Дровокол или колун — приспособления для колки дров

5 лайфхаков от FORUMHOUSE по заготовке дров

Выбираете энергоэффективные решения?

Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE

Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)

Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)

Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)

Скоро зима и начало отопительного сезона. Многие в нашей стране обогревают свои дома твердотопливными печами и котлами. Дело это хлопотное. FORUMHOUSE упростит вашу задачу. Мы приготовили материал, где собран опыт пользователей дровяных теплогенераторов. Прочитайте статью и узнайте о 5 лайфхаках, которые облегчат физический труд по распиливанию и колке дров.

  • Зачем поленьям нужна автопокрышка
  • Какое приспособление упрощает переноску поленьев
  • Как правильно колоть дрова, и какие колуны и топоры нужны для заготовки дров
  • Как правильно сушить дрова разных пород древесины
  • Как удобнее таскать дрова в дом

1. Как колоть дрова в автопокрышке

Как наколоть дрова? На первый взгляд это — просто. Берешь топор или колун. Ставишь на колоду (пень) полено. Удар и готово! Полено развалилось надвое. Осталось собрать с земли полешки и отнести их в дровницу. Стоп. Разве это удобно? Посмотрите, как просто, быстро и удобно колет берёзовые дрова в покрышке пользователь FORUMHOUSE с ником АндрейПЫШ, и возьмите «народный» лайфхак на вооружение.

Покрышки можно скрепить друг с другом или, натянуть нижнюю шину на колоду, подобрав диаметр. В автопокрышке удобно колоть толстые пеньки.

Этот вариант колки дров я видел давно и тоже опробовал. Мои рекомендации:

  • Купите хороший топор. Плохой вязнет в полене.
  • Оптимальная высота полена — из покрышки торчит 1/3.
  • Старайтесь расколоть полено в один удар.

Колоду, для устойчивости, и, чтобы она была повыше, я поставил на автомобильный диск.

2. Чем удобнее таскать поленья

Носить поленья в руках неудобно. Особенно, если они мокрые, грязные или покрыты льдом и снегом. На помощь приходит «третья» и «четвёртая» стальная рука — клещевой (грейферный) захват.

Мне интересно, кто-нибудь пользовался ручным клещевым захватом для брёвен? Стоит платить за фирменный 3000 рублей? Хочу себе заказать, чтобы поленья грузить. Удобно им пользоваться?

Я пользуюсь клещевым захватом 5 лет. Ни разу не пожалел, что купил. Брал их по 1500 рублей. Друзья мне говорили, что деньги выкинул, а я теперь в лес за дровами без них не хожу.

Кстати, есть более дешёвый вариант — одношарнирные клещи для бревен. Стоит ли их брать?

У одношарнирного захвата, чтобы бревно не выскользнуло, придётся сжимать ручки, т.е. прилагать дополнительные физические усилия. На мягкой древесине усилие меньше, на твёрдой или промёрзшей больше. В двухшарнирных захватах сжатие происходит автоматически, за счёт веса поднятого бревна.

Ну, а всем самодельщикам, пользователь с ником 152247 предлагает изготовить hand made вариант брендовых клещей с шириной захвата под бревно диаметром 30 см.

3. Советы по колке дров

Колоть дрова тоже надо уметь. Так и поясница здоровее будет и безопаснее. Послушаем, что скажет участник FORUMHOUSE с ником Polar0id.

Я колю дрова с 5 лет. Дед учил как правильно. Чтобы не запороть спину советую:

  1. Не покупайте самый лёгкий колун. Чем тяжелее инструмент, тем им легче работать. Смотрите, когда мы замахиваемся, мы подаёмся назад всем телом, поэтому вес колуна не играет особой роли. А когда наносим удар, то вес лёгкого колуна, чтобы он вошел в древесину, приходится дополнять своим весом. Это приводит к рывковому усилию на поясницу + отдача. Тяжелый колун просто опускается руками, и он раскалывает древесину своим весом.
  2. Ещё многие покупают колун с самой длинной ручкой. Мне кажется, что это —небезопасно. В случае промаха, можно не успеть остановить удар и колун влетит в ногу. При моем росте в 180 см, оптимальная длина рукоятки колуна 100 см.
  3. А ещё я считаю, что фирменные колуны, с фибергласовой рукояткой, неоправданно дорого стоят. Если колун сломался, то его придётся выкидывать. Колун со сломавшейся деревянной рукояткой можно отремонтировать. У меня два колуна – лёгкий, для чурок диаметром до 200-250 мм, и тяжелый, на 5 кг, сделанный из высокопрочной стали. Колю им чурбаки любой толщины. Достаточно поднять и опустить. Устаю с ним намного меньше, чем работая с легким. И у него удачная форма лезвия. Колун еще ни разу не заклинил в дереве.

Обычным колуном лучше колоть мягкие породы древесины. Острый и узкий колун в них вязнет. Твёрдые породы дерева лучше колоть узким колуном, обычный, с тупым углом лезвия, от них отскакивает.

А это колуны и топор, которыми пользуется участник портала с ником Leonidd.

Большим колуном пользователь колет редко и только толстые дрова, которые плохо колются, разбивая их на плашки.

Легкий колун — основной рабочий инструмент. Им Leonidd разбивает поленья на плашки или рубит дрова пополам.

Топором пользователь рубит свежие дрова, которые легко колоть, и раскалывает плашки после работы с колунами.

Большой колун весит 3.5 кг. Длина режущей кромки 7.5 см. Масса колуна поменьше 2.3 кг. Длина режущей кромки 10 см. Топор весит 1.9 кг. Режущая кромка 13 см. Вес указал с топорищем.

4. Как сушить дрова разных пород древесины

Владельцы дровяных печей и котлов знают, что теплогенератор надо топить сухими, а не свежеспиленными дровами. Но древесина бывает разных пород, интересно, это как-то влияет на особенности её сушки и хранения в дровницах?

Читайте также:
Сэндвич труба для дымохода своими руками: из чего состоит и как собрать самому - изготовление по размерам

В этом сезоне от брёвен до укладки на просушку прошло всего две недели. Работал один. Кто-то сушит дрова по 2-3 года? Как сушить древесину дуба, клёна и твёрдых пород?

8 лучших колунов для колки дров

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Несмотря на увеличение количества газифицированных населенных пунктов, дрова пользуются у жителей России устойчивым спросом. Не все домовладельцы используют их в качестве основного вида топлива. Но для камина, бани и мангала сухая древесина является незаменимым источником огня и горячих углей. При заготовке дров надежным помощником становится колун. Это разновидность топора, которая отличается длинной рукоятью, большим весом и особой формой лезвия. Для раскалывания полена с одного взмаха важна ударная сила. При этом инструмент должен быть надежным и прочным. В российских магазинах представлен широкий ассортимент отечественных и зарубежных моделей. Они отличаются ценой, конструкцией и качеством материалов. Рекомендации наших экспертов помогут потенциальным покупателям выбрать эффективный и долговечный колун для заготовки дров.

Рекомендации по выбору колуна

Конструктивные особенности. Сегодня на рынке широко представлены две конструкции колунов.

  1. Классический топор состоит из обуха и рукоятки. Так как работа с колуном подразумевает мощный замах с большой амплитудой, то существует вероятность соскальзывания металлического элемента с топорища. Поэтому перед работой важно проверить надежность соединения. В случае деревянной рукоятки рекомендуется опустить обух полностью в воду на пару часов для разбухания древесины.
  2. У цельнолитой конструкции обух и топорище представляют собой единый элемент. Такой вариант колуна сохраняет безопасность на протяжения всего срока службы инструмента. Но цена литого топора выше, чем составного аналога.

Форма лезвия. При изготовлении колунов производители реализуют одну из двух форм лезвия.

  1. Прямой вид лезвия оптимально подойдет для колки сухих поленьев диаметром 20-30 см.
  2. Закругленная форма лезвия отличается высокими режущими параметрами. Такой колун будет эффективно измельчать смолянистые и сырые чурбаки.

Длина топорища. У колунов длина рукоятки варьируется в широком диапазоне (300-900 мм). Покупателю следует найти оптимальный баланс между мощностью и компактностью.

  1. Если топор будет использовать исключительно дома, то лучше выбрать модель с топорищем длиной 700-900 мм. Высокая ударная сила позволит справиться с самыми толстыми и сучкастыми поленьями.
  2. Нередко колун путешествует в багажнике автомобиля при поездке на дачу, на рыбалку или на пикник. В этом случае предпочтительнее выглядит рукоятка длиной 300-600 мм. Такой колун без проблем справиться с тонкими ветками (8-15 см).

Материал рукоятки. Составные топоры комплектуются рукоятками из нескольких материалов.

  1. Деревянное топорище является классикой жанра. Приверженцам экологичного натурального материала специалисты рекомендуют отдать предпочтение березовым или ясеневым рукояткам.
  2. Современной альтернативой дереву стали топорища из композитного синтетического материала фибергласа. Такие рукоятки выдерживают высокие ударные нагрузки, обладают амортизационными способностями, долго служат, удобно лежат в руке.

Мы отобрали в обзор 8 лучших колунов для колки дров. Приобрести эти топоры можно в специализированных магазинах России. При распределении позиций редакция журнала expertology опиралась на мнение экспертного сообщества, учитывая отзывы отечественных потребителей.

Рейтинг лучших колунов для колки дров

Номинация место наименование товара цена
Рейтинг лучших колунов для колки дров 1 FISKARS X25 6 000 ₽
2 GARDENA 1600S (8718-48) 3 500 ₽
3 Kraftool X25 3 200 ₽
4 PATRIOT PA 711 2 700 ₽
5 MATRIX 21822 1 700 ₽
6 Gross 21500 2 500 ₽
7 ВИХРЬ К2700Ф 1 600 ₽
8 ЗУБР 20616-10 1 000 ₽

FISKARS X25

Испытать настоящее наслаждение от колки дров поможет финский колун FISKARS X25. Производитель настолько продумал конструкцию, что на измельчение поленьев уходит минимум времени и физических сил. Топор будет оптимальным вариантом для колки дров толщиной до 30 см. Эксперты отмечают 25-летний гарантийный срок, что говорит о надежности и долговечности инструмента. В актив инструменту следует занести антифрикционное покрытие, обрезиненную ручку из стеклопластика, пластиковый чехол. Колун становится победителем нашего обзора.

Отечественным потребителям понравилось соотношение длины ручки (774 мм) и веса колуна (2,4 кг). Инструментом удобно пользоваться, его можно безопасно транспортировать. К недостаткам можно отнести только высокую цену.

Достоинства
  • продуманная конструкция;
  • удобная рукоять;
  • 25-летняя гарантия;
  • пластиковый чехол.
Недостатки
  • высокая цена.

GARDENA 1600S (8718-48)

Высокой популярностью в нашей стране пользуется колун GARDENA 1600S (8718-48). Такой вывод сделан после анализа статистики отзывов в рунете. Эксперты объясняют повышенный интерес к топору высоким качеством изготовления, усиленной рукоятью и увеличенной площадью обуха. Производитель удачно распределил вес (1,6 кг), сделал эргономичную ручку длиной 600 мм. Модель оснащена антифрикционным покрытием, которое длительное время противостоит коррозии. В комплекте идет кронштейн для крепления колуна к стене. Инструменту по силам справиться с чурками диаметром до 45 см. Топор занимает почетное второе место на пьедестале.

Среди множества лестных отзывов от российских потребителей превалируют высокие оценки балансу и эргономике. К минусам владельцы относят скользковатую рукоятку.

Читайте также:
Балансировочный вентиль — как подключить в систему отопления
Достоинства
  • легкость;
  • оптимальное распределение веса;
  • эргономичная рукоять;
  • стойкость к коррозии.
Недостатки
  • скользковатая рукоять.

Kraftool X25

Профессиональным инструментом считают эксперты немецкий колун Kraftool X25. Отличительной особенностью топора является твердое лезвие, прошедшее двойную закалку токами высокой частоты. Благодаря выпуклому клину колун легко извлекается из полена. Для удобства в работе производитель сделал рукоятку из армированного нейлона X-Fiber. Этот современный материал сочетает прочность стали и легкость пластика. Вес колуна составляет 2,45 кг при длине рукоятки 710 мм. Обух надежно соединен с топорищем, что делает инструмент исключительно безопасным. Модель завоевывает бронзу нашего обзора.

У пользователей нет претензий к эффективности колуна, ему под силу рубить дрова из любых пород дерева. Некоторые владельцы считают рукоять толстоватой в районе обуха.

Достоинства
  • немецкое качество;
  • демократичная цена;
  • надежное соединение обуха с топорищем;
  • стойкость к коррозии.
Недостатки
  • толстоватая рукоять в районе обуха.

PATRIOT PA 711

Оптимальным сочетанием цены и качества может похвастаться американский колун PATRIOT PA 711. Правда, делается он в Китае, но этот факт не уменьшает эффективность и надежность инструмента. Основой топора является обух из кованой стали, для повышения прочности производитель подверг лезвие двойной закалке. Оно, как в масло, входит в древесину, этому способствует высокоточная шлифовка и удачный угол заточки. Стеклопластиковая рукоятка имеет прорезиненную накладку, предотвращающую скольжение. Эксперты высоко оценили уникальную систему крепления X-Rigid, которая надежно соединяет топорище с обухом.

В отзывах большинство пользователей хвалят колун за легкость и удобство в работе. Цену инструмента они считают обоснованной. Но после рубки на лезвии появляются небольшие задиры.

Достоинства
  • хорошее качество;
  • демократичная цена;
  • эргономичная рукоять;
  • острая заточка.
Недостатки
  • появляются задиры на лезвии.

MATRIX 21822

Колун MATRIX 21822 является грозой любых чурбаков. Это может быть сучкастая береза или толстая сосна. Мощный рубящий удар обеспечивает инструменту большой вес (4,775 кг) и длинная рукоятка (900 мм). Для изготовления колуна производитель использовал высококачественную сталь 65Г. На лезвии твердость составляет 50 HRc. Топорище сделано из фибергласа, который не подвержен набуханию или рассыханию. Чтобы руки не скользили во время работы, имеются прорезиненные вставки. Модель оптимально подойдет для крепких высоких мужчин, которые за пару часов справятся с машиной дров.

Отечественные потребители довольны отличным дизайном, эффективностью, качественными материалами. Есть у инструмента небольшие недостатки, например, рукоять не защищена от повреждения в районе обуха.

Достоинства
  • приемлемая цена;
  • высокая мощность;
  • качественные материалы;
  • отличный дизайн.
Недостатки
  • не защищена рукоять около обуха.

Gross 21500

Самый легкий и компактный колун Gross 21500 замыкает ТОП-6 нашего обзора. Инструмент весит вместе с ручкой всего 1,148 кг, а длина рукояти ограничивается 360 мм. Эксперты отмечают цельнокованую конструкцию, которая обеспечивает безопасность во время работы. Модель подойдет не только для заготовки дров, но также для выполнения столярных и плотницких работ. В качестве основы немецкие разработчики взяли инструментальную сталь У8А, защиту от коррозии обеспечивает лакокрасочное покрытие. Лезвие имеет твердость 45-60 HRc, заточка выполнена под углом 30 градусов. Для удобного хвата в трехкомпонентной рукояти сделаны вентиляционные отверстия.

По мнению пользователей, сильными сторонами колуна является легкость, компактность, удобная рукоять. Не все владельцы довольны углом заточки.

Достоинства
  • цельнолитая конструкция;
  • легкость и компактность;
  • удобная рукоять;
  • твердое лезвие.
Недостатки
  • непривычная заточка.

ВИХРЬ К2700Ф

Среди бюджетных колунов выделяется отечественный инструмент ВИХРЬ К2700Ф. При весе обуха 2,7 кг и рукоятке длиной 900 мм топор способен решать самые сложные задачи. Твердость лезвия составляет 48-52 HRc, высокой прочностью оно обязано кованой инструментальной стали. Тыльная сторона снабжена наковаленкой, что повышает эффективность и точность рубки. Топорище сделано из фибергласа, оно не только не набухает и не рассыхается, но и амортизирует удары. Предотвращает скольжение руки по захвату резиновое кольцо. Эксперты отмечают качественную сборку и надежное соединение обуха с рукояткой.

Российские потребители лестно отзываются о добротности изготовления, хорошем балансе, эргономичной рукоятке. Из минусов упоминается смещение кольца по топорищу.

Достоинства
  • высокая эффективность;
  • прочная твердая сталь;
  • эргономичная рукоятка;
  • хороший баланс.
Недостатки
  • смещается кольцо по топорищу.

ЗУБР 20616-10

Самой низкой стоимостью выделяется на фоне соперников колун ЗУБР 20616-10. Инструмент имеет современный внешний вид, он сделан из качественных материалов. Благодаря ковке стали 55 производителю удалось получить твердое лезвие, острая заточка позволяет с легкостью раскалывать дрова. Топор сочетает небольшой вес (1,4 кг) и компактные размеры (430 мм). Двухкомпонентное топорище отличается эргономичностью, прочностью и легкостью. Для защиты от коррозии и с целью снижения трения на стальную поверхность нанесено антифрикционное покрытие. Модель замыкает обзор лучших колунов для колки дров.

Отечественным потребителям понравилась доступная цена, современный внешний вид, удобная рукоятка. Недостатком инструмента является расшатывание крепления топорища.

Как сделать механизированный колун для рубки дров

Домовладельцам, отапливающим жилище дровяным котлом или печкой, приходится ежегодно заготавливать 4—12 кубов поленьев. Несомненно, физические упражнения полезны для здоровья, но колка ручным топором отнимает слишком много времени. Существует 2 способа ускорить процесс рубки: купить механический колун для дров либо сэкономить и сделать дровокол своими руками. Рассмотрим варианты самодельных приспособлений и технологию их изготовления.

  • 1 Выбор конструкции дровокола
    • 1.1 Пружинное приспособление с рычагом
    • 1.2 Электрические модели
    • 1.3 Гидравлический колун
    • 1.4 Рекомендации по выбору
  • 2 Как изготовить дровокол на пружине
  • 3 Собираем винтовой и гидравлический аппарат
  • 4 Напоследок о ручных топорах
Читайте также:
Горелка Бабингтона — делаем своими руками

Выбор конструкции дровокола

Сначала напомним, что такое колун для дров. Это видоизмененный топор с длинной рукояткой (около 0.8 м) и тяжелым лезвием, заточенным под относительно тупым углом – 30—35 градусов. Конструкция рассчитана на раскалывание древесины вдоль волокон, для обычной рубки и тески данный инструмент не годится.

Справка. Вес «головы» традиционного ручного колуна с длинным топорищем лежит в диапазоне 2—3 кг.

Механические дровоколы унаследовали некоторые из указанных характеристик, о чем мы расскажем далее. Нынче в домашних хозяйствах используется 3 вида аппаратов заводского изготовления и самодельных аналогов:

  • пружинные с ручным приводом;
  • электрические – винтовые и реечные;
  • гидравлические.

Предлагаем рассмотреть конструкции механических колунов и выяснить, какое приспособление лучше сделать исходя из объемов колки и стоимости комплектующих. Если же требуется перерубить множество мелких веток, то лучше изготовить другой станок — дробилку для древесины.

Пружинное приспособление с рычагом

Показанные на фото варианты дровоколов состоят из следующих элементов:

  • рама из металлических профилей или труб с горизонтальными подпорками;
  • длинная стрела – рычаг, закрепленный на шарнире;
  • со стороны шарнира стрела опирается на пружину, вставленную между двумя чашками;
  • на конце рычага закреплен груз и лезвие колуна плюс сделана рукоятка для удобного хвата.

Примечание. Конструкция рамы — произвольная. Главная задача – предотвратить опрокидывание механизма в процессе рубки колод. Иногда конец стрелы заделывается в стену либо крепится к различным придомовым сооружениям.

Принцип действия дровокола основан на усилении удара за счет упругости растягиваемой вручную пружины. Под лезвием на удобной высоте размещается подставка, куда устанавливаются отпиленные колоды. Оператор одной рукой раскачивает рычаг как маятник, второй подвигает дерево под удары импровизированного топора.

Плюсы пружинного колуна, сделанного из металла своими руками:

  • простота и минимальная цена материалов для изготовления приспособления;
  • работа механизма не зависит от электроэнергии;
  • благодаря частым колебаниям рычага колоды легко рубить на дрова любых размеров – от лучин до поленьев, главное – сноровка.

Основной минус дровокола – опасность подсунуть пальцы между колеблющимся лезвием и колодкой в процессе перестановки. Ну и второй момент: механизм не освобождает домовладельца от тяжелого физического труда – нужно раскачивать стрелу, быстро двигать колоду и убирать дрова.

Замечание. Колоть сучковатые обрезки и «рогатки» гораздо сложнее – приходится наносить несколько ударов в одну точку.

Электрические модели

Механизированные колуны – винтовые и реечные, работающие от электродвигателя, значительно облегчают труд рубщика. Но стоимость этих дровоколов возрастает за счет применения моторов, деталей привода и специального раскалывающего инструмента:

  1. Главный рубящий элемент винтовой модели – металлический конус с крупной резьбой, нарезанной в сторону, противоположную вращению вала. Крутящаяся «морковка» сама острием захватывает колоду, врезается в толщу древесины и разламывает ее на 2 части.
  2. Реечная передача – основной элемент второй конструкции с электроприводом. Принцип работы напоминает автомобильную рулевую рейку – колодка насаживается на неподвижное лезвие колуна толкателем, прикрепленным к зубчатой стальной рейке.

Двигатель винтового станка может располагаться сверху и под столешницей в зависимости от оборотов ведущего вала

Справка. В реечной модели используется одна деталь традиционного колуна – заостренное под 30° лезвие. Кстати, вместо электродвигателя можно использовать подходящий одноцилиндровый мотор на бензине либо подсоединить вал отбора мощности сельскохозяйственного мотоблока.

Сборка электрического дровокола потребует затрат на изготовление ключевых деталей – резьбовой «морковки» либо рейки с шестерней. Если электромотор, шкивы привода и металлопрокат может найтись в домашнем хозяйстве, то конусный элемент придется заказать токарю, а зубчатую рейку – фрезеровщику.

Чтобы энергия удара не терялась в процессе колки вязкой волокнистой древесины, на одной оси со шкивом ставится железный маховик

С точки зрения безопасности труда предпочтительнее реечный станок, поскольку вращающиеся детали находятся под рамой, остается лишь беречь руки. С винтовым дровоколом случаются проблемы – конус легко захватывает и моментально накручивает элементы одежды. При эксплуатации агрегата нужно проявлять внимание и осторожность.

Гидравлический колун

Данная конструкция считается дорогостоящей для самостоятельного изготовления. Помимо опорной рамы, дровокол состоит из таких функциональных элементов:

  • электродвигатель, вращающий масляный насос;
  • гидроцилиндр с рукавами высокого давления;
  • распределитель усилий с ручным переключением;
  • бак с маслом и фильтром;
  • железный толкатель, прикрученный к штоку цилиндра;
  • лезвие колуна, как правило, — крестообразное.

Развиваемое гидравликой давление и крестообразная форма колуна позволяет сразу делить колоду на 4 полена

Работа агрегата построена на усилии 4—10 тонн, развиваемом гидравликой, что позволяет раскалывать колодку сразу на 4 полена (можно сделать и больше). Алгоритм действия привода выглядит так:

  1. После запуска электромотора насос поднимает давление в системе до нужной величины. Излишки масла сбрасываются распределителем через обратную линию в бак.
  2. Когда оператор нажимает ручку управления распределителем, жидкость подается в цилиндр и давит на поршень. Последний перемещает толкатель вместе с колодой к лезвию.
  3. После раскалывания оператор переключает агрегат в другой режим и масло начинает давить на поршень с другой стороны, поступая по второму шлангу. Шток и толкатель отодвигается назад.
Читайте также:
Терморегуляторы: Устройства для радиаторов позволяющие регулировать подачу тепла

Схема работы гидропривода от навесного оборудования трактора, применяемого для самодельных колющих станков

Эксплуатация гидравлического колуна сводит физический труд к минимуму – рубщику нужно лишь класть дерево на станину и включать привод. Риск получить травму довольно низкий – руки и одежда оператора находится далеко от движущихся частей машины.

Рекомендации по выбору

Наиболее сложной представляется сборка реечного механизма – нужно найти или выточить зубчатую передачу и направляющие, по которым станет двигаться толкатель. Вдобавок нужно с высокой точностью подобрать скорость вращения и передаточные числа. Другие версии рубящих устройств делаются несколько проще.

Так выглядит рабочая пара дровокола реечного типа

Конструкцию колуна выбирайте в зависимости от условий ведения работ, наличествующих в хозяйстве материалов и бюджета, выделенного на покупку комплектующих. Наши рекомендации:

  1. На даче, где электричество отсутствует либо подается с перебоями, лучше сделать простой рычажный дровокол. Финансовые затраты минимальны.
  2. Второе место по простоте занимает винтовой станок. Хотите малой механизации с небольшими вложениями – заказывайте конусный элемент и подыскивайте электромотор мощностью 1.5—3 кВт.
  3. Аппарат с гидравлическим приводом очень поможет домовладельцам пожилого и пенсионного возраста. Сложность заключается в приобретении комплекта гидравлики – насоса, цилиндра и распределителя.

Примечание. Мы специально не упомянули о масляном баке – металлический резервуар требуемого объема нетрудно сварить самому либо найти в готовом виде.

Как изготовить дровокол на пружине

Выше мы уже писали, что конструкция рамы выбирается произвольно, главное – устойчивость. Но перед тем как сделать рычаг, нужно рассчитать основные размеры по схеме распределения усилий. Задача – добиться идеального баланса между длиной стрелы, массой груза на конце и расстоянием от шарнира до пружины. Механика данной системы описывается уравнением:

  • М – масса противовеса на конце балки, кг;
  • F – сила упругости пружины;
  • l – расстояние от шарнира до пружины, м;
  • L – общая длина рычага, м.

Если пренебречь расчетом, то возможны 2 сценария: придется прилагать большое усилие на раскачку стрелы или колун станет бить очень слабо. Физический смысл: чем дальше пружина отстоит от шарнира и чем выше ее жесткость, тем длиннее потребуется рычаг и масса груза.

Расчетная схема длины рычага и веса груза на конце

Пример определения основных размеров балки. Берем пружину от автомобиля «Жигули», сжимающуюся при усилии около 200 кг (вес машины – 0.8 тонны), и отодвигаем ее от стойки на 30 см. Остальные показатели вычисляем методом подбора – длину стрелы принимаем 2 м, тогда вес груза равен 30 кг, включая массу колуна и рычага. Проверяем: 30 / 200 = 0.3 / 2 = 0.15.

Для сборки рычажного дровокола используйте простые материалы:

  • пружина от легкового автомобиля–малолитражки (ВАЗ, «Таврия» и подобные);
  • готовое лезвие от ручного колуна либо заготовка из низкоуглеродистой стали толщиной 20 мм;
  • труба по диаметру пружины – на изготовление чашек;
  • различный металлопрокат для рамы – уголки, трубы круглые и профильные с толщиной стенки 3 мм.

Совет. В качестве шарнира необязательно применять вал на подшипниках, это излишество. Механизм достаточно грубый, поэтому сгодится простая шарнирная пара вал – втулка, как сделано на фото. Похожие детали ставятся на гаражные ворота в качестве навесов.

Процесс сборки довольно прост и не требует подробного описания. Ориентируясь по чертежу, сварите устойчивую раму, изготовьте чашки и установите пружину с рычагом. В конце приделайте к балке груз и раскалывающее лезвие.

Если конструкция окажется неустойчивой, просто наденьте на горизонтальные опоры дополнительные трубы. Обзор готового колуна с указанием размеров смотрите на видео:

Собираем винтовой и гидравлический аппарат

Сильно упростить конструкцию колуна поможет подходящий двигатель с числом оборотов 500 об/мин мощностью 1.5—2 кВт. Такой электромотор стыкуется с конусом напрямую, ставить ременную передачу не придется. Если агрегат с данными характеристиками найти не удалось, готовьте следующий комплект материалов:

  • 2 одноручьевых шкива расчетного диаметра, уменьшающие частоту вращения вала до 500 об/мин;
  • ремень клиновидный;
  • подшипниковые блоки и ведомый вал;
  • винтовой раскалывающий конус, сделанный согласно чертежу;
  • профильные трубы или другой прокат для изготовления стола;
  • плита крепления электромотора из листа толщиной 8—10 мм;
  • металл 2—3 мм на столешницу;
  • крепежные болты с гайками.

Рекомендация. Не заказывайте токарю винтовую «морковку», пока не узнаете диаметр ведомого вала либо основного вала двигателя. Резьба рабочего конуса выполняется с двумя заходами, марка стали – Ст35…Ст45 (высокоуглеродистая).

Из металлических профилей надобно сварить стол, сверху закрепить лист металла. Мотор крепится на плите под столешницей, вторичный вал с конусом – наверху. Шкивы ставятся на шпонки либо фиксируются стопорными винтами. При подключении кабеля электропитания побеспокойтесь о заземлении агрегата.

Важный момент. При колке дров винтовым устройством надо правильно придвигать колодку к инструменту – строго в вертикальном положении. Если уложить ее набок, одно полено застрянет между конусом и столешницей.

На стационарной версии масляная станция располагается отдельно

Сборка гидравлического колуна отличается монтажом оборудования. Вместо электродвигателя и «морковки» нужно установить лезвие, пластину–толкатель и рабочий цилиндр. Заметьте, остальные комплектующие можно разместить отдельно, подведя к цилиндру рукава высокого давления от насоса гидростанции.

Читайте также:
Чем утеплить канализационную трубу в земле: надо ли и как правильно обогреть в частном доме

Очень подробно и доходчиво процесс изготовления гидравлического агрегата показан в видеосюжете:

Напоследок о ручных топорах

Если у вас нет возможности самостоятельно изготовить механизированный дровокол, придется рубить дровишки традиционным способом. Здесь важно подобрать удобный инструмент, который максимально облегчит работу.

Как выбираются топоры для колки дров:

  1. В магазинах продаются колуны с разной длиной рукояти и весом лезвия (2—5 кг). Приобретайте инструмент, подходящий вашей физической форме, ведь махать топором нужно часто и долго. Не стоит сразу брать самые тяжелые экземпляры.
  2. Деревянное топорище качественных изделий выстругивается из вяза, клена или березы. Указанные породы не крошатся в щепы и не раскалываются.
  3. Не покупайте топор со слишком короткой рукояткой, уменьшающей силу нанесения ударов. Чересчур длинное топорище легко обрезается под нужный размер.
  4. Проследите, чтобы «голова» плотно сидела на рукояти.

Если позволяет бюджет, стоит обратить внимание на более практичные импортные колуны с прочной пластмассовой рукояткой и различными профилями лезвия, сделанного из качественной стали. Популярные варианты – прямые топоры бренда Fiskars и колуны для заготовки дров со смещенным центром тяжести от производителя Vipukirves.

Как сделать горелку Бабингтона

При использовании отработанных масел для отопления частного дома возникает вечная проблема – предварительная подготовка горючего, очистка от примесей и воды. Упростить задачу поможет горелка Бабингтона, сжигающая отработку и другое жидкое топливо любого качества. Поскольку ее конструкция и принцип работы вызывает немалый интерес, рассмотрим эти вопросы в данном материале. Заодно расскажем, как сделать «всеядную» масляную горелку своими руками.

  • 1 Принцип работы горелки Бабингтона
  • 2 Плюсы и минусы горелки Бабингтона
  • 3 Как сделать горелку самостоятельно
    • 3.1 Подбор мощности
    • 3.2 Рекомендации по изготовлению
  • 4 О переделке паяльной лампы на отработку
  • 5 Заключение

Принцип работы горелки Бабингтона

Несколько слов об истории изобретения. Рассматриваемый способ сжигания тяжелых фракций жидкого топлива появился относительно недавно – в середине прошлого века. Если точнее, то изобретатель Роберт С. Бабингтон (R.S. Babington) запатентовал свою горелку на дизельном топливе в 1969 году. Однако, срок действия патента давно истек и теперь ее устройство доступно всем интересующимся.

Изобретение Бабингтона по принципу работы в корне отличается от традиционных масляных горелок, где смесь воздуха и топлива впрыскивается форсункой под давлением:

  1. Отработка или дизель подается из бака насосом малой производительности.
  2. Топливо капает на рабочую поверхность – сферическую или наклонную. По ней горючее стекает вниз, образуя тонкую пленку.
  3. В центре указанной поверхности проделано отверстие малого диаметра (не более 0.3 мм), сквозь которое компрессор нагнетает сжатый воздух.
  4. Горелка Бабингтона на отработанном масле работает по следующему принципу: поток сжатого воздуха, выходящего через малое отверстие под давлением, отрывает часть масляной пленки от поверхности.
  5. В результате получаем струю топливовоздушной смеси, которая после розжига образует устойчивый факел пламени. Он направляется в топку печи или котла, нагревая стенки камеры либо водяную рубашку. Ниже на рисунке показана схема работы горелочного устройства:

Поскольку часть топлива течет мимо отверстия, организован сток обратно в бак

Здесь хорошо видно, что несгоревшие остатки отработанного масла стекают с полусферы в специальную емкость, а оттуда — обратно в главный бак. Из него топливо поступает на сжигание уже под небольшим давлением, причем предварительно подогревается для разжижения. Как видите, никаких фильтрующих элементов конструкцией не предусмотрено.

Подогрев отработанного масла или дизельного топлива перед сжиганием горелкой Бабингтона очень важен и вот почему:

  1. Нагретая отработка разжижается и образует более тонкую пленку на рабочей поверхности, которая хорошо распыляется потоком воздуха. Это способствует более эффективному горению.
  2. Чем мельче капельки жидкого топлива, взвешенные в струе, тем легче произвести розжиг котла или печи Бабингтона в ручном/автоматическом режиме.

Справка. Найти и купить готовую горелку Бабингтона в заводском исполнении нереально. Известные производители масляных и дизельных агрегатов, например, KROLL или EURONORD, таковых не производят. Выход один – заказать горелку хорошему мастеру или же сделать ее самому.

Плюсы и минусы горелки Бабингтона

Особенность этого типа горелочных устройств состоит в том, что их позитивные и негативные стороны уравновешивают друг друга. Как вы уже могли догадаться, главное преимущество – использование тяжелых видов жидкого топлива любого качества. Даже при большом количестве примесей в отработанном масле самодельная горелка с воздушным наддувом будет исправно функционировать (в отличие от других печей, сделанных для использования подобного горючего).

Не помеха и наличие в отработке воды или автомобильного антифриза (в разумных пределах), хотя небольшие сбои могут иметь место. Дело в том, что сила поверхностного натяжения воды выше, чем у жидких углеводородов. Соответственно, пленка из отработки легче отрывается от рабочей поверхности под воздействием воздушного наддува в горелке Бабингтона. Если в масле имеется немного воды, то последняя практически не попадает в зону горения, а стекает вниз, в отстойник.

Совет. Злоупотреблять «всеядностью» горелочного устройства все же не стоит. Лучше перед применением отработку прогнать через грубый сетчатый фильтр.

Другой приятный для пользователя факт – большой выбор используемых видов жидкого горючего. Правда, при переходе с одного на другое придется перенастраивать горелку по дозировке топлива и воздуха. Вот перечень этих видов:

Читайте также:
Бытовые и абонентские грязевики для систем отопления

  • отработанные масла и ГСМ любого происхождения и вязкости – из автомобилей, станков и прочих машин и механизмов;
  • солярка и биодизель;
  • свежие, старые и перегоревшие растительные масла;
  • мазут;
  • светлое печное топливо, керосин.

Отработанное масло предварительно нагревается в трубке, опоясывающей корпус горелки

Теперь о недостатках, коих тоже хватает:

  1. Масляная горелка Бабингтона — устройство относительно простое. А вот система дозированной подачи и стока горючего выйдет посложнее. В схеме участвует 2 емкости, насос и топливный тракт с регулировкой интенсивности горения. Важно обеспечить качество соединений, иначе масло начнет подтекать.
  2. При использовании жидких видов топлива, особенно отработки, в котельной редко бывает чисто. Надо понимать, что грязь и запахи в помещении топочной неизбежны. Недостаток проявляется в процессе настройки горелки Бабингтона для совместной работы с самодельной печью или котлом. Сюда же относится перенастройка оборудования для перехода с отработки на дизельное, мазутное или растительное топливо.
  3. Изредка при работе горелки возникают сбои из-за того, что засоряется сопло, точнее, крошечное отверстие для воздуха. Скорее всего, причина кроется на стороне компрессора. К примеру, изношенность поршневой группы приводит к попаданию масла из картера в сопло и может стать причиной сбоев.

Отдельно стоит упомянуть о мерах пожарной безопасности. При выполнении работ, связанных с установкой масляного горелочного устройства, рекомендуется держать под рукой огнетушитель. Последний должен постоянно находиться в помещении котельной.

Как сделать горелку самостоятельно

Чтобы понимать, как сделать горелочное устройство Бабингтона, нужно изучить его конструкцию по чертежам. Таковых на просторах интернета можно отыскать немало, но для изготовления лучше перенять опыт специалистов и взять в работу проверенный прототип. Ниже представлен чертеж горелки, сделанной и испытанной одним из опытных участников одного из специализированных форумов:

Теперь несколько слов о том, из чего можно смастерить агрегат по этому чертежу. Автор в качестве корпуса использовал обычный стальной тройник с резьбами для присоединения труб диаметром 2 дюйма (ДУ50). Вместо тройника сгодится и крестовина такого же размера. Остальные элементы – в соответствии с перечнем:

    Любая металлическая деталь с полусферическим концом может выступать форсункой

Полусфера или полый шар для горелки Бабингтона. Вариантов несколько – начиная от дверной ручки из латуни и заканчивая различными сферическими гайками.

  • Сопло – сгон из металлической трубы с наружной трубной резьбой, длина – 150—200 мм.
  • Медная трубка диаметром 10 мм для топливного тракта.
  • Трубка металлическая для организации подачи воздуха. Диаметр – не менее 10 мм.
  • Фитинги резьбовые, служат для присоединения медной трубки к корпусу.
  • Также понадобится небольшой насос для перекачки отработанного масла. С этой задачей неплохо справляются агрегаты от автомобиля ВАЗ или мотоцикла, нужно только обеспечить их вращение от электродвигателя. Компрессор подойдет любой маломощный, в том числе от холодильника, поскольку давление в воздушном тракте должно быть небольшим (номинальное — около 2 Бар, максимум – 4 Бар).

    Совет. Для дозирования или перекрывания топливной магистрали на ней стоит установить специальный вентиль.

    Важная операция – просверлить в импровизированной форсунке калиброванное отверстие очень малого диаметра. Но сначала необходимо подобрать сверло требуемого размера, ведь от величины отверстия будет зависеть мощность будущей самодельной горелки Бабингтона. О расчете мощности будет сказано в следующем разделе, а о том, как самому сделать маленькое отверстие, подробно показано на видео:

    Подбор мощности

    Фокус в том, что самостоятельно произвести такой расчет по формулам довольно затруднительно. Есть данные, полученные на практике, и они гласят, что разные мастера-умельцы делают одно или несколько отверстий диаметром от 0.1 до 0.3 мм. Есть и более точная информация: если изготовить горелку с 1 отверстием размером 0.25 мм, то получится добиться мощности котла до 15 кВт (в зависимости от вида топлива).

    Совет. Не стоит сверлить отверстие слишком большого размера (более 0.3 мм), это приведет к ухудшению распыления и сгорания отработки. Кроме того, устройство будет сложнее разжечь, да и расход жидкого топлива неоправданно увеличится.

    Опираясь на эти данные, можно подобрать тепловую мощность агрегата количеством отверстий. Чтобы выйти на 30—35 кВт, придется просверлить не 1 отверстие на 0.25 мм, а два. Причем расстояние между ними нужно выдержать не менее 8 мм, чтобы факелы топливовоздушной смеси не гасили друг друга. По опыту, при работе горелки Бабингтона на отработке через одно отверстие 0.25 мм приблизительный расход масла в максимальном режиме составит до 2 л в час.

    Рекомендации по изготовлению

    Когда отверстие готово, к шару надо прикрепить трубку подачи воздуха и установить его внутрь тройника. Для герметичного вывода трубки из корпуса придется изготовить резьбовую заглушку. В ней просверливается отверстие, куда и вставляется трубка. Сверху в тройник методом пайки врезается штуцер, а к нему присоединяется медная магистраль топливоподачи. Для подогрева отработанного масла перед сжиганием используем такие способы:

    1. В бак, откуда происходит подача отработки на полусферу, встраивается электрический ТЭН с терморегулятором.
    2. Трубка, ведущая из бака, делает несколько витков вокруг разогретого сопла, за счет чего проходящее по ней топливо разогревается.

    К тройнику сначала прикручивается сопло, а потом на него надевается предварительно согнутая в спираль медная трубка. А уж потом она подключается к штуцеру. Кстати говоря, в сопле следует проделать 2 отверстия диаметром не менее 8 мм для поступления вторичного воздуха. Подробное описание, как изготовить горелку Бабингтона самому, дано в представленном ниже видео:

    Читайте также:
    Игольчатый вентиль: Разновидности вентилей и их сфера применения

    Нижний выход из тройника предназначается для стекания отработанного масла в бак-отстойник. Его можно расположить прямо под горелкой, но это не эстетично и небезопасно, — пламя слишком близко. Лучше отнести бак в сторону, а для отвода отработки придумать штуцер с резьбовой пробкой и трубкой. Тот, кто силен в области электроники, может приладить к горелке комплект автоматики розжига и безопасности с контроллером.

    Электрический розжиг может обеспечиваться одной или двумя автомобильными свечами зажигания, вкрученными в начале сопла. Это даст возможность останавливать и запускать котел в автоматическом режиме, перекрывая и возобновляя подачу отработанного масла и воздуха в горелку. Контроллер может получать сигналы от датчика пламени, температуры воды в котле и уровня топлива в баке и на их основании отключать насос и закрывать клапан топливной магистрали.

    О переделке паяльной лампы на отработку

    Некоторые домашние мастера, изучив принцип работы горелки Бабингтона, пытаются переделать под сжигание отработанного масла обычную паяльную лампу. Цель – удешевление и упрощение изготовления, ведь процессы в этих двух устройствах якобы схожи. Такое мнение ошибочно, так как паяльная лампа функционирует иначе, нежели описанная здесь самодельная горелка.

    В лампе воздух нагнетается в бачок с бензином с одной целью – вытолкнуть его и подать к форсунке. При этом горючее проходит стадию нагрева и испарения. Форсунка подает в зону сжигания уже пары бензина, жидкость там можно наблюдать только на стадии розжига, когда «голова» паяльной лампы еще не прогрелась. Отработанное же масло испарить не удастся и форсунка будет подавать его в виде крупных капель, что не способствует нормальному горению. Да и сечение жиклера быстро засорится от различных примесей.

    Вывод прост: переделать паяльную лампу для сжигания тяжелого жидкого топлива не удастся.

    Заключение

    На данный момент универсальная горелка, работающая по принципу Бабингтона, — это прерогатива мастеров–самодельщиков. Хотя она обладает массой достоинств, известные бренды не торопятся налаживать производство подобных агрегатов. Можно предположить, что причиной тому – пожарная опасность такого изделия и слишком высокая прогнозируемая цена из-за сложной системы подачи топлива с воздухом.

    Как сделать горелку Бабингтона

    Идея об использовании отработанного масла в качестве энергоносителя для обогрева зданий далеко не нова. Ввиду большого количества отработки на станциях техобслуживания автомобилей, особенно грузовых, возникла проблема с ее утилизацией. Неудивительно, что появились различные агрегаты как заводского, так и кустарного изготовления, позволяющие эффективно сжигать данную субстанцию и получать от нее тепловую энергию. Одно из подобных устройств — горелка Бабингтона на отработанном масле, ее мы и рассмотрим в данном материале, а также расскажем, как ее можно сделать самостоятельно.

    Что такое горелка Бабингтона?

    Конструкция горелки, работающей на дизельном топливе, была запатентована Робертом Бабингтоном в 1979 году. Однако, срок действия патента истек, после чего вся информация об устройстве и принципе действия агрегата стала общедоступной, как и чертежи горелки Бабингтона. В результате многие мастера смогли повторить данную конструкцию, только вместо солярки в них применялось отработанное автомобильное масло, а позже и другие виды жидких масел.

    Эффективно сжигать старые масла нелегко, так как отработка из того же автосервиса представляет собой смесь масел различной вязкости с большим количеством примесей. Также в малых долях там содержится бензин, дизельное топливо и даже антифриз. Все эти моменты учитывает конструкция горелок заводского изготовления, в них встроены фильтрующие элементы.

    Другое дело – горелка Бабингтона, для ее работы никакого фильтрования не требуется, и вот почему. Топливо в ней стекает по сферической поверхности, образуя тонкую пленку, а по центру этой сферы проделано небольшое отверстие (0.1—0.3 мм в диаметре) для подачи воздуха под давлением. Основной принцип работы горелки на отработке состоит в том, что воздух, пробивающийся из отверстия, отрывает часть стекающего по поверхности масла. В результате получается факел из топливовоздушной смеси, способной к воспламенению.

    Количество грязи в отработке влияет только на эффективность сжигания, горелка работает на отработке и не засоряется взвешенными в ней примесями, поскольку в топливном тракте нет узких проходов или отверстий с малыми диаметрами, как в форсунках. Отверстие здесь лишь одно, сквозь него проходит только воздух. Вместо сложной системы фильтрации устройство горелки на отработанном масле предусматривает подачу горючего на сферическую поверхность, а его излишки, не попавшие в факел, стекают вниз, в отстойник.

    Непременным условием качественного сжигания есть предварительный подогрев старых масел. Это необходимо по 2 причинам:

    • Повышение текучести. Благодаря этому субстанция хорошо обволакивает поверхность сферы и при подаче воздуха лучше распыляется, образуя устойчивый факел аэрозоля.
    • Снижение температуры вспышки. С помощью нагретого масла проще обеспечить розжиг для горелки Бабингтон, а при работе она максимально использует энергию топлива, выделяя больше тепла.

    Как функционирует данная горелка, наглядно показано на видео:

    Читайте также:
    Полипропиленовые трубы для системы отопления: особенности использования, технология монтажа, ошибки укладки труб, видеоинструкция по монтажу

    Чем отличается паяльная лампа от горелки Бабингтона

    Часто работу горелки с наддувом сравнивают с горением всем хорошо известной паяльной лампы. И действительно, их устройство имеет определенные сходства. А вот принцип действия абсолютно разный. В паяльной лампе бензин, находящийся в закрытой емкости, подвергается воздействию избыточного давления воздуха, создаваемого ручным насосом. Этот воздух не смешивается с горючим, а только выталкивает его в наверх, к форсунке. По пути бензин прогревается и испаряется в кожухе трубы, после чего поступает в жиклер форсунки. Выходя из него, горючее смешивается с воздухом и сгорает, образуя мощный факел пламени.

    Все происходит наоборот в вертикальной горелке Бабингтона на отработке. Через форсунку продувается воздух, а не топливо, при этом загрязненное масло не испаряется, а только подогревается до определенной температуры (не более 70 ºС). При этом жидкость сгорает не полностью, часть ее уходит в отстойник. Из-за того, что отработку испарить и подать сквозь форсунку в зону горения чрезвычайно сложно, изготовить горелку на отработке из паяльной лампы не представляется возможным. Как и заправлять бабингтоновский агрегат бензином, это не только неэффективно, но и просто опасно.

    Преимущества и недостатки

    Главное достоинство, из-за которого обрела широкую популярность самодельная горелка на отработке Бабингтон, — это ее всеядность, о чем уже говорилось выше. По сути, на сферическую поверхность можно лить какое угодно нагретое масло разумной степени загрязненности, правильно сделанная горелка будет все равно устойчиво работать. Не страшны ей и примеси бензина или антифриза, разве что их соотношение с маслом будет один к одному, тогда неизбежно возникнут проблемы. И то, это вовсе не повод избавляться от подобной смеси, для нормального функционирования горелки на отработанном масле ее потребуется хорошо разбавить «правильной» отработкой, а потом пускать в дело.

    Другое преимущество – это простота конструкции, из-за чего мастера – умельцы быстро освоили данное изделие. И правда, изготовить «сердце» аппарата из шара или полусферы, помещенного в корпус, достаточно просто. Несколько сложнее организовать топливоподачу и нагнетание воздуха, да еще настроить всю систему, чтобы горелка Бабингтона, сделанная своими руками, работала устойчиво и безопасно. Но зато здесь есть широкий простор для внедрения различных технических решений.

    Из серьезных недостатков агрегата бросается в глаза лишь один. Это постоянное наличие грязи в помещении, где функционирует горелка на жидком топливе. К сожалению, невозможно полностью исключить случайный разлив или просачивание загрязненного машинного масла через неплотности, даже если все сопряжения герметичны и установлена автоматика горелки Бабингтона. В той или иной степени грязно в помещении будет, с этим придется смириться.

    Рекомендации по изготовлению

    Благодаря своей популярности и простоте горелка для котла на отработке изготавливается мастерами в разных вариациях, мы же возьмемся описать самую простую конструкцию, которая будет доступна для повтора в домашних условиях. Для начала нужно подобрать необходимые материалы, вот их перечень:

    • Стальной тройник с внутренними резьбами диаметром 50 мм – для корпуса.
    • Сгон с наружной резьбой диаметром 50 мм – для сопла. Длина его принимается по желанию, но не менее 100 мм – для сопла.
    • Колено из металла ДУ10 с наружными резьбами – для подключения топливной магистрали.
    • Трубка медная ДУ10 необходимой длины, но не менее 1 м – на топливную магистраль.
    • Металлический шар или полусфера, свободно входящая в тройник – для рабочей части.
    • Стальная трубка не менее ДУ10 – на подключение воздушного тракта.

    Чтобы сделать горелку на отработке своими руками, надо произвести одну точную операцию – проделать отверстие по центру сферы. Диаметр отверстия – от 0.1 до 0.4 мм, идеальный вариант – 0.25 мм. Сделать его можно 2 способами: просверлить инструментом соответствующего диаметра либо установить готовый жиклер на 0.25 мм.

    Важно! Отверстие надо проделать строго по центру, а его ось должна быть параллельна стенкам корпуса (тройника), в котором будет установлена сфера. Отклонение допускается минимальное, иначе факел будет бить в сторону, что отразится на стабильной работе и расходе горелки.

    Проделать точно столь маленькое отверстие нелегко, тонкие сверла запросто ломаются. Инструкция, как это правильно сделать, показана ниже:

    Другой способ выполнить калиброванное отверстие в сферической части автономной горелки – вставить туда жиклер требуемого диаметра. Для этого просверливается отверстие, чей диаметр чуть меньше наружного диаметра жиклера, и обрабатывается разверткой. Жиклер запрессовывается внутрь и полируется, как рассказано на видео:

    Примечание. Если нужно изготовить горелки большой мощности, то диаметр жиклера можно увеличить до 0.4—0.5 мм либо просверлить 2 малых отверстия, соблюдая между ними расстояние не меньше 7 мм.

    Когда эта операция завершена, производим сборку горелки, опираясь на чертеж:

    Сбоку сопла надо выполнить отверстие достаточно широкое, чтобы производить розжиг агрегата. Спираль нагрева горючего не нужна большая, достаточно 2—3 витков. Готовое изделие можно закрепить на монтажной пластине и встроить в любой котел, в том числе и самодельный. По окончании работы нужно присоединить воздушную и топливную магистрали, а потом организовать подачу масла и воздуха. Простейший способ топливоподачи – самотеком, для этого емкость с отработкой подвешивают к стене выше горелочного устройства и прокладывают от нее трубку.

    Читайте также:
    Гофрированные трубы из нержавеющей стали для дымохода

    Если же задействовать для перекачки масла насос, то впоследствии можно задействовать датчики контроля и блок управления, тогда у вас получится автоматическая горелка, которую эксплуатировать будет безопаснее. Подробная инструкция по подбору материалов и сборке устройства показана на видео:

    Если все сделано правильно и диаметр воздушного отверстия составляет 0.25 мм, то расход топлива у горелки не должен превышать 1 л в час. Черной копоти при горении быть не должно, нужно добиться ровного горения факела. Настройка осуществляется перемещением сферы вперед–назад или изменением давления воздуха. С его нагнетанием справится любой компрессор, даже от холодильника, так как рабочее давление не бывает выше 4 Бар.

    Заключение

    Сделать своими руками горелку Бабингтона – это хорошее решение для тех, кто имеет возможность недорого приобретать старые автомасла. Обладая некоторыми навыками, устройство нетрудно встроить в камеру сгорания с водяной рубашкой и дымоходом, тогда получится самодельный котел на отработанном масле с наддувом для отопления вашего дома.

    Проект Airtronics — злая горелка Бабингтона на отработке.

    Друзья, поступает огромное количество вопросов, и здесь и в личку. Я не ожидал такого ажиотажа и Вашего внимания к моему ремейку довольно известной конструкции 60 годов прошлого века.
    Я дописываю Тему. Поступившие до этого времени Ваши вопросы мне удалось (пока) систематизировать и я дополняю тему FAQ.

    FAQ.
    1. Я не понимаю принцип действия этой горелки.
    — Маслом, подогретым до 80 градусов Цельсия, из трубки, со скошенным концом, обливается полированный стальной шар, который имеет отверстие 0.25 мм на своей поверхности. Через это отверстие подается сжатый воздух под давлением 3-5 Бара. Шар постоянно обволакивается масляной пленкой, и в том месте, где на его поверхности вышел сжатый воздух, масляная пленка разрушается и уносится в камеру сгорания, в виде аэрозоля 50 микрон. К отверстию подтягивается по поверхности шара новая масляная пленка. Именно этот эффект и открыл Бабингтон.

    2. Какие настройки необходимы этой горелке ?
    -Горелка очень чувствительна к температуре масла, обливающего шар, взаимной осевой позиции шара относительно диффузора жаровой трубы, взаимной c шаром позиции трубки, обливающей шар маслом.

    3. Какие допуски существуют при изготовлении этой горелки ?
    — Диаметр шара — не менее 30 мм. Диаметр отверстия в шаре для сжатого воздуха — не более 0,25 мм. При диаметре отверстия в шаре большем чем 0,3 мм, получите крупный масляный аэрозоль, шумное горение, тяжелый запуск. Более 0.25 мм и до 0.3 мм — это можно компенсировать путем повышения температуры масла, обливающего шар, повышением давления воздуха в отверстии шара до 5-6 Бар. Если отверстие в шаре больше 0,3 мм, то у Вас не получится горелка. Таким образом, 0.3 мм — это критический порог.

    4. Как нагревается масло в этой конструкции ?
    -Предпусковой и дежурный нагрев. ТЭН в масляном баке греет масло до 80 град Цельсия. При заведенной горелке, масло, обливающее шар нагревается от рекуперативного калача. Это 4 витка медной трубки, свернутой вокруг жаровой трубы с воздушным зазором 10 мм, во избежании коксования масла в калаче. После выхода горелки в рабочии режим, ТЭН отключается.

    5. Каковы пути оптимизации конструкции и повышения тепловой мощности ?
    -Каждое новое отверстие в шаре, выполненное соосно с жаровой трубой — это +50% мощности. Если Вы располагаете прецизионными станками, то можете выполнить эти отверстия коммутируемыми электромагнитами. Второй путь — это удачная разработка конструкции жаровой трубы. Посмотрите материал по разработке жаровых труб турбореактивных двигателей.

    6.Расход масла, тепловая мощность ?
    -Конкретно эта конструкция имеет расход около 2.5 литров в час. Ее мощность, посчитанная по двум методикам — около 50 КВт.

    7.Что вообще там горит и как горит ?
    -Горит любое масло, вплоть до черной грязи. Главное, чтобы текло подогретым и обволакивало шар. Уясните, что даже растительное масло из фритюрниц имеет теплотворность свыше 17 000 BTU. Настроенная горелка работает без копоти вообще, запах выхлопа — как от хорошего дизельного ДВС.

    8.Требую видео, где видео ?
    -Дык вот тут видео:


    9.Что дальше ? Будет ли продолжен проект ?
    -Да, конечно. На подходе — TurboAirtronics.

    горелка Бабингтона на отработаном масле

    • Авторизуйтесь для ответа в теме

    #1 профессор

    winner 2008: best Manta

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 809
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: Все что связано с OPEL MANTA!
    • Авто: opel manta
    • Реальное имя: Иван
    • Место жительства: Город Ейск .Краснодарский Край

    Вот собственно решил открыть тему. В наше холодное время я думаю вполне актуально.топить гаражи. боксы. дома.
    Устройство и принцып работы можно расмотреть на ютубе.
    http://www.forumhous. /threads/84957/ сдесь собераются истиные бабингтонщики
    http://lunohodov.net. t. asc&start=0 сдесь на фото очень примитивно показано устройство горелки.

    Сама горелка была придумана в 60 годах в америке. недавно был снят патент. чертежи оказались в общем доступе.
    Сам собрал такую горелку.
    1. подача масла. очень важно! состоит из резервуара.
    насос масло (ваз.газ.мот урал.и.т.д) в моем случае это газ 402 мотор..валялся со сломаным приводом.
    электро редуктора. можно с ваза. но лучше с иномарки. они мощьнее.
    блок питания. нам в нашем случае достаточно 5 вольт на редуктор. был взят блок с компа 450 ватт. замыкаем зеленый с черным проводом в центре колодки (зеленый там единственный)
    бросаем на желтый- черный (12 вольт) либо на красный- черный (5 вольт) нагрузку. любую. потом производим включение.
    без нагрузки блок выйдет из строя после включения.
    Депульсатор-устройство сглаживания подачи масло с насоса. Состоит из небольшого цилиндрического резервуара обьемом 50 граммов.С верхней подачей масла в него. обраткой по середине.и подачей топлива в горелку.
    автоматического тена.. их в продаже полно. любой с регулятором температуры.

    Читайте также:
    Гофрированные трубы из нержавеющей стали для дымохода

    По порядку . резервуар.за основу возмем в пример алюминивый бидон. в нижней части устанавливаем тен. на крышке монтируем насос с приводом.таким образом что бы маслозаборник не доставал до дна бидона.! Иначе можно сжечь тен который будет без масла.

    2. горелка .устройство корпус. можно взять трубу диамметр 60мм. либо крест сгон чугун. я собрал на тройнике. стоит 3 доллара.
    вертыши к нему же.
    Шар. это ввобще отдельная тема. нужен шар в идеале 40 мм. можно собрать горелку на двух шарах 20 мм как делал это американец(буду в скором времени такую соберать)
    можно на одном шару.
    за основу можно взять шаровую с авто любого. выбить шар с валом. закинуть его в печь(что бы отпустить метал иначе не просверлите)

    отдать токарю чтобы он вам просверлил отверстие 3 мм. со стороны вала с резьбой. не доходя до стенки шара 1 мм.
    далее берем сверло 0.25 мм и сверлим отверстие. для удобства можно накернить центр шара.( по окончанию сверления шар полируем)
    где можно найти такое сверло? часовщики.у них точно есть. я лично нашел на рынке.
    отверстие больше 0.30 не рекомендую. плохое перемешивание масло-воздух. плохое КПД.
    В какой патрон зажать такое сверло? берем тонкий провод медный вытаскиваем оболочку .вставляем в него сверло .нагреваем зажигалкой. далее зажимаем в патрон.
    биение минимальное. проверено мною.как один из краних способов.
    можно взять иглу с шприца. в него вставить сверло. зажать в патрон.
    можно попросить тех же часовщиков.чтоб они просверлили.
    Очень важно! выдержать соосность отверстия. иначе факел будет бить в сторону.

    Собераем чудо горелку. устанавливаем шар в крестовину.(просим токаря чтобы он сделал переходник.для возможности передвижения шара по оси внутри горелки)
    монтируем подачу топлива с депульсатора.(на депульсаторе желательно установить кран -дозатор топлива.)
    в нижней части креста монтируем обратку назад в бак.
    в передней части креста со стороны шара устанавливаем сферическую крышку от вазовского бензонасоса с отверстием центре 20 мм .(он сделает нашу горелку гермитичной)
    с задней стороны (резба шара. подаем воздух. желательно установить редуктор) делаем подачу вторичного воздуха. 4 отверстия 4-6 мм в корпусе крестовины.

    Настройка.
    1.включаем тен температура 65 градусов.сработало реле.
    2. включаем насос (только после того как нагрелось масло. иначе навернете редуктор об густое холодное масло).
    3 ждем пока масло прогонит через депульсатор и пойдет в обратку.
    4. открываем кран дозатор смотрим как масло растекается по шару. важно чтобы первая капля шла по центру шара точно по отверстию.
    5. прогоняем часть масла. наблюдая как справляется депульсатор со своей задачей. масло должно течь равномерно тоненькой струйкой без пульсации.
    6. если все хорошо подаем воздух в нутрь шара . начиная с 3 атмосфер. смотрим как распыляется фракция.
    7. двигая шар по оси можно добится правельного соотношения воздух-топливо. индивидуально для вашей горелки.

    Первый пуск. тестим горелку в помещении
    перед горелкой можно бросить кусок трубы 80мм диаметром. и длиной не более 170 мм. и направить туда горелку . Это будет вашей временной жаровой трубой.
    Зажигаем горелку. по той же схеме как и (Настройки) с 1-4 пункт.
    Зажечь можно горелку .газовым переносным балончиком..
    Открываем воздух горелка должна зажется с первого раза.если же нет

    Значит убавляем топливо краном на минимум .зажигаем воздухом с 2.7 атмосферы.
    Прогреваем. добиваемся путем регулировок синего пламени без дыма.

    Приблизительный расход топлива на отверстии 0.2 мм -700-1100 грамм. 17-20 килловат.

    Моя горелка на двух отверстиях 0.2 мощность 50 килловат стоит в окрасочной камере на теплообменике.выдает солидную мощь при расходе 1.6 кило в час.

    Любит любую отработку.Не боится воды. антифриза. мусора и присадок в масле. на забивается осадком в отличии от фирменых форсуночных горелок.
    отличная безопасная горелка. сам корпус при работе не нагреватся выше 70 градусов.

    Кому будет интересно. все раскажу.

    в планах собрать автоматический микропроцессорный контролер . либо купить готовый.

    • opel8618s это нравится

    #2 Свирепый бамбр

    Северный деревянный омеготролль-тракторист с манией величия

  • Наши пользователи
  • Cообщений: 10 836
    • Пол: Мужчина
    • Интересы: гниль, митолл, опиль, бухать, гараж, болгарка, кувалда и горелка бабингтона, троллить покера.
    • Авто: опель омега а 1 шт, трактор 1шт, астра сарай 1шт, фронтера а 1шт, пиджера 1шт
    • Скайп: medved_11ru
    • Реальное имя: Сергей
    • Место жительства: г.Сыктывкар

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: