас уверяю, амортизатор будет работать значительно лучше, чем аналогичный “только из магазина”

    — Запомните простое правило из опыта разных амортизаторщиков: хуже дороги — делать жестче отбой, лучше дороги — делать мягче отбой. Как бы не хотелось сделать наоборот. Такие настройки удовлетворяют 90% людей

    — Если у вас “пробои” в отбойник, усиление амортизатора особо в этом не поможет. Поможет замена пружин или укорачивание амортизатора, в зависимости от того, что для вас актуально.
    Удары “глотают” пружины и подушки, а не перетекание масла в амортизаторе.

    — Чем жестче подушки, тем слабее должна быть настройка клапана сжатия, и сильнее — клапана отбоя. Например, если у вас “рубены” на давлении 3-5 бар, то отбой придется увеличить процентов на 50% для достижения оптимального комфорта

    Вопросы и добавления — прошу в комментарии. Может я что-то забыл или не упомянул.
    Репосты приветствуются.

    Как сделать правильный дымоход для твердотопливного котла своими руками?

    Дорогой читатель! Основная составляющая комфорта в доме – тепло. Если у Вас нет возможности установить простой в обслуживании газовый, электрический или жидкотопливный (дизельный) котел, то можно стоит использовать твердотопливный котел. Его можно установить своими руками в соответствии с инструкцией, дымоход для твердотопливного котла также возможно выполнить своими руками. В статье мы расскажем о монтаже своими силами и надеемся, что эта информация будет Вам полезной.

    Что это такое и для чего он нужен?

    Дымоход – вертикально расположенная конструкция в виде трубы, предназначенная для вывода продуктов горения (а также дыма, сажи, копоти, пепла) в атмосферу на определенную высоту и обеспечения тяги в котле (подсоса необходимого количества воздуха).

    Продукты сгорания и неполного сгорания (угарный газ) ядовиты для человека, поэтому необходим их отвод на такое расстояние от жилых помещений, чтобы они не попадали обратно через окна или вентиляцию и рассеивались в воздухе.

    Как устроен дымоход

    Принцип работы

    Принцип работы системы дымоудаления основан на эффекте тяги, возникающей из-за разницы температур горячих газов в трубе и холодного уличного воздуха, поступающего в котел.

    Горячие отработанные газы разрежаются и поднимаются вверх, выходят из трубы и рассеиваются. Холодный воздух подсасывается в топку.

    Виды и конструкции

    По материалу изготовления дымоходы бывают:

    • кирпичные;
    • керамические;
    • металлические.

    По конструкции дымовые трубы бывают:

  • стенные – конструктивно встроены в стену, выполняются из красного кирпича, опираются на фундамент стены;
  • коренные – представляют собой сооружение, стоящее отдельно от стены и имеющее собственный фундамент;
  • насадные – легкие конструкции из стали, керамики, сэндвича, установленные непосредственно на отопительный агрегат (для твердотопливных котлов не применяются);
  • не имеющие собственного фундамента и требующие закрепления на несущих конструкциях — короба из стали керамики, «сэндвича».
  • Конструкция труб для твердотопливного котла отопления очень различается в зависимости от материала, но всегда включает следующие элементы:

    • горизонтальный участок (патрубок, выходящий из котла);
    • вертикальная труба – собственно газоотвод;
    • сборник конденсата – вертикальный участок трубы, находящийся ниже уровня горизонтального, в него из основной части стекает конденсат;
    • теплоизоляция;
    • на изгибах трубы должны быть лючки для прочистки;
    • дефлектор.

    Современные котлы имеют очень высокий КПД (до 87% у пиролизных и 92% у пеллетных) и топливо сгорает в них практически полностью, при этом выделяется небольшое количество кислот, которые вместе с влагой из воздуха выпадают в виде конденсата на стенках труб. Поэтому внутренняя поверхность трубы должна быть кислотоустойчивой (стальной или из современной керамики) и иметь емкость для конденсата.

    Кирпичная труба – самая сложная конструктивно, она включает в себя:

    • колпак или дефлектор;
    • оголовье;
    • шейку;
    • выдру — расширение стенок над кровлей, прикрывающее щели между кровлей и кирпичной кладкой от попадания осадков;
    • стояк;
    • задвижки;
    • шейка для подключения к котлу;
    • фундамент;
    • вкладыш из нержавеющей стали;
    • в современных дымовых трубах внизу предусматривают емкость для сбора конденсата и люк для освобождения ее от накопившегося конденсата.

    Керамические и металлические трубы собирают из заводских готовых элементов. Керамические трубы состоят из внутреннего канала из огнеупорной керамики, теплоизоляции из несгораемого утеплителя, наружный защитный короб из легкого ячеистого бетона. Стальные борова бывают однослойные и типа «сэндвич» (внутренний и наружный слой – из стали, между ними – слой утеплителя.

    Какой дымоход лучше выбрать

    Рассмотрим достоинства и недостатки разных типов дымоходов:

    НаименованиеДостоинстваНедостатки
    КирпичныйПрочная и устойчивая к высоким температурам конструкцияСложный и долгий монтаж, требующий высокой квалификации; большой вес, необходимость фундамента; долгое время монтажа; необходимость установки вкладыша из нержавеющей стали
    КерамическийСамый большой срок службы, круглое сечение, гладкая внутренняя поверхность, небольшой вес, высокая скорость монтажа; высокая кислотоустойчивость, хорошая теплоизоляцияСамая большая цена из всех представленных вариантов; некоторые сложности в монтаже
    Стальной однослойныйКруглое сечение, гладкая внутренняя поверхность, малый вес, небольшая стоимость, простота и высокая скорость монтажа, простота ремонта; устойчивость к коррозии и конденсатуТребуется утепление – иначе образуется большое количество конденсата; при проходе через конструкции из горючих материалов необходимы большие отступки; небольшой срок службы – 10-15 лет
    Стальной «сэндвич»Круглое сечение, гладкая внутренняя поверхность, небольшой вес, простота и высокая скорость монтажа, простота ремонта, устойчивость к коррозии и конденсату; возможность монтажа снаружи здания; хорошая теплоизоляция — негорячая внешняя поверхность снижает требования к монтажу внутри зданияНемалая цена

    Раньше применяли асбоцементные трубы, но они хрупки и для них не выпускают соединительные элементы, поэтому для современных отопительных агрегатов их не применяют. Применять гибкие гофрированные трубы не рекомендуется – они быстро прогорают; в крайнем случае можно поставить такую трубу как вкладыш в кирпичную, «дожить» до весны – и качественно модернизировать старый короб.

    Оптимальным выбором будет применение керамических дымоходов или «сэндвича».

    Сделать самому или заказать

    При решении вопроса об устройстве трубы стоит взвесить все «за» и «против»: не боитесь ли Вы высоты, есть ли у Вас помощники, насколько доступна кровля, какую конструкцию дымохода выбрали. Кирпичные и керамические конструкции самим смонтировать сложно – лучше обратиться к профессионалам.

    Строительные нормативы

    Устройство дымоходов регламентируется СНиП 41-01-2003.

    Основные требования к конструкции трубы:

    • высота должна быть не менее 5 метров;
    • расстояние от верха до плоской кровли – не менее 1000 мм;
    • нежелательно применение горизонтальных участков, длина каждого из них не должна превышать 1000 мм, суммарная их длина не должна превышать 2000 мм;
    • высота трубы при скатной кровле:
  • при расстоянии до конька менее 1500 мм – не менее, чем на 500 мм выше конька;
  • при расстоянии от 1500 до 3000 мм – вровень с коньком;
  • при расстоянии более 3000 мм – угол между линией, соединяющей конек с оголовком и горизонталью должен быть не более 10°.
  • Требования пожарной безопасности к дымоходам

    Расстояние от наружной поверхности дымохода из керамики и горючими конструкциями должно составлять не менее 250 мм, для кирпичного и «сэндвичного» короба – не менее 130 мм.

    Стены и перегородки из горючих материалов защищают цементной или гипсовой штукатуркой по сетке толщиной не менее 25 мм.

    Дымоход в обязательном порядке должен иметь сетчатый искрогаситель, если кровля имеет покрытие из битумной черепицы, рубероида, ондулина или на нее попадают листья.

    Сила тяги

    Сила тяги зависит от следующих факторов:

    • высоты дымохода;
    • состояния канала – гладкости стенок, покрыты стенки сажей или нет;
    • наличия дефлектора;
    • утепления;
    • подвода свежего воздуха.

    От наличия и силы тяги зависит Ваша безопасность, поэтому ее следует регулярно проверять, и при необходимости применять меры к очистке канала от сажи, обледенения оголовка трубы.

    Изготовление и установка дымохода своими руками

    В нынешний век стандартизации и качественных заводских материалов лучше не рисковать и не изготавливать дымоход самостоятельно.

    Какие материалы лучше применить?

    Кирпичные дымоходы требуют определенных навыков, фундамента, много времени – их обычно строят в процессе строительства дома (или модернизируют старые печные, если это возможно).

    Керамика – довольно хрупкий материал, и браться за ее монтаж самому стоит только в том случае, если Вы имеете опыт монтажных работ на кровле и уже работали с керамическими конструкциями.

    Достаточно прост монтаж стальных дымоходов.

    Однослойные трубы стоят дешевле, но при монтаже их придется утеплять на кровле дома, поэтому оптимальным вариантом будут трехслойные «сэндвичные» трубы.

    Чертеж и схемы

    Перед тем, как подключить дымоход, необходимо изучить инструкцию отопительного агрегата – в нем указан диаметр выводного патрубка, к которому будет подключаться дымовая труба. Затем замерить высоту трубы внутри дома, чердака, определить высоту надкровельной части; продумать размещение, крепление и форму трубы – будут ли наклонные участки и т.д.

    Затем советуем начертить детальную схему или чертеж – они помогут определиться с количеством труб, соединительных элементов, креплений, других комплектующих для дымоотвода.

    Еще по теме:  Дымоход для печи длительного горения

    Расчет размеров

    Длину следует определить в соответствии со строительными нормативами (см. выше).

    Внутренний минимальный диаметр – определяется по инструкции к котлу.

    Установка дымохода и особенности монтажа

    В продаже имеется большой труб различных длин, колен, тройников, ревизий, кронштейнов, хомутов, элементов с разгрузочными платформами для опирания трубы на кровлю или перекрытие.

    Монтаж начинают с установки котла. При горизонтальном расположении патрубка присоединяют к нему тройник – снизу к тройнику крепится емкость (так называемый «стакан») для конденсата. К котлам с верхним расположением патрубка монтируют трубу длиной 1 м, затем колено с ревизией, затем тройник – и все элементы аналогично первому варианту. Затем снизу вверх монтируют собственно элементы дымоотвода. Они соединяются с помощью специальных хомутов. Через перекрытия элементы проводят в кожухе из стальной трубы большего диаметра, зазоры изолируют минеральной ватой. Монтируют специальные элементы с разгрузочными платформами так, чтобы они опирались на перекрытие или кровлю и служили дополнительной опорой для дымохода.

    В местах изгиба короба необходимо устанавливать ревизии со специальными лючками для прочистки.

    Крепят конструкцию к стенам при помощи специальных хомутов с расстоянием 500 мм.

    Сверху на дымоход монтируют конус и дефлектор. Если кровля выполнена из горючих материалов – монтируют искрогаситель. Если кровля негорючая – можно без него обойтись.

    Видео по монтажу

    Лучше один раз увидеть – посмотрев наше видео, Вам будет понятнее весь процесс монтажа.

    Частые ошибки и проблемы при установке

    Самая частая ошибка – отсутствие утепление однослойной трубы. Внутри дома это может привести к возгоранию горючих конструкций и предметов и ожогам людей. На открытом воздухе отсутствие утепления вызывает множество очень неприятных последствий:

    • горючие газы очень быстро охлаждаются, тяга уменьшается, продукты сгорания или даже угарный газ могут попасть в помещение и вызвать отравление людей. При морозах возможно даже возникновение обратной тяги – крайне опасного явления;
    • на стенках оседает очень большое количество конденсата, что приводит к быстрому выходу трубы из строя.

    Нельзя монтировать газоход без дефлектора или хотя бы колпака – снег и дождь не должны попадать в оголовок и канал.

    Необходимо предусмотреть доступ необходимого количества воздуха к котлу – в котельной должно быть постоянно открытое специальное окошко.

    Дымовая труба должна быть прямой. При крайней необходимости допускаются наклонные и горизонтальные участки длиной не более 1000 мм каждый и суммарной длиной их проекций на горизонталь не более 2000 мм. Угол наклона не более 30° от вертикали (допускается 45°).

    Длина дымохода увеличивается на сумму длин проекций на горизонталь.

    Если дымоход проходит в одном месте с вентиляционными каналами, то он должен быть выше остальных каналов, вентканалы должны быть перекрыты колпаком, расположенным ниже оголовка газовода. Это предохраняет от возможного попадания продуктов сгорания в помещение.

    Обслуживание и чистка

    Дымоход необходимо периодически очищать от сажи. Лучше 2 раза в год. Чистить можно механическим и химическим способом. Выбор – за Вами. После чистки следует в обязательном порядке проверить тягу.

    Зимой иногда в верхней части трубы намерзает конденсат или осадки – необходимо следить, чтобы не перекрывался канал – это уменьшает тягу и создает опасность отравления жильцов продуктами горения.

    Советы специалистов

    Можно ли уменьшить диаметр дымохода твердотопливного котла?

    Один из самых часто встречающихся вопросов, которые задают читатели по поводу установки дымохода – вопрос об уменьшении диаметра. Уменьшать диаметр нельзя! Этот параметр рассчитывается конструкторами, исходя из мощности котла, и его изменение приведет к множеству негативных последствий, самое безобидное из которых – уменьшение мощности котла, а самое серьезное – отравление жильцов дома продуктами сгорания. С огнем не шутят! – в этом вопросе необходимо опираться на инструкцию к котлу.

    Увеличивать диаметр также нежелательно. Если диаметр выходного патрубка нестандартный, возьмите трубу чуть большего диаметра в стандартизированной линейке размеров. Слишком большой диаметр также приводит к уменьшению тяги.

    Заключение

    Все дома в нашем мире построены людьми. Не бойтесь учиться чему-нибудь новому – беритесь за монтаж дымохода самостоятельно. Начертите чертеж, закупите материалы, посмотрите видео – и приступайте к работе! Установка дымовой трубы – достаточно сложное дело, но правильно выполнить его самостоятельно вполне возможно.

    Будем рады, если эта статья поможет Вам в обустройстве Вашего дома и послужит источником полезной информации.

    Оставайтесь с нами, подпишитесь на нашу рассылку, предлагайте своим друзьям в соцсетях читать наш сайт – здесь Вы всегда найдете много интересных и полезных идей для домашнего мастера.

    Какой лучше выбрать дымоход для твердотопливного котла: виды и особенности монтажа

    Выходной канал – один из ключевых элементов системы обогрева помещения. Через него отработанные продукты горения выводятся на улицу. Он может быть изготовлен из разных материалов. Мы рассмотрим, какой вид дымохода лучше для твердотопливного котла, чтобы вы понимали, как организовать максимально надежную, эффективную и безопасную конструкцию.

    Правильное исполнение рукава влияет на стабильность тяги и КПД обогревательного прибора. Неподходящая труба (слишком малого сечения, с шероховатой внутренней поверхностью) и неправильный монтаж приводят к избыточному засорению сажей, а впоследствии к перегреву, что приводит к разрушению и выделению вредных химических соединений. Продолжительность эксплуатации без проведения ремонта или замены отдельных элементов тоже очень важна. Поэтому уже на стадии проектирования необходимо четко понимать, чему же отдавать предпочтение, нержавеющей стали, керамике или кирпичу.

    Требования к устройству дымоходов для твердотопливных котлов

    • Максимально вертикальная конструкция. В идеале он должен смотреть строго вверх, тогда аэродинамическая сила вывода продуктов сгорания будет самой эффективной.
    • Площадь поперечного сечения у канала должна быть больше, чем у патрубка. Также допускается, что они могут быть равны, но это в крайнем случае.
    • Высота трубы не меньше, чем требуемая цифра в паспорте обогревательного оборудования. При обустройстве рукава учитывается уровень и угол наклона кровли, а также расстояние до конька.
    • Необходимо сделать разгонный участок, который будет стимулировать тягу. Для этого монтируют тройник, сразу за которым создают перпендикулярный крыше ход протяженностью 1 м, и только после – другие секции.
    • Наличие дефлектора обязательно (если есть ветровой подпор).

    Дополнительные особенности дымохода для котла на твердом топливе

    Нужно, чтобы его труба хотя бы на 70 см поднималась над коньком. При этом важно не закрывать ее грибком (зонтиком), иначе сажа станет оседать на ее стенках и проедать ее. Соединять сэндвич-колени и подобные им элементы стоит под углом в 45°, чтобы предотвратить опрокидывание тяги. И какую угодно шахту (газосиликатную, кирпичную или керамзитобетонную) необходимо гильзовать дымоходом из нержавеющей стали.

    Канал должен быть выложен из материала с особенно высокой термостойкостью. Учитывайте, что при горении дров или угля температура отходящих газов может не должна превышать 300°C и даже значительно превышать эту отметку. Значит, требуется, чтобы стенки рукава выдерживали самый серьезный жар.

    Кроме того, дымоходные трубы для твердотопливных дровяных котлов должны соответствовать следующим требованиям. Способностью противостоять негативным факторам воздействия: конденсату и высокой температуре.

    Материал канала в процессе нагревания должен противостоять разрушительному воздействию влаги и содержащихся в ее составе кислот и прочих агрессивных примесей, и не выделять никаких летучих соединений.

    Надежность

    Ресурс работы по-настоящему хорошей системы отопления измеряется не годами, а десятилетиями, в течение которых она остается безопасной. Чтобы обеспечить столь высокую долговечность, необходимо не только грамотно организовать вывод отходящих газов, но и выбрать современный нагревательный агрегат и правильно его подключить.

    В том случае, когда она окажется недостаточной, на внутренних стенках дымовых труб для твердотопливных котлов будет оседать сажа, постепенно забивая проход и не давая таким образом газам выйти наружу в полном объеме. Если проблему не исправлять, продуктов горения будет оседать все больше, и рано или поздно настанет момент, когда они пойдут внутрь дома, что чревато отравлением жильцов.

    Данное явление возникает за счет разности температур и атмосфер, когда воздух стремится в зону пониженного давления. Силу тяги можно частично повысить за счет принятия грамотных конструкторских решений, ведь она зависит от следующих факторов:

    • длина вертикального участка;
    • количество поворотов и загибов, и угол их наклона.

    Их число в целом не ограничивается какими-либо правилами. Но стоит помнить о суммарной величине горизонтальных проекций всех наклонных поверхностей от оси входа из котла в дымоход (по нижней точке) до оголовка на крыше (в верхней). Сумма не может превышать двух метров. Оптимальная высота дымоотвода от колосника до оголовка — 5 м, при наличии горизонтальных участков, уклон которых доходит до 45º, высоту увеличивают на число их продольных проекций.

    В общем случае, чем прямее шахта, тем лучше проходимость отходящих газов, стабильнее тяга, и наоборот. Поэтому так важно не допускать переходов под углом 90°. В исключительных случаях разрешается использование одного перехода. А горизонтальный участок должен составлять не более 1 м.

    Как рассчитать сечение дымохода

    Вычисляется по следующей формуле:

    • D – нужный нам размер, в м2;
    • V – объем потребляемого топлива, в м3;
    • v – скорость движения выходящих газов, в м/с.

    Форма сечения может быть любой, но круглая предпочтительнее прямоугольной, так как, поднимаясь, пар закручивается по спирали, а лишние детали (например, углы) создают ему препятствия, заставляя менять траекторию, отталкиваться от стенок и в результате ухудшая тягу. Шероховатая поверхность тоже является помехой.

    Если найденный диаметр окажется меньше, чем у патрубка, его нужно будет увеличить до равного значения, иначе рискуете спровоцировать падение давления в канале.

    Мощность котла, кВт

    Внутреннее сечение, мм

    Минимальная высота, м

    Из каких материалов должны изготавливаться вытяжные трубы

    Рассмотрим предлагаемые на рынке варианты, а также проанализируем преимущества и недостатки каждого.

    Кирпичные

    Это традиционный дымоход для твердотопливного котла, популярный на протяжении десятка лет классический вариант. А так ли оно актуально сегодня, когда есть сразу несколько альтернатив? Плюс кирпича в том, что он выдерживает температуру до 900°C. Правда, медленно накапливает и отдает тепло и поэтому не совсем удобен в ситуациях, когда нужно быстро прогреть помещения дома.

    Но есть и минус, причем серьезный, и он заключается в быстром разрушении канала. Любая, даже самая аккуратная кладка получается неоднородной, в результате чего со временем между отдельными кирпичами появляются трещины и зазоры, в которых скапливается сажа, задерживается пар, собирается влага. И такой материал, как огнеупорная глина, плохо переносит воздействие агрессивных сред: содержащиеся в конденсате кислоты разъедают его за несколько лет.

    Также, среди недостатков можно отметить:

    • Высокую стоимость материалов и самих работ по выкладке. При этом мастеров, умеющих правильно выкладывать дымоход, очень мало.
    • Обязательное наличие фундамента под такой дымоход и закладка его в проект заранее, до начала строительства.

    Керамические

    Представляют собой трехслойные конструкции, с внутренним контуром, внутренней теплоизоляцией и внешним каркасом. Обладают гладкой поверхностью, минимально накапливающей сажу и не впитывающей конденсат. Отличаются высокой герметичностью. При хорошем уходе служат до 30 лет, но при этом стоят существенно дороже тех же стальных, и правильная установка керамического дымохода для твердотопливного котла в данном случае возможна при наличии специализированных навыков. Это не самый бюджетный выбор. При этом установку необходимо планировать еще на этапе проектирования дома, так как возможность монтажа в готовое строение отсутствует. Также, потребуется наличие фундамента ввиду общей тяжести конструкции и закрепляющего раствора. Новичок явно не справится с такой сложной работой, поэтому стоит доверить дело мастерам. Но учтите, что скорость монтажа этого дымохода ниже, чем у нержавеющих, а замена элементов, вышедших из строя, всегда очень затруднена.

    Стеклянные

    Модная новинка, уже успевшая получить успех в Европе. Основное преимущество – оригинальный и эффектный внешний вид. И это при неплохих показателях жаростойкости и сопротивления коррозии.

    • цена: из всех рассматриваемых вариантов они самые дорогие;
    • отсутствие опыта широкого применения в России.

    Стальные

    В данную категорию входят трубы, выполненные из легированной высококачественной стали, с добавлением никеля, титана, молибдена. Отличительная черта – повышенная коррозионная стойкость. Для печей, что работают на твердом топливе, с высокими температурными показателями отходящих газов следует использовать дымоотводы, выплавленные из жаростойкой нержавеющей стали, имеющей толщину не менее 0,8 мм. При выполнении технического обслуживания или ремонта модульных систем, требуется следовать Своду правил по проектированию и строительству СП 13-101-99.

    Дымоход для твердотопливного котла из нержавеющей стали при объективном сравнении наиболее практичный вариант, обладающий следующими достоинствами:

    • высокая термостойкость – при температуре в 600°C не происходит деформаций стенок рукава;
    • сопротивляемость коррозии – металл не ржавеет после длительного контакта с жидкостями (например, в пору затяжных ливней);
    • отсутствие образования конденсата – при использовании сэндвич-дымохода. Элементы двустенных дымоходов (сэндвичей) представлены изделиями, состоящими из 2-х труб (внешней и внутренней) различного диаметра. Пространство между ними заполнено невоспламеняемым теплоизолирующим материалом, который изготовлен из базальтовых волокон. При такой конструкции происходит медленное остывание внутренней трубы, температура в дымоходе поднимается выше точки росы, что гарантирует избежания образования конденсата;
    • простота установки с возможностью дальнейшей регулировки конструкции – не составит труда разобрать и/или дополнить какими-то элементами, например, шиберной заслонкой;
    • доступная цена – если сравнивать, такой вариант обходится дешевле кирпичных, стеклянных и керамических моделей (при ресурсе эксплуатации свыше 30 лет, даже в сложных климатических условиях), это бюджетный, но весьма надежный выбор.

    Сэндвич-дымоходы для твердотопливных котлов

    По сути, являются составными секциями из вставленных друг в друга труб с проложенной между теплоизоляцией. За счет такой многослойности обладают запасом жаропрочности, а значит и высокой степенью пожаробезопасности, также могут похвастать стойкостью к образованию конденсата и воздействию агрессивных сред. Компактны, легки, собираются без особых проблем.

    • За счет своей относительной новизны и особенностей производства сэндвич-каналы имеют оптимальную стоимость.
    • Высокая устойчивость к воздействию атмосферного давления.
    • Длительный срок эксплуатации.
    • Привлекательный внешний вид.

    Именно такие дымоходы можно найти в линейке производителя Ferrum. Качество продукции соответствует всем стандартам при доступной цене.

    Дальше мы рассмотрим, как правильно установить дымоход из стальной трубы на твердотопливный котел. Сравнив и проанализировав все материалы для изготовления выводного канала, мы предлагаем остановиться именно на нержавеющей стали. Обладая достаточной термостойкостью, она идеально гладкая (не собирает сажу или влагу), химически инертная и, главное, отличается максимальной долговечностью при минимальной стоимости (плюс, ее не проблема купить в любых нужных количествах). При разумных затратах вы можете быстро сделать современную, надежную, удобную в эксплуатации и пожаробезопасную систему отопления загородного дома или коттеджа, а в дальнейшем без проблем изменять и дополнять ее, ориентируясь на свои нужды.

    Монтаж дымохода для твердотопливного котла

    Вне зависимости от выбранного материала, конструкция любого нержавеющего дымохода состоит из следующих элементов:

    • Хомут под растяжку – для надежной фиксации.
    • Трубы – одна или несколько герметично соединенных между собой круглого или овального сечения.
    • Раздвижной кронштейн служит для крепления дымохода к стенам или другим строительным конструкциям.
    • Тройник предназначен для изменения направления дымового канала на угол 90°, используется в качестве очистного элемента, облегчает обслуживание дымохода.
    • Заглушка служит для закрытия термоизоляции нижнего элемента дымохода или для закупорки неиспользуемого ответвления.
    • Экран – для обеспечения защиты потолка и стен помещения в соответствии с нормами пожарной безопасности.
    • Конденсатосборник – емкость, устанавливаемая в нижней части системы, причем обязательно до отопительного агрегата. В нее будет стекать влага, образующаяся в результате охлаждения пара.
    • Монтажная площадка поддерживает всю систему, а также и переносит нагрузку модулей на несущую конструкцию.
    • Консоль – крепеж, позволяющий закрепить трубы в строго вертикальном положении.
    • Шиберная заслонка – важный элемент, который усиливает и снижает тягу (при необходимости), нагнетает воздух, что повышает силу горения и предотвращает утечку тепла.
    • Ревизионное отверстие – крепится сразу над конденсатоотводом, чтобы впоследствии легко сливать ее из системы.
    • Сэндвич-колено обеспечивает нужный уклон дымоотвода в сложных строениях.
    • Адаптер предназначен для стыковки тепла с генерирующим аппаратом.
    • Конус – элемент, завершающий дымоходный канал.

    Это типовая схема дымохода для твердотопливного котла, которая может быть изменена, исходя из варианта прохода дымохода: через потолок, на чердак и крышу, или же через стену и далее вверх вдоль строения.

    Сборка системы осуществляется по принципу «снизу вверх», то есть от отопительного агрегата к крыше. При этом нужно руководствоваться правилами техники противопожарной безопасности (которые мы рассмотрим ниже) и общими рекомендациями к установке согласно СНиП-91, то есть:

    • сборка дымохода осуществляется по «конденсату», но для предотвращения его появления стоит использовать сэндвич-дымоходы;
    • скреплять места соединения элементов при помощи хомутов;
    • под каждый отопительный агрегат следует устанавливать отдельную дымоотводную трубу;
    • фиксировать на стену (или на опорные конструкции) кронштейнами;
    • важно, чтобы площадь сечения соответствовала мощности теплогенерирующего аппарата;
    • предотвратить контакт канала с газовыми и электрическими коммуникационными линиями, а также размещать его на расстоянии 150-300 мм от кровли, обрешетки, перекрытий;
    • не допускать стыков между потолочными и стеновыми перекрытиями;
    • дымовые каналы стоит оборудовать не более тремя поворотами, а их радиус закругления должен соответствовать диаметру патрубка. При этом, стандарт высоты трубы варьируется в радиусе пяти метров, что может гарантировать требуемое разряжение и обеспечивать тягу;
    • для очистки сажи в основаниях каналов выполняются карманы, имеющие глубину в 250 мм.

    Элементы комплекта из нержавеющей стали

    В комплект могут войти:

    Еще по теме:  Полено для чистки дымоходов: инструкция применения
  • конденсатосборник;
  • опорная площадка;
  • тройник-ревизия;
  • тройник подключения;
  • конус;
  • монтажные элементы.
  • Что выгоднее: изготовить самому или заказать

    На первый взгляд, конструкция довольно проста, поэтому кажется, что можно купить материал, вооружиться инструментами, сэкономить. В данной статье мы не будем рассказывать, как правильно сделать дымоход для твердотопливного котла своими руками, по причинам:

    • Для его подключения нужно привлекать профессионалов. Потому что необходимо безошибочно продумать проект, обеспечить качество стыков, учесть все нормы безопасности. Гарантировать все это могут только специалисты, у которых есть практический опыт.
    • Только изделие от известного и зарекомендовавшего себя на рынке производителя дает гарантию на соответствие всем пожарным требованиям, использованное сырье и материалы.

    Помните, что недочеты могут обернуться неправильной работой отопительной системы, возгоранием или проявлением обратной тяги. В стремлении сократить затраты не подвергайте риску свою жизнь и здоровье близких.

    Технологические требования

    • общее отклонение канала по вертикали не должно превышать 30 градусов;
    • прогибы недопустимы, возможно только 3 горизонтальных участка протяженностью до 0,5 м каждый;
    • общая длина – от 3 до 6 м, с возвышением над уровнем крыши хотя бы в 70-100 см;
    • внешняя обмазка труб герметиком с высокими показателями термостойкости;
    • крепление к опорной поверхности с шагом в полтора метра.

    Высота трубы

    Минимально допустимое ее значение может быть рекомендовано производителями отопительных агрегатов и зависеть от мощности выпускаемых приборов.

    Рассмотрим таблицу зависимости высоты и диаметра дымохода от мощности котла:

    Как сделать дымоход для твердотопливного котла своими руками – варианты устройства дымовой трубы

    Продолжительное функционирование нагревательного агрегата невозможно без правильно обустроенного дымохода. Вне зависимости от материала, из которого произведена дымовая труба для твердотопливного котла, она предназначается для обеспечения силы тяги, отвода продуктов горения и топочных газов наружу, не допуская их проникновения в жилые помещения.

    Сила тяги дымохода

    К подбору конструкции дымохода и к работам по его монтажу необходимо подходить ответственно, обращая внимание на малейшие нюансы. От этого зависит не только эффективность отопительного оборудования, но и безопасность людей, проживающих в доме.

    Перед тем, как приобрести дымоход для отопительного котла, нужно определиться с силой тяги, необходимой для правильной работы оборудования. Данный параметр представляет собой техническую характеристику дымоотводящей системы, которая отражает ее производительность и качество функционирования.

    От тяги в трубе агрегата зависит скорость перемещения топочных газов, образующиеся в результате столкновения потоков воздуха, имеющих разную температуру, и перепадов давления в топочной камере.

    На силу тяги влияет ряд факторов, важные из которых длина и диаметр трубы дымохода для твердотопливного котла, наличие в нем поворотов и колен. Важно знать, что данный показатель будет наиболее высоким, если смонтированная труба максимально прямая и к выходу сужается. Именно по этой причине при проектировании отопительной системы и выборе агрегата нужно сократить до минимума повороты, изгибы и уклоны дымоотвода.

    Качество функционирования вытяжки характеризуется следующими параметрами:

  • Слишком сильная тяга. В данном случае в дымовых трубах для котлов отопления на твердом топливе появляется гул. Чтобы его устранить, используют специальный шибер – так называют заслонку. Он позволяет эффективно отрегулировать силу тяги и тем самым добиться оптимальных показателей.
  • Низкий уровень. Причиной является проникновение топочных газов и дыма в котельное помещение. Если при испытании дымохода наблюдаются такие признаки, необходимо убедиться в правильности устройства конструкции. По действующим стандартам, протяженность трубопровода, отводящего газы, должна быть минимум 5 метров, а высота трубы для котла на твердом топливе превышать высоту конька кровли на 1 метр.
  • Особенности конструкционного устройства дымоходов

    Идущий из топочной камеры дым поднимается вверх спиралевидно, при этом его скорость увеличивается. По этой причине дымоход стараются делать максимально ровным без поворотов, иначе траектория движения продуктов горения меняется и может ухудшиться сила тяги.

    Большое значение имеет форма сечения дымоходной конструкции для котла, функционирующего на твердом топливе. Оптимальным решением принято считать круглое или овальное отверстие труб, поскольку тогда обеспечивается максимально эффективное выведение топочных газов.

    Если при устройстве дымоходов для твердотопливных котлов сделать сечение квадратным или прямоугольным, то в процессе движения дыма от топки образуются завихрения, понижается сила тяги, быстро собирается нагар и сажа. Подбор данного параметра, как и длины трубопровода для дымоотводящей конструкции выполняют индивидуально для котла, системы обогрева и домовладения.

    Материалы изготовления дымохода

    Согласно инструкции производителей агрегатов, при отводе газов температура в дымоходе твердотопливного котла может достигать 180-500 0 С, а значит, при их обустройстве нужно выбирать термостойкие материалы.

    Дымовые трубы бывают:

  • Кирпичными. Способны выдержать температуру до 900 0 С, но их не рекомендуют применять в системах с низким КПД, поскольку стенки в дымоходе, выложенные из кирпича, прогреваются слишком долго. Для агрегатов на твердом топливе такие трубы являются неидеальным вариантом, поскольку в процессе его сгорания может разрушиться кладка.
  • Из нержавейки или стали. Простой стальной дымоход для котла восприимчив к негативному воздействию внешних факторов, таких как перепады температурного режима и влажность. По этой причине желательно выбирать нержавеющие трубы, поскольку они отличаются большей стойкостью, служат гораздо дольше и способны выдержать нагрев до 700-800 0 С.
  • Стеклянными. В настоящее время по причине дороговизны они на отечественном рынке не приобрели широкое распространение. А вот в европейских и азиатских странах стеклянные трубопроводы очень популярны. Дело в том, что они обладают превосходными эксплуатационными характеристиками, не подвержены коррозийным процессам и воздействию повышенных температур. Кроме этого, у них низкие инертные показатели. Смонтировать стеклянный дымоход для твердотопливного котла своими руками довольно сложно, поэтому его монтаж обойдется большими финансовыми расходами.
  • Из керамических материалов. Среди отечественных потребителей они наиболее востребованы, поскольку устойчивы к температурам до 1200 градусов и огнеупорны. Керамические трубы хорошо противостоят негативным влияниям агрессивных факторов, включая высокую влажность и появление конденсата. Их преимущество заключается в безопасной эксплуатации, им не опасно случайное возгорание собравшейся сажи.
  • Схема обустройства конструкции дымоотведения не отличается сложностью, поэтому расчет диаметра дымохода для твердотопливного котла и его установку можно реализовать самостоятельно.

    Параметры дымоходной конструкции для твердотопливных агрегатов

    Высота дымохода для твердотопливного котла считается критической величиной. Это означает, что при недостаточности данного размера топливо будет плохо сгорать, произойдет «опрокидывание» тяги, а дымовые газы вместо того, чтобы выходить наружу дома, начнут проникать внутрь котельного помещения.

    Длина дымохода для твердотопливного котла зависит от его назначения: если прибор бытовой, то будет достаточно 5 метров, а, когда это большой промышленный агрегат, тогда данный параметр может достигать 15 метров и более.

    Выбор дымоходных труб

    Подобрать дымоход для отопительных твердотопливных приборов непросто, поскольку материалы для них и варианты исполнения представлены в торговой сети в огромном разнообразии.

    Чтобы выбрать конкретную дымоходную конструкцию, в обязательном порядке учитывают ряд важных параметров, среди которых:

    • температура отводимых топочных газов – каждый материал ее изготовления имеет собственный температурный максимум, поэтому степень их нагрева не должна превышать установленный параметр;
    • давление газа в трубе – на сегодняшний день каждый вид трубной продукции рассчитан на функционирование при определенной величине этой характеристики, подразумевающей естественную тягу или наддув, в продаже также имеются универсальные модели;
    • наличие конденсата – кирпичные трубопроводы необходимо эксплуатировать в определенных условиях, которые исключают возможность появления конденсата;
    • коррозийная стойкость – существуют 3 класса устойчивости дымоходов к коррозийным процессам, но только два из них – 2-й и 3-й рассчитаны на твердотопливные агрегаты;
    • минимальное расстояние до легко возгораемых материалов, которые могут воспламеняться от высоких температур– этот параметр указывается производителями в техдокументации к трубопроводам.

    Чтобы узнать некоторые из вышеперечисленных параметров, необходимо выполнить расчет дымохода для твердотопливного котла. Эти вычисления желательно доверить опытному инженеру-проектировщику отопительных конструкций и систем.

    Монтаж трубопроводов, отводящих топочный дым

    Работа, связанная с тем, как соединить котел с дымоходом, не является сложным процессом, выполнение его не требует владения специальными навыками и умениями.

    Но перед тем, как приступить к монтажу дымоотводящей конструкции, следует внимательно изучить устройство конкретной модели, а также принципы и нюансы проведения подключения.

    Прежде всего, следует отметить, что все элементы системы, предназначенной для отвода от нагревательного котла топочных газов, нужно состыковать друг с другом с применением термостойкого герметика, который способен выдерживать высокие температуры, достигающие отметки в 1400 градусов.

    Кроме этого, при использовании трубной продукции, имеющей разные диаметры, обязательно необходимо приобрести специальный переходник дымохода для твердотопливного котла – он позволит полностью исключить возможность утечки продуктов горения и потерю силы тяги.

    Для крепления дымоотводящих труб к стенам дома задействуют специальные детали – саморезы или заклепки. В некоторых ситуациях могут потребоваться дополнительные опоры, подставки и прочие элементы. Их перечень обычно прилагается в комплекте к продукции.

    Дымоход для твердотопливного котла своими руками

    Чтобы сократить стоимость работ по установке твердотопливного котла, можно самостоятельно смонтировать и установить дымоход. Следуя проверенным рекомендациям специалистов, вы сможете выполнить все работы быстро и качественно. Существует несколько методов монтажа дымохода, каждый из которых продуман до мелочей. В данном материале мы расскажем вам об отличительных чертах и преимуществах каждого из этих способов.

    Существует несколько методов монтажа дымохода, каждый из которых продуман до мелочей:

    Особенности обустройства дымохода

    Для выполнения данных работ вам не потребуются специальные знания и навыки. Однако важно четко понимать специфику процесса горения и представлять, как продукты сгорания топлива выводятся наружу. Данные нюансы основываются на базовых знаниях из области физики.

    Конструкция и технология монтажа всей отопительной системы, включая котел и дымоход, продуманы таким образом, чтобы сделать процесс обогрева жилища максимально безопасным. При малейшем отступлении от общепринятого порядка работ вы рискуете не обеспечить полноценное отведение угарных газов из дома, что, в свою очередь, чревато серьезными последствиями. Поэтому важно принимать во внимание советы специалистов и физические законы, на которых основывается работа отопительной системы и дымохода.

    Чтобы обеспечить качественное выведение газов из топки, важно обратить особое внимание на следующие параметры дымоходного канала:

    • внешние факторы — высота трубы по отношению к коньку крыши, наличие высоких строений рядом с домом, расстояние до края крыши с учетом угла ее наклона и т. д.
    • диаметр дымохода;
    • длина разгонного сектора;
    • способ утепления.

    Необходимо понимать, что при слишком низкой и, наоборот, чрезмерной высокой тяге производительность котла падает.

    Конструкция дымоотводного канала для твердотопливного котла

    Дымоход для такой отопительной системы может быть изготовлен из разных материалов. Необходимо принимать во внимание конструктивные особенности канала. В систему отвода дыма для твердотопливного котла входят следующие обязательные составляющие:

  • Труба. Это, по сути, сам дымоход, по которому дымовые газы выходят из топки на улицу. Труба может иметь округлую или прямоугольную форму. Важно, чтобы она была произведена из прочного, долговечного и устойчивого к нагреванию материала.
  • Узел для сбора конденсата. Согласно законам физики, когда нагретый воздух соприкасается с охлажденным объектом, создается конденсат — мельчайшие капли влаги, оседающие на поверхности вышеупомянутого холодного объекта. Сборник конденсата позволяет удалить излишки жидкости из отопительной системы. Скапливается он, как правило, в шахте дымоотвода и постепенно стекает вниз, рискуя оказаться в котле. В связи с этим узел для сбора конденсата устанавливается на нижнем участке трубы. При этом он играет роль своеобразного тройника, соединяющего котел и дымоход, которые не должны контактировать напрямую.
  • Отверстие для ревизии. Через это отверстие влага выводится из отопительной системы посредством конденсатосборника.
  • Шибер. Шибером называют небольшую заслонку, которая устанавливается в дымоходе для контроля над силой тяги в дымоходе. Она позволяет регулировать интенсивность сжигания топлива и продолжительность его горения в котле.
  • Элементы конструкции дымоотводного канала для твердотопливного котла

    Конструкция дымоотводящей шахты может меняться в зависимости от материала, из которого она изготовлена, и особенностей самого котла. Однако вышеперечисленные cоставляющие должны быть у всех систем данного типа.

    Основные требования к дымоходным каналам

    Как правило, схема обустройства дымоотводящей шахты прилагается к инструкции по эксплуатации самого твердотопливного котла, поскольку каждая отопительная система имеет свои технические особенности. Но у всех моделей таких котлов схема монтажа трубы должна отвечать современным требованиям пожарной безопасности — в особенности, если рядом с участком крыши, через который проходит дымоход, есть высокие деревья.

    К дымоходным каналам предъявляются следующие требования:

  • Высота трубы указывается, как правило, в тех. паспорте на котел. Крайне важно, чтобы вы придерживались указанных цифр при обустройстве дымоходной шахты. Кроме того, при расчете высоты канала следует принимать во внимание высоту самой крыши, угол ее наклона, расстояние до конька и т. д.
  • Дымоход должен располагаться строго вертикально — только при соблюдении этого условия продукты сгорания топлива будут быстро и в полном объеме выводиться за пределы помещения.
  • Важно, чтобы площадь поперечного сечения канала была больше площади поперечного сечения отводящего патрубка в отопительном котле. В крайнем случае, эти параметры могут быть одинаковыми. Но недопустимо, чтобы площадь поперечного сечения трубы была меньше, чем аналогичный показатель в отводящем патрубке.
  • Обустройство разгонного участка. Эта часть дымохода необходима для горизонтального и вертикального подключения дымохода к отопительному котлу. Сначала монтируют короткий патрубок или тройник, а после него устанавливают 1 метр вертикальной трубы. Его задача — «запускать» тягу дыма. После нее можно монтировать горизонтальные секции и ответвления шахты.
  • Если крыша вашего дома выполнена из легковоспламеняющихся материалов, подумайте о монтаже дефлектора: он обеспечит гашение искр в случае неполного сгорания дров.

    Монтаж дымохода

    Сборка такой конструкции не представляет трудности: просто зафиксируйте составные части дымохода одну над другой.

    Сделать это можно двумя разными способами:

    • По конденсату. Данная методика предусматривает установку деталей друг в друга в том направлении, в котором капли конденсата стекают по трубе. Схема сборки дымохода по конденсату применима тогда, когда в системе нет специального сборника для влаги.
    • По дыму. Название этого варианта монтажа говорит само за себя: элементы трубы стыкуются в том направлении, в котором продукты сгорания топлива будут выводиться наружу.

    С точки зрения правильности и эффективности оба варианта абсолютно равнозначны.

    Кирпичный дымоход для твердотопливного котла

    Трубы из кирпича подходят только для высокопроизводительных отопительных систем с большим КПД. Связано это с физическими особенностями материала: он очень медленно нагревается (это объясняется толщиной кирпича), а значит, выведение дыма у котла с небольшой производительностью будет крайне медленным и слабым.

    Очевидное достоинство кирпичного дымохода — высокий показатель термоустойчивости — такая система дымоотведения легко выдержит нагрев до 900°С.

    Говоря о недостатках следует упомянуть быстрое разрушение — внутренняя поверхность кирпичного канала быстро накапливает сажу и конденсат, которые способствуют образованию сколов и трещин. Чтобы предотвратить эту проблему, вы можете вложить внутрь кирпичного дымохода еще один — стальной.

    Конструкция кирпичного дымохода

    Специалисты компании «Теплодар» не рекомендуют монтаж кирпичных дымоходов с твердотопливными котлами бренда. Для наших отопительных систем больше подходят стальные дымоотводные каналы. Именно о них мы расскажем ниже.

    Стальной дымоход

    Конструкции данного типа изготавливаются из нержавеющей стали, и в числе их преимуществ следующие:

    • высокая термостойкость — такие каналы легко переносят нагрев до 700°С;
    • минимум конденсата — стальные трубы нагреваются и остывают довольно быстро, поэтому на них не накапливается влага из горячего воздуха;
    • доступная цена;
    • моментальные монтаж/демонтаж и возможность корректировки конструкции — при необходимости можно с легкость разобрать такой дымоход и добавить к нему нужные элементы, например, шибер.

    Трубы, выполненные из нержавейки, пользуются большим спросом, поскольку они отличаются высокой прочностью и долговечностью. Дымоходы из обычной стали служат, в свою очередь, не более 3-5 лет.

    Специалисты компании «Теплодар» рекомендуют для наших отопительных систем стальные дымоотводные каналы.

    Сэндвич-дымоход

    Эта разновидность дымохода представляет собой составные секции длиной от 0,5 м до 1 м, которые изготавливаются из пары отдельных труб, вставленных друг в друга с дополнительным слоем теплоизоляционного материала. Ее преимущества:

  • Многослойная конструкция обеспечивает дополнительное утепление дымоходного канала. Это, в свою очередь, защищает трубу от конденсата.
  • Такие дымоходы не боятся химически агрессивных веществ, образующихся в процессе сжигания различного топлива.
  • Сэндвич-дымоходы считаются наиболее надежными в плане пожарной безопасности.
  • Конструкции этого типа подходят для зданий, выполненных из любых материалов. Они удобны в эксплуатации и совместимы со всеми типами отопительных систем.

    Конструкции сэндвич-дымоходов удобны в эксплуатации и совместимы со всеми типами отопительных систем.

    В ассортименте интернет-магазина «Теплодар» представлены все основные элементы и комплектующие, которые могут понадобиться вам при монтаже дымохода. Мы реализуем конструкции из нержавеющей стали, как одностенные, так и двустенные (сэндвич-дымоходы).

    В наличии всегда представлены дымоотводные каналы различного диаметра (90, 115, 150, 200 и 280 мм).

    Чтобы подобрать нужный комплект для сборки дымохода или уточнить требования для монтажа конкретной модели, вы можете обратиться к менеджерам нашего интернет-магазина и получить бесплатную консультацию.

    Выполнить самостоятельный монтаж дымохода не так сложно, если учесть все нюансы описанные в статье. Если же вы сомневаетесь, что сможете самостоятельно сконструировать и собрать дымоход, обратитесь к профессиональным монтажникам. Наши советы и рекомендации помогут вам оценить результат их работы.

    Оцените статью
    Мастер тепла
    Добавить комментарий